Главная » Дом » Культура и искусство после октября 1917 презентация

Культура и искусство после октября 1917 презентация

Смена власти дала импульс художественному развитию в 1917-120-х гг. Революционные события разделили деятелей культуры на сторонников новой власти и на тех, кто не смирился с этим.

1.Развитие образования.

Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России, особенно в национальныхрайонах. Вопросы культурной жизни страны находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения во главе с А.В. Луначарским , которому на местах подчинялись отделы народного образования. (3 сл.)

Совет народных комиссаров выпустил декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919г. обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. (4 сл.) Была создана широкая сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В июле 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности , а осенью 1923 г. было создано массовое добровольное общество "Долой неграмотность". (5 сл.)

За первое десятилетие советской власти было обучено около 10 млн. взрослых, доля грамотных в населении, начиная со школьного возраста, выросла с 40% в 1917 г. до 51% в 1926 г. (6 сл.) В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе.

Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы , важнейшими принципами которой являлись

Связь обучения с производством,

Преемственность в воспитании и образовании,

Совместное обучение. (7 сл.)

Первым шагом в этом направлении стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» . Отменялось преподавание в школах закона божьего. (8 сл.)

Конституция РСФСР закрепила право на полное, всестороннее и бесплатное образование.

2.Развитие науки

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них - действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сей­час - имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. (9 сл.)

Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиа­ции Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. (10 сл.)

Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам - ИНИОН). (11 сл.)

В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Прави­тельство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для ста­новления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР. (12 сл.)

3. Развитие литературы

Создавались объединения и ассоциации литераторов и художников, приверженцев новой власти. Так, Всероссийская ассоциация пролетарских писателей выдвигала свою идею создания классовой литературы, противопоставляя ее «старой», буржуазной. В разное время там состояли поэты: А.И. Безыменский, Д. Бедный, А.А. Жаров, писатели Д.А. Фурманов, А. Веселый и др. (13, 14 сл.)

После 1917 года Бедный продолжил служить революции. Он не скрывал и даже гордился, что писал по заказу партии, так как свято верил в дело большевиков. Будучи рупором коммунистических идей, он прославлял и клеймил все в соответствии с требованиями партии.

С одной стороны его творчество подбадривало людей на новые свершения, подвиги, как например, в стихотворении «Полна страданий наших чаша...» (1920), (учитель читает стихотворение:

Полна страданий наших чаша,

Слились в одно и кровь и пот.

Но не угасла сила наша:

Она растет, она растет!

Кошмарный сон - былые беды,

В лучах зари - грядущий бой.

Бойцы в предчувствии победы

Кипят отвагой молодой.

Пускай шипит слепая злоба,

Пускай грозит коварный враг,

Друзья, мы станем все до гроба

За правду - наш победный стяг!)

С другой стороны - большинство его стихов призывали к жестокой расправе с врагами, прославляли беспощадность воинов. Одна из знаменитых демьяновских агиток - стихотворение 1918 года «Проводы», ставшее потом народной песней. (прослушивание песни)

На равнее с ассоциацией была организация Пролеткульта, которая ориентировалась на радикальную молодежь.

Борьба литературно-художественных группировок отражала весь спектр настроений творческой интеллигенции. Их столкновения часто принимали форму публичных скандалов. Многие известные литераторы со временем отошли от активной работы в объединениях, такие как Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин. (15 сл.) Ожесточенной критике подверглись также детские произведения, в частности произведения К.И. Чуковского. (15 сл.)

Самым известным объединением того времени был Левый фронт искусств, ядро которого составляли поэты Н.Н. Асеев, О.М. Брик, В.В. Маяковский.(учитель читает стихотворение В.В. Маяковского «Наш марш»)

Бейте в площади бунтов топот!

Выше, гордых голов гряда!

Мы разливом второго потопа

перемоем миров города.

Дней бык пег.

Медленна лет арба.

Наш бог бег.

Сердце наш барабан.

Есть ли наших золот небесней?

Нас ли сжалит пули оса?

Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса.

Зеленью ляг, луг,выстели дно дням.

Радуга, дай дуг лет быстролётным коням.

Видите, скушно звезд небу!

Без него наши песни вьем.

Эй, Большая Медведица! требуй, чтоб на небо нас взяли живьем.

Радости пей! Пой!

В жилах весна разлита.

Сердце, бей бой!

Грудь наша - медь литавр. (16 сл.)

Группа подчеркивала свою преемственность футуризму и отстаивала новое искусство в противовес классическому культурному наследию.

Именно в этот период началась резкая критика сатирика М.М. Зощенко, а также был запрещен к публикации роман-антиутопия Е.И. Замятина «Мы». Этот роман описывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на тейлоризме, сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

(17 сл.) (учитель читает отрывок из романа «Мы»)

« И вот, так же, как это было утром, на эллинге, я опять увидел, будто только вот сейчас первый раз в жизни, увидел все: непреложные прямые улицы, брызжущее лучами стекло мостовых, божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратную гармонию серо-голубых шеренг. И так: будто не целые поколения, а я – именно я – победил старого Бога и старую жизнь, именно я создал все это, и я как башня, я боюсь двинуть локтем, чтобы не посыпались осколки стен, куполов, машин…»

4. Развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Художники рассматривали смену власти как сокрушение основ старого мира, открывавшее путь для свободы художественного творчества. Происходил выход искусства на улицы.

Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и Д. И. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны. (18 сл.)

Б. М. Кустодиев изобразил поступь революции в монументальном полотне «Большевик». (19 сл.)

Массовый отклик находило искусство плаката. Наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. В «Окнах РОСТа» работали самые лучшие художники: Маяковский, В.Н. Дени, В.В. Лебедев, Д.С. Моор. (20, 21 сл.)

Агитация за новый быт велась и средствами коммерческой рекламы: А.М. Родченко, Эль Лисицкий. (22, 23 сл.)

Художники С.В. Чехонин и М.М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционными лозунгами. (24,25 сл.)

В этот период агитфарфор стал эмблемой новой эпохи.

В.Е. Татлин сделал проект памятника III Интернационалу. (26 сл.) В 1920-е гг. свои произведения создавали такие скульпторы как: И.Д. Шадр, В.И. Мухина, А.С. Голубкина и др. (27,28 сл.)

Лениным был утвержден план монументальной пропаганды в 1918 г. Он предусматривал создание монументов во всех городах РСФСР, изображающих видных деятелей науки, искусства и др. Этим проектом руководил А.В. Луначарский.

На сцене МХАТа постоянно шла борьба за пьесу М.А. Булгакова «Дни Турбиных», которая очень нравилась И.В. Сталину, а левые литераторы выступали с требованием запретить пьесу, как классово чуждую. (29 сл.)

В театре в 1920-х гг. было известно имя В.Э. Мейерхольда, который поставил «Клоп» и «Баня» по пьесам Маяковского. (30 сл.)

Изменение условий социальной жизни сформировали запрос на новую городскую среду, потребность «строителей нового мира». Созданием нового стиля в архитектуре занимались такие деятели как: К.С. Мельников, И.И. Леонидов, А.В. Щусев. (31 сл.)

Их проекты отличало упрощение форм, отсутствие декора, использование новых материалов – стекло, бетон, металлические каркасы. Такой стиль стали называть конструктивизм.

Одним из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов, учителей, актеров).

В ранние годы советской власти появись документальные фильмы режиссеров А.П. Довженко и В.И. Пудовкина. (32 сл.) Главными героями стали народ и коллектив единомышленников.

Новатором в киноискусстве того времени стал режиссер С.М. Эйзенштейн с его «Броненосцем Потемкиным».(33 сл.)

(просмотр отрывка из фильма, 34 сл.)

Впервые была показана революция, наполненная эмоциональной насыщенностью и романтическим пафосом.

Разделы: История и обществознание

Цель урока: показать учащимся, как осуществлялось становление новой советской архитектуры, каковы были первые шаги советской власти, какие архитекторы творили в то время в Нижнем Новгороде и какие первые дома были построены.

Задачи урока:

  • Образовательные - сформировать у учащихся представление о первых шагах советской власти в жилищной политике, о проблемах строительства после гражданской войны.
  • Воспитательные - формировать у учащихся патриотические качества, воспитывать чувство гордости и уважения к нижегородскому культурному наследию советского периода.
  • Развивающие - привлечь учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, развивать умение делать промежуточные выводы и заключение из бесед с учителем.

Литература, использованная при подготовке.

  1. Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького. - Горький. 1986. - с. 36 - 37, 78 - 79.
  2. Виноградова Т. Из истории одного памятника // Голос ветерана. 2004. - № 36 (сент.) - с. 12.
  3. ГУ ЦАНО, Ф. 6192. 366 ед. хр. 1905 - 1951 г.г., 1 оп. Д. 241, 242 а, 271 - 286.
  4. Нифонтов Л.А. От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому // Записки краеведов. - Горький, 1979. - с. 35 - 46.
  5. Нифонтов Л.А. Мастерство зодчего. К столетию со дня рождения архитектора А.А.Яковлева. // Горьковский рабочий.1979. - 12(февраля) - с.6.
  6. Нифонтов Л.А. Старейшина нижегородских архитекторов. К 90-летию со дня рождения А.А.Яковлева // Горьковский рабочий. 1969. - №43.
  7. Орельская О.В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород. 2005. - с. 53, 56, 59, 67, 85, 113 - 139.
  8. Софронов И. Градостроитель // В большом городе. - 2004. - 4 (март) - с. 10 - 12.
  9. И.М.Яковлева Капризы памяти. http: // baza.vgd.ru / 18/ 72277/

Оборудование урока:

  • компьютерная презентация об архитекторе.
  • фотографии общественных и гражданских зданий и сооружений, построенных Яковлевым в этот период.
  • книги по архитектуре.

Тип урока: урок изучения нового материала.

1. Оргмомент и целеустановка на урок. Приветствие. Постановка перед учащимися задачи: сформулировать тему и план урока, ответить на вопросы учителя, сделать промежуточные выводы.

Здравствуйте ребята! Мне хотелось бы начать урок с анализа одного документа. Прочитав его, объясните мне, о чём здесь идёт речь? А потом давайте вместе сформулируем тему и план нашего сегодняшнего урока.

Газета "Нижегородская коммуна", 1927, 11 ноября: "...205 человек (больших и маленьких) получили возможность дышать чистым воздухом....Тут нет керосинового чада ламп, угара печей. В сумерки под потолком начинает отдаваться биение балахнинского "большого сердца" - вспыхивает современная "жар-птица" - электрическая лампочка. Под подоконниками излучает тепло железная гармошка, дышащая паром котлов, клокочущих где-то в подвалах дома.

Против комнаты через коридорчик большая светлая кухня, могущая породить зависть в сердце любой хозяйки. К стене большим черным или белым жуком прижалась плита. Хозяйке не нужно ходить куда-то на перекресток к тумбочке за водой, водопровод под рукой.

Рядом с кухней комната с белой ванной. 33 семьи рабочих могут всерьез подтвердить пословицу древних: "Культура измеряется количеством вылитой на себя воды".

Чтобы не пахло по комнатам грязной мыльной пеной стираного белья, в подвальном этаже оборудована общая прачечная".

Предполагаемый ответ учащихся:

В этом отрывке описываются новые условия жизни рабочих, новые квартиры и передаётся радость, и гордость рабочих за своё новое жильё. Мы можем предположить, что тема урока будет связана с развитием новой советской архитектуры и с этапами её развития: до гражданской войны и в период восстановления народного хозяйства.

Деятельность учителя:

Да, действительно, здесь описываются новые квартиры рабочих "Чернопрудского небоскрёба", радость которых будет понятна, если знать, в каких условиях они жили раньше, например, один рабочий жил в теплушке, а другой под соборной колокольней в кремле. И тема нашего сегодняшнего урока: "Становление новой советской архитектуры 1917 - 1932 г.г." Мы познакомимся с первыми шагами советской власти в Нижнем Новгороде по вопросу жилищной политики, с тем, какие архитекторы работали в то время и какие здания они создали.

План урока:

  1. Конкурсные проекты и застройка Соцгорода Автозавода.
  2. Архитектурное творчество А. А. Яковлева (старшего) 1879 - 1951. Характеристика личности архитектора и его семьи. Первые постройки архитектора Яковлева: Чернопрудный "небоскреб" 1927 г., дом студента с кинотеатром ("Рекорд"), жилой квартал на ул. Грузинская и ул. Дзержинского, жилой дом № 1 по ул. Минина.

Изучение новой темы.

Деятельность учителя:

Первые шаги Советской власти ознаменовались переселением рабочих из трущоб и подвалов в дома и особняки, конфискованные у буржуазии. В годы гражданской войны и интервенции строительство в стране и в Нижнем Новгороде практически не велось. В 1922 - 1923 годах, в период восстановления народного хозяйства, в стране проходила дискуссия: каким должно быть социалистическое расселение, как решить вопрос об уничтожении противоположности между городом и деревней. Начало первым градостроительным мероприятиям было положено в 1924 - 1925 годах. Объёмы строительства в эти годы были невелики, но при большинстве промышленных предприятий уже проектировались и возводились первые благоустроенные дома и посёлки для рабочих.

Учитель рассказывает о конкурсных проектах и застройке Соцгорода Автозавода.

Учитель знакомит учащихся с личностью архитектора А. А. Яковлева и его деятельностью в Нижнем Новгороде с 1917 по 1934 года (с использованием компьютерной презентации; либо с проведением экскурсии в школьном музее, где создана экспозиция об А. А. Яковлеве (старшем)).

С творчеством А. А. Яковлева связана одна их ярчайших страниц истории нижегородской архитектуры советского периода. Здания, выстроенные в Нижнем Новгороде (г. Горьком) по его проектам в 1920-1930 г., мы можем увидеть не только в историческом центре города, но и на бывших окраинах. Все они свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности мастера, который на протяжении четверти века являлся лидером горьковских архитекторов.

Родился Александр Александрович Яковлев 11 января 1879 года в г. Санкт- Петербурге. Отец его - Александр Васильевич (1835 - 1888) - действительный статский советник, знаменитый в то время правовед и писатель по экономическим и финансовым вопросам народного хозяйства. Александр Васильевич был женат гражданским браком на шведке Анне Егоровне Отсолиг (1840 - 1920). Но отец умер, когда сыну исполнилось только 9 лет и Александра отдали в приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Сохранилось свидетельство, об обучении в дополнительном классе реального отделения этого приюта, Александра Александровича Яковлева.

Рисовать мальчик начал с раннего детства. В приюте у маленького Шурика были очень хорошие педагоги, поддержавшие его страсть к рисованию. У родственников хранятся рисунки из альбома 1894г., когда юному художнику - 15 лет. В 1898 году Александр Яковлев поступает на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств. Через пять лет он получает звание архитектора-художника. Напоминают об этом событии два значка, выдававшиеся окончившим Академию художеств в те времена. Они были очень красивые. Праздничный значок - позолочённый, а для повседневного ношения - серебряный.

Уже в студенческие годы Александр был замечен мэтром отечественной архитектуры - ректором Академии художеств, профессором Александром Никаноровичем Померанцевым, с которым связана самая значительная полоса в жизни молодого зодчего - пора его профессионального становления.

По окончании училища Яковлев в течение года служил в действующей армии в инженерных войсках, а затем по приглашению А. Н. Померанцева уехал в Болгарию, где вместе с женой провел 8 лет.

Несколько слов хочется сказать о жене Яковлева Юлии Петровне, в девичестве - Вайтенс (1881-1952). Она вышла замуж за Александра Александровича в феврале 1904 года. До замужества Юлия Петровна окончила Бестужевские курсы, увлекалась немецкой философией. Она всю жизнь хотела иметь дочку, а родила пятерых сыновей: Михаила, Александра, Владимира, Дмитрия и Кирилла.

По воспоминаниям внучки Ирины Михайловны Яковлевой, Юлия Петровна и Александр Александрович были удивительной парой: "Дед был влюблен в бабушку всю свою жизнь и рисовал ее каждую свободную минуту. На этом портрете нет никакой подписи. Я не знаю, когда он написан, но очень люблю его. Люблю рассеянно-задумчивый взгляд моей бабушки, которую я знала не такой молодой, но такой же ласковой, хлопотливо-внимательной ко всем, кто был рядом. Бабушка всегда была в курсе всех дел моего деда. Она была его главным советчиком и главным цензором его проектов".

В Болгарии, вместе с А. Н. Померанцевым, Яковлев работал на cтроительстве мемориального собора Александра Невского в память 200 тысяч русских воинов, погибших при освобождении Болгарии от османского ига. Этот собор возводился в Софии по проекту Померанцева, а Александр Александрович в качестве его помощника занимался деталировкой проекта и контролировал строительство. В память об этой работе в семье сохранился бронзовый с эмалью образок. Сотни таких образков были украшением фриза этого храма-памятника.

В 1912 году Александр Яковлев возвращается в Петербург и на протяжении ближайших двух лет занимается проектированием и строительством детских учреждений (комплекса земледельческой колонии на 200 воспитанников близ г.Гатчины и здания приюта для детей в г. Петербурге). До нашего времени из этих построек сохранилось немногое.

Дальнейшим творческим планам архитектора помешала начавшаяся Первая мировая война.

Молодой архитектор был призван на военную службу и отправлен на Охтинский военный завод (под Петербургом), а с 1917 года работает сначала на Кулебакском, а затем на Выксунском заводах.

С этого времени и до конца своей жизни вся его деятельность была связана с Нижегородским краем.

1924 год: Александр Александрович получает приглашение в Нижний Новгород на должность заведующего техническо-строительной частью губернского коммунального отдела. В это время архитектору было 45 лет, и он имел за плечами большой профессиональный и жизненный опыт. Несмотря на сильный состав местного архитектурного цеха, Яковлев вскоре занимает в нем лидирующее положение благодаря прекрасному академическому образованию, широкой эрудиции и высокому профессиональному мастерству.

Первой его работой в Нижнем Новгороде стало проектирование и строительство четырехэтажного жилого дома на углу улиц Дзержинского и Осыпной. Его называли - "Чернопрудный небоскреб". Это был первый капитальный дом, построенный в Нижнем Новгороде после революции. Он знаменовал переход к качественно новой архитектуре. Архитекторы стремились сконструировать и организовать новый быт, новую жизнь, новые типы жилых и общественных зданий, носивших многофункциональный и рациональный характер.

Александр Александрович трудился, не покладая рук. Он не только был автором проекта, но сам выполнял рабочие чертежи и сам их копировал, ежедневно контролировал строительные работы, ездил по заводам, добиваясь своевременного обеспечения стройки материалами. И его усилия дали свои плоды. Несмотря на трудности, дом был сдан к 10-й годовщине Октября. Радость рабочих семей, получивших благоустроенные квартиры, была вполне понятна, если представить в каких условиях они жили раньше, например, один рабочий жил до этого в Кремле под соборной колокольней, а другой в теплушке.

Вслед за постройкой первого капитального дома по проектам А. А. Яковлева были сооружены пять жилых домов на углу улиц Алексеевской и Грузинской.

Одновременно строилась школа им. Рылеева на Верхне-Волжской набережной (ныне Научно-исследовательский институт Травматологии и ортопедии). В дальнейшем были построены общежитие Горьковского института инженеров водного транспорта с кинотеатром "Рекорд", комплекс жилых домов на Сормовском шоссе, жилой дом №1 на ул. Минина, станция "Родина" Детской железной дороги, Школа советского строительства на проспекте Гагарина дом № 10 и большое количество жилых домов.

Он работал в годы, когда в советской архитектуре происходили изменения творческих направлений, стал господствовать конструктивизм. Представители этого направления часто делали здания внешне излишне упрощенными.

А. А. Яковлев не шел на крайние решения и, даже в этот период, какими-то минимальными средствами находил пути сделать здания более выразительными (например, жилой дом на ул. Грузинской, школа на Верхне-Волжской набережной). Дом №1 на ул. Минина стоит на одной из главных площадей города и имеет этажность большую, чем все остальные здания. Архитектор мог превратить этот дом в композиционный центр северной части площади, но Яковлев поступает наоборот: он делает отступ от красной линии и тем самым зрительно снижает высоту дома.

С 1934 года в советской архитектуре постепенно укрепляется направление, ставящее своей задачей "освоение классического наследия". Архитекторы оснащают здания таким большим количеством деталей, что эти приемы иногда переходят уже в явное украшательство. Александр Александрович Яковлев и здесь никогда не доходил до крайностей. Хотя он и применял классические приемы и детали, они были значительно упрощены и строги.

Неприятие крайних решений того или иного направления - это первая характерная черта архитектора.

Второй характерной особенностью творчества А. А. Яковлева является внимание к вопросам образа, отражение функционального назначения здания в его внешних формах. Так, например, станция "Родина" рассчитана была на детское восприятие своим интересным общим объемом и мелкими деталями.

И, наконец, третья черта в творчестве Яковлева, которую необходимо особо отметить, - это правильный учет в каждом отдельном случае общей градостроительной обстановки по отношению к соседним зданиям. Например, дом №1 на ул. Минина.

Учащиеся записывают в тетрадях важные вехи жизни и деятельности Яковлева (старшего), характерные черты его творчества, главные архитектурные направления того времени.

И закончить урок мне хотелось бы следующими словами:

Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества. Не важно много ли они или мало создали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела профессиональная и общественная жизнь, что вся современная им история преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время и заглядывали далеко вперед. Эти слова как нельзя точно подходят к жизни и творчеству архитектора А. А. Яковлева (старшего).

Поэты: Маяковский, Блок

Художники: Машков, Кузнецов, Фальк, Шагал, Малевич

Скульпторы: Матвеев, Конёнков, Шадр, Мухина, Голубкина.

Архитекторы: Жолтовский, Щуко, Руднев

  1. Выход искусства на улицу (стремились сделать его доступнее для народных масс)

Художники: Петров-Водкин, Штеренберг, Кустодиев, Юон.

  1. Искусство плаката (на витринах магазинов, предметы быта).

Художники: В.Н. Дени, В.В. Лебедев, Д.С. Моор, Чехонин, Адамович (расписывали тарелки, блюдца т.д.). А.М. Родченко, Эль Лисицкий. В.Е. Татлин «проект памятника III интернационалу».

  1. Государственный план монументальной пропаганды под рук. Луначарского. (Ленин утвердил список политических деятелей, людей науки и искусства, которым нужно поставить монументы). В их числе: К. Маркс, Ф. Энгельс, С.Т. Разин, П.И. Пестель, Н.Г. Чернышевский, Спартак, А. Сен-Симон.
  2. Памятник Радищеву (арх. Л.В. Шервуд) в Петрограде. Мемориальный рельеф С.Т. Конёнкова «Павшим за мир и братство народов» на Красной площади.
  3. Художественные объединения:

Левый фронт искусств (ЛЕФ) – поэты Асеев, Маяковский; худ. Попова, Родченко, Степанова. Сторонники футуризма, стремились сделать искусство частью жизни: рисунки для тканей, оформления книг, театральных постановок и т.д.

Ассоциация художников революционной России (АХРР). Опирались на наследие реализма, выступали в защиту старого искусства. Художники Богородский, Герасимов, Кацман и др.

Всероссийская Ассоциация пролетарских писателей: идея создания «классовой литературы», противопоставляла ее буржуазной. Поэты Безымянный, Бедный и т.д.

Не входили в объединения, подвергались нападкам: Пастернак, Есенин, Чуковский («чуковщина» - воплощение вредного влияния).

  1. Архитектура (поиск нового стиля, Конструктивизм): упрощение форм, отсутствие декора, использование новых материалов – стекла, бетона, металлических каркасов. Строительство производственных зданий, рабочих клубов, фабрик, депо, гаражей, жилье.

Примеры на С. 144.

  1. Кино. Главные герои теперь не кинозвезды, а народ, коллектив единомышленников. С.М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин».
  2. Театр. Режиссёр и актер В.Э. Мейерхольд. Против традиций академического театра. «Смерть Тарелкина» (по пьессам Сухого – Кабылина), «Клоп», «Баня» (по пьессам Маяковского).
  3. Физкультура и спорт.

Разрыв с международным спортивным движением

Создание Всевобуча (всеобщее военное обучение): организация физкультурной и спортивной работы.

Развитие массового спорта, осуждалось стремление к достижениям, спорт как средство воспитания, повышения дисциплины.

1918 – Институт физической культуры в Москве, 1919 – институт физического образования в Петрограде.

Культура и искусство после октября 1917г. Противоречия

Деятели искусства, сторонники новой власти

Деятели искусства, противники новой власти

В.В.Маяковский

И.И.Машков

А.Т.Матвеев

З.Н.Гиппиус

Д.С.Мережковский

Настроения художников

К.С.Петров-Водкин

Б.М.Кустодиев

Советская власть поддерживала представителей нового искусства, поскольку они воплощали революционное начало. Художники, в свою очередь, рассматривали смену власти как сокрушение старого мира.

Суровый быт был опоэтизирован в произведениях художников: натюрморты Петрова-Водкина отражали голод Гражданской войны, Б.М.Кустодие отображал движения большевиков в своих произведениях.

Крушение старого

К.С.Петров-Водкин

Д.Т.Штеренберг

Крушение старого

Б.М.Кустодиев

«Большевик»

Искусство плакатов

Массовый отклик находило искусство плакатов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало на газеты) наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали лучшие художники страны.

Агитфарфор

Полем для наглядной агитации стали предметы быта. Художники С.В.Чехонин, М.М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционной символикой. Автором многих призывов был В.В.Маяковский.

Романтика революции

Овеянные романтикой революции, в 1920-е, создавали свои произведения скульпторы И.Д. Шадр, В.И.Мухина, А.С. Голубкина и др.

Художественное многообразие

ЛЕФ (Левый фронт искусства). Возглавил ЛЕФ В.Маяковский.«Искусство – это нарушение шаблона», – так понимали сущность искусства футуристы до революции. В лефовские же времена выясняется, что дело было в том, что «шаблоном», «болотом» являлась дореволюционная действительность, которую и надо было всячески «нарушать». Теперь, после Октября – «практическая действительность» стала «вечно текущей, изменяющейся»

Н.Н.Асеев

В.В.Маяковский

Л.С.Попова

А.М.Родченко

Противоположность

АХРР - Ассоциация художников революционной России. В 20-е годы, период расцвета русского авангарда, также желавшего работать на пользу революции, АХРР решительно противопоставила себя этим мастерам, пользовавшимся новым художественным языком. Опираясь на наследие передвижников, считавших, что в картине дидактическое содержание намного важнее художественной ценности, и «искусство должно быть понятно народу»,

АХРР

Ф.С.Богородский

А.М.Герасимов

И.И.Бродский

Б.В.Иогансон

Архитектура

Клуб им. Русакова

Изменения условий социальной жизни сформировали общественный запрос на новую городскую среду, в которой коллективное начало господствовало бы над личными интересами. Для массовой культурной работы оказались востребованы общественные здания, отвечающие эстетическим потребностям «строителей нового мира»

Киноискусство

В ранние годы советской власти документальные фильмы о текущих событиях снимали режиссеры А.П.Довженко и В.И.Пудовкин. Главными героями нового кино становился коллектив единомышленников и народ. Прорыв в использовании новых изобразительных средств и форм нового эмоционального контакта совершил С.М.Эйзенштейн. К 20-летию революции 1905 года режиссер снял фильм «Броненосец «Потемкин»

С.М.Эйзенштейн

Физкультура и спорт

После октября 1917 г. Связи России с международным спортивным движением, в том числе олимпийским, были разорваны.

Теперь главное внимание уделялось внедрению спорта в массы. Это рассматривалось как средство воспитания, повышения дисциплины.

Тема: Культура России после 1917 года

    Сформировать представления об основных тенденциях искусства после 1917 года.

    Сформировать представление о возрастании роли государственно – идеологического контроля за культурной жизнью страны.

    Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Ход урока:

Так как тема включает достаточно обширный материал, проверка домашнего задания не проводится.

Урок - лекция проводится с показом презентации, так как использование слайдов дает возможность лучшего восприятие материала по культуре.

План урока.

1. Создание творческих союзов.

    Живопись после 1917 года.

    Окна Роста и агитационная посуда.

4. Архитектура и скульптура.

После революции перед страной стояли многочисленные задачи в сфере духовной жизни.

Объективно требовалось повысить грамотность населения; принять меры к развитию новых приоритетов направлений в науке; подготовить кадры научно – технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как в стране проходила работа по ликвидации неграмотности населения, какие появились литературные произведения, какие открытия были сделаны учеными.

Но одной из главных задач власти была необходимость утвердить свое идеологическое влияние в обществе через литературу и искусство.

На сегодняшнем уроке мы и поговорим о том, каким образом через живопись, скульптуру и архитектуру шло идеологическое воспитание.

При Государственной комиссии по просвещению в ноябре 1917 года был образован Отдел искусств, который решал вопросы оказания помощи художникам, скульпторам и другим деятелям искусств.

Стали проводиться открытые выставки (за 1918 – 1919 год было организовано более 140), конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных ВУЗах составили картину небывалого творческого подъема.

Сразу после революции 1917 года создается много творческих союзов.

(на экран вывести слайд № 3, на котором выписаны наиболее известные творческие объединения, это поможет ребятам оперативно сделать записи в тетради)

ОСА – объединение современных архитекторов.

АСНОВА – Ассоциация новых архитекторов.

ОБМОХУ – общество молодых художников.

ЛЕФ – Левый фронт искусств.

АХРР – Ассоциация художников революционной России.

ВАПП – Всероссийская ассоциация пролетарских писателей.

Пролеткульт – организация, выступающая за «чистую» культуру.

Каждый творческий союз отстаивал свое направление.

(на экран вывести слайд № 4, на котором выписаны лозунги, я считаю, что данный текст необходимо иметь перед глазами, так как по этому тексту предлагаю несколько вопросов)

У сторонников Пролеткульта были лозунги:

- «Никогда пролетарская культура не говорит «да» там, где говорит «да» буржуазная!»

- «Рабочий – писатель должен не учиться, а творить!»

- «Буржуазный язык, буржуазная литература должны быть ликвидированы!»

- «Создадим новую, чисто пролетарскую культуру! Создать ее может только пролетариат. Да здравствует пролетарская культура!»

1. Какую роль сторонники «Пролеткульта» отводят пролетарской культуре?

2. Как они относятся к наследию прошлого?

Сторонники ЛЕФа пытались внедрить новое искусство в строительство новой жизни, внедрить свое искусство в быт, в повседневность. Маяковский, Асеев, Брик пытались разработать новее образцы мебели, тканей, оформление книг, театральных постановок.

С этим направлением боролись представители Ассоциации, которые не только выступали против ниспровержения старого, но наоборот, сохранили наследие реализма. Это и Бродский, и Герасимов. Картины этих художников были более понятны народу.

Общество молодых художников (ОБМОХУ) стремились усовершенствовать среду, окружающую человека.

(показ слайда № 5 дает возможность познакомиться с одной из работ Э. Лисицкого)

Эль Лисицкий, один из представителей этого общества, свои работы называл – проуны, проекты утверждения нового. Он говорил, что его проекты это «пересадочная станция из живописи в архитектуру».

Вместе с тем в начале 1920 годов партийное руководство воздерживалось от прямого вмешательства в художественную жизнь, но во второй половине десятилетия художественная жизнь начала испытывать все нарастающее идеологическое и административное давление государства.

Многие мастера были вынуждены выехать за границу, другие подвергались травле в печати, лишились возможности выставляться, некоторые были арестованы. Основной удар пришелся на тех, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.

Среди них – Казимир Малевич.

(сообщение учащегося иллюстрируется демонстрацией слайдов

6, 7, 8, что дает возможность познакомиться с некоторыми работами К.Малевича).

Сообщение о Марке Шагале.

(сообщение также иллюстрируется демонстрацией слайдов № 9, 10, 11).

Сообщение о Роберте Фальке.

(сообщение иллюстрируется демонстрацией слайда № 12.

Нужно отметить, что полотна этих художников, за исключением «Черного квадрата» К.Малевича редко представлены массовому зрителю. Поэтому у ребят есть возможность увидеть работы, которым многим представителям власти были непонятны).

Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а так же картин на темы революции, Гражданской войны. Суровый, аскетический быт был опоэтизирован в произведениях тех художников, которые стали певцами революции. Среди них нельзя не отметить Кузьму Петрова – Водкина.

(Сообщение учащегося с демонстрацией слайдов № 13, 14, у ребят появляется возможность увидеть разницу между его картинами и картинами абстракционистов).

Понятны народу были и полотна Кустодиева. Его мадонны, купчихи, на смену которым пришел новый герой – большевик.

(сообщение учащегося с демонстрацией слайдов № 15, 16. Ребята видят, как в изображении своих героев художник показывает насколько велика власть Советской власти в изображении Большевика).

Отличительная черта первых послереволюционных лет – выход искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу.

Огромную роль играли плакаты. В 1918 - 1921 годах было организовано Российское телеграфное агентство. В.В.Маяковский, Д.С.Моор (Орлов Дмитрий Стахеевич), М.М.Черемных, Дени (Денисов Виктор Николаевич) работали над выпуском плакатов.

Художник Черемных предложил вывешивать плакаты в витрины магазинов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало даже на газеты) наглядная агитация несла горожанам вести с фронта.

Даже неграмотные люди, глядя на плакаты, хорошо понимали, в чем их суть.

(на экран вывести по очереди слайды № 17, 18, 19, которые знакомят ребят с плакатами времен Гражданской войны).

Сюжеты рисовали вручную, одновременно сочиняли текст, размножали готовые плакаты по трафарету. Вся работа занимала несколько часов. Преимущество выпуска плакатов состояло в том, что авторы не зависели от типографии, поэтому имели возможность быстрее реагировать на проходящие события. Кроме того, в работе над плакатами можно было использовать не 1-2 краски, а больше.

Врагов: Заводчик, Банкир, Помещик, Барыня, Генерал, Поп, Бюрократ – писали черной краской.

Окна РОСТа с их доступностью стали новой формой в искусстве.

В.Маяковский писал: «Шершавым языком плаката, революция мобилизовала добровольцев в Красную армию, объявляла смерть мировому капиталу, помогала голодающим Поволжья, призывала обучить грамоте».

(заслушать сообщение о Маяковском В.В. демонстрация слайда

20. Данный слайд помогает активизировать внимание учащихся, так как ребята видят и портрет поэта и художника, кроме того могут прочитать его слова).

Кроме плакатов, в годы Гражданской войны, революционное правительство прибегло еще к одной необычной форме агитации – стали выпускать агитационный фарфор.

(на экран вывести слайд № 21, который демонстрирует образцы пролетарского фарфора)

На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе осталось большое количество нерасписанной, керамической посуды. Тогда по приказу правительства вместо привычных цветочков и пастушек появились революционные символы и лозунги.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля - трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!», «Кто не с нами, тот против нас!».

Наталья Яковлевна Данько стала выпускать фарфоровую миниатюрную скульптуру. Ее героями стали матросы, рабочие, крестьянки, пионеры, октябрята. В 1922-1923 годах она выпустила революционные шахматы: «Белые и красные».

Например, Красный король был изображен в виде рабочего с кувалдой, а белый в виде скелета в черной мантии, красные пешки – крестьяне со снопами, а белые – рабы, окутанные черными цепями. Предметы агитационного фарфора впоследствии стал предметом экспорта.

В зодчестве наметился символ преобразования общества, строительство нового мира. Спектр направлений был различен от продолжения традиций неоклассицизма 10-х годов до самого дерзкого новаторства.

«Традиционалисты» создавали революционный стиль, на базе архитектурных форм прошлого обобщая их, придавая или большую выразительность.

Популярно – наследие зодчество Древнего Востока. Простой и емкий язык, говорящий о бессмертии и вечности прослеживается в Мавзолее В.И. Ленина в Москве. 1924 – 1930 гг. архитектор А.В. Щусев.

(вывести на экран слайд № 22, который дает возможность заметить схожесть мавзолея и архитектурного сооружения Востока).

Яркий пример технического новаторского московская радиобашня,

В 1922 по проекту и под руководством инженера Владимира Григорьевна Шухова. Использованы стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны – гиперболоиды.

(вывести на экран слайд № 23, который демонстрирует различные направления архитектуры, обратить внимание на разницу форм).

И традиционалисты и новаторы создавали строго продуманные сооружения, удобные в эксплуатации, построенные при минимальных затратах труда и материалов.

Константин Степанович Мельников - Д.К имени Русакова 1927- 1929 гг. собственный дом архитектора.

(вывести на экран слайд № 24, который дает возможность познакомится с архитектурными сооружениями, авторам которых является К.С. Мельников).

Зодчие 20 – х годов были утопистами. Их романтические представления оказались далеки от вкусов простого советского человека, в душе мечтавшие не о всемирной коммуне, а о красивой жизни «как раньше жили господа». Поэтому старорежимные дворцы им нравились больше, чем конструкции из стекла и бетона.

После 1917 года искусство скульптуры в России приобрело общественно – политическое значение.

Советская пропаганда стремилась создать образ современности, как героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью. Памятники и монументы стали играть ключевую роль в советской скульптуре.

(вывести на экран слайд № 25, на котором цитаты из декрета Совнаркома о памятниках. По тексту задать вопросы: какая судьба ожидала дореволюционные памятники? Кому в первую очередь должны были установить памятники?

В.И.Ленин утвердил список политических деятелей, людей науки и культуры, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других крупных городах. В их числе оказались: К.Маркс, Ф.Энгельс, С.Разин, П.Пестель, Н.Чернышевский, А.Герцен, а также Спартак, Ж.П. Марат, Гарибальди и др. Реализацией этого проекта руководил А.В.Луначарский.

Над памятниками работали лучшие скульпторы: Л.В.Шервуд, С.Т.Коненков, Шадр, Мухина.

Это акция должна была закрепить в массовом сознании мысль о том, что от «старого мира» не осталось и следа, а новое время утверждается навсегда.

Самым известным произведение этого периода является работа Ивана Дмитриевича Шадра (настоящая фамилия - Иванов) – «Булыжник – оружие пролетариата».

(вывести на экран слайд № 26, который знакомит учащихся с работой Шадра и одним из памятников К.Марксу)

Вера Игнатьевна Мухина, прежде чем создать знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», создает свою первую работу – «Колхозница». Она является автором памятника А.С.Пушкину в городе Твери перед филармонией.

На площадях крупных городов появляются памятники вождям пролетариата – К.Марксу, В.И. Ленину, героям Гражданской войны.

В городе Тверь, у ограды городского сада был установлен один из первых памятников Карлу Марксу, который сохранился и до сегодняшнего дня.

(Вывести на экран слайд № 27, который демонстрирует памятник К.Марксу в городе Твери).

На смену отдельным фигурам появляются монументы, состоящие из групп. Это и памятник героям революции на улице Баррикадной в Москве.

В соответствии с декретом в Москве и Петрограде в 1918 – 1920 одах было установлено около 40 новых памятников.

Начиная со второй половины 20 – х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания.

Позже будет принято постановление правительства о создании единых творческих союзов писателей, художников, композиторов, с образованием которых ликвидировалась относительная свобода художественного творчества.

В качестве закрепления провести тестирование.

(тестирование предложить в форме презентации, что даст возможность оперативно проверить, как учащиеся усвоили материал урока).

Объяснение домашнего задания.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта