Главная » Красота и здоровье » Гофман кукла олимпия. Список использованной литературы, интернет ресурсы

Гофман кукла олимпия. Список использованной литературы, интернет ресурсы

СКАЗКИ ГОФМАНА
Ж. Оффенбах

Либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре по мотивам произведений Э.-Т.-А. Гофмана
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом

Режиссер-постановщик: Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель: Кирилл Тихонов
Дирижер: Евгений Бражник
Художники-постановщики: Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Художник по свету: Денис Енюков
Хореограф-постановщик:Александр Тагильцев
Хормейстер: Евгений Ильин

Премьера состоялась 04.07.1998

«Да есть ли такое человеческое сердце, которое не было бы полем битвы добра и зла!» Э. Т. А. Гофман «Эликсиры сатаны».

Мы говорим – Оффенбах, подразумеваем – опера-буффа или оперетта. Но великий французский композитор успел создать и настоящую серьезную оперу. Единственная опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» имела нелегкую судьбу. Автор не дожил до того дня, когда его последнее творение впервые было представлено публике и имело огромный успех… Потом был трагический пожар в Вене, где театр сгорел дотла во время второго показа спектакля. Это придало опере славу приносящей неудачу, но, как птица Феникс, она восстанавливается до сих пор: после Второй мировой войны в архивах были найдены материалы, написанные Оффенбахом для этой оперы. Так и возникают новые фрагменты партитуры.

Опера для исполнителей – не из легких. Но очень ими любима! Ну, а если без шуток, вся опера сразу же разошлась на шлягеры для певцов.

Либретто «Сказок Гофмана» основано на трех рассказах Эрнста Теодора Амадея Гофмана, который был и композитором, и юристом, и писателем, и поэтом.

Фантастические видения и кошмары гениального художника, страдающего без любви, слепо ищущего сочувствия там, где его нет и не может быть, при этом не замечающего верную Музу, одновременно и развлекают, и ужасают зрителей. Люди и куклы, любовь и мистика. «Сказки Гофмана» - это энциклопедия душевных состояний любого Творца…

Постановка удостоена национальной премии «Золотая Маска» в номинации «Работа режиссера». «Сказкам Гофмана» аплодировали тысячи восхищенных зрителей за рубежом, когда театр вывозил спектакль на гастроли во Францию, Таиланд, Эстонию, Испанию, Израиль.

Загадочная муза-Никлаус, ироничный Коппелиус, яркая череда возлюбленных поэта – Олимпия, Антония, Джульетта, Стелла…Уродливые тени, бесчувственные куклы, насмешливые жители города – все смешалось в сознании Гофмана. Грандиозный финал соединяет Творца и Музу навсегда …

ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ:

«… спектакль мистический и лиричный, гротескный и жутковатый, болезненный и нравоучительный, словом столь же противоречивый и страстный, сколь личность главного героя – великого немецкого романтика Эрнеста Теодора Амадея Гофмана». «Московский комсомолец», 9.10.1998

«Фантазия постановочной группы уносит нас в заоблачные дали романтического воображения, где переплетаются жизнь и поэзия, реальность и фантастика, человеческие чувства и страсть к кукле… Смотрится опера с неослабевающим интересом, как захватывающая игра, ставка в которой, однако, не деньги, а сама человеческая жизнь, судьба Творца». «Hi-Fi MUSIC», декабрь 1998

«… спектакль необычайно грустный, нервный и насыщенный какой-то непонятной тревогой». «Новое время» №43-44, 1998

«Николай Дорожкин – замечательный Гофман, с гибким голосом, чарующим и отменным произношением. Восхитительная Лариса Костюк поёт в сенсационной манере роль Никлауса: тёплый голос, замечательная фразировка и безупречный французский». «Le Figaro», 19.11.1999

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Пролог
Пьяный Гофман в винном погребке Лютера окружен Духами вина и пива. Появляется Муза в образе Никлауса. С этого момента она будет неразлучна с поэтом.
Советник Линдорф, добивающийся благосклонности певицы Стеллы, перехватывает ее письмо с признанием в любви, адресованное Гофману. Линдорф возмущен и решает любой ценой помешать им.

С веселой песней в кабачок вваливаются студенты. Гофман присоединяется к ним. Его уговаривают исполнить легенду о Кляйнцаке - Крошке Цахесе. Но поэт неожиданно для всех погружается в мысли о возлюбленной, в которой соединились черты трех некогда любимых им женщин. Студенты требуют подробностей, и он начинает свой рассказ.

Первое действие
Приглашенный на званый ужин к профессору Спаланцани, Гофман влюбляется в его жеманную дочь Олимпию, не замечая, что на самом деле она всего лишь безжизненный кунштюк-автомат, умеющий петь и танцевать. Нацепив волшебные очки, Гофман окончательно впадает в экстаз от красоты Олимпии. Гости собираются в зале, и Спаланцани выводит куклу, которая исполняет виртуозную арию, срывая при этом бешеные аплодисменты. Гофман остается с ней один на один и, не помня себя, объясняется в любви. Поэт приглашает Олимпию на вальс, однако механизм автомата работает все быстрее и быстрее. Не выдержав бешеного темпа, Гофман в изнеможении падает, а очки разбиваются вдребезги. Гости издеваются над незадачливым любовником.

Второе действие
Главная забота старого советника Креспеля - его дочь Антония, унаследовавшая от матери не только красивый голос, но и болезнь, при которой пение губительно. Гофману удается проникнуть в дом, когда Креспель уходит. Почти одновременно с ним приходит ненавидимый Креспелем доктор Миракль, который залечил до смерти жену советника. Гофман быстро скрывается и видит, как странному лекарю удается загипнотизировать находящуюся в другой комнате Антонию. Миракль обращается к духу матери, который заставляет девушку петь. Антония не в силах противостоять этому призыву, она поет из последних сил и умирает.

Третье действие
Венеция. Дворец куртизанки Джульетты, в которую влюблен Гофман. Доктор Дапертутто использует ее в качестве инструмента для своих целей: тот, кто хочет обладать куртизанкой, должен отдать доктору душу. Таким образом Шлемиль, некогда ставший любовником Джульетты, поплатился своей тенью. Теперь Дапертутто требует от Джульетты, чтобы она раздобыла для него отражение Гофмана, за это он отдаст ей магический бриллиант. Никлаус уговаривает Гофмана бежать, но Джульетта успевает шепнуть влюбленному поэту, что ключ от её покоев у Шлемиля. В поединке Гофман убивает соперника заговоренной шпагой Дапертутто и спешит в будуар Джульетты. Однако комната пуста. Смеясь, куртизанка отдает поэта во власть доктора Дапертутто.

Эпилог
Гофман заканчивает свой последний рассказ и снова возвращается к мыслям о Стелле. Но вовсе не она окажется той идеальной возлюбленной, о которой он мечтает. Истинная любовь поэта – только его муза, со Стеллой же остается Линдорф.


Вступление

1. Основная часть

1.1 Загадки сюжета

1.2 Пролог

Заключение

Приложение

Список использованной литературы, интернет ресурсы

Вступление

опера гофман оффенбах

Сбывшаяся мечта. История создания

«Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах» Уильям Теккерей

Выдающийся французский композитор Жак Оффенбах (Якоб Эбершт) родился в Германии в 1819 году в бедной многодетной еврейской семье. Он с детства был очень одарён музыкально и отец отвёз его в Париж, где в обход закона о неприёме иностранцев был взят в свой класс виолончели директор Л. Керубини. После окончания Парижской консерватории, он начинает сочинять музыку и ставить небольшие спектакли, которые были названы опереттами Оффенбах является создателем этого жанра. Первая оперетта создана им в 1855. Со временем к композитору приходит международный успех: сам Иоганн Штраус-младший приехал в Париж послушать и посмотреть его спектакли. Но, Жак всю жизнь мечтал написать крупное серьёзное произведение - лишь к концу жизни исполнилась его мечта.

В конце 1870-х Оффенбах возвращается в Париж из гастролей и сочиняет свое последнее детище - единственное серьёзное произведение - романтическую оперу «Сказки Гофмана». Ещё в далёком 1851 году парижский театр «Одеон» показал пьесу Мишеля Карре и Жюля Барбье под названием «Сказки Гофмана». В спектакле были и вставные музыкальные номера, однако основной упор авторы делали не на музыкальный материал, а на фантастическую историю, в центре которой стоял поэт А. Гофман (1776-1822). По настоянию Оффенбаха либреттист Барбье переделал пьесу в оперное либретто, однако первоначально оно было предназначено не для Оффенбаха, а для Гектора Саламона. Оффенбах лишь спустя несколько десятилетий взялся за прекрасно написанное либретто. Композитор мечтал об этой постановке всю жизнь и очень торопился: тяготы жизни, беспрерывные поездки с гастролями, банкротство любимого театра подорвали его здоровье.

Оффенбах скончался в октябре 1880 года, не закончив оперу, которую завершил французский композитор Эрнест Гиро который оказал аналогичную услугу «Кармен», сочинив для неё речитативы уже после смерти Бизе. (так же, как и Оффенбах, ученик Галеви) вместе с Барбье, пользуясь черновиками Оффенбаха, однако он не успевал к премьере, и директор театра исключил весь третий акт. В итоге на премьере в начале 1881 года «Сказки Гофмана» выглядели совсем не так, как представлял их себе Оффенбах. Публика привыкла к зажигательным опереттам Оффенбаха, а ей предложили романтическую оперу из жизни немецкого композитора и писателя. Несмотря на это Опера с самого начала имела огромный успех в Париже, где уже в первый сезон была исполнена 101 раз. В либретто были использованы сюжетные линии нескольких произведений Гофмана: Кукольная фигура из первого акта заимствована авторами из новеллы «Песочный человек», содержание второго акта -- из рассказа «Сказка о потерянном изображении», а больная Антония -- из третьего действия -- взята из пьесы «Рат Креспель», входящей в цикл «Серапионовы братья». А главным героем постановки стал сам писатель.

Но после второй попытки поставить «Сказки Гофмана» в Вене, в театре случился пожар, погибли люди. Возникла актёрская легенда, что опера проклята. Долгое время «Сказки Гофмана» не ставили. Только в 1904 году опера вернулась на сцену в театре Монте-Карло. Успех был ошеломительный, и с тех пор последнее великое создание Оффенбаха не сходит со сцены. После Второй мировой войны в архивах были найдены новые материалы, написанные Оффенбахом для оперы. И с тех пор практически каждое десятилетие выходил новый вариант «Сказок Гофмана».

1. Основная часть

1.1 Загадки сюжета

«..можно с начала и до конца эту оперу показать и всё равно всё сходиться...» Артём Варгафтик, «Партитуры не горят. Жак Оффенбах""Сказки Гофмана""»

Одна из главных причин постановок оперы «Сказки Гофмана» является её свободно трактованный сюжет. По смерти Оффенбаха, им была сочинена едва ли половина оперы! Дописывание её композитором Эрнестом Гиро и либреттистом Жульем Бербье, которые по своему восприняли сюжет и переосмыслили музыку, привело в последствии к множеству споров и перетолков. Постановка полностью зависит от режиссёра-постановщика и даёт ему продемонстрировать большой размах творческой мысли - поэтому каждый раз на сцену сходит очередная, не похожая на другие, интерпретация истории о Гофмане.

С прологом и эпилогом более менее всё понятно, но ни кто до сих пор доподлинно не знает в каком порядке должны располагаться три действия. Какой из трёх рассказов идёт первым, вторым или третьим - каждый раз решается театром, осуществляющим постановку. Сейчас, чаще всего выбирается самый логичный порядок, с точки зрения жанровой стилистики: первый удар Гофману наносит кукла Олимпия, которую бес преподнёс как живую, вторая соблазнительница, Джульетта, оказывается продажной и коварной, зато Антония дарит ему любовь, но жертвует собой во имя красоты искусства и умирает.

В своей работе при анализе сюжета я буду следовать этому же порядку.

1.2 Пролог

«Истинный поэт грезит наяву, только не предмет

мечтаний владеет им, а он -- предметом мечтаний» Белинский В. Г.

Занавес подымается, и мы оказываемся в переполненном кабаке некоего Лютера в Нюрнберге. В театре по соседству идёт «Дон-Жуан», где возлюбленная Гофмана, Стелла поёт роль Донны Анны. В некоторых постановках ставится французская редакция, где ставится балет Стеллы. В погребок медленно входит советник Линдорф; он подкупил Андреаса, слугу оперной примадонны Стеллы, и получил её письмо, адресованное поэту Гофману, там же он обнаруживает ключ, чтобы поэт мог войти в её комнату сегодня ночью. (Во многих постановках оперы, этот эпизод совершенно опускается, вместе с партиями Линдорфа и Стеллы)

В театре наступает антракт. Толпа студентов шумно заполняет этот винный погребок, требуя у гостеприимного хозяина холодного пива. Звучит хор «Мы требуем вина». К ним присоединяется Гофман, которого сопровождает всегда находящийся при нем его друг Никлаус. Гофман в несколько странном настроении. Только что он повстречал одного подвыпившего, лежащего в снегу, и теперь он описывает его так реалистично, что его становиться жалко.

От поэта требуют песню, и вот он поет «Балладу о Клейнзаке» Но вдруг посреди песни он, внезапно споткнувшись, начинает петь, перепутывая слова, о любви, нежно опевая чей-то образ не называя её имени; но потом он как бы делает вид что ничего не произошло и заканчивает балладу. В некоторых постановках, упрощая смысл, и возможно упуская один из важных элементов сюжета оперы, этот образ приписывают Стелле, тогда как в оригинале имени не указывается см. приложение стр.16. Возможно предположить, что со свойственным композитору сарказмом, Оффенбах, тем самым тонко высмеивает желание публики услышать любовную арию главного героя, преподнося её в самый нелепый момент, во время пьянки и распевания весёлых песен. Ария же адресована неизвестно кому и вообще - воспевается ли реально существующий образ или же это лишь плод воображения Гофмана - остаётся не известным.

Чуть погодя, он предлагает провести вечер, рассказывая своим хорошим приятелям историю о трёх своих возлюбленных, чьи образы - актриса, куртизанка и юная девушка - объединились в его теперешней пассии Стелле.

Поэт произносит имя своей первой возлюбленной. Это Олимпия.

Олимпия

«…идеал - это кукла, а с куклой очень сложно жить,

если конечно вы сами не кукла…» из размышлений на форумах интернета

В первой сказке Гофмана два злодея - Спаланцани и Коппелиус. Вместе эти два шарлатана сконструировали прелестную механическую куклу и дали ей имя -- Олимпия. Теперь они поссорились, решая, кому же из них она принадлежит.

Гофман, молодой студент, желает заниматься у Спаланцани, этого псевдоученого. И первый, всего лишь мимолетный взгляд на куклу становится для него роковым -- он без памяти влюбляется в Олимпию. Его друг Никлаус пытается поддразнивать его и поёт балладу. Но Гофман не воспринимает предупреждение. Тогда Коппелиус продаёт Гофману магические очки, глядя через которые видишь Олимпию как живую и представляет её как свою дочь.

Тем временем, Спаланцани и Коппелиус приходят к соглашению: Спаланцани предлагает чек банковского дома Элиаса на пятьсот дукатов за то, чтобы Коппелиус молчал. Последний, ликуя, соглашается и советует Спаланцани выдать свою Олимпию замуж за глупого юнца, Гофмана. Заикающийся слуга Кошниль возвещает о прибытии многочисленных гостей, желающих посмотреть Олимпию. Её выносят, и под аккомпанемент арфы она поёт прелестную, очень трудную колоратурную арию. Все гости отправляются обедать, а Гофман остается один, отдаваясь сладостному любовному чувству к кукле. На нём волшебные очки которые обманывают его. Он случайно нажимает одну из механических кнопок Олимпии, и, когда она на это произносит слова «Да, да», он просто на небесах от счастья, поскольку думает, что она даёт ему свое согласие. Он устремляется за нею.

Вновь появляется Коппелиус. Он выяснил, что чек, который ему всучил Спаланцани, фальшивый, поскольку банк Элиаса обанкротился. Теперь Коппеллиус клянется отомстить.

Со звуками вальса возвращаются гости. Олимпия, как партнерша Гофмана, танцует столь неистово, что Гофман лишается чувств, не выдерживая напора танца. Но ничто не может остановить эту механическую игрушку. Она даже поёт стремительный вальс, поднимаясь в своем пении до почти невероятного ля бемоля . И тут Коппелиус устремляется к ней. Никто не успевает преградить ему путь: он хватает куклу и ломает её на куски. Гости застывают, поражённые. Магические очки Гофмана спадают, и в отчаянии он вскрикивает: «Она механическая; она механическая!» Гости смеются над ним. Двое негодяев гневно выясняют свои отношения. Действие кончается общей смутьяницей, а поражённый Гофман перебирает детали разбитой куклы.

В этом действие, авторы оставили Гофмана у «разбитого идеала», имея в виду быть может искусственность навязанных идеалов публике оперных театров. Это вновь насмешка над вкусами общества: колоратурное сопрано на деле лишь механическая техника пения, не несёт в себе передачи истинных чувств и эмоций.

Джульетта

«Любовь бывает продажной - ненависть всегда искренна...»

Второе действие начинается и заканчивается широко известной, мерно колышущейся мелодией - баркаролой - она пронизывает все действие. (Оффенбах позаимствовал эту мелодию из одной из своих оперетт -- «Рейнские русалки»). Сначала её поют куртизанка Джульетта, Никлаус и гости, собравшиеся в роскошном доме Джульетты в Венеции. Затем Гофман, один из гостей, поёт песню, в которой высмеивается прочная вечная любовь. Но всегда благоразумный Никлаус предостерегает Гофмана от грозящей опасности. Гофману, как он считает, суждено будет вскоре стать соперником очень уж напоминающего дьявола Шлемиля, влюбленного в Джульетту. Со своей же стороны Гофман лишь смеется над абсурдной, как ему кажется, идеей влюбиться в куртизанку.

Но вот на сцене появляется действительно мрачная фигура. Это колдун Дапертутто, он поёт свою арию о бриллианте, расхваливая почти сверхъестественные достоинства своего сокровища. Он зовёт Джульетту и, играя на её тщеславии, убеждает её попытаться овладеть мыслями Гофмана, точно так же, как она уже овладела всеми помыслами Шлемиля. Он хочет, чтобы она отражалась -- в буквальном смысле слова -- в Гофмане, как в зеркале. Но зеркало есть символ души, и именно душой нашего поэта хочет завладеть дьявол. Джульетта, будучи не в силах противиться Дапертутто, соглашается на обольщение Гофмана.

Она молит Гофмана о любви, и он отдаётся чувству страстно и безоглядно. Джульетта обманом выпрашивает у поэта отдать ей его отражение. Затем натравливает его на Шлемиля, говоря, что ключи от её дома у него. Пока они целуются, является всё общество и застают их вместе. Дапертутто коварно спрашивает поэта: «Вы всегда так бледны?» -- и протягивает ему зеркало, чтобы Гофман смог убедиться, что в нём нет его отражения, то есть, что он лишился души. Стекло пусто, словно какой-то волшебник стёр его отражение. В этот момент звучит великолепный секстет - Гофман, Джульетта, Дапертутто, Шлемиль, слуга и Никлаус, потом слышатся отдельные мотивы баркаролы, а затем она исполняется ещё раз, вся целиком от начала до конца. Звучит хор за сценой, но само действие на сцене очень драматично. Гофман требует у Шлемиля ключи от комнаты Джульетты. Между ними происходит дуэль, в которой Гофман сражается шпагой Дапертутто. Шлемиль падает, пораженный шпагой противника. Гофман вытаскивает ключи -- и в этот момент он видит Джульетту, отплывающую на гондоле, в объятиях Питтикиначчо. Он вновь предан, и Никлаус спешит увести Гофмана, пока его не арестовали за убийство Шлемиля.

Эта история учит тому, что людей практически невозможно исправить. Если девушка продажная, как героиня, являющаяся куртизанкой, то что бы она ни говорила, она по своим привычкам ищет выгоду и готова продаться как можно выгоднее. Так же и Гофман, сколько бы он не разочаровывался в любви, он всё равно стремиться к тому же идеалу. Люди плохо учатся на ошибках, даже своих, надеясь, каждый раз, что будет по другому, но всё возвращается вновь.

Антония

«Если смерть -- источник великого искусства, я предпочитаю искусство поменьше» Роджер Желязны. Порождения света и тьмы

Последнее действие повествует о самой большой любви Гофмана -- Антонии. Антония -- молодая, ещё неопытная певица, дочь великой актрисы. Она живет в Мюнхене со своим отцом, и, когда действие начинается, она находится в музыкальной гостиной и поёт о своей потерянной любви. Это Гофман, которого она не видела уже целый год, но которого надеется увидеть вновь. Её отец, советник Креспель, убеждает её отказаться от пения, и она обещает ему это, ведь она, сама не зная об этом, неизлечимо больна чахоткой.

Когда Креспель приказывает Францу, этому глухому слуге, выпроводить всех гостей, тот выполняет распоряжение, демонстрируя при этом очень комичное непонимание., В самом деле он вызывает довольно жалкое чувство, когда говорит нам -- в своей маленькой песенке, -- как не оценены его музыкальные таланты. Конечно же, ему не удается выпроводить Гофмана, когда тот пришёл повидать Антонию. Двое влюбленных нежно приветствуют друг друга и вскоре вместе поют дуэт, который они пели когда-то в лучшие времена своей жизни. Гофман обеспокоен необъяснимым плохим самочувствием Антонии, и, когда она уходит, он скрывается за портьерой, надеясь выяснить эту тайну.

Является злой гений этого акта -- доктор Миракль, шарлатан, который повинен в смерти матери Антонии. Креспель ненавидит Миракля, но не в состоянии выгнать его из дома, и Миракль продолжает следить за здоровьем Антонии. Он заставляет её петь. Гофман, слышащий это, начинает понимать. Три персонажа образуют великолепный мужской терцет: Миракль прописывает Антонии лекарство, Креспель протестует против её пения, а Гофман с изумлением взирает на дьявола. Наконец Миракль покидает дом, и когда Гофман ещё раз оказывается вместе с Антонией, он добивается от неё обещания больше никогда не петь.

Но последнее слово за доктором Мираклем. Он сверхъестественным образом возвращается сквозь стену и пытается уговорить Антонию спеть ещё раз. Сначала ему это не удается, и тогда он производит чудо с портретом матери Антонии, который висит на стене: картина начинает уговаривать Антонию спеть (иногда это статуя в которая говорит голосом матери); Миракль извлекает скрипку, чтобы саккомпанировать ей - образ Паганини с дьявольской, нечеловеческой игрой; голос Антонии становится всё выше и выше. В конце концов это оказывается слишком большим напряжением для неё, и она падает без чувств, умирая. Гофман врывается в комнату и в отчаянии кричит. Обвинения, которые Креспель бросает Гофману, теперь столь же бессмысленны.

Антония, не смотря на то, что обещала и отцу и своему возлюбленному Гофману не петь, нарушает обещание. И дело даже не в образе матери, с помощью которого доктор Миракль коварно манипулировал девушкой; Оффенбах хотел показать своё отношение к опере, где искусство ставилось выше, чем чувства и эмоции. Он намеренно утрировал сюжет до вздорного содержания: казалось бы, два любящих человека, что мешало их счастью? Собственно и болезнь можно было излечить - она не являлась преградой, но авторы разрушили их мечты, превознеся искусство и красоту - пение девушки - выше чувств героини. Она умерла от перенапряжения, исполняя свою последнюю песню - во имя искусства.

Эпилог

«Всякое и скусство есть умение жертвовать » Эдгар Дега

Пока происходит перемена декораций, оркестр спокойно исполняет музыку того хора, который подвыпившие друзья Гофмана пели незадолго перед тем, как поэт начал свой рассказ в прологе. И когда занавес поднимается, мы вновь оказываемся в кабачке Лютера, где все сидят в том же положении, в каком они были, когда последний раз опустился занавес и скрыл от нас кабачок в прологе.

«Это была сказка о моих возлюбленных, -- заключает Гофман. -- Я никогда их не забуду». В этот момент Лютер, хозяин кабачка, разрушает чары рассказа Гофмана: он входит, чтобы сообщить, что Стелла, прославленная оперная певица, обожаемая Гофманом, имела огромный успех в «Дон-Жуане», и Линдорф, незамеченный, выходит, чтобы встретить её. Тем временем Никлаус объясняет смысл сказок Гофмана: Олимпия, Антония и Джульетта -- актриса, сама невинность и порок -- все это воплотилось в одной женщине -- Стелле. Он предлагает тост за неё, но Гофман гневно отвергает его. Он требует, чтобы каждому было налито. Поскольку это более соблазнительное предложение, студенты поднимают свои бокалы, поют застольную песню, после чего удаляются в другую комнату.

Остается лишь Гофман, он весьма захмелел и падает совершенно обессиленный в кресло. Здесь находит его Стелла, «Гофман спит?» -- спрашивает она. «Нет, он страшно пьян», -- отвечает его добрый друг Никлаус и поворачивает Стеллу к её новому любовнику, советнику Линдорфу. Они уходят вместе. За сценой студенты вновь поют свою застольную песню. Появляется Муза поэзии, которая сама любит Гофмана и не хочет его отпускать. Она утешает его мыслью, что любовь делает человека великим, но даже ещё больше это способны сделать слёзы. Вдохновленный этим элементарным догматом романтизма, Гофман разражается страстной мелодией и уходит вместе с музой, избрав любовь Музы и искусство.

Достраивание сюжетной линии

«В тот самый час, когда он перестал бороться, судьба ему улыбнулась» Джек Лондон. Мартин Иден

А теперь, вновь вернёмся к особенностям сюжета оперы, а точнее к амплуа героев.

Главного злодея как единого персонажа здесь нет - он постоянно предстаёт перед нами в разных ипостасях, но является по сути одним образом: советника Линдорфа, алчного учёного Коппелиуса, тёмного колдуна Дапертутто и доктора Миракля. Их появление на сцене всегда сопровождается мотивом, который можно назвать лейтмотивом тёмных сил см. приложение стр.18 . Поскольку они выступают представителями одной стороны и объединены одним мотивом, то логично предположить, что их роли следует исполнять одному певцу-баритону. Так же появляющиеся лицо одного персонажа, каждый раз переодетого, являться символом преследования роком судьбы главного героя.

Казалось бы, а чем же объединены образы возлюбленных поэта? Это абсолютно разные женщины: содержательница публичного дома Джульетта, нежная и ранимая Антония и вовсе даже не человек, а кукла Олимпия. Но если посмотреть повнимательней, то мы видим, что Антония умирает послушавшись коварного доктора, Джульетта решает обмануть Гофмана, купленная драгоценными камнями колдуна, а кукла Олимпия подчинена своему создателю - не одна из девушек не является свободной в своих действиях, ими так или иначе манипулируют иные силы. Все его избранницы не могут противостоять враждебной стороне. Поняв это, Гофман уже сам не идёт к Стелле, и собственно не ошибается - она тут же уходит с Линдорфом. Если возможно так, что у одной исполнительницы голосовой диапазон, выносливость и способность перевоплощаться позволяет исполнить все четыре роли, что в мировой оперной практике бывает весьма редко (Татьяна Бобровицкая, Хибла Герзмава); но если так всё же происходит, то зритель как нельзя лучше замечает, что хождение по замкнутому кругу - главное занятие героя-романтика. Влюбленность в один тип женщин, эта «мечта поэта» оказывается всё время чем-то другим.

Заключение

Последняя насмешка композитора

«Одинокая, красивая и непонятая опера» Артём Варгафтик

Итак. Почему же композитор, придумавший и всю жизнь писавший оперетты, решился взяться за написание настоящей серьёзной большой оперы, да ещё и в конце жизни?

Неизвестно кому адресованное признание в любви в самый несерьёзный момент, как бы говорит зрителям - хотели признания получайте. Хождение по кругу - одному типу женщин - изначально тупик сюжета, как бы говорит об обречённости скитаний Гофмана.

Так же нельзя не заметить, что Оффенбах, в своей опере дважды надсмехается над выбором между чувством и искусством. Первый раз в истории с Антонией, показывая нелепость пожертвования ради красоты искусства, любви к Гофману. Второй раз, делая сюжет ещё более нелепым, сам поэт в эпилоге делает выбор в пользу Музы, которая и становиться его любовью.

Собственно свободная организация частей, использование скрытого сатирического сюжета и утрирование романтического сюжета, доведенного до высшей точки и - одновременно до абсурда с присущим композитору сарказмом не только ставит приговор всему оперному искусству того времени, но так же даёт право предположить, что хотя Жак Оффенбах и стремился написать произведение в крупном жанре, но на деле же у него получилось скорее четыре небольшие оперетты, связанные единой сюжетной линией.

Впрочем «приговор» был благополучно не замечен обществом, или сделан вид, что не замечен - и опера так и живёт по сей день, «с неснятой судимостью». А «Сказки Гофмана» вновь собирает множество критиков вокруг очередной постановки, но, сколько бы ни велось вокруг неё толков, так и остаётся не понятой большинству зрителей.

Приложение

1) Действующие лица:

Олимпия - механическая кукла - колоратурное сопрано

Джульетта - куртизанка - драматическое сопрано

Антония - дочь мюнхенского советника Креспеля - лирическое сопрано

Линдорф - н юрнбергский советник - бас или баритон

Стелла - оперная певица - сопрано

Андреас - её слуга - тенор

Лютер - хозяин кабачка - бас

Гофман - поэт - тенор

Никлаус - его друг - меццо-сопрано

Спаланцани - физик-изобретатель - тенор

Кошниль - его слуга - тенор

Коппелиус - партнер Спаланцани - бас или баритон

Шлемиль - её поклонник - баритон или высокий бас

Питтикиначчо - её обожатель - тенор

Дапертутто - злой гений - баритон

Креспель - мюнхенский советник - баритон

Франц - его слуга - тенор

Доктор Миракль - врач - бас или баритон

Муза Поэзии - сопрано

2) «Лейтмотив зла» из пролога, клавир.

3) "Il etait une fois а la cour d"Eisenach!" ( фр . оригинал )

Il etait une fois а la cour d"Eisenach!

Un petit avorton qui se nommait Kleinzach!

Il etait coiffe d"un colbac

Et ses jambes faisaient clic clac!

Voil а Kleinzach!

Il avait une bosse en guise d"estomac;

Ses pieds ramifies semblaient sortir d"un sac;

Son nez etait noir de tabac

et sa t к te faisait cric crac!

Voil а Kleinzach!

Quant aux traits de sa figure...

Ah! sa figure etait charmante!

Je la vois, belle, belle comme le jour

Ou courant apres elle

Je quittai comme un fou la maison paternelle

Et m"enfui а travers les vallons et les bois!

Ses cheveux en torsades sombres

Sur son vol elegant jetaient leurs chaudes

Ses yeux enveloppes d"azur

Promenaient autour d"elle un regard

frais et pur

Et comme notre char emportait sans secousse

Nos coeurs et nos amours sa voix vibrante

et douce

Aux cieux qui l"ecoutaient jetait ce chant

vainqueur

Dont l"eternel echo resonne dans mon coeur!

Kleinzach? Je parle d"elle.

Non! personne! rien!

Mon esprit se troublait! rien!

Et Kleinzach vaut mieux,

tout difforme qu"il est!

Quand il avait trop bu de geni и vre ou de rack

Il fallait voir flotter les deux pans

de son frac,

Comme des herbes dans un lac,

et le monstre faisait flic flac!

Voilа Kleinzach!*

*как можно проследить по тексту: ни имени Стелла, ни одна из других возлюбленных Гофмана здесь не упоминается.

Список использованной литературы, интернет ресурсы:

(Дата доступа: 29.05.2012)

1) http://www.alefmagazine.com/pub2595.html - Яков Коваленский. «Сказки Гофмана» на московской сцене

2) http://ru.wikipedia.org/wiki/Сказки_Гофмана - Статья в википедии

3) http://www.timeout.ru/classic/event/211881/ - Ж. Оффенбах "Сказки Гофмана". Рецензия, Московская филармония

4) http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-53079/ - Музыка романтизма: какая она? «Сказки Гофмана» или Идеальная женщина

5) http://magazines.russ.ru/slovo/2010/66/c41.html - Алла Цыбульская "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха. Премьера в "Метрополитен-Опера"

6) http://www.smotr.ru/2010/2010_stnd_skazki.htm - Ж. Оффенбах "Сказки Гофмана". Рецензия, музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

7) http://www.kommersant.ru/doc/1848303 - "Сказки Гофмана" для взрослых. Опера Жака Оффенбаха в постановке Василия Бархатова и Зиновия Марголина

8) http://www.fedorov.ws/offenbach.html - биография Жака Оффенбаха

9) http://belcanto.ru/hoffmann.html - Генри У. Саймон. Опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана»

Подобные документы

    Характеристика общественной значимости жанра оперы. Изучение истории оперы в Германии: предпосылки возникновения национальной романтической оперы, роль австрийского и немецкого зингшпиля в ее формировании. Музыкальный анализ оперы Вебера "Волчья долина".

    курсовая работа , добавлен 28.04.2010

    Творчество Александра Владимировича Чайковского. Истории создания комической оперы "Мотя и Савелий". Сравнение сказки А. Пушкина и либретто оперы А. Чайковского "Царь Никита и сорок его дочерей". Жанровые особенности. Творчество ансамбля "Терем-Квартет".

    дипломная работа , добавлен 09.06.2014

    Гаэтано Доницетти - итальянский композитор эпохи расцвета Bel canto. История создания и краткое содержание оперы "Дон Паскуале". Музыкальный анализ каватины Норины, особенности ее вокально-технического исполнения и музыкально-выразительные средства.

    реферат , добавлен 13.07.2015

    История создания оперы "Турандот". Самобытность трактовки музыкальных образов. Любовная лирика в образах Турандот и Калафа, лирико-психологические черты в характеристике Лиу, комическая линия оперы – образы трех министров. Роль хоровых сцен в опере.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    Биография и творчество композитора Джакомо Пуччини. История создания оперы "Турандот" под влиянием впечатления от драматического спектакля в театре Макса Рейнгардта. Действующие лица и содержание оперы. Музыкальная драматургия и образы главных героев.

    реферат , добавлен 27.06.2014

    Биография Н.А. Римского-корсакова - композитора, педагога, дирижера, общественного деятеля, музыкального критика, участника "Могучей кучки". Римский-Корсаков - основоположник жанра оперы-сказки. Претензии царской цензуры к опере "Золотой петушок".

    презентация , добавлен 15.03.2015

    П.И. Чайковский как композитор оперы "Мазепа", краткий очерк его жизни, творческое становление. История написания данного произведения. В. Буренин как автор либретто к опере. Основные действующие лица, диапазоны хоровых партий, дирижерские трудности.

    творческая работа , добавлен 25.11.2013

    Место камерных опер в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. "Моцарт и Сальери": литературный первоисточник как оперное либретто. Музыкальная драматургия и язык оперы. "Псковитянка" и "Боярыня Вера Шелога": пьеса Л.А. Мея и либретто Н.А. Римского-Корсакова.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2013

    Краткая биографическая справка из жизни Чайковского. Создание оперы "Евгений Онегин" в 1878 году. Опера как "скромное произведение, написанное по внутреннему увлечению". Первое представление оперы в апреле 1883 года, "Онегин" на императорской сцене.

    презентация , добавлен 29.01.2012

    Оперно-хоровое творчество М.И. Глинки. Творческий портрет композитора. Литературная основа оперы "Руслан и Людмила", роль инструментального сопровождения в ней. Анализ партитуры в вокально-хоровом отношении. Исполнительский план данного произведения.

Французский композитор вошел в историю музыки в качестве создателя оперетты. В этом жанре он создал немало произведений, а вот оперу он долгое время обходил стороной. Но вот в 1880 г. драматург Жюль Барбье предлагает ему либретто, от которого отказался Шарль Гуно, а Гектор Саломон предпочел уступить Оффенбаху. Либретто являло собою переработку пьесы, которую Барбье создал за тридцать лет до описываемых событий в соавторстве с Мишелем Карре. Пьеса называлась «Сказки Гофмана»… Да, речь шла о писателе-романтике Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане. Драматурги использовали три его новеллы – «Песочный человек», «Советник Креспель» и «Сказка о потерянном изображении». Но они не просто приспособили сюжеты для сцены, а сделали их центральным героем… самого писателя, благодаря чему заглавие приобретало двойной смысл. Большого успеха пьеса не имела – но, быть может, судьба оперы окажется более счастливой?

Действие оперы происходит в двух планах – реальном и фантастическом. К первому относятся пролог и эпилог, где Гофман ожидает встречи со своей возлюбленной – певицей Стеллой, играющей в спектакле « » (опере , о которой писатель так проникновенно говорит в одной из своих новелл), но его счастье разрушает советник Линдорф. Три акта, располагающиеся между прологом и эпилогом – это любовные истории, рассказанные Гофманом посетителям кабачка. Все они заканчиваются для него печально: красавица Олимпия оказывается механической куклой, куртизанка Джульетта предпочитает ему другого, а Антония – чистейшее существо – умирает от болезни. Во всех трех актах присутствует некий «злой гений», враг героя – доктор Коппелиус, колдун Дапертутто, доктор Миракль, а в прологе и эпилоге таковым становится Линдорф. По замыслу Оффенбаха, партии всех «злых гениев» должен исполнять один баритон, а роли возлюбленных Гофмана – одна певица сопрано. Таким образом, в обоих случаях речь идет не о разных персонажах, а о разных «ликах» одного образа. Но этот замысел композитора нелегко осуществить в исполнительской практике – слишком уж высоки требования, предъявляемые этими партиями к певцам.

В опере «Сказки Гофмана» в полной мере проявился мелодический дар композитора. Есть в ней эффектные номера с запоминающимися мелодиями: «Баллада о Клейнзаке» в прологе, «Баркарола» во втором акте, но баллада неожиданно прерывается нежным любовным признанием, обращенным то ли к Стелле, то ли к некому вымышленному идеалу, после чего Гофман возвращается к балладе, как ни в чем не бывало. Этот выразительный штрих накладывает особый отпечаток на всё последующее действие: три женщины из трех историй – реальны ли они? Или это три искушения – обольстительность совершенной красоты, всепоглощающая страсть и вечная любовь? Как бы то ни было, музыкальные характеристики этих героинь очерчены очень рельефно. Механическая Олимпия охарактеризована колоратурной арией, холодное совершенство которой заставляет вспомнить о моцартовской Царице Ночи, в уста обольстительной Джульетты вложена самая чарующая из мелодий оперы, а мелодия, занимающая центральное место в характеристике Антонии кажется ирреальной в своей возвышенности – героиня словно «растворяется» в ней, умирая.

Работа над «Сказками Гофмана» давалась Оффенбаху нелегко, ведь он был уже немолод и серьезно болен. Он боялся, что не доживет до премьеры. Так оно и случилось. После исполнения оперы в клавире, в домашней обстановке, композитор решил переработать партию главного героя: первоначально он предназначал ее для баритона, но затем решил поручить тенору. Оркестровать третий акт автор не успел, по его черновикам это сделал Эрнст Гиро. Он внес в партитуру еще одно изменение: создавал «Сказки Гофмана в жанре французской опера-комик – с разговорными диалогами, но Гиро заменил их речитативами (подобно тому, как он проделал это с « » Жоржа Бизе). Но Гиро не успел завершить третий акт до премьеры, которая состоялась в феврале 1881 г. в Париже, и третий акт не был поставлен. Впрочем, успеху произведения это не помешало – в течение первого сезона состоялось более сотни спектаклей.

Дальнейшая судьба оперы оказалась омрачена событиями, в которых при желании можно увидеть действие каких-то мрачных мистических сил – в полном соответствии с духом гофмановских новелл. Первое исполнение оперы в Вене прошло благополучно и успешно, а во время второго случился пожар в театре – немало людей пострадало, были и погибшие. Подобное прискорбное происшествие имело место на премьере оперы «Ундина», написанной самим Гофманом… Этот несчастный случай создал произведению недобрую славу, надолго осложнившую сценическую жизнь.

В 1904 г. опера была поставлена в Монте-Карло – теперь уже с третьим актом. Но метаморфозы оперы на этом не завершились: уже во второй половине ХХ века были обнаружены черновики номеров, не вошедших в оперу, и это позволило появиться новым редакциям.

Музыкальные Сезоны

История

Оффенбах интенсивно работал над оперой вплоть до своей смерти в 1880 году , однако не успел её закончить. На момент смерти автора в «Опере комик » в Париже уже начались пробы, однако не хватало некоторых деталей к третьему акту и эпилогу. Композитор Эрнест Гиро работал над завершением оперы, пользуясь черновиками Оффенбаха, однако он не успевал к премьере, и директор театра Кавальо (Cavalho) исключил весь третий акт. В итоге на премьере в начале 1881 года «Сказки Гофмана» выглядели совсем не так, как представлял их себе Оффенбах. Несмотря на это опера имела огромный успех, и в конце года состоялась её премьера в Вене . На втором венском представлении произошёл пожар, и театр сгорел дотла. Это придало опере славу приносящей неудачу, что помешало её будущим постановкам.

В 1904 году состоялось представление «Сказок Гофмана» в Монте-Карло . В партитуру были внесены значительные изменения, приблизившие третий неоконченные акт к стилю остальных частей оперы. Данная версия послужила основой издания Шудена (Chouden) 1907 года , получившего наибольшее распространение. В издании Шудена соблюдён оригинальный порядок актов Оффенбаха: «Олимпия», «Антония», «Джульетта». После Второй мировой войны в архивах были найдены новые материалы, написанные Оффенбахом для оперы. И с тех пор практически каждое десятилетие выходил новый вариант «Сказок Гофмана». Баркарола из третьего акта оперы звучит во многих художественных фильмах.

Сюжет

Пролог

Таверна в Нюрнберге . Муза открывает намерение заставить Гофмана отречься от любви и посвятить свою жизнь только ей. Она принимает образ ближайшего друга Гофмана - Никлаусса. Гофман же безнадёжно влюблён в певицу Стеллу, которая в данный момент поёт в опере Моцарта «Дон Жуан ». Стелла в конце концов отвечает на чувства Гофмана и посылает ему письмо, в котором просит о встрече в гримёрной после представления. Письмо и ключ от комнаты Стеллы перехватывает соперник Гофмана - Линдорф, который застаёт поэта в таверне и насмехается, намереваясь прийти на свидание. Гофман находит утешение в выпивке, рассказывает легенду о крошке Цахесе , а потом три любовные истории из своей жизни, соответствующие трём актам оперы.

Акт I. Олимпия

Гофман, будучи учеником у физика Спаланцани, влюбляется в его дочь - Олимпию . Поэт покупает магические очки у оптика Коппелиуса , зашедшего к Спаланцани и требующего от него денег. Очки раскрашивают мир яркими красками заставляют женщин казаться более доступными. Гофман в очках приходит на концерт, устроенный Спаланцани, где Олимпия поёт ставшую знаменитой арию «Les Oiseaux Dans La Charmille». Во время танца с Олимпией очки Гофмна разбиваются, тут появляется Коппелиус и разбирает Олимпию на части в уплату долга Спаланцани. Посреди смеющийся толпы Гофман понимает, что из-за очков он не понял, что влюбился в механическую куклу.

Акт II. Антония

Гофман влюбляется в Антонию, страдающую от загадочной болезни, усиливающейся во время пения. Антония унаследовала от своей умершей матери талант певицы, однако её отец Креспель запрещает ей идти по стопам матери, боясь, что её ждёт такая же судьба. Гофман пробирается в дом Антонии в отсутствие отца. Они решают пожениться. Когда Креспель возвращается, приходит и доктор Маракль и принуждает Креспеля позволить лечить Антонию. Спрятавшийся Гофман узнаёт, что его возлюбленная может умереть, если будет петь, и после ухода Миракля уговаривает её отказаться от карьеры певицы. Доктор Миракль, застав Антонию одну, убеждает её последовать примеру матери, стать знаменитой. Миракль вызывает в сознании Антонии образ матери и заставляет её начать петь. Креспель появляется за мгновенье до смерти дочери, за ним входит Гофман, и Креспель, уверенный, что он виновен в смерти Антонии, пытается его убить. Никлаусс спасает поэта от мести разгневанного отца.

Акт III. Джульетта

В Венеции Гофман влюбляется в куртизанку Джульетту, находящуюся в зависимости от мистического Даппертутто, который заставляет её соблазнить Гофмана и украсть его отражение . До этого она украла тень влюблённого в неё Шлемиля. Гофман поддаётся на чары Джульетты и теряет свою тень. Шлемиль вызывает Гофмана на дуэль, где Гофман его убивает. Никлаусс решает увести поэта из Венеции и отправляется искать лошадей. В это время Даппертутто готовит яд, чтобы избавиться от Никлаусса, однако его по ошибке выпивает Джульетта и умирает на руках у Гофмана.

Пролог
Гофман возвращается домой после бурно проведенной ночи. Он влюблен в прекрасную незнакомку, живущую в доме напротив и названную им Стеллой.
В воспаленном сознании Гофмана оживают два его альтер-эго: умудренный опытом, зрелый и рациональный Линдорф и юный поэт Никлаус. Линдорф и Никлаус на разные лады пытаются поддеть влюбленного Гофмана. Они подшучивают над ним, выдавая принесенные портье квартирные счета за любовное письмо, которое Гофман мечтает получить от незнакомки. В комнате Гофмана собираются студенты, для которых он литературный кумир и авторитет. В разгар дружеского застолья Гофман начинает рассказ о своей любви, словно бы затем, чтобы понять, кто же эта незнакомка, его возлюбленная. Гофман вовлекает гостей в представление трех историй любви.

Первая любовь. Олимпия
Изобретатель Спаланцани с помощью Коппелиуса создал виртуальную девушку - Олимпию. Едва увидев Олимпию, Гофман тотчас в нее влюбляется. Желая познакомиться с девушкой, он представляется ученым. Появляется Коппелиус, пришедший получить со Спаланцани деньги, которые тот остался должен ему за работу. Чтобы отделаться от Коппелиуса, Спаланцани вручает ему чек разорившегося банка. Коппелиус продает Гофману специальные очки. Надев их, тот находит Олимпию еще более привлекательной. Спаланцани демонстрирует свое очаровательное изобретение в кругу друзей. Приглашенные слушают песенку в исполнении Олимпии. Гофман пленен ее голосом, он объясняется Олимпии в любви. Но обман раскрывается, Гофман понимает, что был влюблен в иллюзию.

Настоящая любовь. Антония
Юная Антония, мечтающая о сцене, унаследовала от матери - знаменитой певицы - дивный голос. Но вместе с голосом и страшную болезнь, от которой умерла ее мать. Пение может погубить и Антонию. Отец девушки Креспель пытается уберечь Антонию от встречи с доктором Мираклем, погубившим мать.
Гофман случайно слышит разговор Креспеля с Мираклем и узнает, что Антония больна. Он берет с нее обещание никогда не петь, оставить мечты о сцене и посвятить себя семье. Но как только уходит Гофман, появляется Миракль. Он искушает Антонию славой знамени- той певицы и теми благами, что дают признание и успех. Антонии мерещится, что это мать зовет ее на сцену.

Обманная любовь. Джульетта
Рождественский вечер. Друзья Гофмана устраивают маскарад, переодевшись в героев сказок Гофмана. Сюжет про капризную куртизанку Джульетту, ее поклонника Шлемиля и злодея Дапертутто начинается как представление в домашнем театре. «Дапертутто» приказывает «Джульетте» соблазнить Гофмана и похитить его отражение. Послушная воле «Дапертутто», «Джульетта» покоряет Гофмана и получает желаемое. В беспокойном сознании Гофмана перемешиваются явь и вымысел. Он убивает Шлемиля, чтобы заполучить ключ от спальни Джульетты, и бросается вслед за куртизанкой. Но Джульетта удаляется с новым любовником.

Эпилог
В одиночестве Гофман сидит в своей комнате. Он уставился в окно напротив, туда, где жила незнакомка. По виду опустевших комнат и вывеске можно понять, что та съехала с квартиры. Да и была ли она когда-нибудь вообще? Или это всего лишь вымысел? Поэтическая фантазия? И Гофману все это привиделось, померещилось?

Распечатать





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта