Главная » Красота и здоровье » Основные этапы урока по фгос. Каждый урок имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов

Основные этапы урока по фгос. Каждый урок имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов

Учебная дисциплина: ОП 01 Педагогика.

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Тема урока : Структура современного урока.

Цель:

  • вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению

Задачи

Содействовать осмыслению теоретических основ структурирования учебного занятия, пониманию принципов структурирования;

Формировать умение проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям;

Развивать интерес к педагогической теории и практике;

Развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить умозаключения, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;

Развивать моторику мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соизмеримость движений (для студентов с ОВЗ);

Воспитывать дисциплинированность, собранность, ответственность и честность, уважение к товарищам, педагогу.

Тип урока : учебное занятие закрепления знаний (по П.И. Третьякову).

Методы: постановка перспектив, беседа, побуждающий от проблемной ситуации диалог, письменный опрос, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, упражнение, тестирование.

Форма обучения : фронтальная; групповая; индивидуальная.

Оборудование: тетрадь для записи, раздаточный материал: варианты структуры урока, лист самоконтроля, бланки для текущего контроля, типы учебных занятий (по И.П.Третьякову), карточки с заданием для групп, образцы структуры уроков, бланки теста для студентов, ответы на тест.

Этапы урока:

Организационно-мотивационный этап:

Организационный момент.

Мотивация.

Совместная постановка целей занятия.

Актуализация полученного опыта.

Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности:

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Применение полученной информации в практической деятельности.

Рефлексивно-оценочный этап:

Защита проектов - видеороликов.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

1) Организационный момент.

Здравствуйте.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, приложите свою ладошку к ладошке товарища - передайте хорошее настроение.

Проверьте, всё ли готово к учебному занятию. Сегодня на уроке нам понадобятся тетрадь для записи теоретического материала, ручка, раздаточный материал и хорошее настроение.

2) Мотивация.

Создание проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Перед вами различные варианты структуры урока (Приложение 1). Сколько вариантов структуры урока вам предложено? (Два)

Прочитайте их внимательно.

Организация начала занятия.

Первичная проверка понимания.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Организация начала занятия.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Побуждение к осознанию противоречия.

Что вас удивило? Что интересного заметили? (Все варианты структуры урока разные, разные названия типов уроков)

Побуждение к формулированию проблемы.

Какой возникает вопрос? (От чего зависит структура современного урока?)

Какая будет тема урока? (Структура современного урока)

3) Совместная постановка целей занятия.

Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать, от чего зависит структура современного урока)

Определим задачи сегодняшнего урока. В этом нам поможет уже знакомая нам таксономия целей Блума.

Назовите задачи (К концу урока мы должны знать теоретические основы структурирования учебного занятия; понимать принцип структурирования; уметь проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям.)

В ходе урока вы работаете с листом самоконтроля (Приложение 2). В нём указаны результаты и даны шкалы, на которых вы должны будете отметить свои достижения в конце урока. Приступая к работе спланируйте, какого результата вы хотите достичь: карандашом поставьте отметку (крестик) на шкалах.

4) Актуализация полученного опыта.

Прежде чем перейти к изучению нового, вспомним структурные элементы урока и их характеристику. Заполните таблицу (Приложение 3), укажите пропущенные задачи этапа и реальный результат. На выполнение работы вам даётся 3 минуты.

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Для студентов с ОВЗ даётся задание «Собери мозаику» - необходимо из предложенных элементов собрать таблицу «Характеристика структурных элементов урока» (Приложение 4).

Поменяйтесь работами - взаимопроверка. Оцените работы товарища по критериям. За каждый правильный ответ - 1 балл. 9-10 баллов - «отлично», 7-8 баллов - «хорошо», 5-6 баллов - «удовлетворительно», менее 5 баллов - «неудовлетворительно». Поставьте отметку. Сверьте с образцом (Приложение 5). Все ли смогли правильно оценить?

Структурные элементы урока и их характеристика

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения, выявление пробелов и коррекция

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия цели, актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Активная деятельность по систематизации, классификации

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

Подведение итогов занятия

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

Рефлексия

Открытость в осмыслении своих действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

2. Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности:

5) Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Материал для выдвижения гипотез.

Варианты структуры урока, с которыми вы уже работали, помогут открыть первый принцип выбора структурных компонентов учебного занятия. Прочитайте их внимательно.

Побуждение к гипотезе.

Что заметили? (Разные типы урока - разные структурные компоненты)

От чего зависит выбор структурных компонентов учебного занятия? Какие есть гипотезы? (От типа урока)

Побуждение к проверке.

Вы с этой гипотезой согласны? Почему?

К какому выводу пришли? (Первый принцип структурирования - учёт типа урока)

Сравним вывод с учебным материалом (Приложение 6).

Выделяют следующие типы учебных занятий (по И.П.Третьякову):

А от чего зависит тип учебного занятия? Что заметили? (От дидактической цели)

Влияет ли цель урока на структуру? Как? (В зависимости от цели определяем основную часть урока)

Какой ещё принцип структурирования урока можно назвать? (Учёт дидактической цели урока)

Применение полученной информации в практической деятельности.

Разный материал для выдвижения гипотезы.

Продолжим исследование структуры урока. Каждая группа получит свою карточку с заданием (Приложение 7).

1 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний.

2 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.

Подсказкой вам будут варианты структуры уроков, с которыми вы уже работали. Воспользуйтесь разрезными карточками. Выберите структурные компоненты учебного занятия и расположите их в нужной последовательности. На работу вам даётся 3 минуты.

Выдвижение решающей гипотезы 1-й группой.

Заслушаем 1-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили?

Организация начала занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка к основному этапу занятия.

Закрепление знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

К какому выводу вы пришли? (Вводная часть и заключительная часть урока не меняется, а меняется основная часть в зависимости от типа)

Заслушаем 2-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили?

Организация начала занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка к основному этапу занятия.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Что вы заметили? (В основном этапе занятия структурный элемент соответствует типу урока)

К какому выводу вы пришли? (Структура зависит от типа урока)

Почему варианты разные? (Зависит от творчества учителя)

Какова последовательность действий при планировании урока? (1. Определить тип урока. 2. Определить цель урока. 3. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока. 4. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.)

Группы работали с разным материалом, но к какому общему выводу пришли? (Структура зависит от типа урока, учитель должен творчески подходить к проектированию урока)

3. Рефлексивно-оценочный этап:

7) Подведение итогов занятия.

Возврат к проблемному вопросу.

Какой была тема урока? (Структура современного урока)

Какой проблемный вопрос мы поставили? (От чего зависит структура современного урока?)

Какую вы ставили перед собой учебную цель? (Узнать, от чего зависит структура современного урока)

Удалось ли её решить? Каким способом? (Мы исследовали разные типы уроков и определяли структуру учебного занятия)

8) Демонстрация усвоения изученного материала и получения опыта деятельности.

Чтобы оценить результаты своей работы на уроке, выполните задания (Приложение 9). На работу вам даётся 4 минуты.

1. Инструкция:

1. Текст задания:

А) Учёт типа урока.

Б) Учёт методов обучения.

Ответ: А, В, Д.

2. Инструкция :

Текст задания:

1 Организация начала занятия.

2 Проверка выполнения домашнего задания.

3 Подготовка к основному этапу занятия.

4 Усвоение новых знаний и способов действий.

5 Первичная проверка понимания.

6 Закрепление знаний и способов действий.

7 Обобщение и систематизация знаний.

8 Контроль и самопроверка знаний.

9 Подведение итогов занятия.

10 Рефлексия.

11 Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Ответ: 1,2,3,8,9,10,11 или 1,3,8,9,10

3. Инструкция:

Текст задания:

А. Определить цель урока.

В. Определить тип урока.

Ответ: В, А, Г, Б.

4. Инструкция:

Текст задания:

Типы учебных занятий

Структура учебного занятия

1. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

2. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

3. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: А - 3, Б - 2, В - 1 .

Сверьте ответы с образцом (Приложение 10).

9) Рефлексия.

Сравните прогностическую и итоговую оценку. Каковы изменения?

10) Домашнее задание.

Домашнее задание вы выберите сами в зависимости от результатов урока:

1. Те, кому нужно поработать над знанием теоретических основ структурирования учебного занятия и пониманием принципа структурирования работают с учебником стр…

2. Те, кому нужно поработать над умением проектирования структуры учебного занятия с учётом разных типов урока предлагают не менее 2 вариантов структуры уроков каждого типа, опираясь на теорию И.П. Третьякова.

Приложение 1

Структура учебных занятий для анализа

Структура учебного занятия изучения и первичного закрепления новых знаний

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Структура учебного занятия комплексного применения знаний, умений и навыков

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 2

Лист самоконтроля

Знать теоретические основы структурирования учебного занятия

Понимать принцип структурирования

________________________________________

Уметь проектировать структуру учебного занятия

________________________________________

Проводить различия между структурой уроков разных типов

________________________________________

Определять последовательность планирования учебного занятия

________________________________________

Оценивать продукт своей деятельности по критериям

________________________________________

Приложение 3

Структура и характеристика этапов учебного занятия для контроля

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения, выявление пробелов и коррекция

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия цели, актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Активная деятельность по систематизации, классификации

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

Подведение итогов занятия

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

Рефлексия

Открытость в осмыслении своих действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

Приложение 4

Раздаточный материал для контроля для студентов с ОВЗ

Подготовка учащихся к работе

Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Активные действия учащихся с объектом

Усвоение сущности знаний и способов деятельности

Самостоятельное выполнение заданий, применение в знакомой и измененной ситуации

Формирование целостной системы З по теме, курсу

Получение достоверной информации о достижении результата

Анализ и оценка успешности достижения цели. Перспектива работы

Мобилизация на рефлексию своего поведения

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Приложение 5

Структурные элементы урока и их характеристика для само- и взаимопроверки

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения, выявление пробелов и коррекция

Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия цели, актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

Активные действия учащихся с объектом

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

Усвоение сущности знаний и способов деятельности

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, применение в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы З по теме, курсу

Активная деятельность по систематизации, классификации

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

Получение достоверной информации о достижении результата

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели. Перспектива работы

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

Рефлексия

Мобилизация на рефлексию своего поведения

Открытость в осмыслении своих действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

Приложение 6

Выделяют следующие типы учебных занятий (по И.П.Третьякову):

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Учебное занятие закрепления знаний.

Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Учебное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

Цель: усвоение знаний в их системе.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности.

Цели: Определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения, закрепление и систематизация знаний, коррекция знаний, умений, навыков, оценка хода и результатов деятельности и себя в ней.

Приложение 7

№ 1. Предложить структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний.

№ 2. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.


Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 8

Возможные варианты структуры учебного занятия закрепления знаний

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Закрепление знаний и способов действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий.

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Возможные варианты структуры учебного занятия обобщения и систематизации знаний

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 9

Бланк ответов _________________________________________

(Фамилия И.)

1. Инструкция: Выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа и запишите в бланке.

1. Текст задания: К принципам структурирования учебного занятия относятся:

А) Учёт типа урока.

Б) Учёт методов обучения.

В) Творческий подход к проектированию урока.

Г) Учёт формы организации познавательной деятельности.

Д) Учёт дидактической цели урока.

Ответ: _________________

2. Инструкция : Запишите ответ в бланке цифрами в необходимой последовательности.

Текст задания: Укажите последовательность структурных компонентов учебного занятия проверки, оценки и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности.

1 Организация начала занятия

2 Проверка выполнения домашнего задания

3 Подготовка к основному этапу занятия

4 Усвоение новых знаний и способов действий

5 Первичная проверка понимания

6 Закрепление знаний и способов действий

7 Обобщение и систематизация знаний

8 Контроль и самопроверка знаний

9 Подведение итогов занятия

10 Рефлексия

11 Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: _______________________________

3. Инструкция: Запишите ответ в бланке буквами в необходимой последовательности.

Текст задания: Укажите последовательность планирования учебного занятия.

А. Определить цель урока.

Б. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.

В. Определить тип урока.

Г. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока.

Ответ: ____________________________

4. Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Каждому элементу первого столбца соответствует один элемент второго столбца. Запишите правильный ответ, соединив буквенные и числовые показатели (Например, А-1).

Текст задания: Каким типам учебных занятий соответствуют предложенные структуры?

Типы учебных занятий

Структура учебного занятия

А Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Б Учебное занятие закрепления знаний.

В Учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

1. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

2. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

3. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: _________________________

Приложение 10

1, 2, 3, 8, 9, 10, 11 или 1, 3, 8, 9, 10

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

    организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

    проверка домашнего задания;

    проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

    постановка цели занятия перед учащимися;

    организация восприятия и осмысления новой информации;

    первичная проверка понимания;

    организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

    творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

    обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

    контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

    домашнее задание к следующему уроку;

    подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

    первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

    указание на то, что учащиеся должны запомнить;

    мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

    сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

    первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

    контроль результатов первичного запоминания;

    регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

    внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

    частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

    сообщение учащимся цели предстоящей работы;

    воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

    выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

    проверка выполнения работ;

    обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

    задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

    постановка цели урока;

    повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

    проведение проверочных упражнений;

    ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

    упражнения на их освоение;

    упражнения на их закрепление;

    тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

    упражнения на перенос в сходную ситуацию;

    упражнения творческого характера;

    итог урока;

    задание на дом.

Структура урока повторения:

    организация начала урока;

    постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

    проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

    подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

    задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

    организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

    постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

    подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

    определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

    организация начала урока (психологический настрой учащихся);

    сообщение темы урока и его задач;

    изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

    формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

    упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

    творческое применение знаний и умений;

    упражнение по отработке навыков;

    домашнее задание;

    итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

    организационный момент;

    вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

    выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

    проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

    формулирование выводов по изученному материалу;

    оценка результатов урока;

    подведение итогов;

    задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

    организация начала урока;

    проверка домашнего задания, постановка цели урока;

    подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

    изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

    закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

    обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

    подведение итогов и результатов урока;

    задание на дом;

    подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

    рассказ обзорного типа по всей теме;

    урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

    урок - практическая работа;

    урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

    заключительный опрос по теоретическому материалу;

    решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

    уроки теоретического разбора материала учителем;

    уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

    уроки-семинары;

    уроки-практикумы;

    уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

    урок-лекция по всей теме;

    уроки-решения ключевых задач;

    урок-консультация;

    урок-зачет.

Урок -главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме . При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является:

·узнавание нового материала;

·воспроизведение;

·применение знаний в новой ситуации;

·применение знаний в незнакомой ситуации;

·творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:

·что контролировать;

·как контролировать;

·как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока ? Конспект должен содержать три основные части:

·формальную;

·аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи:

обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________ ______________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

1 .тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2.таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

 четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

 определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

 прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

 выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

 реализация на уроке всех дидактических принципов;

 создание условий успешного учения учащихся.

Психологическая цель урока:

1.Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

 соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

 определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

 планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

 выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

 учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

 соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.Особенности самоорганизации учителя:

 подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

 рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

 педагогический такт (случаи проявления);

 психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

 планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

 использование установок в форме убеждения, внушения;

 планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

 использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

 определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

 опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

 планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

 руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

 использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.Закрепление результатов работы:

 формирование навыков путем упражнений;

 обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

1.температурный режим;

2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.освещение;

4.предупреждение утомления и переутомления;

5.чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.соответствие классной мебели росту школьника.

1.урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: СТРУКТУРА (ЭТАПЫ)УРОКА ПО ФГОС ПРИМЕРЫ ВЗЯТЫ ИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: « Развитие умения подбирать к словам –предметам слова – признаки». Учитель начальных классов Ивлева Наталья Петровна МБОУ ССОШ №65 г. Красноярск

2 слайд

Описание слайда:

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Сравним традиционный и современный урок Как проходил обычный урок? (табл.) На учителя возлагалось множеству функций, его роль была ведущей УЧИТЕЛЬ формулирует и сообщает цели и задачи сообщает, что должны сделать для достижения цели руководит выполнением практических задач контролирует практическую деятельность оценивает работу уч-ся на уроке выясняет, что запомнили учащиеся объявляет д/з, чаще одно на всех Новые подходы к уроку Тему урока формулируют сами УЧАЩИЕСЯ Цели и задачи формулируются УЧАЩИМИСЯ Способы достижения цели планируют УЧАЩИЕСЯ Практическая деятельность осуществляется по намеченному плану с применением группового и индивидуального метода Контроль в форме самоконтроля и взаимоконтроля УЧАЩИЕСЯ формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценка в виде самооценки и взаимооценивании Итог: реффлексия (осознание своей деятельности, само осмысление) УЧАЩИЕСЯ самостоятельно выбирают д/з из предложенных учителем, с учетом индивидуальных возможностей

3 слайд

Описание слайда:

Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов: I этап. Организация класса (орг.момент) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) IV этап. Открытие нового знания. V этап. Физкультминутка. VI этап. Первичное закрепление. .VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. VIII этап. Физкультминутка. IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Х. Рефлексия деятельности (итог урока).

4 слайд

Описание слайда:

I этап. Организация класса (орг.момент) (1-2 минуты) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность; -включение детей в деятельность; -выделение содержательной области. Приёмы работы: -учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); -учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; -девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); -самопроверка домашнего задания по образцу. Орг.момент Распахнем глаза пошире. Раз, два, три, четыре. Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы. – Вы сегодня будете учеными-исследователями в освоении новых знаний. Ваш ум, внимание, знания помогут на уроке. Желаю вам успешных поисков и решений! Откройте тетради по русскому языку.

5 слайд

Описание слайда:

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) (4-5 минут) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации. -актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); -создание проблемной ситуации; -выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. На доске таблички: Научиться конструировать словосочетания. (Подбирать к словам-предметам слова –признаки) Находить слова-предметы Находить слова-признаки - Ребята посмотрите на эти таблички. Как вы думаете, что мы уже умеем делать, а чему должны сегодня научиться на уроке? Ответы детей: умеем находить слова- предметы и слова-признаки. А научиться должны конструировать словосочетания. -Расставим таблички в нужном порядке: 3. Научиться конструировать словосочетания. (Подбирать к словам-предметам слова –признаки) 2. Находить слова-признаки 1. Находить слова-предметы Назовите тему урока (дети называют тему)

6 слайд

Описание слайда:

III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут) Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. -Как вы понимаете конструирование? (посмотреть в словаре) Строить, создавать конструкцию чего-нибудь.(Подбирать к словам-предметам слова –признаки) Для того, чтобы конструировать из слов-предметов и слов признаков надо их знать.

7 слайд

Описание слайда:

IV этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).(7-8 минут) Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения. -Способы: диалог, групповая или парная работа. -Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог. -Организация самостоятельной исследовательской деятельности. -Выведение алгоритма. Первый этап нашей работы находить слова – предметы. Что такое слова –предметы (слайд1 подсказка)(ученики рассказывают правило) Назовите предметы (дети называют быстро по цепочке предметы) (слайд2, группа предметов, составленная Незнайкой) - Правильно ли Незнайка составил группу предметов? (дети находят лишнее слово-бегать и называют группу одним словом-овощи) 4. Словарная работа со словами-предметами – овощи (запись слов в тетради) Второй этап нашей работы находить слова-признаки. -Что такое слова-признаки? (слайд 3, дети называют правило) Назовите слова-признаки (дети называют быстро по цепочку признаки) Игра Я называю предметы, вы хлопаете в ладоши, Называю признаки, топаете ногами. Третий этап урока (конструирование) Вернемся к словарному слову ОВОЩИ и попробуем подобрать к нему слово-признак. (дети подбирают слова: полезные, свежие, мытые) -ВЫВОД(составляется самими детьми): в словосочетании слова должны быть связаны вопросом. -А Незнайка придумал слово ЖЕЛЕЗНЫЕ (ответы детей: железных овощей не бывает) ВЫВОД(составляется самими детьми): чтобы верно сконструировать словосочетание, необходимо, чтобы слова были подобраны по смыслу. Составление алгоритма Алгоритм: 1.Задай вопрос от слова предмета к слову-признаку. 2.Проверь! Связаны ли эти слова по смыслу. 3. Запиши в тетрадь. 4. Проверь орфограммы.

8 слайд

Описание слайда:

VI этап. Первичное закрепление. (4-5 минут) Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. -Способы: фронтальная работа, работа в парах. -Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. -Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. V этап. Физкультминутка. Словосочетания со словом ОВОЩИ записываются в тетрадь, отмечают главное слово, записывают вопрос. После записи дети проверяют себя по шаблону на слайде.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. -Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). -Выполняется письменно. -Методы: самоконтроль, самооценка. Работа в группах (слайд с правилами для группы) (группы по 4 ученика) – 5 группп Каждая группа получает шапочку с картинкой овоща. Нужно записать на листке 4 слова-признака к данному слову-предмету. Придумывают группой, записывает каждый из группы по очереди. Выбирают докладчика, он надевает шапочку своего овоща и выходит к доске.(при работе пользуются алгоритмом конструирования словосочетаний составленным ранее) Оценивание происходит всем классом.

11 слайд

Описание слайда:

В группе не нужен ответственный. Если есть ответственный, пусть сам и работает. Один говорит, другие не слушают. Если не понял, молчи. Свое несогласие не высказывай. В группе не нужен ответственный. Если есть ответственный, пусть за всех и работает. Один говорит, другие не слушают. Если не понял, молчи. Свое несогласие не высказывай. В группе должен быть ответственный. Если не понял, переспроси. Один говорит, другие слушают. Свое несогласие высказывай вежливо. Работать должен каждый на общий результат.

12 слайд

Описание слайда:

Под следует понимать комплекс обязательных требований к процессу обучения на определенном уровне. Для их реализации в учебном заведении должна быть разработана основная программа, состоящая из учебного графика, рабочих проектов курсов, предметов, дисциплин. В нее также должны входить методические и оценочные материалы. В соответствии с этой программой педагоги строят свою профессиональную деятельность в течение учебного года в целом, планируют каждое занятие в отдельности. Рассмотрим далее основные этапы урока по ФГОС.

Общая классификация

В школе преподается достаточно много разных предметов. Содержание информации, безусловно, различно. Однако все уроки можно классифицировать на следующие группы:

  1. Открытие новых знаний.
  2. Уроки рефлексии.
  3. Занятия общеметодологической направленности.
  4. Уроки по развивающему контролю.

Задачи занятий

На каждом уроке ставятся и реализуются определенные цели. Так, на занятиях открытия новых знаний у учащихся формируется умение использовать новые способы действий, расширяется понятийная база за счет присоединения новых компонентов. На уроках рефлексии закрепляются и при необходимости корректируются уже изученные алгоритмы, термины, понятия. На занятиях общеметодологической направленности формируются обобщенные деятельностные нормы, выявляются теоретические основы дальнейшего развития содержательно-методических направлений. Кроме этого, происходит становление способностей к систематизации и структурированию изучаемого материала. На занятиях развивающего контроля у детей формируются навыки самоанализа. Необходимо отметить, что разбиение на этапы урока по ФГОС (второго поколения) не должно нарушать непрерывность обучения.

Характеристика этапов урока по ФГОС: "Открытие нового знания"

Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения не имеет):


Мотивация

Цели этапов урока по ФГОС различны. Однако, вместе с этим, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается:

  1. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.
  2. Актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога.
  3. Установлением тематических рамок деятельности.

Актуализация и пробное действие

В качестве главной цели на этом этапе выступает подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий. Для ее достижения нужно, чтобы обучающиеся:


Выявление проблем

Ключевой задачей на этой стадии выступает осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. Для достижения этой цели нужно, чтобы дети:

  1. Проанализировали все свои действия. Стоит сказать, что самоанализ сопровождает все этапы современного урока (по ФГОС).
  2. Зафиксировали шаг или операцию, на которой появилась проблема.
  3. Соотнесли собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определили, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи, аналогичных ей вопросов.

Построение проекта

Цель данного этапа - формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Для ее достижения учащиеся:

Реализация проекта

Основной задачей выступает формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. Для этого обучающиеся:

  1. Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их.
  2. Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний.
  3. Применяют выбранный метод для решения задачи, которая вызвала затруднение.
  4. Фиксируют в обобщенном виде способ действий.
  5. Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее.

Первичное закрепление

Оно необходимо для усвоения детьми нового метода действий. Для этого нужно, чтобы дети:

  1. Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование.
  2. Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Это может осуществляться в парах, в группах или фронтально.

Самостоятельная работа и самопроверка

Эти этапы современного урока по ФГОС имеют особое значение. В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Эти этапы урока по ФГОС предполагают:

  1. Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки.
  2. Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов.
  3. Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее.

Эти этапы урока по ФГОС включают в себя особый вид работы для тех детей, у кого проблем при решении в первый раз не возникало. Они занимаются уровня по образцу и затем проводят самостоятельную проверку результатов.

Включение в сферу знаний и повторений

В качестве ключевой задачи выступает применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала и подготовка к восприятию следующих разделов предмета. Если предыдущие этапы урока по ФГОС пройдены удовлетворительно, то дети:

  1. Решают задачи, в которых рассматриваемые модели действий связаны с изученными ранее и друг с другом.
  2. Выполняют задания, направленные на подготовку к изучению других (следующих) разделов.

Если предыдущие этапы урока по ФГОС дали отрицательный результат, повторно проводится самостоятельная работа и осуществляется самоконтроль для другого варианта.

Рефлексия

На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. Для этого обучающимся необходимо:


Занятие развивающего контроля

Рассмотрим, например, этапы урока музыки по ФГОС:

  1. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности.
  2. Актуализация и пробная учебная деятельность.
  3. Локализация личных затруднений.
  4. Построение проекта коррекции обнаруженных проблем.
  5. Реализация новой модели.
  6. Обобщение затруднений в речи.
  7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  8. Решение задач творческого уровня.
  9. Рефлексия работы.

Выполнение контрольной деятельности

Главная задача мотивации к коррекционной деятельности аналогична описанной ранее и состоит в выработке внутренней готовности учащихся к реализации требований образовательной работы. В данном случае, однако, имеет место контрольно-коррекционная направленность. В этой связи необходимо:

  1. Установить цель урока и сформировать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в работу.
  2. Актуализировать требования, предъявляемые к обучающемуся со стороны контрольно-коррекционных действий.
  3. В соответствии с решенными ранее задачами, определить тематические пределы и создать ориентиры для работы.
  4. Сформулировать метод и процедуру контроля.
  5. Определить критерий оценивания.

Подготовка мышления детей

Учащиеся должны осознавать собственную потребность в контроле и самоанализе, выявлении причин возникновения сложностей. Для реализации этой задачи нужно:


Занятие общеметодологической направленности

Этапы комбинированного урока по ФГОС ориентированы на формирование у детей представления о приемах, связывающих изучаемые ими понятия в одну систему. Кроме этого, они способствуют осознанию методов построения плана непосредственно самой образовательной деятельности. Она, в свою очередь, обеспечивает самостоятельное изменение и саморазвитие обучающихся. На таких занятиях осуществляется создание норм и способов учебной деятельности, самооценки и самоконтроля, рефлексивной самоорганизации. Такие занятия считаются надпредметными. Они проводятся за рамками какой-либо дисциплины на или во время внеклассного мероприятия.

Заключение

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого занятия должны определяться задачи, варианты действий учеников. Немаловажное значение имеет и организационный этап урока по ФГОС. Он предшествует формированию мотиваций у детей. После приветствия, преподаватель проводит проверку подготовленности, определяются отсутствующие. После этого фокусируется внимание учеников, задается необходимый настрой на восприятие информации. При необходимости и наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе.

Технологическая карта урока

Предмет____________________________________________________________

Класс_______________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________

Тип урока____________________________________________________________

Что такое технологическая карта урока по ФГОС?

В контексте перехода российской системы школьного образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, технологическая карта урока представляет собой современную форму технологической документации, целью которой является проектирование учебного процесса, планирование взаимодействия учителя и учеников. Технологическая карта урока – это представление урока в графической форме (в виде таблицы), которое позволяет структурировать занятие в соответствии с выбранными параметрами. Использование технологической карты урока как современной формы планирования в образовательном процессе позволяет учителю эффективно организовать свою деятельность, наладить эффективный учебный процесс, а также реализовать заложенные во ФГОС второго поколения принципы деятельностного подхода (умение учиться и активно использовать приобретенные навыки), т.е. помочь учащимся достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Помимо этого, составление технологической карты урока дает возможность существенно сократить время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятиям.

Отличия технологической карты и конспекта урока

Основное отличие технологической карты урока от плана-конспекта заключается в том, что последний зачастую лишь отражает ход занятия и не содержит в себе обоснования выбора использованных методов и форм обучения. Из-за наличия только содержательной стороны занятия в плане-конспекте проведение его системного педагогического анализа становится затруднительным. Использование же технологической карты урока позволяет на стадии подготовки к занятию детально проработать его стадии, провести многостороннюю оценку различных видов, методов и средств учебной деятельности для каждого этапа урока. Помимо системного подхода технологическая карта урока дает возможность провести его аспектный анализ. К примеру, такой анализ может включать в себя оценку степени реализации учителем целей занятия, использования способов стимуляции познавательной деятельности, осуществления учителем контроля и оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

Структура технологической карты урока

В структуре технологической карты можно выделить три основные части:

1. Целеполагание (что необходимо достичь). К данной части технологической карты относятся тема урока, цель урока, планируемый результат, направленность урока в контексте развития личности обучающегося.

2. Инструментальная часть (средства, необходимые для достижения цели). Данная часть включает задачи урока, тип урока, комплекс учебно-методических средств.

3. Организационно-деятельностная часть (планирование действий). К этой части, в первую очередь, относится план урока в форме таблицы-схемы.

Образец технологической карты урока

1. Ф.И.О. учителя: _____________

2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока: ______________________

3. Тема урока:_______________________

4. Роль урока в изучаемой теме:_______

5. Цель урока:________________________

6. Работа обучающихся на уроке (степень активности): _______________________________________

7. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока:_____________________________________________________

Характеристика этапов урока

Пример технологической карты урока технологии

Урок технологии по теме "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни." 5-й класс

Цель урока: - формирование у обучающихся представлений об основных качеств интерьера кухни, его особенности

Задачи:

Образовательные –

1. На ранее полученном опыте и новых знаниях, формировать практические умения и навыки технологии оформления кухни.

Развивающие –

1.Осуществлять само- и взаимоконтроль.

2.Активизировать творческие способности.

3.Развивать и расширять кругозор обучающихся.

4.Развивать умения обсуждать работу в парах на этапе рефлексии.

Воспитательные – содействовать:

1. воспитанию умения работать в коллективе, культуры труда и общения, диалогического способа коммуникации;

2. воспитанию самостоятельности, творческой активности, трудовой дисциплины, ответственности;

3. созданию условий для развития устной речи обучающихся в процессе урока;

4. воспитанию познавательной потребности, умению сопереживать, любви к народным традициям;

Профориентационная – знакомство с профессией – дизайнер.

Тип урока: общеметодологический

Формы работы учащихся: в парах, коллективная

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектный

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, брейкворд, тест, образцы оформления, маршрутный лист по типам и видам, словарь, лист рефлексии, шаблоны, ткань, ножницы, цветные карандаши, бумага, стиплеры, иголки швейные, отделочный материал, нитки, инструкционная карта

Словарная работа : квартира, кухня, интерьер, планирование, зонирование, стиль, декоративное убранство.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
Формирование мотивации изучение темы, эстетических чувств, смыслообразования, нравственно-этическая ориентация Знания: о требованиях к интерьеру кухни, вариантах планировки. Способах размещения оборудования. Умения: применить знания, полученные теоретические знания на уроке на практике. Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

На перемене: Отметьте на доске одним из смайликов свое настроение и самочувствие.

ХОД УРОКА

Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося Приёмы, УУД
1. Организационный момент Активация учащихся. Настроить учащихся на работу. – Добрый день! - Представление гостей. - Беседа о различии и сходстве человека и животного. - Передача слова учителю географии Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся «Вызов» к открытию нового знания. Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности - Учитель географии, через презентацию, знакомит обучающихся с различными видами жилища, подводя обучающихся к пониманию темы урока. При анализе презентации делают вывод о том. Что в любом жилище есть очаг. – выбор оснований и критериев для сравнения объектов; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение полно и точно выражать свои мысли.
3. Постановка цели и задач урока. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Подвести итог: очаг (сердце квартиры)- это место для приготовления пищи, обогрева, общения. Как современные людям называют очаг? Где в современном жилище находится очаг. Подвести учащихся к осознанию целей и задач. - Какова же тема урока? - С какого языка пришло это слово? (немецкого) - Как вы думаете о чем можно говорить про кухню целых два урока? - Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока. Но чтобы её достигнуть необходимо сделать шаги. Совместно работать, слушать и слышать, применить на практике свои знания. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
4. Первичное усвоение новых знаний. Организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Сейчас вы просмотрите фотографии кухонь. Будьте внимательны – вы должны ответить на вопрос: «Чем отличаются представленные кухни» Презентация «Типы и виды кухни» - Чем отличаются кухни? Все что вы сказали верно. Большую роль в любой кухне играет планировка. ПЛАНИРОВКА. -знакомство с планировкой через маршрутный лист. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Личностные: Регулятивные: Познавательные:
5. Физ. минутка Здоровьесбережение+ осмысление и закрепление МЕБЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ Выполняют задание Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Найти соответствие (на доске) по одному выходят и в нужную колонку прикрепляют фотографию Мойка, микроволновая печь, шкаф для посуды, морозильная камера, мягкий уголок, посудомоечная машина, холодильник, вытяжка, плита, стул, стол обеденный, стол кухонный
6. Первичное усвоение новых знаний. (продолжение) 6. Первичная проверка понимания. Организовать осмысленное восприятие новой информации Задать вопросы на «новое» знание: - Как у вас в кухне располагается мебель и оборудование? - Знаете ли вы, что в кухне для каждого оборудования и мебели есть свое место – зона. - При каких обстоятельствах вы встречались с этим словом? - Что такое зона? - межпредметные связи -Учебник (с.11) прочитайте. какие бывают зоны на кухне, какое оборудование и мебель к какой зоне относится? Отвечают на вопросы. Работают по учебнику. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного и учебника
7. Закрепление и применениеполученных знаний. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, БРЕЙКВОРД (приложение) - Как можно украсить и оформить кухню? -Как это назвать одним словом? - Какие плоскости несут цвет в кухне? - На какие две группы делятся цвета? - Почему я задала этот вопрос? - Кухни бывают светлые и темные в зависимости от их расположения. Светлые – холодный цвет, темные – в теплый цвет. Разгадывают брейкворд в парах. Отвечают на вопросы? Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное и практическое взаимодействие в парах.
8. Закрепление и применениеполученных знаний на практике. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, приобрести умения и навыки - Сообщает о выполнении творческого проекта Проводит вводный, текущий и заключительный инструктажи. Практическая работа проводится по плану с демонстрацией учителем отдельных приемов работы. Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене проводится в форме беседы. Выполняют по инструкционным картам Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: осознавать успешность своей деятельности Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка
8.Рефлексия деятельности 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке. Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. - Какова была ваша учебная задача? - Чему вы научились на уроке? - Где можно применить полученные знания? - Какие затруднения у вас возникли? Выполнить тест по теме Учитель консультирует, формулирует выводы , подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке. Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, Заполняют лист самооценки Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности
9. Информация о домашнем задании Организовать обсуждение и запись домашнего задания Домашнее задание: По учебнику стр. 10-19, найти в Интернете фото кухонь разных стилей. Ресурсный центр. Записывают домашнее задание Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.
| следующая лекция ==>




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта