Главная » Дом » Что такое оракул, каковы его функции и роль при храме? Дельфийский оракул: как люди доверяли свои судьбы предсказателям Общие сведения об оракулах

Что такое оракул, каковы его функции и роль при храме? Дельфийский оракул: как люди доверяли свои судьбы предсказателям Общие сведения об оракулах

Оракул Древней Греции. Легендарные пророчества были запечатлены не только в греческих мифах, но и в исторических хрониках. По свидетельствам древних, все сделанные Дельфийским оракулом предсказания сбывались.

Среди многочисленных храмов, посвященных различным божествам, греки с наибольшим почтением относились к храму Аполлона близ города Дельфы. На протяжении почти двадцати столетий сюда стекался народ со всего света. Но приходили в храм не только для того, чтобы вознести хвалу великому богу солнца. Все знали, что именно здесь, в Дельфах, находится великий оракул, способный предсказывать будущее, видеть прошлое и толковать настоящее. За советом к Дельфийскому оракулу обращались как простые пастухи, воины и торговцы, так и цари, императоры и полководцы. Легендарные пророчества были запечатлены не только в греческих мифах, но и в исторических хрониках. По свидетельствам древних, все сделанные Дельфийским оракулом предсказания сбывались.

Тайна рождения оракула.

Как говорит легенда, на склоне горы Парнас в Дельфах была глубокая темная пещера, где обитал ужасный змей Пифон. Томимый неутолимой жаждой крови, он разорял близлежащие селения, убивал каждого, кто попадался ему на глаза. Бог Аполлон сразился с чудовищем и, победив его, основал на горе Парнас храм. Древние греки считали, что дух Пифона остался в парнасской пещере для того, чтобы помогать избранным предсказывать будущее. Потому местные жители стали называть храм Аполлона Пифийским, а его жриц – пифиями.

Другое предание гласит, что Дельфийский оракул появился благодаря… козам. Греческие пастухи, пасшие свои стада на парнасских склонах, однажды заметили, что козы, щипавшие молодую зелень около странной расселины в скале, вели себя очень необычно. Они подпрыгивали, перебирали копытцами, словно танцуя, и издавали звуки, больше похожие на человеческое пение, нежели на блеяние. Пастухи решили узнать причину столь странного поведения коз. Приблизившись к скале, они почувствовали сильный и резкий запах. Через несколько минут «исследователи» сами лихо отплясывали на лугу и напевали какую-то бессмыслицу. Остальные пастухи, удивленные поведением товарищей, заподозрили несчастных в помутнении рассудка. Каково же было их удивление, когда «бессмыслица», которую пропели пастухи, ходившие к расселине, оказалась правдой, точно исполнившимся предсказанием.

По округе тотчас же разнесся слух, что у горы Парнас можно самому пообщаться с богами и узнать будущее. Люди толпами шли к расселине, чтобы испытать на себе ее действие. Были и такие, которые в трансе прыгали со скал и разбивались на смерть. Пора было остановить это безумие: проход к горе оградили стеной, а около расселины построили храм, посвященный богу-предсказателю Аполлону. Отныне вещать волю богов под воздействием испарений таинственной расселины должен был только один человек – специальная жрица.

Проходили века, одна пифия сменяла другую, продолжая вещать о прошлом и будущем. Неизменным оставалось лишь одно – точность и правдивость предсказаний.
Предсказывать будущее в храме Аполлона считалось необыкновенной привилегией и большой удачей. Естественно, что желающих испытать на себе действие «волшебного» газа из расселины и получить почетное место нашлось много. Однако было замечено, что испарения действуют на всех по-разному, и не все могут настроиться на общение с божеством. Первоначально вещать пробовали жрецы храма, но большее, чего они могли добиться, был эффект опьянения. Войти в глубокий транс не удавалось никому… из мужчин.

Тогда поиски начались среди женщин. Результат превзошел все ожидания. Как выяснилось, больше всего газ влиял на впечатлительных молоденьких девушек. Таким образом, на место прорицателя стали приглашать юных греческих дев. Этой традиции придерживались до тех пор, пока не случился первый скандал в стенах храма Аполлона: юную пифию соблазнил и похитил один из путешественников, пришедших за советом. Репутация Дельфийского оракула висела на волоске. Предприимчивые жрецы нашли выход из ситуации. Они решили увеличить возрастную планку при выборе новой пифии. С этого самого момента роль предсказателя стали исполнять старые греческие девы.

Подготовка к общению с богами.

Накануне торжественного дня, когда пифия должна была вещать о грядущих и прошедших событиях, она отправлялась в уединенную комнату, где на ложе из лавровых листьев проводила целую ночь. Поутру предсказательница, закрывшись от посторонних взглядов белой накидкой, под чуткой охраной жрецов отправлялась к священному Кастальскому источнику. Обнажившись, она окуналась в прозрачные воды, чтобы очиститься и быть готовой внимать воле богов. Затем пифия шла к ручью Кассотис, где, сделав согласно традициям несколько глотков воды, она набиралась мудрости, чтобы толковать слова Аполлона людям. Вернувшись в храм, пророчица несколько часов проводила в молитвах перед алтарем Гестии. В это время жрецы сжигали на алтаре фимиам, ладан, ветви сосны и белену, чтобы подготовить пифию к «сеансу божественных откровений». Когда же предсказательница ослабевала настолько, что не могла стоять на ногах, ее относили в подземную залу храма, где, собственно, и происходило общение с Аполлоном. Эта потайная комната храма соединялась с вышеупомянутой расселиной. Жрецы усаживали пифию на золотой треножник с высокой спинкой, к которой был прикреплен огромный конус из золотых пластинок. Конструкция кресла предсказательницы была такова, что газ скапливался внутри конуса, и пифия вдыхала его на протяжении всего «сеанса».

Самые известные пророчества.

В 546 году до нашей эры лидийский царь Крез объявил войну персидскому правителю Киру II. Прежде чем отправить войска в бой, Крез послал гонца к Дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чем закончится сражение. Пифия дала такой ответ: «Когда ты перейдешь реку Калис, погибнет великая армия». Так и случилось! Только разбитым оказалось войско Креза, а не Кира II.
Когда пифию посетил известный греческий философ Аполлоний из Тианы, он задал ей вопрос: «Сохранятся ли в памяти потомков мои труды и поступки?» Предсказательница дала утвердительный ответ, но добавила, что сам он будет проклят, а рукописи его будут гореть. Пифия не ошиблась: греки долгое время почитали Аполлония, и его философская школа пользовалась небывалой популярностью. Но в эпоху раннего христианства отцы церкви прокляли философа и повелели сжигать все его труды.

Теория предсказаний.

Ученые долгое время считали, что предсказания Дельфийского оракула нельзя воспринимать всерьез. В состояние транса пифия входила благодаря действию газа, просачивающегося из расселины, над которой был построен храм Аполлона. Следовательно, пророчества предсказательницы – всего лишь бессмыслица, произносимая под влиянием сильнодействующего вещества, а вовсе не истина, внушенная божеством. Современные ученые разработали другую версию феномена Дельфийского оракула. Исследователи считают, что нашу планету окружает энергетическое информационное поле, где запечатлено не только все, что происходило, но и все, что должно случиться. Эта оболочка Земли представляет собой невероятное количество информации. Она закрыта от обычного человека, так как большинство людей не смогло бы контролировать потоки поступающей информации и не выдержало бы такой нагрузки. Но ученые убеждены, что при правильной подготовке любой желающий мог бы «подключиться» к этому информационному полю. Почему бы не предположить, что пифии Дельфийского оракула в храме Аполлона были именно такими специально подготовленными людьми? Конечно, нельзя говорить об этом с полной уверенностью, но история знает примеры того, как в древности использовались технологии, заново открытые уже в XXI веке.

Фото: TottoBG flickr.com/20213501@N05

Дельфийский оракул находился при храме Аполлона в Дельфах, и был одним из главных оракулов в эллинском мире.

Изначально оракул принадлежал Гее, и охранялся драконом Пифоном (по другой версии драконихой), поэтому место называлось Пифо, что в переводе с греческого означало подвергать гниению.

Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна, что в переводе с греческого означало лавр.

Второй пророчицей была Феба. От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе.

Феба передала его своему внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы.

Аполлон убил охранявшего вход в подземелье дракона Пифона, который преследовал его мать Лето, и овладел оракулом.

После поражения дракона Аполлон сжег его тело и собрал пепел в саркофаг в виде кубка. Затем Аполлон установил траурные игры в честь Пифона.

Заняв место Пифона, Аполлон не хотел или не мог сам заниматься вещеванием, так как для этого нужно было постоянно находиться в подземелье и бдительно следить за состоянием Земли. Поэтому он отправился искать жрецов для своего храма.

В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал об их предназначении.

В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону, и он был назван Дельфийским, в честь образа дельфина, в котором Аполлон им явился.

Но не стоит так буквально воспринимать, что Аполлон сделал своими жрецами первых встречных моряков.

Если проанализировать исторические сведенья, то подобные ритуалы – пророчество получаемые от главной жрицы, проводились именно на Крите.

В таком случае, Аполлон перенес в Дельфы магический ритуал с острова Крит.

Жрецы Аполлона начали получать пророчества не от богини Земли Геи, и даже не от самого Зевса, а от его сына Аполлона.

Но Аполлон не вершил судьбы людей подобно Зевсу, поэтому не мог видеть будущее и не мог вещать будущее.

Аполлон как настоящий маг, чародей - «метатель солнечных лучей» вызывал в земле испарения, с помощью которых Пифия, земная женщина, заменившая Пифона, испытывала необходимый для прорицания транс.

Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. До принятия сана она могла быть замужем и иметь детей. От неё требовалось преданность Аполлону и некоторые способности.
Весь ритуал пророцания проводился как театральное представление по определенному сценарию.

"Перед пророчеством Пифия, омывшись в Кастальском источнике, надев золототканую одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей. Затем она спускалась в центральную часть храма - адитон, где пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать. Впадая в наркотический экстаз, Пифия произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и истолковали жрецы храма".

В древности прорицания давались один раз в год в день рождения Аполлона - 7 Бисия (середина февраля - середина марта), когда он возвращался от гипербореев.

С VI в. до н. э. прорицания стали даваться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев.

Ещё позже стали даваться ежедневно, кроме особых нечистых дней.

Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением.

Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря.

Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами посвящённые Аполлону.

Этот храм и его оракул являлись классическим образцом магического искусства, на котором развилось пифагорейство.

Поэтому на фронтоне храма был написан девиз пифагорейцев: «познай самого себя», «ничего сверх меры» и также загадочное изображение буквы «Ε».

О значение этой надписи существует трактат неопифагорейца Плутарха (I-II в.в. н. э.) «О надписи „Е" в Дельфах».

В этом трактате приводятся следующие версии о смысле символа.

1. «Е» означает число «5», поскольку (пифагорейские) мудрецы хотели этим сказать, что их всего пять (Фалес, Солон, Питтак и Хилон), а тираны Клеобул и Периандр Коринфский не заслуживают имени мудрецов;

2. «Е» означает вопросительную частицу др. греч. "εἰ" и указывает, что к Аполлону обращаются с вопросами;

3. буква «Е» означает второе лицо от глагола др.- греч. "εἰμι" - "εἷ", то есть «ты еси», ибо при входе в храм бог встречает входящих словами «Познай себя», а отвечать ему следует «ты еси», утверждая в нём тем самым истинное и чистое бытие;

4. «Е» означает греческий союз др.- греч. "εἰ" («если») и указывает на присущую Аполлону диалектику;

5. «Е» может соответствовать пифагорейской пятёрке. Для посетителей были доступны: жертвенник Посейдону, статуи двух Мойр, Зевса - Мойрагета, Аполлона и железный трон поэта Пиндара.

Во внутренней части храма (адитон), недоступной для посетителей, находились - золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним саркофаг с пеплом Пифона.

Посреди амфитеатра была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник, на котором во время прорицания восседала пифия.

Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э. А религиозные традиции и обряды Дельф уходит корнями в Микенскую культура, которая существовала на поберезье Средиземного моря и в частности на осторове Крит.

Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном».

Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных дельфийских храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.

Каменный храм, построенный в середине VII века до н.э. Агамедом Трофонием сгорел в 548 г. до н. э. и был заменён новым, построенным дельфийскими амфиктионами, который был разрушен землетрясением в 373 г. до н. э.

Нынешние руины являются остатками сооружения 369-339 г.г. до н.э.

В связи с тем, что Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и основанных на новых землях городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу.

Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула.

В подданство Дельфийского оракула принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря.

Дельфийский храм заключил политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма.

У Дельфийского храма были налажены отношения с этрусской династией Тарквиниев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 г. до н.э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Куманской Сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли провести постепенную эллинизацию римской религии.

Расцвет Дельфийского оракула относится к VII-V векам до н. э., когда он выступал посредником в межполисных конфликтах.

Еще со времен римского владычества в Дельфийском храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.

Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу.

В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами от многих царей Древнего мира. Например, царь Мидас преподнес в подарок храму золотой трон. Лидийский царь Крез также был поклонником дельфийского Аполлона.

Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы изменили Спарте и приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи.

Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 г. до н.э., а при императоре Феодосии (391 г. н. э.) его окончательно закрыли.

Происхождение

Как и другие оракулы, пифия давала предсказания в строго определённые дни - только в седьмой день месяца, притом на зиму святилище закрывалось. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающие должны были приносить в Дельфах обильные жертвы . Люди попроще поэтому обращались не к пифии, а к бродячим прорицателям. Дельфский оракул был закрыт в 393 году по приказу императора-христианина Феодосия Великого как оплот язычества.

Сивиллы и мантика

Уникальность оракулов состояла в том, что они воспринимались как врата, через которые можно было напрямую общаться с божеством, задавать ему вопросы. В эпоху эллинизма конкуренцию оракулам стали составлять сивиллы - прорицательницы, разбросанные по окраинам греческого мира. В отличие от оракулов, они не отвечали на обращённые к ним запросы, а в экстазе пророчили предстоящие людям бедствия. Изречения сивилл заносились в особые книги , к которым в Древнем Риме обращались только с особого разрешения сената .

В отличие от оракулов, сивиллы могли представлять собой общее наследие всех индоевропейских народов - подобные предсказатели известны у кельтов , они описаны в «Рамаяне » и «Махабхарате », у славян ту же функцию выполняли вещие волхвы , у германцев - Вельва и Веледа .

От оракулов и сивилл следует отличать жрецов, которые занимались мантикой , - толкованием знаков, ниспосылаемых богами . В Древнем Риме к их числу относились авгуры , толковавшие поведение птиц, и гаруспики , гадавшие по внутренностям жертвенных животных.

Смотри также

Примечания

Литература

  • Е. В. Приходько. Оракулы в греческой литературе // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: 1994. С. 191-197.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Оракул" в других словарях:

    - (лат. oraculum, от orare говорить, испрашивать). 1) прорицатель; загадочное изречение, неопровержимо высказанное. 2) изречения богов. 3) человек, изрекающий что либо, подобно оракулу, словам которого дают особенную веру. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    Храм бога, в котором жрецы предсказывали будущее и давали ответы на затруднительные вопросы обращающихся к оракулу людей. Иногда “оракул” сам ответ жрецов. Наибольшей известностью в Греции пользовался Пифийский оракул Аполлона в городе Дельфы.… … Энциклопедия мифологии

    См … Словарь синонимов

    ОРАКУЛ, оракула, муж. (лат. oraculum). 1. В античном мире храм, куда обращались за предсказаниями жрецов от имени божества (ист.). Дельфийский оракул. 2. Само прорицающее божество (ист.). «Как вдруг о чудо, о позор! заговорил оракул вздор, стал… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. oraculum, oro – говорю, прошу) – у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, якобы исходившее от божества и передававшееся жрецами вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. Перен. – оракул – человек, все … Энциклопедия культурологии

    оракул - а, м. oracle m. <лат. oraculum изречение, пророчество, прорицание. БАС 1. 1. У древних греков, римлян и народов древнего Востока прорицание, якобы исходящее от божества и объявленное жрецом. БАС 1. Несмысл приемлет слова сии за оракул. 1783. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Оракул - (oracle), место, обычно в святилище, где древн. греки, римляне и нек рые народы Востока обращались к своим божествам за советом или предсказанием. К самым знаменитым О. античного мира относятся: Дельфы, Дидимы на побережье М. Азии, Додона в Эпире … Всемирная история

    - (латинское oraculum, от oro говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передаваемое через жрецов вопрошавшим, а также определённое место, где оглашалось предсказание. В Греции наибольшей известностью пользовались… … Современная энциклопедия

    - (лат. oraculum от oro говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передававшееся жрецами от имени божества вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. В переносном смысле человек, все суждения… … Большой Энциклопедический словарь

    ОРАКУЛ, а, муж. 1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любые вопросы. 2. перен. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной (ирон.). | прил. оракульский,… … Толковый словарь Ожегова

    Муж., лат. прорицатель, предвещатель, вещий; | прорицалище, место, заведенье, где предсказывают. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги

  • Оракул , Фад Роман Алексеевич , Впервые! Оракул от Романа Фада с Мандалой и фирменным королевским амулетом, усиливающим действие всех предсказаний! Оракул от Романа Фада - это уникальная книга-гадание, которая поможет вам… Категория:

В современном дискурсе человека, суждения которого считаются откровением и зачастую называют оракулом. Термин этот древний и берет начало еще в античных верованиях. В анимизме считалось, что боги сообщают свою волю посредством шелестения листвы священных деревьев, полетом птиц, тем, как вознесется дым от пожертвований. Позже верования несколько изменились. Чтобы понять волю богов, требовался специальный толкователь, своеобразный переводчик. Им и был оракул. Убеждение, что мир духов лежит в параллельной реальности, и только некоторые люди способны понять и интерпретировать то, что говорит бог, бытует у многих народов. Но что значат Пифия и Сибилла? Они ведь тоже могли предсказывать будущее, на вопросы людей передавать ответы богов.

Этимология термина

Ответ на вопрос о том, что такое оракул, следует искать не в латинском переводе, а в греческом. Ошибочно было бы утверждать, что этот термин означает жреца и простого служителя культа. Несмотря на то, что «oro» с латыни переводится как «молиться», оракул - исконно греческое явление. А потому следует исходить из слова «oραo», что значит «зрю, ведаю». В этом смысле оракулы были близки не к жрецам или священникам, а к славянским волхвам, германским вельвам или кельтским друидам. В античной традиции этим словом называли и само толкование воли богов, и священное место, где его получали. Конечно, оракул был и жрецом, только особым. Он не просто чтил какое-то божество, но и понимал его язык, мог с ним разговаривать. Иногда духи прорицали будущее через медиумов - пифий. Эти женщины впадали в транс под воздействием химических испарений и начинали бормотать нечто бессвязное. Оракул истолковывал слова пифии и давал вопрошающему человеку вожделенный ответ.

Происхождение культа

Исследователи полагают, что практика прорицания будущего пришла в Грецию из Малой Азии. В Ассирии и Древнем Египте (в городе Буто) также существовали места, где особые жрецы «говорили устами богов». В Греции же смешался с почитанием богини земли Геи, и самый первый оракул провозглашал ее волю в Эпире, в Додоне. По свидетельствам известного древнегреческого историка Геродота, не только его земляки, но и их отдаленные соседи знали, что такое оракул. Он пишет, что решил объявить своеобразный «кастинг» на самого лучшего прорицателя. Он послал гонцов в греческие Дельфы, в Абы, в Додону, в Амфиараю, Трефонию и в Милет. В этой «битве экстрасенсов» победу одержала… пифия из Дельф. Она угадала, что Крез собирается варить в одном котле ягненка и черепаху.

Пифия Аполлона и что это такое?

В большинстве храмов жрецы узнавали о благорасположенности или плохом настроении богов через толкование знаков, посылаемых ими. Такая практика называется мантикой. Особенно она была распространена в Древнем Риме. Авгуры следили за полетом и поведением птиц, а гаруспики гадали по внутренностям животных, которых приносили в жертву. В греческом городе Дельфы практиковался принципиально иной культ. Считалось, что в этом месте Аполлон пронзил копьем змея Пифона. От удара дротика в земле образовалась расселина, из которой поднимались пары. Позже над ней был построен храм, в котором на треножнике восседала пифия. Она вдыхала пары и, впав от этого в транс, прорицала волю Аполлона. Никто не входил в помещение, кроме особого жреца. Здесь становится понятным, что такое оракул. Ответы, которые он давал приносящим пожертвования верующим, были туманны и иногда содержали диаметрально противоположные сентенции. Археологи нашли множество глиняных табличек с вопросами паломников. Перечень тем, который их интересовал, был довольно узок: изменяет ли жена/муж и стоит ли заключать ту или иную финансовую сделку.

Пифия

Эта женщина не обязательно должна быть девственницей, просто на время служения Аполлону она обязывалась сохранять целомудрие. Поначалу такая жрица прорицала лишь один раз в год - на седьмой день февраля. Но позже, когда от верующих не стало отбоя, дело поставили на конвейер. Одновременно при храме в Дельфах служили несколько женщин, работающих посменно. Они занимали положенное место на треножнике в седьмой день каждого месяца. Наибольшей славы Дельфы достигли в V веке до н.э. В текстах того времени явственно указывается, что такое оракул: Аполлона у источника Мудрости Касталия. Кстати, пифия предсказала и закат этого места. В 393 году император Феодосий, как христианин, приказал закрыть этот оплот язычества.

Сибиллы

Люди попроще, не имеющие денег на паломничество в Дельфы или другие места прорицаний, обращались к гадалкам - сибиллам. Первой женщиной, носившей это имя, была троянка, дочь Несео и Дардана. Она владела даром предвещать будущее. Вслед за ней и других прорицательниц стали звать сибиллами. Особенно они были чувствительны к надвигающейся беде. Так, сибиллы предсказали извержение Везувия, похоронившего Помпеи, разрушение Трои и предрекли место битвы, в исходе которой Греция утратит свою независимость. Теперь мы знаем, что такое оракул, кто такая пифия, а кто - сибилла, и видим разницу в этих трех видах волхвования. Пифия прорицала нечто невнятное, оракул волен был трактовать услышанное, как ему заблагорассудится, и передавал ответ вопрошающим. Сибилла же свидетельствовала большей частью о надвигающейся катастрофе, хотя не все хотели ее слушать. За что и поплатились: «Настанет день, и погибнет великая Троя!»


Люди в Древней Греции считали, что их жизнь предначертана заранее. Однако каждому хотелось узнать, что их ждет в будущем. За ответом греки отправлялись к оракулам. На протяжении несколько сотен лет глас этих прорицателей был решающим во всем, начиная от бытовых неурядиц и заканчивая вопросами градостроительства и развязывания войн.




Оракулом в древности называли ясновидящего или же предсказания, произнесенные им. Самым известным в Древней Греции был Дельфийский оракул в храме Аполлона. Там служили пифии-прорицательницы. Поначалу пифиями назначали девственниц, но после скандала с соблазнением одной из них посетителем, юных жриц заменили на зрелых женщин, дабы не портить репутацию.



Пифия заблаговременно готовилась к предсказаниям: три дня соблюдала пост, совершала омовение в источнике и облачалась в дорогую одежду. Жрица усаживалась на огромный золотой треножник, установленный над разломом в земле, откуда шел пар, окружавший женщину плотной дымкой.



В дополнение к пару, выходившему из недр земли, вокруг пифии зажигались благовония. Та, овеянная дурманом, впадала в экстаз и начинала вещать. Предсказания пифии больше напоминали несвязное бормотание, которое потом расшифровывали жрецы. «Не обжигай сосудов в печи» означало «не сжигать людей в башне». «Найдешь своего коня» - посетителя, услышавшего это предсказание, смерть настигла в городке под названием Иппос (в переводе «Конь»).

Удивляло, с какой точностью оракулы предсказывали исход грядущих политических событий. Современные скептики высказываются в пользу того, что у провидцев была обширная сеть информаторов, которые следили за политической обстановкой в стране.




Но как быть с теми людьми, которые приходили к оракулам с насущными вопросами. До наших дней дошло более 500 записанных пророчеств, и большинство из них были невероятно точными. Однажды Александр Македонский отправился к оракулу за пророчеством. Ему пришлось ждать очень долго. Когда же подошла его очередь, пифия отказалась принимать его, т. к. месяц не подходил для предсказаний. Тогда завоеватель уничтожил всех охранников, стащил с треножника жрицу за волосы и потянул к выходу, пока та не воскликнула: «Отпусти меня, те непобедим!» И удовлетворенный Александр покинул храм мирно.



Храм в Дельфах просуществовал до 390 г. н. э. Римский император Феодосий I, исповедовавший христианство, уничтожил его как оплот язычества. Тем не менее, люди продолжали искать ответы в предсказаниях. Эти



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта