Обозначая признак предмета, эта часть речи делает человеческую речь образной и точной.
Всего существует три качественные, относительные и притяжательные. У каждой из этих групп свои особенности и функции, на которых в рамках данной статьи мы подробно останавливаться не будем. Поговорим подробно о таком как форма - полная или краткая.
Краткие формы прилагательных и их особенности
Собственно наличие «усечённого» варианта - это та «лакмусовая бумажка», определяющая вид прилагательного. У притяжательных и относительных этой ипостаси нет. В виде непостоянного она присутствует только у качественных.
Сегодня краткая форма прилагательных, хоть и существует, но с каждым годом становится менее употребительной.
Мало кто знает, что в праславянском языке у прилагательных вообще не было полной
Формы, она образовалась значительно позже. Вспомним примеры из Сказки, пословицы и поговорки дают нам немало таких примеров: «Мила не бела», «красна девица», «добры молодцы» и т.д.
Краткая форма прилагательных может быть близка по лексическому значению с полной. Различаются они только вопросами и окончаниями. Например: дети (какие?) послушные (полн.ф.), дети (каковы?) послушны (кр.ф.)
Но краткая форма прилагательных иногда отличается от своего полного эквивалента смысловым оттенком. Так, слово «болен» указывает на настоящее время, а «больной» - на более постоянный признак. Иногда формы одного и того же слова вообще имеют разное толкование.
Во втором случае мы видим очевидную метафору, не имеющую прямой смысловой параллели с первым словом. Также краткая форма прилагательных может указывать на избыточное проявление признака:
Некоторые слова вообще употребляются только в краткой форме: «рад», «готов», «способен» и проч. Связано это с тем, что данные лексемы утратили семантическую связь со своими полными аналогами.
В отличие от прилагательных в полной форме, краткие часто конкретизируют признак в связи с обстоятельством своего проявления:
кратких прилагательных
В предложении «усечённая» форма выступает исключительно в роли составного именного сказуемого. Если полные прилагательные могут быть практически любым членом предложения, у кратких роль только одна:
Дуб могуч (кр.ф.- сказуемое)
Могучий (полн. ф.- определение) дуб стоит под окном.
Краткая форма прилагательного может иметь при себе глагольную связку, которая чаще всего указывает на время:
Она была болтлива. (прошед.вр.)
Стена будет крепка. (буд.вр.)
Как мы видим, роль кратких прилагательных в языке достаточно велика. Во-первых, они могут выражать как лексические оттенки полной формы, так и существовать самостоятельно, обозначая отдельное понятие. Во-вторых, наличие или возможность образования этой формы указывает на то, что перед нами качественное прилагательное. В-третьих, синтаксическая роль таких слов однозначна - в предложении они выполняют функцию сказуемого.
1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.
1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.
1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:
Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;
Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;
Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;
Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;
Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.
2. Цели обработки персональных данных
2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.
Цели обработки персональных данных:
Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;
Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;
Хранение результатов обучения;
Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;
3. Правила обработки персональных данных
3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»
3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:
Расовая принадлежность;
Философские убеждения;
О состоянии здоровья;
Состояние интимной жизни;
Религиозные убеждения.
3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).
3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).
3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.
3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.
3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.
4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных
4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);
Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).
4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.
4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.
4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.
1). Общая беседа
Каким членом предложения может быть прилагательное?
Приведите примеры из домашнего задания:
а) определение;
б) полное прилагательное и краткое прилагательное.
Определение: На чужой стороне и весна не красна.
Глупая та птица, которой гнездо свое немило.
2). Самостоятельная работа по таблице
I вариант
Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено полным
прилагательным (№2).
II вариант
Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено кратким прилагательным.
Ш вариант
Вписать в таблицу № одного предложения, где прилагательное является определением.
Кто быстрее остальных закончит, найти предложение, соответствующее схеме:
|
|
3). Проверка работы по ключу (вывешивается на магнитной доске) -
сами проверяют.
Поднимите руку, кто ошибся.
Вывод о синтаксической роли прилагательного.
4). Тест по теме "Имя прилагательное" и проверка по ключу (меняются тетрадями). Ключ вывешивается на магнитной доске.
I вариант
I. Найти прилагательное
1. Дерево.
2. Деревянный.
3. Древесина.
4. Одеревенеть.
5. Древесный..
II. Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных
о зелен... сочн... траве по широк... колхозн... полю
душист... весенн... цветкам по безоблачн... небу
III. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего и "ц" в окончании
1. Чуж...го человека.
2. Свеж...го хлеба.
3. Старш...го брата.
4. Боль..го города.
5. Хорош...й оценке.
IV. Найти простые прилагательные с основой на шипящую, выписать их
3. Горяч…
4. Хорош…
1. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.
2. Верный друг и через век другом будет.
3. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей.
4.Зубасты, а не кусаются.
5. Ходит дом ходуном на столбе золотом.
VI. Найти ошибки в употреблении полных и кратких форм прилагательных
1. Щенок был голодный и несчастен.
2. Мост через реку был узок и шаток.
3. Глаза собаки были ярко-рыжего цвета, живые и серьезны.
4. Их взгляд был тверд, доверчив и проницателен.
I вариант
I. Найти прилагательное
2. Лесной.
3. Лесничество
II Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных По хорош... проселочн... дороге;к крут... каменист... берегу; в далек... сибирск... городке; высок... урожая морозн…ночью.
Ш. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего в окончании
1. Горяч...го источника.
2. Больш... сумки.
3. Чуж... тетради.
4. Неуклюж...го медвежонка.
5. Колюч…го растения.
V. Найти краткие прилагательные с основой на шипящую, выписать их
3. Блестящ...
4. Много туч...
5. Скрипуч...
V. Найти предложения с краткими прилагательными
1. Кто аккуратен, тот и людям приятен.
2. Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.
3. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
4. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
5.Враг бойкий, да наш народ стойкий.
Ключ: I – 2; II - ; III – 2,3; IV – 3,5; V – 1,3,4.
III вариант
I. Найти прилагательное
2. Сонный.
4. Сонливый.
5. Сонник.
Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,
Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи,
а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.
3. Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите чис-ло, классная работа.
Дайте характе-ристику букве.
Ф.И ученика
Словарная работа
Работа в парах
Включись
Самостоятельная работа
Итоговая оценка
Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит. В
етер.
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. О
блака
Под кустом сидит, дрожит.
Видит волка — и бежит. З
аяц
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. Д
ятел
В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. У лица
Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота всё бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре! Х
оккей
Воздух
К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения - фронтальная работа.
- Что такое определение?
Памятка.
Определение —
Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!
Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо-жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!
Все: Вместе служим - вместе дружим.
Предмет: русский язык
Дата: 4.12.13
Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.
Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имен прилагательных; способствовать формированию каллиграфических навыков, орфографической грамотности, умению находить определение в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; развивать навыки самоанализа и самоконтроля; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы, задач урока.
Сегодня мы отправляемся в страну Грамматику.
Мотивация: «Грамматика, грамматика! Наука очень строгая. Тебя моя грамматика, Осилю понемногу я » - В каком значении употребили слово «осилю».
Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)
А вы хотите этому научиться?
Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.
Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,
Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи ,
а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.
Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.
3. Минутка чистописания.
Начнем с минутки чистописания.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з
Дайте характеристику букве.
Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.
Сегодня будем работать с листом самоанализа и самоконтроля оценок, в конце урока подведём итог.
Ф.И ученика |
||||
Словарная работа | Работа в парах | Включись | Самостоятельная работа | Итоговая оценка |
Словарная работа.
Предоставляются загадки, учащиеся самостоятельно записывают слова и определяют орфограммы.
Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит... В
етер.
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. О
блака
Под кустом сидит, дрожит.
Видит волка - и бежит. З
аяц
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. Д
ятел
В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. У лица
Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота всё бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре! Х
оккей
По первым буквам соберите последнее словарное слово. Воздух . Самопроверка и самооценка в лист оценивания
К какой части речи относятся все словарные слова? Расскажите всё об имени существительном.
К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения – фронтальная работа.
Вспомните, что вы знаете о свойствах воздуха?
- Какую роль в предложении играет имя прилагательное?
- Что такое определение?
- На какие вопросы отвечает определение?
- Как обозначаем на письме определение?
Памятка.
Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?", "чья?", "чье?", "чьи?" и обозначает признак предмета. Определения обычно выражают прилагательными и подчёркивайте волнистой чертой.
5. Инсценирование сказки «Скромные просители».
Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?
Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!
Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Можете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!
Автор : Понравились Скромные просители Существительным, взяли их к себе, а заодно и формы свои одолжили. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.
Все: Вместе служим - вместе дружим.
Учитель: Итак, кого в сказке называют Скромными просителями?
Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.
6.Работа в парах.
Прочитай слово. К имени существительному подбери как можно больше имён прилагательных. С одним прилагательным составь и запиши предложение, определите род, число, падеж имени прилагательного.
1п – берёза 2 п – игрушка 3п - друг 4 п – тетрадь
5п – ручка 6 п- карандаш 7п - яблоко 8 п - морковь
Физминутка.
Пописали, почитали,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Потанцуйте, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите…
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
7. «Включись»
От имён существительных образуй имена прилагательные единственного числа. Запиши их. С выделенным словом составь и запиши предложение. Лучшее предложение записываем и делаем синтаксический разбор предложения. Выделенное слово – фонетический разбор.
Река- …, радость - …, молоко - …, звезда - …, грусть-..., лес -… .
8. Самостоятельная работа.
Прочитай текст, употребляя прилагательные в нужных формах рода и числа. Выделенное предложение спиши и сделай синтаксический разбор предложения.
На дворе стоит глубок… осень. Скучн… картина! Льют част… дожди. Осенн… ветер срывает последн… листья с деревьев. Перелётн… птицы давно улетели. Утренн… заморозки затянули лужи тонк… ледком.
С опорными словосочетаниями составь и запиши небольшой рассказ на тему «Зимнее утро». Подчеркни имена прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.
Раннее утро, чистые снега, пушистый иней, хрупкий ледок, весёлые ребята.
9*. (дополнительный материал) Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».
* Солнечный, весёлый........... день
* Ясная, холодная............... погода
* Серое, хмурое........... утро
* Карие, голубые - ……….. глаза
*Осенние, весенние............. каникулы
Самопроверка. (Учитель читает,)
10. Итог урока. - В какую страну мы совершили путешествие?
С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис?
Какую роль в предложении играет имя прилагательное?
11. Домашнее задание. Страница 86 упр. 261
Проект.
« Синтаксическая роль имени прилагательного».
Материал к уроку
русского языка в 6 классе
подготовила Николаенко Н.Н.
учитель МБОУ Кировская СОШ № 5
Кагальницкий район Ростовская область
2015 г.
Основополагающий вопрос: каким членом предложения может быть имя прилагательное?
Задачи: формировать навыки определения синтаксической роли имени прилагательного.
План работы .
1. Теоретические данные об имени прилагательном как части речи:
а)определение;
б)сказуемое;
в)подлежащее.
2.Степень популярности использования прилагательного как члена предложения в различных сферах употребления:
а)художественное произведение;
б)научный стиль;
в)устная речь.
3.Вывод.
Гипотеза.
Имя прилагательное может
быть в предложении
любым членом предложения,
но чаще всего
это определение.
Синтаксическая роль прилагательного
Определение
Полная форма
Голубые просторы неба отражаются в широкой реке.
Сложная форма сравнительной степени
Более красивый рисунок отдали на выставку.
Форма превосходной степени
Самый интересный рассказ напечатали в известнейшей газете.
Синтаксическая роль прилагательного
Сказуемое
Полная форма
Его поступки были великолепными .
Краткая форма
Удивительна судьба этого человека.
Сравнительная и превосходная степень
Он был лучше всех. Она была наикрасивейшая из нас.
Синтаксическая роль прилагательного
Подлежащее
Полная форма
Красивые и решительные сделали шаг вперед.
Сложная сравнительная и превосходная степени
Более стойкие не сдали своих позиций. Добрейшие из них решили сделать пожертвования.
Результаты исследования. «Степень популярности использования прилагательного как члена предложения в различных сферах употребления.
Проанализировано:
Устная речь - 5 человек;
Художественный текст – отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (описание степи) ;
Научный текст – параграф учебника биологии
6 класса «Строение семян».
Научный текст
100% использование определения.
Итак.
Имя прилагательное
может выполнять любую
синтаксическую роль,
но чаще всего оно является
определением.