Главная » Красота и здоровье » Тема любви в произведении олеся кратко. Сочинение тема любви в повести олеся куприна. Мечта о прекрасном человеке

Тема любви в произведении олеся кратко. Сочинение тема любви в повести олеся куприна. Мечта о прекрасном человеке

В основе сюжета повести А.И.Куприна «Олеся» — взаимоотношения двух героев. Иван Тимофеевич – городской человек, который приезжает в Полесье. Олеся – очаровательная девушка, местная жительница.

Герои полюбили друг друга. Однако, несмотря на вспыхнувшее между ними чувство, это абсолютно непохожие люди, представители разных слоёв общества.

Иван Тимофеевич – городской человек, в повести он выступает в роли рассказчика. Он честен с читателем, делится своими впечатлениями от Полесья, повествует о вспыхнувшем чувстве к внучке старой Мануйлихи.

Олесю односельчане считают колдуньей. Девушку и её бабушку местные жители обвиняют во всех бедах: неурожае, непогоде, гибели домашнего скота. В то же время Олеся удивительно чиста душой. Этим она и покорила сердце Ивана Тимофеевича.

Оба героя любят по-разному. Олеся готова ради своего избранника пожертвовать всем, даже жизнью. Она, переступив через собственную гордость, через страх, идёт в церковь. Суеверные местные женщины жестоко избивают Олесю. А ведь девушка, не питавшая иллюзий по поводу отношения к ней односельчан, несомненно, догадывалась, что такое произойдёт…

Иван Тимофеевич любит по-другому. Олеся очаровала его своей непосредственностью и непохожестью на других. Чувство героя настоящее и искреннее. Однако он вряд ли способен сделать ради возлюбленной хоть какой-то серьёзный шаг.

Олесе и Ивану Тимофеевичу не суждено быть вместе: они слишком разные, неодинаково относятся к жизни. Их любовь обернётся трагедией: униженная Олеся и старая Мануйлиха навсегда покинут Полесье. Вряд ли в дальнейшем они будут благоденствовать.

Цивилизация, по мысли А.И.Куприна, отравляет человеческую душу, не позволяет людям стать счастливыми. Судьба Ивана Тимофеевича – тому подтверждение. Городской житель никогда до конца не поймёт девушку, выросшую на лоне природы, как бы ему этого ни хотелось. Герой оказался бессильным принять бесценный дар – любовь, а потому обрёк на страдания и себя, и Олесю.

Говоря о чудесном даре любви, они показывают в своих произведениях, что любить может только человек с открытой душой, чистым сердцем, душевной гармонией, готовый ради любви совершить любой подвиг, пойти на мучения и даже на смерть.Но каждый писатель находиn что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме.

На эту вечную тему писал и А.и.Куприн, произведения которого (“Олеся”, “Гранатовый браслет”) пропитаны возвышенным чувством любви. Писатель изображает непохожих героев, принадлежащих к различным слоям общества, но всех их объединяет любовь, благородная, самоотверженная, преданная, готовая к самопожертвованию. Именно такое чувство показано в лучшем, на мой взгляд, произведении Куприна «Олеся».

Повествование идет от лица мужчины, который по службе попадает в деревню Переброд, где влюбляется во внучку колдуньи Мануйлихи, которую зовут Олеся.

Читатель может наблюдать за развитием чувств центральных героев повести, Ивана Тимофеевича и Олеси. Но, переворачивая “последнюю страницу”, он поймет, что любовь этих героев трагична и им никогда не суждено было быть вместе. Разберемся почему.

Олеся и Иван Тимофеевич принадлежат к разным мирам. Героиня - ”дочерь природы”, не похожая на других девушек, любящая животных и птиц и вообще жизнь в лесу: “ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город” - говорит она. Герой - человек буржуазного мира, любящий охоту, приехавший в деревню понаблюдать за людьми, за их нравами. Также можно найти разницу в любви главных героев. Ивана привлекала в Олесе ее непохожесть, самобытность, наивность, женственность, он любил ее, но в то же время и боялся этой любви: “одно лишь обстоятельcтво пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки леса”.Олеся же знала, что их любви не сбыться, но любила сильно. Она даже не просто любила, а готова была отдать всю себя ради светлого чувства. Героиня бросается в омут с головой, несмотря на то, что прекрасно знает, каковы будут последствия, насколько тяжело ей будет пережить данный период. Ради любви она переборола себя и пошла в церковь, где была избита людьми за то, что те считали ее ведьмой. Пройдя через унижения и издевательства, Олеся с бабушкой покидает свой дом. Но делает она это не столько из-за того, что боится мести людей, а из-за того, что понимает, что любовь ее не принесет счастье любимому человеку.

Трагизм этой истории заключается в том, что, несмотря на искренность чувств, многие другие факторы влияют на исход любви: статус, взгляды и представления людей - а также самопожертвование ради счастья другого.

Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
Повесть «Олеся» - раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», - такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел - слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в заштатном городке Наровчате. Отец писателя, Иван Иванович Куприн, мелкий чиновник, служил письмоводителем у местного мирового посредника. После смерти отца мать была вынуждена отдать сына в сиротское училище. В 1880 году Куприн сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. Десятилетний мальчик столкнулся в эту пору с несправедливостью, возведённой в закон. Уже, будучи в юнкерском училище Куприн впервые выступил в печати. Первое, что бросается в глаза, когда читаешь купринские произведения 1890-х годов, - это их неравноценность. Она объясняется его слабой общей культурой и недостаточным знанием жизни.

Таланты, как и люди, бывают добрые и злые, весёлые и грустные, светлые и мрачные. При мысли о Куприне хочется сразу сказать добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой вот бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью « ко всему живому - к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу». Куприн жил в иное, чем мы, время, знал совсем другой мир, многое из которого безвозвратно ушло. Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь и бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах. И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни вольноопределяющихся, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казённой палате и частных поверенных. Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу. И здесь добрым наставником и старшим другом нашим останется Александр Иванович Куприн. К. Г. Паустовский писал про Куприна:

«Любовь Куприна к человеку проступает ясным подтекстом почти во всех повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов»

Повесть « Олеся» была написана Куприным в 1898 году. 1897 год Куприн провёл в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением. Наблюдения над своеобразным бытом местных крестьян, впечатление от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества. Здесь был задуман цикл так называемых « Полесских рассказов».

Повесть эта – воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и мёдом лесов находит автор героиню своей повести. История недолгой, но прекрасной по своей искренности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой. Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствие Ивана Тимофеевича в непривычной обстановке в глухой деревне. Затем герой повести слушает рассказы Ермолы о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.

Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «Сказочную избушку», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.

Олеся выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, её всегда преследовала слава ведьмы. Ей даже пришлось переехать из деревни, в которой они жили, и отправится в лесную чащу, на болота, подальше от селений.

И вот в жизни появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом чувства начинают нарастать. Олеся пытается потушить любовь, только зародившуюся в ней. Но стоило только разлучиться им на две недели, и она понимает, что сердцу не прикажешь. При встрече с любимым она сказала: «Разлука для любви тоже, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает еще сильнее». Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. Ради нее девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своим принципам, не побоялась последствий. Олеся отдает себя в жертву любви.

Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по- человечески ценно её самоотречение, попытка примерить свой образ жизни с тем, что её чуждо.

Олеся отказывается от своего возлюбленного, уезжает, оставив на память лишь бусы.

В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей полнотой раскрывается характер героев повести. Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие – все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире». Естественная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.

Весенние пробуждение природы и зарождение любви совпадает потому, что люди эти живут одной жизнью с природой, подчиняются её законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.

По-моему, Александр Иванович изобразил в своем рассказе идеальную девушку, но если бы хоть некоторые из нас иногда старались быть похожими на Олесю, то, наверное, многие стали бы жить лучше. Только человек, выросший в гармонии с природой, вдали от цивилизации, способен на глубокие чувства.

Из прочитанной мной повести я открыла для себя то, что, кем бы ни был человек, например, потомственной ведьмой или простым рабочим, каждый из нас имеет право на уважение, любовь и жизнь, ведь он не виноват, что он таким родился и вырос. Эта повесть показала мне, что есть на свете и настоящая любовь, которую ничем не испортить. И мне кажется все, кто прочитает эту повесть, поймет это.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Любовь в повести

А.И. Куприна «Олеся»

Выполнила:

ученица МОУ СОШ №3

8 А класса

Пуртова Надежда

Руководитель: Орлова Т.П.

г. Северобайкальск

2008 год

Сведения об участнике:

ФИО: Пуртова Надежда Александровна

Домашний адрес: Бурятия, город Северобайкальск, ул. 40 лет Победы д.25, индекс 671702

Телефон: 89021644581

Наименование образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №3»

Класс: 8 А

Название работы: Любовь в повести А.И. Куприна «Олеся»

Номинация конкурса: «За книжными страницами»

Настоящая любовь - любовь чистая, возвышенная, всепоглощающая.
Такая любовь изображена во многих произведениях А. И. Куприна: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Все три повести заканчиваются трагически: «Гранатовый браслет» и «Суламифь» разрешаются гибелью главных героев, в « Олесе» сюжетное действие заканчивается расставанием Олеси и рассказчика. По Куприну, истинная любовь обречена, потому что ей нет места в этом мире, - она всегда будет осуждаться в порочной общественной среде.
В «Олесе» препятствием для любви героев явились их социальные различия и предрассудки общества. Олеся - девушка, родившаяся и всю юность проведшая в полесских чащобах, дикая, необразованная, чуждающаяся людей. Местные жители считали её ведьмой, презирали, ненавидели (показателен оказанный ей жестокий приём у церковной ограды). Олеся не отвечала им взаимной ненавистью, она просто опасалась их и предпочитала уединение. Однако к рассказчику она прониклась доверием с первой встречи; их обоюдное влечение стремительно возрастало и постепенно переросло в настоящее чувство.
Рассказчика (Ивана) поразило в ней сочетание естественности, «лесной души», и благородства, «конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова». Олеся никогда не училась, не умела даже читать, однако говорила красноречиво и складно, «не хуже настоящей барышни». И главное, что привлекало его в полесской колдунье, это её тяготение к народным традициям, её сильный, волевой характер и свободолюбивая, чуткая и способная искренне любить душа. Олеся не умела притворствовать, поэтому её любовь не могла быть низменным порывом или маской. И герой питал к ней, такой искренней, подлинные чувства: он обрёл в девушке родственную душу, они без слов понимали друг друга. А настоящая любовь, как известно, строится на взаимопонимании.
Олеся любила Ивана самозабвенно, жертвенно. Боясь, что его осудит общество, девушка оставила его, отказалась от своего счастья, предпочтя его счастье. Каждый из героев выбрал благополучие другого. Но их личное счастье оказалось невозможным без взаимной любви. Это подтверждает финал повести: «Господи! Что же такое случилось?» - прошептал Иван, «входя с замиранием сердца в сени». Это был апогей несчастья героя.
Любовь соединила их навеки и навеки разлучила: только сильные чувства побудили Олесю покинуть Ивана, а Ивана - позволить ей это. Они не боялись за самих себя, но опасались друг за друга. Олеся ради Ивана отправилась в церковь, осознавая, что её ожидает там опасность. Но она не выдала своих опасений Ивану, чтобы не огорчить его. В сцене их последнего свидания она также не хотела огорчать возлюбленного, разочаровывать его, потому не поворачивалась к нему лицом до тех пор, пока он «с нежным умилением отнял её голову от подушки». Онавзывала: «Не смотри на меня... Прошу тебя... Гадкая я теперь...» Но Ивана не смутили длинные красные ссадины, избороздившие её лоб, щёки и шею, - он принимал её такой, какая она есть, он не отвернулся от неё, израненной, для него она и тогда являлась самой красивой. Он любил её безоговорочно и не отказывался от намерения жениться на ней. Но в жестоком обществе, закостенелом в предрассудках, это было невозможно.
Олеся была изгоем общества. Люди считали, что Олеся накликивает беду, ворожит, презирали и боялись её, а Иван верил ей. Даже когда она сама принялась уверять его, что обладает колдовской силой, он не сомневался, что она добрая и никому не способна причинить зло, что сила, заключенная в ней, - светлая, а сплетни о ней - суеверный вымысел. Он не мог подозревать Олесю в чём-либо дурном, он доверял ей, а значит, испытывал настоящую любовь, любовь, основанную на вере, надежде и всепрощении.
Олеся тоже готова была простить Ивана в любой ситуации, обвинить себя, но выгородить его (хотя именно из-за Ивана пошла в церковь, в произошедшем с ней несчастье она винила только себя). Слёзы и неумолимую дрожь в сердце у читателя вызывает ответ Олеси на просьбу героя простить его: «Да что ты!.. Что ты, милый?.. Как тебе не стыдно и думать об этом? Чем же ты виноват здесь? Всё я одна, глупая... Ну, чего я полезла в самом деле? Нет, солнышко, ты себя не вйновать...» Всю вину и всю ответственность за свершившееся девушка возлагала на себя. И за последующие действия -- тоже. Никогда ничего не боявшаяся Олеся вдруг испугалась... за Ивана. Иван неоднократно предлагал Олесе выйти за него замуж, высказывал ей заверения в их дальнейшем, счастливом и совместном, будущем, но девушка боялась подставить его под удар закона и молвы, бросить тень на его репутацию. А Иван в свою очередь пренебрегал репутацией во имя любви.
Их чувство не принесло им счастья, жертвы во имя друг друга - тоже. Слишком сильно довлело над ними общество. Но побороть их любовь никакие предрассудки не могли. Рассказчик после исчезновения Олеси говорит: «Сстеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием "кораллов", - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и её нежной, великодушной любви ». Эта незабвенная вещица символизировала для Ивана любовь Олеси, которую та даже после расставания стремилась передать ему.
Понятия «душа» и «любовь» для обоих героев были неразделимы, поэтому их любовь - чиста и непорочна, возвышенна и искренна, как и души - чистые, светлые. Любовь для них - творение души. Чувство, лишённое недоверия и ревности: «Ревновал ли ты меня?» - «Никогда, Олеся! Никогда!» Как можно было ревновать её, чистую и светлую Олесю?! Слишком возвышенной, сильной и крепкой была их взаимная любовь, чтобы допускать эгоистического инстинкта - ревности. Сама по себе их любовь исключала всё приземлённое, пошлое, банальное; герои любили не для себе, не свою любовь лелеяли, а отдавали души друг другу.
Такая любовь - вечная, но непонятая обществом, жертвенная, но не приносящая счастье, может быть дарована не многим и лишь раз в жизни. Потому что такая любовь - высшее проявление Человека. А человек рождается лишь однажды.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта