Главная » Дом » Бах, семья. Иоганн Себастьян Бах — краткая биография композитора Автобиография баха краткая

Бах, семья. Иоганн Себастьян Бах — краткая биография композитора Автобиография баха краткая

Грандиозный маэстро Иоганн Себастьян Бах за собственную длительную жизнь успел написать более тысячи произведений. Будучи набожным протестантом, Бах переделывал церковные произведения в стиль барокко. Многие его шедевры относятся именно к религиозной музыке. Его работы охватывают все значительные музыкальные жанры, кроме оперы. Композитор из Германии вошел в историю, как виртуоз, гениальный педагог, лучший капельмейстер, а также как профессиональный органист.

Первые годы и юность Баха

Иоганн был последним ребенком в семействе Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Эмбер. Он родился 31 марта в 1685 году. История этого семейства всегда была связано с музыкой и ее проявлениями. С 16 века многие родичи Баха слыли довольно профессиональными музыкантами. Родной отец Иоганна Себастьяна проживал в немецком Эйзенахе. Там он выполнял работу по подготовке концертов, а также по воспроизведению музыки для паствы. В 9-летнем возрасте будущий виртуоз потерял мать, а вскоре и отца. Старший брат Баха Кристоф принял мальчика к себе. Родственник, заботливо взявший опеку над сиротой, также работал органистом в соседнем городе. Там Бах поступил в гимназию, еще он обучался игре на органе и своем клавире у родственника.

В процессе обучения Иоганн ознакомился с произведениями южно-немецких исполнителей, изучил музыку немецкого севера и французского юга. В пятнадцатилетнем возрасте Иоганн Себастьян переехал жить в Люнебург. До 1703 года ему удалось проучиться в школе Св. Михаила. В подростковом возрасте Бах много путешествовал по Германии. Посмотрел Гамбург, оценил Целле, а также провинции Любека.

В религиозной школе Иоганн приобрел знания о церкви и религии, истории многих стран и географии, точных науках, французском, латинском и итальянском. В образовательном учреждении Бах общался с детьми местной знати и музыкантами.

Для музыканта Бах был хорошо образован. Он имел качественное представление о многих светских сферах, являлся отличным учеником, впитывал знания, как губка.

Мастер: жизненный путь

Окончив учебу, Бах получил работу придворного исполнителя под покровительством герцога Эрнста. После блестящей службы примерно через год Иоганн был определен смотрителем органа в храм. Так началась его работа в Арнштадте. Поскольку рабочие обязанности отнимали у Баха 3 дня в неделю, а инструмент в церкви был в отличном состоянии, у него оставалось много времени для написания собственных музыкальных творений.

Несмотря на обширные связи и покровительство работодателей у Иоганна все-таки возник конфликт с властями города, так как он был опечален подготовкой хоровых исполнителей. В 1705 году Иоганн уехал в Любек на пару месяцев, чтобы научиться играть также виртуозно, как играл датский органист Букстехуде.

Выходка Баха не осталась незамеченной. После этого начальство выдвинуло против Баха обвинения, которые заключались в нестандартном сопровождении музыки хора, смущавшей общину. Действительно, творчество Иоганна нельзя было назвать чисто светским или только религиозным. В его работах сочеталось несочетаемое, перемешивалось то, что в реальности совместить было просто невозможно.

После этого в 1706 году Иоганн поменял место службы. Он перешел на более престижную должность в приходе Св. Власия. Затем ему пришлось переехать в небольшой город Мюльхаузене. Там на новом месте Иоганн Себастьян пришелся ко двору. Ему назначили хорошее жалование. Да и условия работы в новом храме были значительно лучше. Там Бах подробно составил план реставрации церковного органа. План реставрационных работ церковные власти одобрили полностью. В 1707 году Иоганн Себастьян сделал предложение своей кузине Марии. Позже в семье Баха родилось 7 детей, к сожалению, трое из них скончались в младенчестве.

Пресытившись старым образом жизни, Иоганн Бах поехал на поиски иной должности. Прежний работодатель не хотел отпускать Баха и даже пытался арестовать его за настойчивые просьбы об увольнении, но в 1717 году князь Леопольд лично принял Баха на должность своего капельмейстер. Успешно работая под началом князя, Бах создал много новых произведений.

В 1720 году 7 июля внезапно скончалась молодая жена Иоганна Себастьяна Мария. Сильно переживая трагедию, Иоганн написал музыкальный очерк, выразив свое горе при помощи партиты ре минор для скрипки соло. Это произведение впоследствии стало его визитной карточкой. Когда жена Баха скончалась, заботиться о детях ему помогала престарелая родственница, прожившая в семействе Баха до конца своих дней.

Спустя год траура и стенаний о потерянной возлюбленной Иоганн Бах встретился с Анной Вильке. Девушка слыла одаренной певицей, выступавшей при дворе герцога. Еще через год состоялась их свадьба. Во втором браке у Иоганна было рождено 13 детей. Семь младенцев скончались в раннем возрасте.

Когда житейские перипетии улеглись, Бах стал управляющим хора Святого Фомы и одновременно педагогом в церковной школе. К сожалению, с годами Иоганн Бах стал терять остроту зрения, но великий композитор не сдавался, и продолжал писать музыку, диктуя ноты своему зятю.

Последние годы Бах творил на слух, его поздние музыкальные инсинуации считаются самыми насыщенными и сложными, чем ранние творения.

Иоганн Бах ушел в мир иной 28 июля 1750 года. Великого маэстро захоронили в Церкви Св. Иоанна, рядом находилась церковь, где он прослужил 27 лет. Затем 28 июля 1949 года прах композитора был перенесен в приход Св. Фомы. Перенос был обусловлен военными действиями, разрушившими его усыпальницу. В 1950 году на могиле виртуоза установили бронзовое надгробие, а данный год провозгласили годом легендарного музыканта.

Культовое искусство виртуоза

Органная музыка была ведущей в работах Баха. Он написал для органа 6 трио сонат, знаменитую «органную книжечку», а также множество менее известных композиций.

Клавирное творчество – это область, которая для Баха была интересна так же, как и другие музыкальные направления. Именно для игры на клавире были сотворены английские сюиты, а также известные мелодии со множеством вариаций.

Камерная музыка для ансамблей включала в себя музыкальные произведения для виолончелей, лютни, флейты, и, конечно же, органа. Вокальные инсинуации Баха выражались в пассионах, кантатах и мессах.

Феномен немецкого композитора хорошо раскрывается в дисциплине «Баховедение». Так как его работы настолько обширны, что изучаются отдельно музыкантами со всего мира.

Легендарный композитор творил музыку не только для светской и религиозной публики, он писал свои сонаты и партии для продуктивного обучения молодых музыкантов. Именно для них были написаны самые сложные и самые захватывающие музыкальные творения Баха. Ведь кроме всего прочего, Иоганн Бах был прекрасным педагогом.

Цитаты : 1. Цель и конечный конец всей музыки не должно быть ничто другое, кроме как восславление Бога и восстановление души. 2. Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьется такого же успеха. 3. Где есть благочестивая музыка, Бог всегда тут же с его любезным присутствием. 4. Цель музыки - трогать сердца. 5. Играть на любом музыкальном инструменте очень легко: все, что для этого требуется, - нажимать в нужное время на нужную клавишу. А играть он будет сам.

Достижения и вклады:

Профессиональная, социальная позиция: Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор и органист.
Основной вклад (чем известен): Бах считается величайшим композитором эпохи барокко и одним из самых великих композиторов всех времен. Среди его известных композиций и шедевров: «Токката и фуга ре минор.» «Месса си минор,» «Бранденбургские концерты» и «Хорошо темперированный клавир».
Вклады: Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор, органист, который считается одним из величайших и влиятельных композиторов в истории. Бах - один из выдающихся представителей мировой гуманистической культуры.
Он является автором хоровой, вокальной органной, камерной и оркестровой музыки, а также музыки для концертов.
Его творческий вклад был огромен и включал в себя более 1000 музыкальных произведений, а именно: кантаты, концерты, оратории, пассионы и магнификаты, произведения для органа, мессы, хоральные прелюдии, пассионы и магнификаты, фуги, сонаты и сюиты для солирующих инструментов.
При жизни Бах был более известен как органист, чем как композитор, но только в 19 столетии его гений нашел признание, в частности, благодаря таким композиторам-романтикам как Мендельсон и Шуман. С этого времени его слава начала неуклонно расти.
Громадное творческое наследие Баха, можно условно разделить на три сферы - органную (арнштадтский и веймарский период), инструментальную (кётенский период), вокально-драматическую, связанную главным образом с Лейпцигом.
В первые десятилетия после его смерти его работы были забыты и только в 19 столетии его гений был широко признан. Каждому из известных произведений Баха был присвоен номер BWV (аббревиатура от Bach Werke Verzeichnis — Каталог работ Баха).
Он нашел универсальную структуру, которая легко и прозрачно передавала звучание вечности, мелодию высших сфер и глубинных человеческих смыслов. Музыка Баха (der Bach – нем. ручей) — неиссякаемый источник самых высоких устремлений и наиболее глубоких переживаний человеческого духа. В основе его произведений лежал cтруктурный принцип – симметрическая концентрическая форма, в которой полифоническое (горизонтальное) и гармоническое (вертикальное) уравновешивали друг друга, в которой драматический размах и свобода формы, организовывались доминирующей идеей и глубокой внутренней сосредоточенностью.
Творческий стиль : Становление творческого стиля Баха происходило путем впитывания и органичного слияния различных музыкальных стилей, школ и жанров. Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык. Он обогатил и насытил свои произведения северонемецким контрапунктическим стилем, ритмами, формами и текстами итальянской и французской музыки, а также лютеранской литургии. Взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве гармонировало с универсальностью и космичностью музыкальной мысли, с глубиной и пронзительностью человеческих переживаний. Музыкальный стиль Баха характеризуется необыкновенным владением мелодическим строем, при котором единая музыкальная идея доминирует в движении мелодии, а также экстраординарным мастерством техники контрапункта, позволяющей двум или нескольким мелодиям одновременно взаимодействовать. Бах был непревзойдённым мастером полифонии, его отличала склонность к импровизации на клавиатуре, блестящий виртуозный стиль, включающий использования всех пальцев обеих рук.
Основные труды: Бранденбургские концерты, Гольдберг-вариации, Хорошо темперированный клавир, Английская и французская Сюиты, Месса си минор, Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, Магнификат, Музыкальное приношение, Искусство фуги, сонаты и партиты для скрипки соло.

Карьера и личная жизнь:

Происхождение: Он родился в Эйзенахе в Тюрингии, 21 марта 1685 года, тогда же, когда родился его великий современник Гендель. Он был младшим и восьмым ребенком в семье Иоганна Амброзиуса Баха, городского музыканта и Марии Элизабет Леммерхирт.
Образование: Его отец учил его играть на скрипке и клавесине. Его дяди также были профессиональные музыканты и один из них Иоганн Христоф Бах, который был особенно известным, обучил его искусству игры на органе. В это время он пел сопрано в хоре городской школы в Люнеберге.
Основные этапы профессиональной деятельности: Короткое время он жил в Люнебурге 1700-1702 и в 1703 стал скрипачом в частном оркестре князя в Веймаре. В этом же году он переехал в Арнштадт, где он работал органистом с 1703 по 1707.
В 1707 году Бах отправился в Мюльхаузен, где он получил выгодную должность органиста. Там он женился на своей кузине Марии Барбаре Бах, которая родила ему семерых детей, трое из которых умерли в детстве.
В 1708 году он стал придворным органистом и устроителем концертов в Веймаре. Это был его первое крупное назначение и в 1714 он стал концертмейстером.
В 1717 году он переехал в Кетен, где его принял на работу Леопольд Ангальт в качестве капельмейстера. За этим последовали шесть лет пребывания (1717 – 1723) в Кетене, где он работал придворным музыкантом.
С 1703 в Арнштадте и Мюльхаузене, он уже начал создавать свои первые органные прелюдии. В 1708 году к инаугурации нового консула, он пишет праздничную кантату «Господь - мой царь», BWV 71.
В Веймаре (1708-1717) Бах написал большинство своих произведений для органа: Пассакалию и фугу до минор, большинство из великих прелюдий и фуг — 45 хоральных прелюдий, которые были собраны в маленькой «Органной тетради».
Так называемые Бранденбургские концерты были написаны не все сразу, и не все вместе. Исследователи предполагают, что № 1, 3 и 6 возможно, были написаны гораздо раньше, в Веймарский период Баха (1708-1717), а 2, 4 и 5, скорее всего, написаны в Кетене. Позже Бах собрал 6 концертов вместе и посвятил их маркграфу Бранденбурга, в надежде найти у него новую работу.
В Кётене (1717-1723) он сосредоточился на создании инструментальных композиций, особенно на произведениях для клавира: Хроматическая фантазия и фуга; Английские и Французские сюиты для клавира, двухголосные и трехголосные инвенции, написанные для воспитания сына Вильгельма Фридеманна и первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир» (1722). В этот же период написаны и знаменитые Бранденбургские концерты (№ 2, 4, 5)(1711–20), признанные лучшими концертами, из когда либо написанных.
В 1723 году он окончательно переехал в Лейпциг, где занял важный пост музыкального руководителя церкви Св. Фомы, а также хоровой школы, которая отвечала за состояние и качество церковной музыки в пяти главных церквях города.
В Лейпциге (1723-1750) он написал Страсти по Иоанну (1723) и более 200 церковных кантат. Его оркестровые работы включают четыре оркестровые сюиты и многочисленные концерты для клавесина. Его Магнификат (1723) был представлен вскоре после его вступления в эту должность.
Позже он создал такие превосходные религиозные композиции как: Страсти по Матфею (1729), «Высокая месса, h-moll,» Месса си минор (1733-1738, 1749), Рождественская оратория (1734), а также 6 песнопений. Основным произведением для клавесина был Второй том «Хорошо темперированного клавира»(1744).
Его последними произведениями были «Музыкальное приношение» (1747) посвященное Фридриху Великому и «Искусство фуги» (1749).
Основные этапы личной жизни: Родившись в одаренной музыкальной семье, Бах с детства посвятил себя музыке. Когда ему было девять он потерял потерял мать, а на следующий год и отца.
Он испытывал ненасытную страсть к музыке, и случалось, что он пешком преодолевал большие расстояния, чтобы услышать органистов, Рейнкена Иоганна Адама (в Гамбурге) и Букстехуде (в Любеке).
С 1685 до 1695 он жил в Эйзенахе и в 1695 переехал в Ордруф, где начал изучать устройство органа.
В 1720 году умерла его жена и в 1721 он женился на Анне Магдалене Вилькен, 19 летней девушке. Помогая мужу, она часто переписывала его работы.
У Баха было 20 детей. Его первая жена Мария Барбара Бах, родила ему семерых детей, трое из которых умерли в детстве. Вторая жена Анна Магдалена Вилькен, родила 13 детей, 6 из которых дожили до зрелого возраста.
Некоторые из его детей были также музыкантами. Четверо из сыновей Баха были исключительно музыкально одарены. Старший из них, Вильгельм Фридеман (1710–1784), выдающийся органист, как виртуоз не уступал отцу. Кроме того Бах был дедом композитора Иоганна Кристиана Баха (1735-82). В Германии имя Бах стало синонимом городского музыканта.
Несмотря на то, что Бах прожил нелегкую жизнь, полную лишений и утрат, он оставался простым и добрым человеком. Он курил трубку и любил пиво. «Кофейная кантата» была сочинена в кофейне Циммермана.
Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха, жил в Галле, всего в 50 километрах от Лейпцига и великие композиторы так никогда и не встретились.
В последние годы его жизни, его зрение стало ухудшаться и в 1749 он перенес две операции, с целью восстановления зрения. Он оставался в Лейпциге до самой своей смерти 28 июля 1750 года. Он похоронен в церкви Св. Фомы в Лейпциге, Германия.
О Бахе скоро забыли. Его жена Анна Магдалена и младшая дочь Регина умерли в нищете.
Изюминка : За свою жизнь он жил и работал в разных местах: Айзенахе (1685-1695), Ордруфе (1695-1700), Люнебурге (1700-1702), Веймаре (1703), Арнштадте (1703-1707), Мюльхаузене (1707-1708), Веймаре (1708-1717), Кётене (1717- 1723), Лейпциге (1723-1750). Основными причинами переездов были — неудовлетворительные условия работы, зависимое положение, отсутствие творческой свободы. Однажды, в 1717, когда Бах решил переехать на другое место работы, веймарский герцог приказал арестовать композитора и даже на один месяц посадил в тюрьму.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ОВЕН

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: БАРОККО

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ВАРИАЦИИ ГОЛЬДБЕРГА» (1741)

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В ФИЛЬМЕ «МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ». КОГДА ДОКТОР ГАННИБАЛ ЛЕКТОР СОВЕРШАЕТ ДВА КРОВАВЫХ УБИЙСТВА.

МУДРЫЕ СЛОВА: «В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО. ПРОСТО НАДО ПОПАДАТЬ В НУЖНУЮ КЛАВИШУ В НУЖНЫЙ МОМЕНТ. И ИНСТРУМЕНТ ВСЕ САМ СЫГРАЕТ».

Наверное, не удивительно, что отец Иоганна Себастьяна Баха был музыкантом - в маленьких немецких селениях сыновья часто шли по стопам отцов в профессиональном смысле. Однако знаменательно то, что дед Баха, прадед, многочисленные дяди, племянники, двоюродные и троюродные братья тоже были музыкантами. Семья столь крепко держала в руках местный музыкальный бизнес, что когда в 1693 году в дворцовом оркестре образовалась вакансия, оттуда потребовали не скрипача или органиста, но «кого-нибудь из Бахов».

В свою очередь Бах определил по музыкальной части четырех сыновей, зятя и внука. Он также оставил будущим поколениям совершенно невероятное музыкальное наследие. Многие годы Бах писал по кантате в неделю - кроме концертов, канонов, сонат, симфоний, прелюдий и партит, которые он писал в свободные минуты. Этот человек мог сочинить цикл «Искусство фуги» из 15 фуг и четырех канонов исключительно ради интеллектуального упражнения.

Жизнь Баха не отличалась драматизмом и блеском, он никогда не путешествовал, не выступал перед толпами слушателей, он даже никогда не покидал своей малой родины в Южной Германии. Верно, у него нашлось время, чтобы дважды жениться и завести двадцать детей, но в остальном его жизнь была до отказа заполнена преподаванием, дирижированием и сочинением музыки.

ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ: ДАВАЙТЕ НАЗОВЕМ ЕГО ИОГАННОМ!

Для Иоганна Себастьяна, родившегося в 1685 году в немецком городке Эйзенахе, имя Иоганн было такой же неизбежностью, как и музыкальная карьера. Его отец, прадед, семеро дядей и четверо из пяти братьев носили это имя; не забудем и сестру Иоганну и еще одного брата, нареченного, как ни странно, Иоганнесом.

Тихое, благополучное детство Баха закончилось в 1694 году, когда его мать, Елизавета, скоропостижно скончалась; отец последовал за ней в могилу менее чем через год. Себастьяна взял к себе старший брат Иоганн (само собой разумеется) Кристоф, обитавший в городке Ордруф. Иоганн Кристоф был уважаемым органистом, учившимся вместе с Иоганном Пахельбелем (автором знаменитого «Канона ре мажор»).

Отношения между братьями нельзя назвать безоблачными. Себастьян мечтал добраться до собрания музыкальных опусов, подаренных Кристофу Пахельбелем, но старший брат держал эти чрезвычайно ценные нотные рукописи запертыми в шкафу. Впрочем, Себастьян сообразил, как добраться до вожделенной музыки: просунув руку сквозь решетчатую дверцу шкафа, он вытаскивал ноты. Каждую ночь он подворовывал нотные листы у старшего брата, а затем тайком, при лунном свете, их переписывал. Так продолжалось около полугода, пока Кристоф не догадался, что происходит, и не запер рукописи понадежнее. Заодно он отобрал у Баха копии.

НЕУЖИВЧИВЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК

Трудовую деятельность Бах начал в 1702 году, получив место органиста в городе Арнштадте. В его обязанности входило дирижировать хором и оркестром, причем многие исполнители были старше него - ситуация, которая порой сильно осложняла дело. Некий двадцатитрехлетний оркестрант затеял потасовку с Бахом на рыночной площади в отместку за то, что Бах обозвал его «козлиным фаготистом».

Из Арнштадта Бах отправился в Мюльхаузен, затем в Веймар и везде служил органистом и дирижером. По пути он женился на троюродной сестре Марии Барбаре Бах, с которой прижил семерых детей. А кроме того, он заработал репутацию вздорной примадонны. К примеру, он выкидывал такие номера: испрашивал четырехнедельный отпуск и не появлялся на работе четыре месяца, а однажды Бах, сдернув с головы парик, запустил им в органиста с воплем: «Ты бы лучше сапоги тачал!» Когда в 1717 году ему предложили престижное место при дворе князей Ангальт-Кётенских, он закатил такой скандал в Веймаре, требуя немедленного увольнения, что обиженные городские чиновники засадили его в тюрьму почти на месяц. Никогда не унывающий Бах воспользовался свободным временем, чтобы написать первую часть «Хорошо темперированного клавира».

КОНТРАПУНКТОМ ПО УШАМ

В Кётене Бах наконец состоялся как композитор. Его излюбленным приемом стал контрапункт - композиционная форма, доминировавшая в эпоху барокко. В контрапункте берется не один мелодический голос, а два или более, и звучат они, то наслаиваясь друг на друга, то контрастируя один другому. (Если вы видели мюзикл «Музыкальный человек», вы слышали контрапункт. У двух песен - «Лида Роуз» и «Сказать тебе?» - совершенно разные мелодии, но поют их одновременно.) Контрапункт породил свод сложных композиционных правил, а также строго определенные музыкальные формы. Бах все это усовершенствовал, сочетая математическую точность с поразительной изобретательностью.

В Кётене Баха постиг тяжкий удар: возвратившись из кратковременной поездки, он обнаружил, что в его отсутствие жена внезапно умерла. И опять он не поддался унынию; не прошло и года, как он был по уши влюблен в сопрано по имени Анна Магдалина Вильке. Пристроив ее в придворный хор и добившись для нее жалованья, в три раза превышавшего заработок оркестранта, Бах женился на Анне Магдалене. Она была младше него на семнадцать лет. Когда в княжестве Анхальт-Кётенском разразился бюджетный кризис, чета Бахов решила, что им пора двигаться дальше.

ФЕНОБАРБИТАЛ? ДИМЕДРОЛ? НЕТ, «ВАРИАЦИИ»!

Они осели в Лейпциге, где Бах получил место кантора в церкви Св. Фомы. Так начался наиболее плодотворный период его жизни. Он выдавал по кантате в неделю - на каждое воскресенье своя особая музыка с вокалом, - создав таким образом пять полных циклов церковной музыки. Кроме того, он написал «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну» и «Рождественскую ораторию».

ПЕРВУЮ ЧАСТЬ «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННОГО КЛАВИРА» БАХ СОЧИНИЛ ЗА РЕШЕТКОЙ.

Иного рода заказ поступил ему от графа Германа фон Кейзерлинга, страдавшего хронической бессонницей. Кейзерлинг пожелал, чтобы его пианист по имени Иоганн Готтлиб Гольдберг, учившийся у Баха, играл хозяину на ночь что-нибудь такое, чтобы тот сумел заснуть, и Бах снабдил бывшего ученика «Вариациями Гольдберга».

Очаровательная история - и, скорее всего, совершенно недостоверная. «Вариации» были написаны, когда Гольдбергу было всего четырнадцать лет, и вдобавок эту музыку трудно назвать расслабляющей. По всей вероятности, Бах предполагал, что это произведение будет использоваться как упражнение в контрапункте, и Гольдберг был одним из первых, кто его исполнил. По мнению знатоков, «Вариации Гольдберга» - величайший шедевр Баха для клавишных.

СМЕРТЬ ВООБРАЖАЕМАЯ И РЕАЛЬНАЯ

В Лейпциге Бах оставался до конца жизни, хотя в поздние годы его феноменальная производительность несколько замедлилась. Он не мог удержаться от ссор с начальством - вражда по поводу того, кто должен выбирать гимны для воскресных служб, длилась три года. В 1749 году городской совет Лейпцига начал подбирать ему замену, хотя Бах был жив и вполне здоров - и весьма недоволен тем, с каким нетерпением ждут его кончины.

К тому времени Бах казался анахронизмом, а контрапункт с его точностью и строгостью считали безнадежно устаревшим. Но композитор упрямо гнул свою линию. В «Искусстве фуги» он исследовал возможности одной- единственной мелодии и даже вплел в эту музыку себя самого, сочинив тему, основанную на нотах, которые обозначаются буквами, составляющими его фамилию, - ВАСН (в немецкой нотной записи «В» означало си-бемоль, «А» - ля, «С» - до, «Н» - си мажор).

Фуга «ВАСН» резко обрывается. Согласно легенде, Бах рухнул замертво, сочиняя ее. Истина несколько сложнее. В конце 1740-х у композитора начало портиться зрение. Весной 1750 года он обратился к «достославному окулисту» (а точнее, патентованному шарлатану) доктору Джону Тейлору, проводившему операции на глазах. С Бахом Тейлор достиг того же результата, что с Генделем: кратковременное возвращение стопроцентного зрения, а затем полная слепота. После операции Бах, лишившись всяких сил, прожил еще несколько месяцев, пока его не поразил инсульт. 28 июля он умер.

НОТЫ С МАСЛОМ

Казалось, музыка Баха обречена на гибель вместе с ее автором. При жизни композитора мало что было напечатано, а остальное глубоко закопано в церковных библиотеках. От забвения Баха спас подарок, преподнесенный Феликсу Мендельсону на его четырнадцатый день рождения, - рукописная копия «Страстей по Матфею». Бабушка Мендельсона выкупила эти ноты у композитора Карла Фридриха Цельтера, преподававшего юному Феликсу игру на фортепиано. Цельтер говорил, что нашел эту партитуру несколькими годами ранее в сырной лавке, где в нее заворачивали масло. Многие музыковеды полагают, что Цельтер приврал ради красного словца, а на самом деле ноты «Страстей» достались ему по наследству от одного из учеников Баха.

Как бы то ни было, юный Мендельсон немедленно проникся сочинением Баха и в 1829 году, в возрасте двадцати лет, сумел организовать исполнение «Страстей» в Берлине. Мендельсон не мог удержаться от искушения подправить музыку Баха: он сократил длительность произведения с трех часов до двух, заменил клавишные органом и в целом смягчил барочность партитуры. Бах был бы огорчен теми буйно-романтическими «Страстями», которые представил на сцене Мендельсон, но берлинская публика была в упоении. Тут же началась охота за другими припрятанными сокровищами Баха, и с той поры его музыка - обязательное блюдо в концертных залах всего мира. Неплохо для человека, никогда не выезжавшего из своей южно-немецкой провинции.

БАХОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

От двух жен у Баха было общим счетом двадцать детей; правда, лишь половина из них дожила до взрослого возраста. Из шестерых сыновей только один, Готфрид Генрих, не стал профессиональным музыкантом - по-видимому, из-за отставания в умственном развитии.

Еще один сын, Готфрид Бернхард, подавал большие надежды. Бах использовал свои связи, чтобы добыть Готфриду место органиста в Мюльхаузене, однако спустя несколько месяцев он снова приехал в Мюльхаузен с постыдной миссией заплатить долги сына. Пребывание на втором месте работы, в Зангерхаузене, закончилось еще хуже - Готфрид попросту исчез, оставив после себя кучу долгов. Целый год родные не получали от него никаких известий, а затем им сообщили, что он умер в Йене, куда явился поступать на юридический факультет университета.

К счастью, четверо других сыновей Баха не проявляли склонности к эксцессам. Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил, Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан - все сочиняли музыку. Произведения В.Ф. и И.К.Ф. сегодня редко можно услышать, однако И.К. и К.Ф.Э. при жизни были широко известны и считались куда более значительными композиторами, чем их отец. С тех пор ситуация резко поменялась.

ПАРШИВАЯ ОВЦА В СТАДЕ БАХОВ?

И последний Бах, о котором стоит упомянуть: якобы двадцать первый отпрыск великого композитора с инициалами П.Д.К. На самом деле П.Д.К. - выдумка музыкального сатирика Петера Шикеле; этот розыгрыш Шикеле длит не один год, периодически «обнаруживая» неведомые доселе сочинения П.Д.К. и представляя их на суд публики. Исполнение, как правило, сопровождается изрядной дозой музыковедческой абракадабры.

Шикеле делит творчество П.Д.К. на три периода: «первый всплеск», «погружение» и «покаяние». Поскольку у П.Д.К. куда ловчее получается воровать музыку у других, нежели сочинять свою собственную, его произведения представляют собой попурри из самых разных стилей и жанров - барочного контрапункта, романтических мелодий, ренессансных мадригалов, музыки кантри и даже рэпа. Среди наиболее популярных - «Увертюра 1712 года», «Тварь Эдип», «Темпераментный клавир» и «Серенада для целой прорвы духовых и ударных».

ГОЛЬДБЕРГ ПО ГУЛЬДУ

Одним из самых знаменитых интерпретаторов Баха в двадцатом веке был канадский пианист Гленн Гульд. Родившийся в 1932 году в Торонто, Гульд еще в раннем детстве обнаружил выдающийся музыкальный талант, а в пятнадцать лет он уже выступал с концертами. За два десятилетия концертной деятельности Гульд объехал всю Северную Америку и Европу, поражая публику как невероятной техникой игры, так и своей эксцентричностью. На сцену он выходил, закутанный в сто одежек, - Гульд боялся сквозняков. Публику он предпочитал не замечать, за роялем раскачивался и подпрыгивал, а также напевал себе под нос, немилосердно фальшивя.

Гульд жаловался, что не может спать в незнакомом месте, и в 1964 году он прекратил давать концерты. Многие оркестры вздохнули с облегчением. Гульд изводил дирижеров, настаивая на иной, не общепринятой, трактовке музыкального произведения; ему было крайне трудно угодить с роялем, и он тратил кучу времени, приспосабливая к инструменту свой табурет особой конструкции. Он также мог отменить выступление чуть ли не в день концерта. Целиком переключившись на работу в студии, Гульд принялся записывать клавишные сочинения Баха, в том числе «Вариации Гольдберга» - в двух вариантах. На большинстве записей слышны «напевы» пианиста, несмотря на героические усилия звукоинженеров убрать этот «довесок». Но какая разница, если Гульд играл Баха как никто другой, а его поклонники во всем мире провозгласили эти записи канонической интерпретацией шедевра Баха.

Гульд был отъявленным ипохондриком. Однажды он засудил фирму «Стейнвей и сыновья» за то, что их коммерческий директор похлопал пианиста по плечу немного более размашисто, чем следовало. Гульд назвал это нападением и заявил, что с тех пор его мучают непрерывные боли в плече и позвоночнике. Однако свое пятидесятилетие пианист встретил в поразительно добром здравии. Тем сильнее был шок в обществе, когда всего несколько дней спустя у Гульда случился обширный инсульт. Из комы он не вышел и умер 4 октября 1982 года. Его записи, в частности обе версии «Вариаций Гольдберга», остаются невероятно популярными.

Юхан Себастьян Вельхавен (1807–1873) Весенняя ночь Ночи весенней смутные сны Дарят долинам покров тишины, Реки протяжные песни поют В ритме ночных колыбельных минут. Словно в идиллии, Молят у лилии Эльфы: «Позвольте остаться нам тут!» Скоро взойдет молодая луна, Свет

Это ты, Себастьян! Дети мои заразились любовью к Великобритании сразу, как только стали что-то понимать. А скорей всего, это была врожденная любовь. И у сына, и у дочери. Сын поступил на переводческий и уже этим летом караулил падающие звезды – загадать конкретное желание –

Себастьян Брант Себастьян Брант. Худ. А. Дюрер, ок. 1520 г.Среди вечных тем наиболее популярны возвышенные: о бренности или вечности жизни, пределах Вселенной и познания, бессмертии души, борениях добра и зла… Но, как свидетельствует жизненный опыт, не менее неизбывны темы,

СЕБАСТЬЯН БРАНТ (ок. 1458-1521) Германия вступила в эпоху гуманизма на сто лет позже Италии, примерно в 1430-х годах. Гуманистическое движение здесь опиралось на достижения передовой итальянской культуры, но уже с первых шагов стала намечаться и его собственная специфика:

КАЛЬВИН ЖАН (ИОГАНН) (род. в 1509 г. – ум. в 1564 г.) Деятель Реформации, основоположник кальвинизма. С 1541 г. фактический диктатор Женевы, ставшей центром Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.Движение Реформации, начавшееся во втором десятилетии XVI в.,

СЕБАСТЬЯН КОУ (родился в 1956 г.) Если начать вспоминать с античных времен, то имена пар, состоящих из отца и сына и добившихся большого успеха, можно записать на булавочной головке, причем на ней останется еще достаточно места для текста «Отче наш», Господней

Иоганн Себастьян Бах Типичный случай Среди несгораемых партитур классической музыки бесспорными лидерами во всем, что касается огнеупорности, жаропрочности и других добродетелей такого рода, уже давно признаны партитуры, подписанные именем Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Мяэ - Георгиевский кавалер Август Порк ведет нас в привокзальный район, во двор небольшого домика, почти по соседству с кварталом, где сейчас окружена последняя в этом районе группировка противника. За домиком блиндаж. Спустились по узенькому ходку вниз, в

Бах Себастьян Полное имя – Иоганн Себастьян Бах (род. в 1685 г. – ум. в 1750 г.) Один из величайших представителей мировой гуманистической культуры, творчество которого является вершиной философской мысли в музыке. Свободно соединяя черты не только разных жанров, но и

Гутенберг Гензфляйш Иоганн (род. между 1394–1399 гг. или в 1406 г. – ум. в 1468 г.) Великий немецкий изобретатель, разработавший технические основы книгопечатания (изобрел печать с наборных литер, инструмент для отливки литер, типографский сплав, сконструировал печатный станок

Иоган Себастьян Бах. Его жизнь и музыкальная деятельность Биографический очерк С. А.

Иоганн Себастьян Бах, биография которого до сих пор тщательно изучается, входит, по мнению газеты «Нью-Йорк Таймс», в топ-10 интереснейших жизнеописаний композиторов.

В одном ряду с его именем стоят такие фамилии, как Бетховен, Вагнер, Шуберт, Дебюсси и др.

Давайте же и мы познакомимся с этим великим музыкантом, чтобы понять, почему его творчество стало одним из столпов классической музыки.

И. С. Бах — немецкий композитор и виртуоз

Имя Баха приходит нам в голову одним из первых при перечислении великих композиторов. Действительно, он был выдающимся, свидетельством чего служат более 1000 музыкальных произведений, оставшихся после его жизни.

Но не стоит забывать и о втором Бахе – музыканте. Ведь оба они были настоящими мастерами своего дела.

В обеих ипостасях Бах оттачивал своё мастерство на протяжении всей жизни. С окончанием вокальной школы обучение не закончилось. Оно продолжалось на протяжении всей жизни.

Доказательством профессионализма, помимо сохранившихся музыкальных сочинений, является впечатляющая карьера музыканта: от органиста на первой должности до директора музыки.

Тем удивительнее осознавать, что многие современники негативно воспринимали музыкальные сочинения композитора. При этом имена популярных в те годы музыкантов практически не сохранились до наших дней. Только позже Моцарт и Бетховен восторженно отозвались о творчестве композитора. С начала 19 века творчество виртуозного музыканта начало возрождаться благодаря пропаганде Листа, Мендельсона и Шумана.

Сейчас же ни у кого не возникает сомнений в мастерстве и огромном таланте Иоганна Себастьяна. Музыка Баха – образец классической школы. О композиторе пишут книги и снимают фильмы. Подробности жизни до сих пор являются предметом для изысканий и изучения.

Краткая биография Баха

Первое упоминание о роде Бахов появилось в 16 веке. Среди них было много известных музыкантов. Поэтому выбор профессии маленьким Иоганном был ожидаемым. К 18 веку, когда жил и творил композитор, знали о 5 поколениях музыкального семейства.

Отец и мать

Отец — Иоганн Амброзий Бах родился в 1645 году в Эрфурте. У него был брат-близнец Иоганн Христоф. Наряду с большинством представителей своего семейства Иоганн Амброзий работал придворным музыкантом, учителем музыки.

Мать — Мария Элизабет Леммерхирт родилась в 1644 году. Она тоже была родом из Эрфурта. Мария была дочерью городского советника, уважаемого в городе человека. Приданое, оставленное им своей дочери, было солидным, благодаря чему она могла безбедно жить в браке.

Родители будущего музыканта поженились в 1668 г. У пары родилось восемь детей.

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 31 марта 1685 г., став младшим ребёнком в семье. Жили они тогда в живописном городе Эйзенахе с населением около 6000 человек. Мать и отец Иоганна - немцы, потому по национальности сын тоже немец.

Когда маленькому Иоганну исполнилось 9 лет, Мария Элизабет умерла. Спустя год, через несколько месяцев после оформления второго брака, умирает отец.

Детство

Осиротевшего 10-летнего мальчика забрал к себе старший брат – Иоганн Кристоф. Он работал учителем музыки и церковным органистом.

Иоганн Кристоф учил маленького Иоганна игре на клавире и органе. Именно последний считается любимым инструментом композитора.

Об этом периоде жизни известно немного. Мальчик обучался в городской школе, которую закончил в 15 лет, хотя обычно её выпускниками становились молодые люди на 2-3 года старше. А значит можно сделать вывод о том, что учёба давалась мальчику легко.

Часто упоминается и другой факт из биографии. Ночами мальчик часто переписывал ноты произведений других музыкантов. Однажды старший брат обнаружил это и строго запретил впредь заниматься подобным.

Обучение музыке

Окончив школу в возрасте 15 лет, будущий композитор поступил в вокальную школу Имени Святого Михаила, которая находилась в городе Люнебург.

В эти годы начинается биография Баха — композитора. Во время обучения с 1700 г. по 1703 г. он пишет первую органную музыку, получает знания о современных композиторах.

В этот же период впервые путешествует по городам Германии. В будущем у него останется эта страсть к путешествиям. Причём все они совершались ради знакомства с творчеством других композиторов.

Окончив вокальную школу, юноша мог поступить в университет, но необходимость зарабатывать средства к существованию вынудила отказаться от этой возможности.

Служба

Окончив обучение, И. С. Бах получил должность музыканта при дворе у герцога Эрнста. Он был лишь исполнителем, играл на скрипке. Свои музыкальные композиции писать ещё не начал.

Однако неудовлетворённый работой, он уже через несколько месяцев решает её поменять и становится органистом церкви Святого Бонифация в Арндштадте. В эти годы композитор создал много произведений, в основном для органа. То есть, впервые на службе получил возможность быть не только исполнителем, но и композитором.

Бах получал высокое жалование, но спустя 3 года решил переехать из-за напряженных отношений с властями. Проблемы возникали из-за того, что музыкант долго отсутствовал в связи с поездкой в Любек. По имеющейся информации в этот немецкий город его отпустили на 1 месяц, а вернулся он только через 4. К тому же община высказывала претензии к способностям руководить хором. Всё это в совокупности сподвигло музыканта сменить работу.

В 1707 году музыкант переезжает в Мюльхузен, где продолжает работать. В Церкви Святого Власия у него было выше жалование. Отношения с властями складывались удачно. Городская власть осталась довольна деятельностью нового работника.

Всё же через год Бах вновь переехал в Веймар. В этом городе получил более престижную должность устроителя концертов. 9 лет, проведённые в Веймаре, стали плодотворным периодом для виртуоза, здесь он написал десятки произведений. Например, сочинил «Токкату и фугу ре-минор» для органа.

Личная жизнь

До переезда в Веймар, в 1707 году, Бах заключил брак со своей кузиной Марией Барбаре. За 13 лет совместной жизни у них родилось семеро детей, из которых трое умерли во младенчестве.

Через 13 лет брака жена умерла, а композитор спустя 17 месяцев вновь женился. На этот раз супругой стала Анна Магдалина Вильке.

Она была талантливой певицей и впоследствии пела в хоре, которым руководил её муж. У них было 13 детей.

Двое сыновей от первого брака – Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил - стали знаменитыми композиторами, продолжив музыкальную династию.

Творческий путь

С 1717 года работает у герцога Анхальт-Кётенского в качестве капельмейстера. В течение следующих 6 лет были написаны многочисленные сюиты. Также этому периоду принадлежат Браденбургские концерты. Если в целом оценивать направление творческой деятельности композитора, то стоит отметить, что в этот период он писал в основном светские произведения.

В 1723 году Бах становится кантором (то есть органистом и дирижёром хора), а также учителем музыки и латыни в церкви Святого Фомы. Ради этого вновь переезжает в Лейпциг. В этом же году впервые исполнено произведение «Страсти по Иоанну», благодаря чему и была получена высокая должность.

Композитор писал как светскую, так и духовную музыку. Он по-новому исполнял классические духовные произведения. Были сочинены «Кофейная кантата», Месса си минор и множество других произведений.

Если кратко охарактеризовать творчество музыкального виртуоза, то невозможно обойтись без упоминания полифонии Баха. Это понятие в музыке было известно и до него, но именно времена жизни композитора стали говорить о полифонии свободного стиля.

Вообще полифония означает многоголосие. В музыке одновременно звучат два равнозначных голоса, а не просто мелодия и аккомпанемент. О мастерстве музыканта говорит тот факт, что по его произведениям до сих пор обучаются студенты-музыканты.

Последние годы жизни и смерть

Последние 5 лет жизни виртуоз стремительно терял зрение. Чтобы продолжать сочинять, ему приходилось диктовать музыку.

Возникли проблемы и с общественным мнением. Современники музыку Баха не оценили, считали устаревшей. Связано это было с расцветом классицизма, начавшимся в тот период.

В 1747 году, за три года до смерти, был создан цикл «Музыка приношения». Написан он был после того, как композитор побывал при дворе Фридриха II, короля Пруссии. Для него эта музыка и предназначались.

Последняя работа выдающегося музыканта – «Искусство фуги» – состояла из 14 фуг и 4 канонов. Но дописать её он не успел. За него после смерти это сделали сыновья.

Несколько интересных моментов из жизни и творчества композитора, музыканта и виртуоза:

  1. После изучения истории семьи, среди родственников виртуоза обнаружили 56 музыкантов.
  2. Фамилия музыканта с немецкого переводится «ручей».
  3. Услышав однажды произведение, композитор мог повторить его без ошибки, что и делал неоднократно.
  4. За всю жизнь музыкант переезжал восемь раз.
  5. Благодаря Баху, в церковных хорах разрешили петь женщинам. Его вторая жена стала первой хористкой.
  6. Написал за всю жизнь более 1000 произведений, поэтому по праву считается самым «плодовитым» автором.
  7. В последние годы жизни композитор почти ослеп, а сделанные операции на глаза не помогали.
  8. Могила композитора долгое время оставалась без надгробного камня.
  9. До сих пор не все факты биографии известны, некоторые из них не подтверждены документами. Поэтому изучение его жизни продолжается.
  10. На родине музыканта открыли два посвящённых ему музея. В 1907 г. открыли музей в Эйзенахе, а в 1985 г. в Лейпциге. Кстати, в первом музее хранится прижизненный портрет музыканты, выполненный пастелью, о котором долгие годы не было ничего известно.

Самые известные музыкальные произведения Баха

Все произведения его авторства объединили в единый список – каталог BWV. Каждому сочинению присвоен номер от 1 до 1127.

Удобен каталог тем, что все произведения разделены по типам произведений, а не по году написания.

Чтобы сосчитать, сколько сюит написал Бах, достаточно посмотреть на их нумерацию в каталоге. Например, Французским сюитам присвоены номера от 812 до 817. Значит, всего написано 6 сюит в рамках этого цикла. Всего же можно насчитать 21 сюиту и 15 частей сюит.

Самым узнаваемым произведением является Скерцо си-минор из «Сюиты для флейты и струнного оркестра № 2», получившее название «Шутка». Это мелодия часто использовалась для звонка на мобильных устройствах, но, несмотря на это, к сожалению, не все смогут назвать её автора.

Действительно, названия многих произведений Баха не на слуху, однако их мелодии многим покажутся знакомыми. Например, «Бранденбургские концерты», «Гольдберговские вариации», «Токката и фуга ре-минор».

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства, а также обогативший все это виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии. Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры. Это музыкант–универсал, в своем творчестве охвативший почти все известные жанры. Создавая бессмертные шедевры, он каждый такт своих композиций превращал в маленькие произведения, объединяя их затем в совершенные по форме бесценные творения исключительной красоты и выразительности, которые ярко отображали многообразный духовный мир человека.

Биография

Маленький Иоганн Себастьян Бах с семьей

Иоганн Себастьян родился 31 марта 1685 года в немецком городке Эйзенах. В многодетной семье Бахов он был младшим, восьмым ребёнком (четверо из них умерли в младенческом возрасте). Их род ещё с начала XVI века славился своей музыкальностью, многие из его родственников и предков были профессионалами в музыке (исследователи их насчитали около полусотни). Прапрадед композитора Фейт Бах имел профессию пекаря и отлично играл на цитре (это такой щипковый музыкальный инструмент в виде ящичка).

Отец мальчика, Иоганн Амброзиус Бах, играл в церкви Эйзенаха на скрипке и работал придворным концертмейстером (на этой должности он занимался организацией светских концертов). Старший брат, Иоганн Кристоф Бах, служил в церкви органистом. Из их рода вышло столько трубачей, органистов, скрипачей и флейтистов, что фамилия «Бах» стала нарицательной, так называли любого более или менее стоящего музыканта сначала в Эйзенахе, а потом и во всей Германии.

При такой родне естественно, что маленький Иоганн Себастьян начал обучаться музыке раньше, чем научился говорить. Первые уроки игры на скрипке он получал от отца и очень радовал родителя своею жадностью к музыкальным познаниям, усердностью и способностями. Мальчик обладал превосходным голосом (сопрано) и, будучи ещё совсем маленьким, солировал в хоре городской школы. В его будущей профессии не сомневался никто, из Себастьяна обязательно должен был получиться музыкант.

Когда ему было девять лет, умерла мама Элизабет Леммерхирт. Спустя год скончался и отец, но ребёнок не остался одинок, его забрал к себе старший брат Иоганн Кристоф. Он был степенным и уважаемым в городе Ордруф музыкантом и учителем. Вместе со своими учениками Иоганн Кристоф учил младшего брата играть церковную музыку на клавесине.

Однако юному Себастьяну эти занятия казались однообразными, скучными и мучительными. Он стал заниматься самообразованием, тем более когда прознал, что у старшего брата в закрытом шкафу имеется тетрадка с произведениями известных композиторов. По ночам юный Бах проникал в шкаф, доставал тетрадь и при свете луны переписывал ноты.

От такой утомительной ночной работы у юноши начало портиться зрение. Как же было обидно, когда старший брат обнаружил Себастьяна за таким занятием и отобрал все записи.

Музыка

В 1703 году, окончив гимназию в Люнебурге, Иоганн Бах устроился придворным музыкантом в капеллу веймарского герцога Иоганна Эрнста. Бах играл на скрипке полгода и приобрел первую популярность как исполнитель. Но вскоре Иоганну Себастьяну надоело ублажать слух господ игрой на скрипке – он мечтал развиваться и открывать новые горизонты в искусстве. Поэтому без раздумий согласился занять освободившуюся должность придворного органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте, что в 200 километрах от Веймара.

Иоганн Бах работал три дня в неделю и получал высокое жалование. Церковный орган, настроенный по новой системе, расширял возможности молодого исполнителя и композитора: в Арнштадте Бах написал три десятка органных произведений, каприччио, кантат и сюит. Но напряженные отношения с властями подтолкнули Иоганна Баха покинуть город через три года.

Последней каплей, перевесившей чашу терпения церковного начальства, стало длительное отлучение музыканта из Арнштадта. Косные церковники, и без того недолюбливавшие музыканта за новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений, устроили Баху унизительное разбирательство за поездку в Любек.

В городе жил и творил знаменитый органист Дитрих Букстехуде, чьи импровизации на органе Бах мечтал послушать с детства. Не имея денег на карету, Иоганн осенью 1705 года отправился в Любек пешком. Игра мэтра потрясла музыканта: вместо отпущенного месяца он пробыл в городе четыре.

После возвращения в Арнштадт и разбирательства с начальством Иоганн Бах оставил «насиженное место» и отправился в тюрингский город Мюльхаузен, где нашел работу органиста в церкви Святого Власия.

Власти города и церковное начальство благоволили талантливому музыканту, его заработок оказался выше, чем в Арнштадте. Иоганн Бах предложил экономный план реставрации старого органа, одобренный властями, и написал праздничную кантату «Господь – мой царь», посвященную инаугурации нового консула.

Но через год ветер странствий «снял» Иоганна Себастьяна с места и перенес в ранее покинутый Веймар. В 1708 году Бах занял место придворного органиста и поселился в доме рядом с герцогским дворцом.

«Веймарский период» биографии Иоганна Баха оказался плодотворным: композитор сочинил десятки клавирных и оркестровых произведений, познакомился с творчеством Вивальди и Корелли, научился использовать динамичные ритмы и гармонические схемы. Общение с работодателем – наследным герцогом Иоганном Эрнстом, композитором и музыкантом, повлияло на творчество Баха. В 1713 году герцог привез из Италии ноты музыкальных произведений местных композиторов, открывших для Иоганна Баха новые горизонты в искусстве.

В Веймаре Иоганн Бах приступил к работе над «Органной книжечкой» – сборником хоральных прелюдий для органа, сочинил величественную органную «Токкату и фугу ре-минор», «Пассакалью до-минор» и 20 духовных кантат.

К концу службы в Веймаре Иоганн Себастьян Бах стал широко известным мастером клавесина и органистом. В 1717 году в Дрезден прибыл знаменитый французский клавесинист Луи Маршан. Концертмейстер Волюмье, наслышанный о таланте Баха, пригласил музыканта состязаться с Маршаном. Но в день соревнования Луи удрал из города, испугавшись провала.

Желание перемен позвало Баха в дорогу осенью 1717-го. Герцог отпустил любимого музыканта «с изъявлением немилости». Органиста нанял на должность капельмейстера князь Ангальт-Кетенский, хорошо разбиравшийся в музыке. Но приверженность князя кальвинизму не позволяла Баху сочинять утонченную музыку для богослужений, поэтому Иоганн Себастьян писал преимущественно светские произведения.

В «кетенский» период Иоганн Бах сочинил шесть сюит для виолончели, Французскую и Английскую клавирные сюиты, три сонаты для скрипичных соло. В Кетене появились знаменитые «Бранденбургские концерты» и цикл произведений, включающий 48 прелюдий и фуг, названный «Хорошо темперированный клавир». Тогда же Бах написал двухголосные и трехголосные инвенции, которые называл «симфониями».

В 1723 году Иоганн Бах устроился кантором хора Святого Фомы в церкви Лейпцига. В том же году публика услышала произведение композитора «Страсти по Иоанну». Вскоре Бах занял должность «музыкального директора» всех городских церквей. За 6 лет «лейпцигского периода» Иоганн Бах написал 5 годовых циклов кантат, два из которых утеряны.

Городской совет дал в распоряжение композитора 8 хоровых исполнителей, но этого количества было крайне мало, поэтому до 20 музыкантов Бах нанимал сам, что служило причиной частых стычек с властью.

В 1720 годах Иоганн Бах сочинял преимущественно кантаты для исполнения в церквях Лейпцига. Желая расширить репертуар, композитор писал светские произведения. Весной 1729 года музыканта назначили руководителем Музыкальной коллегии – светского ансамбля, основанного другом Баха Георгом Филиппом Телеманом. Ансамбль дважды в неделю на протяжении года устраивал двухчасовые концерты в кофейне Циммермана рядом с рыночной площадью.

Большинство светских произведений, сочиненных композитором с 1730 по 1750 годы, Иоганн Бах написал для исполнения в кофейне.

В их число входит шутливая «Кофейная кантата», комическая «Крестьянская кантата», клавирные пьесы и концерты для виолончели и клавесина. В эти годы написана знаменитая «Месса си минор», которую называют лучшим хоровым произведением всех времен.

Для духовного исполнения Бах создал «Высокую мессу си-минор» и «Страсти по Матфею», получив от двора в награду за творчество титул королевско-польского и саксонского придворного композитора.

В 1747 году Иоганн Бах побывал во дворе короля Пруссии Фридриха II. Вельможа предложил композитору музыкальную тему и попросил написать импровизацию. Бах – мастер импровизации – тут же сочинил трехголосную фугу. Вскоре он дополнил ее циклом вариаций на эту тему, назвал «Музыкальным приношением» и послал в подарок Фридриху II.

Другой большой цикл, названный «Искусство фуги», Иоганн Бах не дописал. Сыновья опубликовали цикл после смерти отца.

В последнее десятилетие слава композитора померкла: расцветал классицизм, современники считали стиль Баха старомодным. Но молодые композиторы, воспитанные на произведениях Иоганна Баха, почитали его. Творчество великого органиста любили Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

Всплеск интереса к музыке Иоганна Баха и возрождение славы композитора началось в 1829 году. В марте пианист и композитор Феликс Мендельсон организовал в Берлине концерт, где прозвучало произведение «Страсти по Матфею». Последовал неожиданно громкий резонанс, представление собрало тысячи зрителей. Мендельсон отправился с концертами в Дрезден, Кенигсберг и Франкфурт.

Произведение Иоганна Баха «Музыкальная шутка» и сегодня одно из любимых для тысяч исполнителей мира. Задорная, мелодичная, нежная музыка звучит в разных вариациях, адаптированных под игру на современных инструментах.

Популяризируют музыку Баха западные и российские музыканты. Вокальный ансамбль The Swingle Singers выпустил дебютный альбом Jazz Sebastian Bach, принесший коллективу из восьми вокалистов мировую славу и премию «Грэмми».

Обрабатывали музыку Иоганна Баха и джазовые музыканты Жак Лусье и Джоэль Шпигельман. Отдать должное гению попытался российский исполнитель Федор Чистяков.

Личная жизнь

По странной закономерности, талантливые в чем-то одном люди зачастую лишаются судьбой иных возможностей и преимуществ. Потому нередко личная жизнь знаменитостей складывается не лучшим образом, однако мэтру Баху повезло – у него с этим не возникло никаких проблем.

Жены и дети

Жена Мария Барбаре

Работая органистом в городке Мюльхаузене на севере Германии, Иоганн стал часто посещать своего дядю Михаэля Баха. Там он сошелся на короткой ноге со своей кузиной Марией Барбарой, в которую сразу же влюбился. Свадьба состоялась в поселке Дорнхайме семнадцатого октября седьмого года. Об этом браке мало что известно, однако супруги были довольны друг другом и у них появилось на свет семеро деток, выжили из которых только четверо.

  • Катарина Доротея.
  • Вильгельм Фридеман.
  • Карл Филипп Эммануил.
  • Готфрид Бернгард.

В 1720 году, как раз в тот момент, когда мужа не было дома, Мария неожиданно скончалась, о чем он узнал только спустя пару недель, когда вернулся. Историки считают, что здоровую и крепкую женщину могла погубить инфекция или же осложнения при очередной беременности.

Не став долго предаваться страданиям, уже в двадцать первом году Иоганн Себастьян встретил молодую и ослепительно прекрасную Анну Магдалену, дочку трубача и певицу с ангельским сопрано. В начале декабря того же года была сыграна свадьба. В браке появилось на свет тринадцать детишек, хотя выжить удалось только шестерым.

  • Готфрид Генрих.
  • Елизавета Юлиана Фредерика.
  • Кристоф Фридрих.
  • Христиан.
  • Каролина.
  • Регина Сюзанна.

Брак считался вполне счастливым, жена во всем помогала мужу, а когда он неожиданно стал слепнуть, записывала под его диктовку ноты и партитуры. После кончины отца, дети перессорились за наследство и разъехались в разных направлениях.

Смерть Баха (1750)

В 1749 г. у композитора ухудшилось здоровье. Бах Иоганн Себастьян, биография которого обрывается в 1750 году, начал неожиданно терять зрение и обратился за помощью к английскому офтальмологу Джону Тейлору, который провел 2 операции в марте-апреле 1750 г. Однако обе оказались неудачными. Зрение к композитору так и не вернулось. 28 июля, в возрасте 65 лет, Иоганн Себастьян скончался. Современные газеты писали, что «смерть наступила в результате неудачной операции на глазах». В настоящее время историки считают причиной гибели композитора инсульт, осложненный пневмонией.

Карл Филипп Эммануил, сын Иоганна Себастьяна, и его ученик Иоганн Фридрих Агрикола написали некролог. Он был опубликован в 1754 году Лоренцом Кристофом Мицлером в музыкальном журнале. Иоганн Себастьян Бах, краткая биография которого представлена выше, был изначально похоронен в Лейпциге, вблизи церкви Святого Иоанна. Могила оставалась нетронутой в течение 150 лет. Позднее, в 1894 году, останки были перенесены в специальное хранилище в церкви святого Иоанна, а в 1950 году - в церковь Святого Фомы, где композитор покоится до сих пор.

Несколько интересных моментов из жизни и творчества композитора, музыканта и виртуоза :

  1. После изучения истории семьи, среди родственников виртуоза обнаружили 56 музыкантов.
  2. Фамилия музыканта с немецкого переводится «ручей».
  3. Услышав однажды произведение, композитор мог повторить его без ошибки, что и делал неоднократно.
  4. За всю жизнь музыкант переезжал восемь раз.
  5. Благодаря Баху, в церковных хорах разрешили петь женщинам. Его вторая жена стала первой хористкой.
  6. Написал за всю жизнь более 1000 произведений, поэтому по праву считается самым «плодовитым» автором.
  7. В последние годы жизни композитор почти ослеп, а сделанные операции на глаза не помогали.
  8. Могила композитора долгое время оставалась без надгробного камня.
  9. До сих пор не все факты биографии известны, некоторые из них не подтверждены документами. Поэтому изучение его жизни продолжается.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта