Только на первый взгляд кажется элементарной темой. На самом деле здесь есть множество своих нюансов, без знания которых писать грамотно практически невозможно.
С безударными гласными всё легко: просто подбирается в котором нужный звук будет под ударением, - и вставляется по аналогии (мячи - мяч, волна - волны). Но другой вопрос - чередующиеся гласные в корне. Примеры этого правила встречаются нам постоянно: вытер - вытирай, загар - сгореть, заря - зори - эти слова встречаются ежедневно, и интуиция не всегда подскажет, какую же букву вставить на месте пропуска. Гадать или не гадать - вот в чём вопрос. Лучше, наверное, разобраться и чувствовать себя уверенно.
В принципе примеры чередования гласных в корне слова условно можно разделить на пять частей. Самая маленькая из них - чередование о//а, зависящее от наличия закорневого суффикса.
Единственным корнем, подходящим под это правило, называют кас//кос. Если после него есть суффикс «а» - нужно писать «кас» (касание), в противном случае пишется «о» (прикосновение).
Закрепляем первые корни с чередующимися гласными практикой. Нужно расставить буквы на месте пропусков:
К…саться, к…снуться, к…сой, к…сательная, к…сный (ум), зак…тать (рукава), кас…ание, неприк…сновенный, к…сательно, соприк…сновение .
Другая небольшая группа - корни с чередующимися гласными, правописание которых зависит от следующей после корня согласной. К ним относятся раст//ращ//рос, скак//скоч и лаг//лог.
В первом случае гласная «о» пишется только перед «с» (вырос), иначе нужно вставлять «а» (растение, выращенный) - всего три сочетания букв, влияющих на чередующиеся гласные в корне. Примеры и одновременное закрепление: выр…стить, возр…сли, отр...щивать, прир…сли, отр…стить, взр…щивать. Кстати, ещё одно важное уточнение: в этом правиле есть слова-исключения, написание которых нужно запомнить: отрАсль, РОстов, рОстовщик. РОстислав, рОсток .
Далее идёт корень скак//скоч, где перед «к» нужно писать «а», а перед «ч» - «о». Правда, и тут есть свои исключения: скАчу, скАчок и все производные от них. Практикуем этот пункт правила: ск…кать, выск…чить, вск…кивать, вск…чить, выск…кивать, ск…чет .
И последний корень этого правила - лаг//лож, здесь тоже всё предельно ясно: перед «г» - «а» и перед «ж» - «о». Слова с чередующимися гласными в корне-примеры этого правила для закрепления: пол…жить, прил…гательное, изл…жение, изл…гать, л…жка, предл…гать . Но и тут есть своё исключение: полОг.
Третья, отнюдь не большая группка, - чередующиеся гласные в корне, примеры написания которых зависят от смысла. Это, кстати, один из самых запутанных пунктов правила, несмотря на то, что корней в нём только два: мак//мок и равн//ровн.
Если подразумевается полное погружение в жидкость, то пишется корень «мак», если же способность пропускать воду - «мок». Попробуем разобраться с примерами: м…кать в чай, непром…каемый, обм…кнуть в чернила, пром…кнуть написанное пром…кательной бумагой .
С корнем равн//ровн всё немного сложнее. Если говорится о том, что что-то равно чему-то, «одинаковости» - нужно писать корень «равн», если же о гладкой поверхности - «ровн». Запоминать этот пункт, кстати, можно с ассоциациями: равенство - «равн», ровный - «ровн». Но и тут есть свои исключения: рАвнина, рАвняйсь, рАвнение, рАвняться. Закрепляем: выр…внять, ур…внять, ур…вень, ср…внение, зар…внять, р…внина .
Корни зар//зор, плав//плов//плыв, пай//пой - без ударения пишется «а», под ударением - «о». Сразу же запоминаем исключения: плОвец, плОвчиха, плЫвун и зОревать (с последним словом вопрос спорный - в некоторых пособиях оно даётся как исключение, но в других не указывается вообще). Закрепляем: з..ри, п…яльник, з…рька, пл…вать, прип…й, з…ря.
В корнях гар//гор, твар//твор и клан//клон всё с точностью до наоборот: под ударением пишется «а», а без ударения - «о». Исключений, правда, чуть больше: пригАрь, изгАрь, выгАрки, утвАрь. Запоминаем: покл…нение, г…реть, кл…няться, заг…р .
И самая масштабная группа, аналогичные примеры чередования гласных в корне слова которой уже разбирались выше, - зависящее от суффиксов правописание е//и в ряде слов. Плюс в том, что, несмотря на большое количество корней, подходящих под это правило, исключений практически нет, да и запоминать можно по мнемонической фразе. Вот она: «Ноги вытЕр? — ВытИрай!».
Уже догадались? Да, чередование гласной в этом случае зависит от наличия суффикса «а», как в кас//кос. Этому правилу подчиняются корни бир//бер, тир//тер, мир//мер, дир//дер, пир//пер, стил//стел, блист//блест, жиг//жег, чит//чет. И на всё это огромное количество корней всего два исключения: сочЕтание и сочЕтать. Некоторые, правда, относят сюда ещё слова задИра и протИрка, но здесь гласная находится под ударением, поэтому написать её с ошибкой очень проблематично.
Закрепляем самую масштабную группу: бл…снуть, заб…рать, прот…р, зам…рать, уд…ру, расст…лить, разж…г, проч…тать, отп…рать, соч…тать .
Вспомнить всё вышенаписанное поможет таблица «Чередующиеся гласные в корне».
Исключения |
|||
По смыслу | равн//ровн | Погружать в жидкость//пропускать воду Делать равным//делать ровным | рАвняйсь рАвнение рАвняться |
От закорневого суффикса | Суффикс «а»//нет суффикса «а» | ||
От закорневого суффикса | стил//стел блист//блест | Суффикс «а»//нет суффикса «а» | сочЕтание сочЕтать |
От сочетания согласных | раст//ращ//рос скак//скоч | перед «ст» и «щ»//перед «с» перед «к»//перед «ч» перед «г»//перед «ж» | рОстовщик |
От ударения | плав//плов//плыв | без ударения//под ударением | зОревать плОвчиха |
твар//твор клан//клон | под ударением//без ударения |
Как видно из таблицы, всё длинное правило умещается в несколько ячеек. В принципе, достаточно запомнить несколько примеров из каждой категории, чтобы писать грамотно, правда, об исключениях забывать нельзя ни в коем случае. Со временем чередующиеся гласные в корне, примеры которых встречаются повсеместно, совсем перестанут вызывать трудности.
В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый. |
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . | Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . | Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет. |
Обратите внимание!
1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .
2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
).
Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .
4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
интелле
кт. интелли
гент,
аккомпане
мент. аккомпани
ровать,
лиде
р. лиди
ровать,
трене
р. трени
ровать,
абоне
мент. абони
ровать,
дезинфе
кция. дезинфи
цировать.
Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . | Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. | Прига рь, изга рь, выга рки. |
Клан-/клон- | Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение. | ||
Твар-/твор- | Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. | Утва рь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . | За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. | Зо ревать, зо рянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . | Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. | Пло
вец, пло
вчиха; плы вуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Раст-
Ращ-/рос- |
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . | Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. | а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . | Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. | Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а , перед ж пишется о . | Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. | Поло г . |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Мак-/мок- | Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». |
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». |
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). | Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник. |
Корни | Правило | Примеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бир-/бер- |
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е . . |
Заби ра ть - забе ру. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жиг-/жег- | Выжи га ть - выже гший. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стил-/стел- | Засти ла ть - посте лить. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блист-/блест- | Бли ста ть - бле стеть. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мир-/мер- | Уми ра ть - уме реть. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тир-/тер- | Сти ра ть - сте реть. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дир-/дер- | Разди ра ть - разде рёт. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пир-/пер- | Запи ра ть - запе реть. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чит-/чет- |
Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило. 2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть. В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и . Пи р, пи ровать. Чередование A(Я) /им(ин)
2.3.3. Употребление буквы ЭКак отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ). В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э . При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу. 2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
Обратите внимание! 1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля . 2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению. Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
). 3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать . 4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.: интелле
кт. интелли
гент, Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне? 2.3.2. Правописание корней с чередованием гласныхКорни с чередующимися гласными А /О1. Зависимость от ударения
2. Зависимость от конечных согласных корня
3. Зависимость от наличия суффикса -а- 4. Зависимость от значения
Корни с чередующимися гласными И /Е
|