Главная » Дом » О чем заставляет задуматься островский. Какие мысли и чувства вызвала во мне драма «Гроза»? (Школьные сочинения). А.и. журавлёва, м.с. макеев

О чем заставляет задуматься островский. Какие мысли и чувства вызвала во мне драма «Гроза»? (Школьные сочинения). А.и. журавлёва, м.с. макеев

Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «... кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.

Но Лариса - натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя.

Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.

Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.

Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», - говорит она, стоя у решетки.

Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь».

Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда ник^о не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «...смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

У Островского были написаны произведения про женщин, у которых не легкая жизнь. И это пьеса одна из них. Тут же автор показывает несчастную любовь, и к чему она может привести.

Главная героиня попадает в такую жизнь, которая показывает всю жестокость общества. Автор хочет показать, что люди забывают, что они являются ими. А Лариса попадает примером такой жизни. Они даже не задумываются о чувствах других. Думаю только о выгоде и о развлечениях. Главная героиня обладает приятными качествами, но в скором времени они ей и повредят. Она добрая девушка, и имеет хорошее воспитание. Оно показывается тогда, когда Лариса достаточно хорошо относится ко всем, и с уважением. Я считаю, что ее мать относится к ней несправедливо. Главная цель матери в жизни, это за счет своего вранья, получить, что она хочет. Также, когда искала жениха своей дочери, имела задачу найти богатого. Не думала она совсем о счастье Ларисы. Считая, что если будут деньги, ей будет неплохо житься. Мать и дочь достаточно разные, и это сразу заметно. Главная героиня потерпела разочарование в любви, да и прошло немного и времени. Но ей уже говорят искать жениха, ведь время идет и неважно будет ли она его любить.

Лариса испытывает сильную боль, и никто ее не понимает. В ее доме только и есть, что непонимание. Главная героиня, как будто одна осталась на этом свете. Я думаю, что последняя ее капля была, это когда приехал Паратов. Это было достаточно жестоко, когда ухаживал целых два месяца и потом просто бросил.

Что же остается главной героини, это выйти за Карандышева. Она была достаточно несчастная с ним, да и пропал ее смысл жизни вообще. Жених ее является тем типом людей, которые имеют высокомерие, но при этом никто в этой жизни. Над ним смеются другие, а он этого не видит, и думает, что становится одним из них. Последним спасением Ларисы - деревня. Она все хочет туда уехать, почувствовать покой. Там же пение птиц, что очень успокаивает девушку и дает ей новые силы.

Главная героиня думает, что Паратов не плохой человек. Да и для нее он идеал. Но как было бы не больно признавать, но он тот же жестокий, как все их общество. Она даже готова вернутся к нему, и уехать куда угодно с ним. Паратов не достоин главную героиню, хоть она этого даже не понимает. Окрыленная своей любовью, она забывает обо всем. И опять же она доверяется ему, что приводит в начальную ошибку.

Сочинение про Ларису

В мире, где не любят и все эгоистичны, отзывчивая и чувствительная Лариса вначале ощущает себя неуютно. Отчетливо видно, как в самом начале, сидя на берегу, она любуется на Волгу, глубоко ушедшая в свои мысли. Вокруг нее бушуют дешевые страсти, борьба амбиций, мелкие вожделения. Героиня же находится в полном одиночестве со своими мыслями и мечтами. С большой неохотой, как бы придя в себя, возвращается она в мир, где ее окружают люди. Лариса, по натуре романтическая девушка с тонким психологическим чутьем и болезненной чуткостью. Все ее эти черты принуждают сопереживать разгульную жизнь в отчем доме. Когда же Паратов уехал, и она опозорилась на одной из вечеров из-за мошенника, предложившего ей руку и сердце при всех гостях, то тогда она просто в порыве отчаяния решила обручиться с Карандышевым. Она думает уйти из жизни, но, что-то неизвестное не пускает в загробный мир, держит ее в жизни.

В Ларисе отсутствует целостность и мужественный характер Катерины из «Грозы», решимость Параши. Она представляет себя в роли вещи. И как только она это осознает, неприятное слово произносится ею вслух. Лариса начинает относиться к себе апатично, она равнодушна к людям. С бесстыдным вызовом, с выражением отчаяния и опустошенной души она заявляет, что будет содержанкой у Кнурова, потому что любой предмет должна иметь своего хозяина.

С особой милостью она принимает свою погибель, заключенную в выстреле Карандышева. Девушка считает это благодеянием. Она принимает смерть с благодарностью и умирает под шумное цыганское пение, посылая своим прощальный поцелуй. Во всех ее действиях - и в смерти рядом с весельем цыган, и в словах, где звучит речь, наполненная прощением и чувствами - есть некое кощунство. От этой драматической сцены отдает полным равнодушием, где Лариса полностью разочаровалась в жизни. Тяжело осуждать героиню за ее душу, в которой томилось сплошное разочарование, и за то открытую бесстыдную для такой девушки речь, произнесенной перед ее кончиной. Горестно осознавать, что такая милая девушка не смогла найти свою любовь и погибла, так и не изведав женского счастья.

Вариант 3

В произведении А.Н. Островского героиня столкнулась с расчетливостью и материальной потребностью мира, которая вытеснила истинную любовь. Здесь открыто выражена драма человеческой личности в расчетливом обществе. Лариса Дмитриевна стала жертвой этого мира.

Она милая девушка, хорошо относится к своей матери и окружающим людям. Её мать практичная особа, ищет богатого и выгодного жениха для своей дочери. Но Лариса Дмитриевна сердечно переживает, ведь в её сердце живет истинная любовь и преданность к любимому человеку. Она уже успела разочароваться в нем, когда тот неожиданно исчезает после встреч с ней. У девушки чуткая и ранимая натура, забыть своего возлюбленного не получается. Мать навязывает девушке брак с Карандышевым, считая, что тот выгодный жених для её дочери. Но Ларисе он противен, суть жениха состоит в высокомерии и ничтожестве. От своих переживаний девушка ищет спасения в деревне. Она утешается песнями, в её душе звучит различная музыка: от цыганских песен до русских романсов.

Когда появляется её любимый, Лариса готова простить ему многое. Но до конца она не знает своего возлюбленного, не понимая в том, что его сущность отличается от её: примитивностью, расчетливостью и самолюбием.

Паратов хочет весело провести остаток «холостых дней», для этого он приглашает Ларису Дмитриевну прокатиться с ним по реке Волге, где потом и признается, что не готов жениться на ней. Сцена разговора двух людей после поездки полна драмы и разочарований. Девушка с ужасом узнает, что её любимый уже обручен и её использовал, как развлекательную вещь. Как жить дальше? Лариса не знает. Отдать всю себя, душу и тело, не получив ничего взамен, печально. Душа у девушки растерзана. Выйти замуж за другого человека она не хочет, не спасет её и этот выход. Её единственный выход – умереть. Спасает её Карандышев, выстрелив в свою несостоявшуюся невесту. Умирая девушка благодарит его за то, что он помог уйти из этого ничтожного мира, в котором исчезли её любовь и иллюзии. Лариса ощущает себя продажной вещью, где преобладает расчетливость.

В заключение сочинения хочется отметить, что драматический эпизод заключается в том, что внутреннее содержание у Ларисы чище, чем у других людей. Материальная потребность вытеснила в мире буквально все: любовь, добро, душевность. Лариса поняла, что любовь стоит после денег и положения в обществе и не смогла жить в нем. В драматической пьесе Островский заострил данную проблему, добился того, чтобы читатель понял соотношение чувств и расчетов. Если многие будут выбирать деньги и расчет, то навсегда исчезнет преданность и главное чувство – любовь!

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Куприна Изумруд

    Писатель любит описывать жизнь животных, щедро делится с нами своими наблюдениями. Главная позиция в рассказе отдана молодому, шустрому жеребцу с необычной кличкой – Изумруд

  • Анализ рассказа Солженицына Матрёнин двор 9 класс

    Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в середине 50-х гг. прошлого столетия. Повествование ведется от первого лица, своеобразного человека, мечтающего о жизни в глубинке родной страны, в отличие

  • Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

  • Доктор в романе Обломов Гончарова (характеристика и образ) сочинение

    Доктор в романе Обломов был немолодым сдержанным мужчиной, низкого роста, с небольшим брюшком, румяными щеками и блестящей лысиной, которую на затылке окружали густые волосы черного цвета.

  • Сочинение Летний дождь

    Дождь всегда один и тот же, он не меняется, но мы смотрим на него по-разному. Осенний дождь приносит печаль и раздумья, зимний дождь – слякоть и зыбь, весенний дождь – радостный и громыхает громом

Окт 30 2010

Главной героиней пьесы А. Н. Островского « » является Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.

Но Лариса - натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя.

Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.

Она понимает, в конце концов, что за Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.

Главная приходит к решению покончить самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», - говорит она, стоя у решетки.

Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь».

Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда ник^о не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «…смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Пьеса Александра Николаевича Островского "Гроза" написана драматургом в 1859 году. Состоит из пяти действий. События разворачиваются в волжском городке Калиново. Для понимания сюжета необходимо учесть, что между третьим и четвертым действием проходит десять дней.

Фабула довольно проста: жена купца, воспитанная в строгих нравственных правилах, полюбила приехавшего москвича, племянника другого местного купца. С ним она изменяет мужу, затем, измученная чувством вины, публично кается и погибает, бросившись в волжский омут.

Известно, что пьеса была написана по просьбе актрисы Любови Павловны Косицкой, с которой автора связывали нежные чувства. Да и монологи главной героини были созданы драматургом под влиянием рассказов этой женщины о своих мечтах и переживаниях. В спектакле, сразу же завоевавшим большую популярность у публики, актриса с блеском исполнила роль Катерины.

Разберем краткое содержание пьесы А.Н. Островского "Гроза" по действиям.

Действие первое

События начинают разворачиваться на берегу Волги, в городском сквере.

В начале пьесы самоучка-изобретатель вечного двигателя Кулигин, Ваня Кудряш (приказчик купца Дикого), и Борис (его племянник) обсуждают характер купца-самодура и заодно нравы, царящие в городке.

"Воин" с "говорящей" фамилией Дикой ругается что ни день со всеми и по-любому поводу. Борису приходится терпеть, поскольку по условиям завещания он получит свою долю наследства от него только проявляя почтение и послушание. О жадности и самодурстве Савела Прокофьевича хорошо всем известно, поэтому Кулигин и Кудряш сообщают Борису, что никакого наследства ему, скорее всего, не видать.

Да и нравы в этом мещанском городке уж больно жестоки. Вот как об этом говорит Кулигин:

В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.

Затем ученый-самоучка убегает искать средства на свое изобретение, а Борис, оставшись в одиночестве, признается сам себе, что безответно и платонически влюблен в Катерину, жену купца Тихона Кабанова.

В следующем явлении проходят по бульвару все это семейство - сама старая Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова), сын ее Тихон, его жена (которая и является главной героиней пьесы Островского "Гроза") и сестра мужа по имени Варвара.

Кабаниха, верная Домострою, поучает и ворчит, называя сына "дураком", требует благодарности от детей и невестки, а впрочем, тут же и упрекает всех близких в непослушании.

Затем она уходит домой, Тихон - промочить горло к Дикому, а Катерина, оставшись с Варварой, обсуждают ее нелегкую долю.

Катерина - особа возвышенная и мечтательная. Здесь (явление седьмое) звучит ее монолог о том, как ей жилось в девушках, и эти, ставшими знаменитыми, слова:

Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Катерина признается Варваре, что ее мучают скверные предчувствия и тревожат сны о скорой ее смерти и каком-то несовершенном еще грехе. Варвара догадывается, что Катерина влюблена, но совсем не в мужа.

Героиню очень пугает приход сумасшедшей старой барыни, которая пророчит всем адские муки. Кроме того, вот-вот начнется гроза. Возвращается Тихон. Катерина умоляет всех пойти домой.

Действие второе

События переносят нас в дом Кабановых. Служанка собирает вещи Тихона, который едет куда-то по материному поручению.

Варвара передает Катерине тайный привет от объекта ее влюбленности Бориса. Та пугается даже при упоминании его имени и говорит, что любить будет лишь своего мужа.

Кабаниха руководит сыном: велит держать себя в строгости и передать свои наставления оставляемой молодой жене: почитать свекровь, вести себя скромно, работать и в окна не глазеть.

Катерина, оставшись наедине с мужем, говорит ему о тяжелом предчувствие и просит либо не уезжать, либо взять ее с собой в поездку. Но у того только одна мечта - вырваться поскорей из-под материнского ига хоть и на две недели да отпраздновать свободу. О чем он, не скрывая, сообщает Катерине.

Тихон уезжает. Приходит Варвара и сообщает, что спать им разрешили в саду, и передает Катерине ключ от калитки. Та, испытывая сомнения и страх, все-таки прячет его в карман.

Третье действие

Сцена первая. Вечер. У ворот в дом Кабановых сидят Кабаниха с Феклушей и разговаривают о том, что время стало "в умаление приходить" от городской суеты.

Появляется Дикой. Он под хмельком и просит у Кабановой "разговорить" себя, как она одна только и умеет. Та приглашает его в дом.

К воротам подходит Борис, которого манит сюда желание увидеть Катерину. Он размышляет вслух, что женщина, которую выдали замуж в этом городе - считай, что похоронили. Появившаяся Варвара сообщает ему, что ночью его будут ждать в овраге "за Кабановым садом". Она уверена, что свидание состоится.

В сцене второй уже наступил поздний ночной час. У оврага стоят Кудряш и Борис. Племянник Дикого признается молодому приказчику, что влюблен в Катерину. Кудряш советует выкинуть ее из головы:

Смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта.

На свидание к Борису выходит Катерина. Она сначала испугана, и все ее мысли о предстоящей расплате за грех, но потом женщина успокаивается.

Действие четвертое

Гуляющие горожане от начинающегося дождя собираются под крышей полуразрушенной старинной галереи, рассматривая и обсуждая сохранившиеся еще на ее стенах росписи с изображениями боевых сцен.

Тут же разговаривают Кулигин с Савелом. Изобретатель уговаривает купца пожертвовать денег на солнечные часы и громоотвод. Дикой по обыкновению бранится: дескать, гроза дается в наказание от Бога, и никакое это не электричество, от которого можно защититься простым куском железа.

Дождь заканчивается, все расходятся. Зашедшие в галерею Варвара с Борисом обсуждают поведение Катерины. Варвара говорит, что после приезда мужа она

дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает.

Начинается гроза. Под крышу галереи снова собирается народ, среди них - Кабанова, Тихон и смятенная Катерина.

Тут же появляется сумасшедшая старая барыня. Она грозит Катерине геенной огненной и адскими муками. Снова гремит гром. Молодая женщина не выдерживает и признается мужу в измене. Тихон растерян, свекровь злорадствует:

Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!

Действие пятое

Кабанов, встретясь на бульваре с Кулигиным, жалуется ему на невыносимую обстановку в доме: Катерина, безответная и тихая, ходит, как тень, маменька, мол, ее поедом ест. Варвару она точила-точила, посадила было под замок, да дочь из дома и сбежала - вероятнее всего, с Кудряшом, потому что он тоже пропал.

Бориса Дикой высылает с глаз долой - на три года в сибирское местечко Тяхта.

Приходит служанка Глаша, сообщает, что куда-то ушла Катерина. Борис, беспокоясь за нее, вместе с Кулигиным отправляются на ее поиски.

На пустую сцену выходит Катерина, мечтающая в последний раз увидеть и проститься с Борисом. Она вспоминает его, плача:

Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!

Услышав ее голос, появляется Борис. Они горюют вместе. Борис совершенно покорился судьбе: он готов ехать, куда его пошлют. Катерина не хочет возвращаться домой. Что домой, что в могилу, размышляет она. Да и то в могиле лучше. Кабы только не схватили да не воротили в дом насильно. Восклицая:

Друг мой! Радость моя! Прощай!

В следующем явлении появляются Кабанова, Тихон, Кулигин и работник с фонарем. Они ищут Катерину. Подходят еще люди с фонарями. Большинство предполагает, что, мол, ничего страшного, потерянная сама скоро вернется. Голос за сценой требует лодку, сообщая, что в воду бросилась женщина.

Из толпы говорят, что Катерину вытащил Кулигин, заметив ее платье в омуте. Тихон хочет бежать к ней, но мать не пускает его, грозя проклятием.

Выносят тело Катерины. Кулигин говорит:

Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Тихон пытается обвинить мать в несчастье, но та, как всегда, держится твердо. "Нечего о таком сокрушаться", - говорит она.

Но последними в пьесе все-таки становятся слова Тихона, который восклицает, обращаясь к мертвой жене:

Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

Ниже мы перечислим основных героев "Грозы" Островского и приведем их в том числе и речевые характеристики.

Катерина

Молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Натура впечатлительная, возвышенная, тонко чувствующая людей и природу, богобоязненная. Но при этом с высшими устремлениями, тоскующая по настоящей жизни.

Говорит Варваре, что "будет терпеть пока терпится", но:

Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!

Главная героиня не случайно названа автором Катериной (простонародный вариант, полная форма, более принятая у дворян - Екатерина). Как известно, своим происхождением имя обязано древнегреческому слову "Экатерини", что значит "чистая, непорочная". Кроме того, имя связывают с жившей еще в III веке которая стала мученицей за то, что приняла христианскую веру. Ее приказал казнить римский император Максимин.

Тихон

Муж Катерины. Имя персонажа также "говорящее" - он герой тихий и по характеру мягкий, жалостливый. Но во всем слушается суровую маменьку, а если и протестует, то словно не всерьез, вполголоса. Своего мнения не имеет, спрашивая у всех совета. Вот даже и у Кулигина:

Что ж мне теперь делать, скажи ты мне! Научи ты меня, как мне жить теперь! Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возьмусь — руки отваливаются. Вот теперь домой иду; на радость, что ль, иду?

Кабанова

Среди персонажей "Грозы" Островского этот самый колоритный. Образ, воплощенный в Марфе Игнатьевне Кабановой - довольно распространенный в литературе образ авторитарной "маменьки", которая все обо всем знает. Опирается на традиции и блюдет их, "под видом благочестия", распекая за незнание молодых:

Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на позор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. ...Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.

Кулигин, метко и емко характеризующий многих, сообщает о ней Борису:

Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем!

Борис

"Порядочно образованный", как сказано о нем в начале "Гроза", молодой человек, ожидающий милости от своего дяди, купца Дикого. Но наличие образованности не способствует его решительности и не играет в формировании его характера никакой роли. Как Тихон зависим от Кабанихи, так и Борис - от "пронзительного мужика" Дикого. Понимая, что никогда наследства ему не дождаться, и купец в конце концов просто прогонит его, посмеявшись, он продолжает жить, как жил, и плыть по течению:

А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе...

Варвара

Сестра Тихона. Девица хитрая, с матерью скрытная, практичная.

Ее характеристика может выразиться в одной ее фразе:

А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.

В конце пьесы Варвара, не желая сидеть наказанной взаперти, сбегает из дома.

Кулигин

Изобретатель-самоучка, тоже с непростой фамилией, явно перекликающейся с Кулибиным. Чувствует как красоту природы, так и пороки и несправедливость человеческого общества.

Бескорыстен, идеалистически настроен и верит, что людей можно улучшить, стоит лишь занять всех делом. Когда Борис спрашивает его, на что бы он потратил награду, полученную им за изобретение "перепету-мобили", Кулигин отвечает:

Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

Сюжетно Кулигин явно необходим автору. Этому второстепенному персонажу основные герои сообщают все подробности своей жизни - и что случилось и что еще может произойти. Кулигиным словно скреплен весь сюжет. Кроме того, этот образ несет в себе такую же нравственную чистоту, как и главная героиня. Не случайно, именно этот персонаж в конце пьесы выносит утонувшую Катерину из реки.

Таково краткое содержание "Грозы" Островского и ее основные персонажи.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта