Главная » Красота и здоровье » Фигнеры николай и медея. Медея Ивановна Фигнер: биография

Фигнеры николай и медея. Медея Ивановна Фигнер: биография

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ФИГНЕР (1857-1918) - русский певец (тенор), антрепренер, вокальный педагог. Муж певицы М. И. Фигнер.

МЕДЕЯ ИВАНОВНА ФИГНЕР (урожденная Мей) (1859-1952) - русская певица (сопрано). По национальности итальянка. Солистка Его Императорского Величества. (1894).

Н.Фигнер получил прекрасное образование в кадетском корпусе в Петербурге, по окончании служил во флоте. Непродолжительное время занимался пением в Петербургской консерватории. Продолжил совершенствование вокального мастерства в Италии, где начал сценическую деятельность. В 1887 году, после многократных выступлений на европейских сценах, дебютировал в Мариинском театре в Петербурге в главных партиях в операх "Аида" Верди и "Фауст" Гуно. С 1904 Н.Фигнер пел в частных оперных труппах России, в московском Большом театре, выступал в собственных антрепризах (Нижний Новгород, Тбилиси). В 1910-15 солист, художественный руководитель и директор оперной труппы Петербургского народного дома. В 1891 организовал благотворительный концерт в Петербурге, которым дирижировал П.И.Чайковский. С 1915 занимался педагогической деятельностью, в том числе в Киевской консерватории.

Творческую биографию М.Фигнер составляют две главы: первая связана с Италией, вторая - с Россией. Увлечение пением, театром началось с детства. В 14 лет М.Мей поступает во флорентийскую консерваторию. Через несколько месяцев занятия были прерваны - юная певица потеряла голос, а год спустя вновь предстала перед своим преподавателем. В 16 лет М.Мей дебютировала в партии Азучены ("Трубадур"). Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду. Она с триумфом гастролирует по городам Италии, Испании, в странах Южной Америки, поет в ансамбле с корифеями оперной сцены. Во время гастрольных скитаний М.Мей встретилась с русским певцом Н.Н.Фигнером. В 1887 году она приехала в Петербург, и "непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной", - писала певица. Она покорила театральный Петербург.

Вначале М.Мей выступала под своей девичьей фамилией. В 1889 году, связав свою жизнь с Н.Н.Фигнером, она приняла фамилию мужа. Так сложилась "неразделимая чета Фигнер", блиставшая на сцене и в жизни, которой суждено было составить целую эпоху в истории русской оперы. И, хотя впоследствии брак певцов Фигнер распался, Медея до конца жизни носила фамилию Фигнер, под которой и вошла в историю русской оперы. Заканчивала М.Фигнер сценическую карьеру одна. На сцене Мариинского театра она пела до 1912 года. Покинув сцену, продолжала давать концерты, до преклонного возраста сохранив красоту своего неповторимого голоса. В 30-х годах певица переехала во Францию, где занималась педагогической деятельностью и изредка выступала.

С именами супругов Фигнер связаны две последние оперы Чайковского - "Пиковая дама" и "Иоланта". Они были главными исполнителями, можно сказать для них и в расчете на их вокальные и сцениеческие возможности Чайковский писал эти произведения. Сочиняя "Пиковую даму", композитор писал партию Германа применительно к таланту Фигнера. И даже в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал "Фигнер". В последний год жизни Чайковский посвятил Фигнеру свой цикл из 6 романсов, ор.73 (на стихи Ратгауза). На клавире оперы "Пиковая дама" Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н.Фигнера виновником возникновения этой оперы.

Партии Германа и Лизы разучивались под руководством П.И.Чайковского. Свои впечатления о посещении семьи Фигнер в их имении Лобынское (Тульской губернии) в июле 1890 он изложил в письме к М.И.Чайковскому: "Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии, говорит о ней со слезами на глазах - хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям". "Ездил к Фигнеру проходить с ним партию Германа. Он будет великолепен" - писал Чайковский в письме к А.И.Зилоти. По воспоминаниям М.Фигнер, занятия с Чайковским были для нее подлинным наслаждением. Композитор же, учитывая пожелания первой исполнительницы, сделал изменения в партии Лизы в соответствии с индивидуальными особенностями ее голоса. Роль Лизы удалась М.Фигнер и в драматическом и в вокальном отношении. На премьере "Пиковой дамы", состоявшейся 7 декабря 1890 года "чары сильного, свежего голоса" М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале "магическое действие".

"Направник в управлении оперой, Фигнер в роли Германа превзошли себя и, несомненно, больше всех содействовали громадному успеху оперы", - написал о 1-м представлении "Пиковой дамы" 7 дек. 1890 года М.И.Чайковский.

6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского "Иоланта". М.Фигнер столь правдиво воплотила роль слепой девушки, что ей задавали вопрос, не испытала ли она подобного страшного недуга в жизни. 17 и 22 февраля 1894 года супруги Фигнер приняли участие в спектаклях, посвященных памяти П.И.Чайковского, сбор с которых был направлен на сооружение памятника на могиле композитора и в Петербургской консерватории.

(1860-04-04 ) Место рождения Дата смерти Годы активности Страна

Италия
Российская империя
СССР
Франция Италия, Российская империя, СССР, Франция

Профессии

оперная и камерная певица

Певческий голос Коллективы Лейблы

«Граммофон», «Колумбия», «Пате», «РАОГ», «Музтрест»

Меде́я Ива́новна Фи́гнер (урождённая Амедея Мей Дзоваиде , итал. Medea Mei-Figner ; , по другим сведениям 4 апреля , Флоренция - 8 июля , Париж) - итальянская и русская певица (меццо-сопрано).

Биография

Родилась в семье бедного итальянского ремесленника. Музыкальное образование получила в Италии , поступив в 14-летнем возрасте во флорентийскую консерваторию на класс сольного пения Ф. Бьянки , затем П. Панофки, одновременно брала уроки пения у певицы К. Кароцци-Цукки.

В Италии

Впервые выступила в концерте в меццо-сопрановой партии в Реквиеме Дж. Верди ( г.). До 1877 года выступала в Турине (партия Кармен), Ницце (партия Сафо в одноименной опере Дж. Пачини), Модене и Генуе. В 1877-1887 гг. с большим успехом гастролировала в Испании(Севилья, Барселона, Мадрид, Гренада), выступала с А.Мазини и М. Баттистини . С 1884 года - в Италии (Милан, Бергамо, Турин, Болонья; в ансамбле с Н. Фигнером пела в опере «Фаворитка» Г.Доницетти . Обладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и мягкого тембра (верхний регистр отличался лёгким звучанием), ярким драматическим темпераментом. Большое внимание уделяла дикции, добиваясь правильного русского произношения. В работе над некоторыми партиями пользовалась советами К. Ферни-Джиральдони. Вместе с Ф. Таманьо гастролировала по Южной Америке.

В России

Весной 1887 года режиссер Императорской Санкт-Петербургской Русской оперы Г. П. Кондратьев приглашает артистическую пару, ставшую столь популярной в Европе и Америке, выступить на главной оперной сцене России. Прекрасная Медея Мей, партнёр Николая Фигнера имела такой же оглушительный успех. Заключённый контракт имел совершенно неслыханные для России гонорары артистам: Медея Мей получила 15 тысяч, а Николай Фигнер-25 тысяч рублей в год, по сравнению с двенадцатью тысячами рублей в год, которые получали лучшие солисты Императорской Мариинской оперы .

8 февраля 1889 года Медея Мей стала Медеей Ивановной Фигнер и, последующие пятнадцать лет «чета Фигнер» украшала собой русскую оперную сцену. Гастролировала во многих городах - Москве, Киеве, Одессе , Тифлисе, Нижнем Новгороде, Туле, Кишинёве и за границей: в Лондоне(театр «Ковент-Гарден», 1887), Южная Америка (1903, совместно с Э.Карузо), Японии , Берлине .

6 декабря 1894 года Медея Ивановна и Николай Николаевич были удостоены звания Солистов Его Величества . В 1904 году супруги разошлись и с 1912 года Медея Мей-Фигнер простилась с Императорской сценой. В 1923-1930 годах преподавала в Ленинграде. Удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. 15 ноября 1925 года состоялся последний концерт в зале Лениградской филармонии. С 1931 года певица жила в Париже. За несколько лет до смерти в интервью французскому журналу, пребывая почти в 90-летнем возрасте, она рассказала о своих встречах с Чайковским, о «Пиковой даме» и довольно сносно напела несколько строк из арии Иоланты. Как утверждает ЭСБЕ , «красивый голос и артистическая передача дают ей всегда большой успех ».

Семья

В Италии певица оставила двоих детей, также, как и Н. Н. Фигнер оставил своего ребёнка от предыдущего брака. Вскоре после бракосочетания у супругов Фигнер появились два мальчика погодки и, с перерывом в два года-две девочки. Повзрослев, маленькие «фигнерята», как их называли, стали появляться в ложе на спектаклях своих именитых родителей. Последние, собираясь на спектакль, распеваясь, непременно интересовались мнением своих детей о голосе, так как считали, что детское восприятие-самое непосредственное и точное. Дважды в год М. И. и Н. Н. Фигнеры давали большие концерты в Петербургском здании Дворянского собрания, сборы от которых шли с благотворительной целью в пользу студенчества.

Творчество

Два года исполняла оперные партии на итальянском языке (партии Валентины - «Гугеноты» Дж. Мейербера ; Дездемоны - «Отелло» Дж. Верди ; Джоконды - «Джоконда» А. Понкьелли).

М. И. Фигнер была первой исполнительницей партий Лизы («Пиковая Дама »), Иоланты в одноименной опере Чайковского, а также Кармен («Кармен», Ж.Бизе) на русской сцене. П. И. Чайковский до конца своей жизни оставался поклонником таланта певицы, и есть все основания полагать, что он считал воплощение артисткой ролей Лизы и Иоланты в своих операх близким к совершенству С 1900 года выступала в вагнеровском стиле, для изучения которого ездила в Байрёйт , Дрезден и Мюнхен . Среди лучших партий следует назвать: Татьяна («Евгений Онегин», П. И. Чайковского, Иоанны («Иоанна да Арк», М. Э. Караффы), Лизы («Пиковая дама», П. И. Чайковского).

Памятные места

В Петербурге чета Фигнер занимала большую и просторную квартиру на углу Литейного проспекта и улицы Бассейной в доме, принадлежавшем историку Бильбасову. В этом доме когда-то жили Н. А. Некрасов , Н. А. Добролюбов , размещались редакции русских журналов «Современник» и «Отечественные записки» . Гостями радушных хозяев часто бывали К. С. Станиславский , М. Г. Савина , блестящий премьер Мариинского театра баритон Л. Г. Яковлев .

Примечания

Литература

  • Надир Ширинский. «Боги сцены Россиской Империи». М., 2004. СC. 52-72, ISBN 5-87126-020-9
  • Пружанский А. М. Отечественные певцы 1750-1917. Словарь. . М.: «Композитор» (2000). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 9 января 2010.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 4 апреля
  • Родившиеся в 1860 году
  • Умершие 8 июля
  • Умершие в 1952 году
  • Оперные певцы и певицы России
  • Оперные певцы и певицы Российской империи
  • Оперные певцы и певицы Италии
  • Академические музыканты России
  • Академические музыканты Италии
  • Заслуженные артисты РСФСР
  • Сопрано
  • Персоналии:Санкт-Петербург
  • Персоналии:Мариинский театр

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фигнер, Медея Ивановна - (урожд. Амадея Мей Джоваиде; сцен. псевд. Мей) арт. оперы (меццо сопрано, затем драм. сопрано), камерная певица. Засл. арт. Республики (1926). Жена Н. Фигнера. Род. в семье бедного … Большая биографическая энциклопедия
  • - (1859 1952), певица (драматическое сопрано). По происхождению итальянка. Жена Н. Н. Фигнера. Пела в Мариинском театре (1887 1912). Первая исполнительница партий Лизы, Иоланты («Пиковая дама», «Иоланта» П. И. Чайковского) и др. С 1930 жила за… … Энциклопедический словарь

    Фигнер (урождения Мей) Медея Ивановна (4.4.1859, Флоренция, √ 8.7.1952, Париж), русская певица (меццо сопрано), по национальности итальянка. В 1877√87 пела в Италии и др. странах Европы и Юж. Америки. В 1887√1912 солистка Мариинского театра в… … Большая советская энциклопедия

    - (урождённая Мей, итал. Medea Mei Figner; 1860, по другим сведениям 4 апреля 1859, Флоренция 8 июля 1952, Париж) знаменитая русская (сопрано), по происхождению итальянка. Музыкальное образование получила в Италии. Пела на Императорской сцене в… … Википедия

    Медея Ивановна Фигнер (урождённая Мей, итал. Medea Mei Figner; 1860, по другим сведениям 4 апреля 1859, Флоренция 8 июля 1952, Париж) знаменитая русская (сопрано), по происхождению итальянка. Музыкальное образование получила в Италии. Пела на… … Википедия

    Фигнер (урожд. Мей) Медея Ивановна - (1859 1952) оперная артистка, итальянка по происхождению, с 1887 г. жила в России, пела в Мариинском театре. Жена Н. Н. Фигнера (см.) … Словарь литературных типов

    Фамилия. Известные носители: Фигнер, Александр Самойлович (1787 1813) полковник русской армии, отличившийся в войне 1812 года, создатель партизанского (диверсионного) отряда. Фигнер, Медея Ивановна (1860 1952) русская певица (меццо сопрано), жена … Википедия

Думается, что это не случайно. Любимица императорского дома и петербургской публики Фигнер выступала на первой российской оперной сцене в период ее наивысшего расцвета: империя достигла зенита своего могущества в том числе и в сфере культуры – последнего пика перед тем, как кануть в вечность. И Фигнер была, бесспорно, одной из наиболее ярких звезд той блестящей эпохи.

Итальянка Амадея Мей Джоваиде появилась в России, которой было суждено стать ее второй родиной, в 1887 году. За плечами у 28-летней певицы к тому времени была уже значительная творческая биография, выступления на знаменитых оперных сценах, а среди ее сценических партнеров значились такие легендарные имена как Виктор Морель, Франческо Таманьо, Анджело Мазини и Маттиа Баттистини. За 12 лет карьеры на Западе было спето множество ролей, преимущественно в амплуа меццо-сопрано, покорены родная Италия, Испания и Южная Америка, и все предвещало, что большой, красивый и техничный голос молодой примадонны Мей по праву будет занимать достойное место в огромном списке первоклассных итальянских вокалистов второй половины 19 века. Однако встреча на гастролях в Болонье с русским тенором Николаем Фигнером совершенно изменила жизнь молодой итальянки. В далекой заснеженной России Амадее Мей суждено было стать первой певицей императорской сцены, что означало, с одной стороны, в то время самые высокие в мире гонорары (потому что столько, сколько тратили последние Романовы, на оперу и балет не тратили больше нигде), престиж и уважение, с другой, - встречу с выдающимися деятелями русской музыкальной культуры, находившейся тогда в явном апогее. Но обо всем по порядку.

Будущая звезда музыкального Петербурга появилась на свет в самом сердце Италии, во Флоренции – прекраснейшем из мировых городов. Как указывают все источники, в том числе и собственные воспоминания певицы, происхождения она была самого простого – ее отец был обычным ремесленником, причем не из зажиточных. Однако на обучение дочери пению деньги все-таки нашлись: с 14-летнего возраста Амадея занимается во Флорентийской консерватории у весьма именитых педагогов – Ф. Бьянки, Г. Панофки, К. Кароцци-Цукки. Объемный, большой голос юной Мей, его густой тембр, крепкий нижний регистр стали причиной того, что квалифицирован специалистами он был как меццо-сопрано. Именно в этом амплуа певица будет выступать первые годы своей творческой деятельности. Не вполне верная диагностика, тем не менее, не стала роковой в жизни Мей: благодаря большому диапазону, которым была она награждена от природы, Амадея вполне справлялась с меццовым репертуаром, а полученная школа пения, предостерегавшая даже низкие голоса от чрезмерного использования грудного звучания, позволила, что называется, не «посадить голос на грудь», не отрезать верхний регистр, который, как известно из воспоминаний современников, у певицы был хорош до самого конца ее карьеры.

Дебютировала Мей в родной Флоренции в 1875 году, приняв участие в первом в ее городе исполнении только что написанного Реквиема Дж. Верди. Сценический дебют состоялся тогда же в скромном провинциальном театре в пригороде Флоренции: в Синалунге Мей спела свою первую Азучену. Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду. В родном городе она выступит в оперном спектакле годом позже: на главной флорентийской сцене, в театре «Пергола», Мей примет участие в постановке сверхпопулярного в те годы «Гамлета» А. Тома (партия королевы Гертруды), где ее партнером будет француз Виктор Морель, в будущем – первый исполнитель партий Яго и Фальстафа в мировых премьерах поздних вердиевских шедевров. После признания в родном городе Мей поет на итальянских сценах: в Турине, Модене, Генуе, а также исполняет в Ницце заглавную партию в «Сафо» Дж. Пачини, невероятно популярную в 19 веке оперу. Партия Сафо, кстати, была первой «вылазкой» юной певицы (а ей не было еще и двадцати лет) в сопрановый репертуар.

Помимо Италии, где к 1887 году, переломному в ее жизни, Мей пела на всех ведущих сценах, включая миланский «Ла Скала», значительными вехами ее карьеры были выступления в Испании и в Южной Америке. На Иберийский полуостров в этот период Мей выбиралась не раз, выступая в театрах Севильи, Барселоны, Мадрида, Гренады и пр. Это была, впрочем, обычная практика для итальянских певцов той поры: близкая по культуре романоязычная Испания, не имевшая, тем не менее, собственной значительной оперной традиции, привлекала вокалистов с Аппенин, и также как и в Италии, даже в маленьких театрах Пиренейского королевства можно было услышать выдающихся итальянских певцов. Именно там творческая судьба сводит Мей с корифеями итальянской оперы Анджело Мазини и Маттиа Баттистини. Дважды, в 1884-м и 1886-м годах, молодая певица совершает многомесячные турне по странам Южной Америке, которые в те годы также часто фигурировали в маршрутах итальянских вокалистов, чему способствовало, помимо опять же языковой и культурной близости романоговорящего континента, наличие в странах региона значительной итальянской диаспоры, представители которой, вне зависимости от своего достатка, охотно наполняли каждый вечер большие и малые оперные театры. Мей выступала на сценах Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Сан-Пауло, именно в одном из латиноамериканских турне ее партнером в нескольких спектаклях был исполинский тенор Франческо Таманьо. В поездках в Латинскую Америку произошел окончательный переход Мей из амплуа меццо на партии драматического сопрано, хотя некоторые меццовые роли она сохраняла в своем репертуаре всю жизнь, например партию Кармен.

С Николаем Фигнером, как мы уже писали, судьба свела Амадею Мей в Болонье: вместе они пели в «Фаворитке» Г. Доницетти, где Мей исполняла заглавную партию (в те годы еще не было обязательного правила исполнять роль Леоноры только меццо-сопрано). Русский тенор способствовал приглашению молодой итальянки в Петербург: вскоре она получила предложение от режиссера Г. Кондратьева спеть Валентину в новой постановке «Гугенотов» Дж. Мейербера на сцене Мариинского театра. Дебют прошел более, чем успешно, и Мей становится штатной солисткой императорской сцены, на которой она выступала до 1912 года. После заключения брака с Фигнером молодая певица берет его фамилию и несколько меняет свое имя – именно как Медея Фигнер она войдет в историю русского искусства. И хотя долгий брак певцов в конечном итоге распадется, Медея будет до конца жизни носить фамилию мужа и выступать под ней в театре и в концертах.

До 1889 года Медея Фигнер исполняла на сцене Маринки только западный репертуар на родном языке (главным образом Валентину, Джоконду в одноименной опере А. Понкьелли, Маргариту из «Мефистофеля» А. Бойто, Дездемону из вердиевского «Отелло»), однако она упорно учила русский, и через два года дебютирует в русском репертуаре в партии Татьяны, которую готовила с самим П. И. Чайковским. Сотрудничество четы Фигнер и великого русского композитора, как известно, было весьма плодотворным: именно супруги стали первыми исполнителями заглавных партий двух последних, таких разных шедевров композитора – «Пиковой дамы» и «Иоланты».

Как пишет Полина Вайдман, известный исследователь творчества Чайковского, «для них (Фигнеров – А. М.) и в расчете на их вокальные и сценические возможности Чайковский писал эти произведения… По воспоминаниям М. Фигнер, занятия с Чайковским были для нее подлинным наслаждением. Композитор же, учитывая пожелания первой исполнительницы, сделал изменения в партии Лизы в соответствии с индивидуальными особенностями ее голоса. Роль Лизы удалась М. Фигнер и в драматическом и в вокальном отношении. На премьере "Пиковой дамы", состоявшейся 7 декабря 1890 года, "чары сильного, свежего голоса" М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале "магическое действие"… 6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского "Иоланта". М. Фигнер столь правдиво воплотила роль слепой девушки, что ей задавали вопрос, не испытала ли она подобного страшного недуга в жизни. 17 и 22 февраля 1894 года супруги Фигнер приняли участие в спектаклях, посвященных памяти П. И. Чайковского, сбор с которых был направлен на сооружение памятника на могиле композитора и в Петербургской консерватории».

Однако не все разделяли трактовку Медеей Фигнер русских партий и русской музыки вообще. Приведем достаточно критическую оценку ее творчества известным отечественным певцом и историком музыкального театра С. Ю. Левиком.

«Медея Фигнер даром национального перевоплощения и проникновения в чужую культуру не обладала. Исполняя в концертах романсы П. И. Чайковского, она уразумела, что их нельзя петь с той пышной страстностью, с какой можно петь итальянский романс Денца или Тости, но не с внутренней взволнованностью и искренней эмоцией пела она их, а сентиментально-слащаво. В ее Татьяне было слишком много черт южного темперамента. В ее словах «Я другому отдана и буду век ему верна» было больше итальянской аффектированности и даже бахвальства, чем искренности и простоты. Правда, сама Медея Фигнер подчеркивала, что Чайковский считал ее именно той Татьяной, которую он всегда хотел видеть на сцене. Однако это плохо вяжется с тем определением, которое Петр Ильич дал своей Татьяне в письме к Н. Ф. фон Мекк от 28 сентября 1883 года. «Татьяна, - писал он, - полная чистой женственной красоты девичья душа... Это мечтательная натура, ищущая смутно идеала». Во внешности, и сценическом поведении Медеи Фигнер такой Татьяны мы не видели. Я не слышал такой Татьяны и в ее пении, хотя я знал, что она проходила партию под руководством самого Чайковского. Не давались Медее Ивановне русская простота, задушевность, та мягкая теплота, которая, возможно, проистекает прежде всего из мечтательности, чистоты натуры и нуждается для своего выражения в абсолютном отсутствии какой бы то ни было аффектированности.

Несколько лучше обстояло у Медеи Фигнер с партией Лизы, но и здесь не было той цельности исполнения, которая была так типична для нее в Валентине (опера Мейербера «Гугеноты») или Джоконде (одноименная опера Понкиелли), где она бывала на большой высоте… Как ни замечательно было вокальное, да и сценическое искусство Медеи Фигнер, она эпохи в русском оперном театре не составила, школы не создала, потомства в виде плеяды выдающихся учеников не оставила. Несомненно, у нее при выдающемся голосе была еще и отличная вокальная школа, которая дала ей возможность не только очень хорошо и много петь, не стесняясь силой и диапазоном любой партии ее репертуара, но и долго сохранять свежесть своего голоса, в частности красоту нижнего грудного регистра».

Помимо опер Чайковского Медея Фигнер была также первой исполнительницей в операх Э. Ф. Направника, к любимым исполнителям которого она относилась. Фигнер была первой Машей в его «Дубровском» и первой Франческой в его же «Франческе да Римини». Огромен и разнообразен был западный репертуар певицы, в котором ей не приходилось собирать критических стрел от русской публики и критики – сплошь одни восторги. Фигнер была первой исполнительницей на русской сцене таких партий как Кармен, Брунгильда (во второй опере тетралогии) и Тоска. О ее Кармен Э. Старк писал: «Верхом совершенства в смысле пластической выразительности, наряду с выразительностью музыкальной, была ее Кармен, но совсем в другом стиле, нежели у Славиной. Ее Кармен была изящна, и в ней не чувствовалась та чисто животная сила страсти, которую подчеркивали сначала Славина, впоследствии Мария Гай». Об этой же работе певицы восторженно писал Игорь Северянин в своем стихотворении «Кармен». Партии Мими и Тоски певица готовила под руководством Дж. Пуччини, специально для этого приезжая к нему в Италию. Для изучения вагнеровского репертуара Фигнер неоднократно ездила в Байрёйт, Дрезден и Мюнхен. Из опер немецкого гения в ее репертуаре помимо Брунгильды были Елизавета из «Тангейзера», Эльза из «Лоэнгрина» и Брунгильда из «Зигфрида».

Двадцать пять лет служении императорской сцене сделали Фигнер практически «заложницей Петербурга»: ее гастроли за рубежом и по России были не часты, поскольку востребованность в столице певицы была крайне велика. Однако она все же изредка пела в Москве, Киеве, Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, Туле, Кишиневе, в 1887-м гастролировала на сцене «Ковент-Гарден», в 1903-м совершила еще одно турне по странам Латинской Америки (именно в этом турне ее партнером был великий Карузо), в 1908-м гастролировала в Японии и в Берлине (на сцене «Кролль-оперы»). Среди ее великих партнеров по сцене, помимо уже упомянутых, были Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Хулиан Гайарре, Франсишку д’Андради, Антонио Тамбурини.

Медея Фигнер обладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и мягкого тембра (верхний регистр отличался легким звучанием), ярким драматическим темпераментом. Большое внимание певица уделяла дикции, добиваясь правильного русского произношения, что ей в целом удавалось. В работе над некоторыми партиями пользовалась советами известной певицы и вокального педагога, своей соотечественницы Каролины Ферни-Джиральдони, также обосновавшейся в Петербурге.

После 1912 года Фигнер выступала в опере очень редко, однако последний ее выход на оперную сцену состоялся уже при советской власти, в 1923 году, а 15 ноября 1928 в зале Ленинградской филармонии состоялся последний концерт певицы. После ухода с большой сцены Фигнер сосредоточилась на вокальной педагогике. Она преподавала в 1918 - 1923 годах в 1-й Петроградской музыкальной школе при Пролеткульте, в 1925 - 1926 - во 2-м Ленинградском музыкальном государственном техникуме, в 1926 - 1930 - в Центральном государственном музыкальном техникуме. В 1930-м году Фигнер покидает СССР и обосновывается в Париже, где продолжает педагогическую работу и эпизодически выступает в концертах с исполнением романсов русских композиторов вплоть до начала второй мировой войны. Медея Фигнер прожила удивительно долгую жизнь и скончалась в столице Франции 8 июля 1952 года на 98-м году жизни.

(1860-04-04 ) Место рождения Дата смерти Годы активности Страна

Италия
Российская империя
СССР
Франция Италия, Российская империя, СССР, Франция

Профессии

оперная и камерная певица

Певческий голос Коллективы Лейблы

«Граммофон», «Колумбия», «Пате», «РАОГ», «Музтрест»

Меде́я Ива́новна Фи́гнер (урождённая Амедея Мей Дзоваиде , итал. Medea Mei-Figner ; , по другим сведениям 4 апреля , Флоренция - 8 июля , Париж) - итальянская и русская певица (меццо-сопрано).

Биография

Родилась в семье бедного итальянского ремесленника. Музыкальное образование получила в Италии , поступив в 14-летнем возрасте во флорентийскую консерваторию на класс сольного пения Ф. Бьянки , затем П. Панофки, одновременно брала уроки пения у певицы К. Кароцци-Цукки.

В Италии

Впервые выступила в концерте в меццо-сопрановой партии в Реквиеме Дж. Верди ( г.). До 1877 года выступала в Турине (партия Кармен), Ницце (партия Сафо в одноименной опере Дж. Пачини), Модене и Генуе. В 1877-1887 гг. с большим успехом гастролировала в Испании(Севилья, Барселона, Мадрид, Гренада), выступала с А.Мазини и М. Баттистини . С 1884 года - в Италии (Милан, Бергамо, Турин, Болонья; в ансамбле с Н. Фигнером пела в опере «Фаворитка» Г.Доницетти . Обладала сильным, ровным голосом обширного диапазона и мягкого тембра (верхний регистр отличался лёгким звучанием), ярким драматическим темпераментом. Большое внимание уделяла дикции, добиваясь правильного русского произношения. В работе над некоторыми партиями пользовалась советами К. Ферни-Джиральдони. Вместе с Ф. Таманьо гастролировала по Южной Америке.

В России

Весной 1887 года режиссер Императорской Санкт-Петербургской Русской оперы Г. П. Кондратьев приглашает артистическую пару, ставшую столь популярной в Европе и Америке, выступить на главной оперной сцене России. Прекрасная Медея Мей, партнёр Николая Фигнера имела такой же оглушительный успех. Заключённый контракт имел совершенно неслыханные для России гонорары артистам: Медея Мей получила 15 тысяч, а Николай Фигнер-25 тысяч рублей в год, по сравнению с двенадцатью тысячами рублей в год, которые получали лучшие солисты Императорской Мариинской оперы .

8 февраля 1889 года Медея Мей стала Медеей Ивановной Фигнер и, последующие пятнадцать лет «чета Фигнер» украшала собой русскую оперную сцену. Гастролировала во многих городах - Москве, Киеве, Одессе , Тифлисе, Нижнем Новгороде, Туле, Кишинёве и за границей: в Лондоне(театр «Ковент-Гарден», 1887), Южная Америка (1903, совместно с Э.Карузо), Японии , Берлине .

6 декабря 1894 года Медея Ивановна и Николай Николаевич были удостоены звания Солистов Его Величества . В 1904 году супруги разошлись и с 1912 года Медея Мей-Фигнер простилась с Императорской сценой. В 1923-1930 годах преподавала в Ленинграде. Удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. 15 ноября 1925 года состоялся последний концерт в зале Лениградской филармонии. С 1931 года певица жила в Париже. За несколько лет до смерти в интервью французскому журналу, пребывая почти в 90-летнем возрасте, она рассказала о своих встречах с Чайковским, о «Пиковой даме» и довольно сносно напела несколько строк из арии Иоланты. Как утверждает ЭСБЕ , «красивый голос и артистическая передача дают ей всегда большой успех ».

Семья

В Италии певица оставила двоих детей, также, как и Н. Н. Фигнер оставил своего ребёнка от предыдущего брака. Вскоре после бракосочетания у супругов Фигнер появились два мальчика погодки и, с перерывом в два года-две девочки. Повзрослев, маленькие «фигнерята», как их называли, стали появляться в ложе на спектаклях своих именитых родителей. Последние, собираясь на спектакль, распеваясь, непременно интересовались мнением своих детей о голосе, так как считали, что детское восприятие-самое непосредственное и точное. Дважды в год М. И. и Н. Н. Фигнеры давали большие концерты в Петербургском здании Дворянского собрания, сборы от которых шли с благотворительной целью в пользу студенчества.

Творчество

Два года исполняла оперные партии на итальянском языке (партии Валентины - «Гугеноты» Дж. Мейербера ; Дездемоны - «Отелло» Дж. Верди ; Джоконды - «Джоконда» А. Понкьелли).

М. И. Фигнер была первой исполнительницей партий Лизы («Пиковая Дама »), Иоланты в одноименной опере Чайковского, а также Кармен («Кармен», Ж.Бизе) на русской сцене. П. И. Чайковский до конца своей жизни оставался поклонником таланта певицы, и есть все основания полагать, что он считал воплощение артисткой ролей Лизы и Иоланты в своих операх близким к совершенству С 1900 года выступала в вагнеровском стиле, для изучения которого ездила в Байрёйт , Дрезден и Мюнхен . Среди лучших партий следует назвать: Татьяна («Евгений Онегин», П. И. Чайковского, Иоанны («Иоанна да Арк», М. Э. Караффы), Лизы («Пиковая дама», П. И. Чайковского).

Памятные места

В Петербурге чета Фигнер занимала большую и просторную квартиру на углу Литейного проспекта и улицы Бассейной в доме, принадлежавшем историку Бильбасову. В этом доме когда-то жили Н. А. Некрасов , Н. А. Добролюбов , размещались редакции русских журналов «Современник» и «Отечественные записки» . Гостями радушных хозяев часто бывали К. С. Станиславский , М. Г. Савина , блестящий премьер Мариинского театра баритон Л. Г. Яковлев .

Примечания

Литература

  • Надир Ширинский. «Боги сцены Россиской Империи». М., 2004. СC. 52-72, ISBN 5-87126-020-9
  • Пружанский А. М. Отечественные певцы 1750-1917. Словарь. . М.: «Композитор» (2000). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 9 января 2010.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 4 апреля
  • Родившиеся в 1860 году
  • Умершие 8 июля
  • Умершие в 1952 году
  • Оперные певцы и певицы России
  • Оперные певцы и певицы Российской империи
  • Оперные певцы и певицы Италии
  • Академические музыканты России
  • Академические музыканты Италии
  • Заслуженные артисты РСФСР
  • Сопрано
  • Персоналии:Санкт-Петербург
  • Персоналии:Мариинский театр

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Последняя битва (Хроники Нарнии)
  • Фигнер, Медея Ивановна - (урожд. Амадея Мей Джоваиде; сцен. псевд. Мей) арт. оперы (меццо сопрано, затем драм. сопрано), камерная певица. Засл. арт. Республики (1926). Жена Н. Фигнера. Род. в семье бедного … Большая биографическая энциклопедия
  • Фигнер Медея Ивановна - (1859 1952), певица (драматическое сопрано). По происхождению итальянка. Жена Н. Н. Фигнера. Пела в Мариинском театре (1887 1912). Первая исполнительница партий Лизы, Иоланты («Пиковая дама», «Иоланта» П. И. Чайковского) и др. С 1930 жила за… … Энциклопедический словарь

    Фигнер Медея Ивановна

    Фигнер Медея Ивановна - Фигнер (урождения Мей) Медея Ивановна (4.4.1859, Флоренция, √ 8.7.1952, Париж), русская певица (меццо сопрано), по национальности итальянка. В 1877√87 пела в Италии и др. странах Европы и Юж. Америки. В 1887√1912 солистка Мариинского театра в… … Большая советская энциклопедия

    Медея Ивановна Фигнер - (урождённая Мей, итал. Medea Mei Figner; 1860, по другим сведениям 4 апреля 1859, Флоренция 8 июля 1952, Париж) знаменитая русская (сопрано), по происхождению итальянка. Музыкальное образование получила в Италии. Пела на Императорской сцене в… … Википедия

    Фигнер, Медея - Медея Ивановна Фигнер (урождённая Мей, итал. Medea Mei Figner; 1860, по другим сведениям 4 апреля 1859, Флоренция 8 июля 1952, Париж) знаменитая русская (сопрано), по происхождению итальянка. Музыкальное образование получила в Италии. Пела на… … Википедия

    Фигнер (урожд. Мей) Медея Ивановна - (1859 1952) оперная артистка, итальянка по происхождению, с 1887 г. жила в России, пела в Мариинском театре. Жена Н. Н. Фигнера (см.) … Словарь литературных типов

    Фигнер - фамилия. Известные носители: Фигнер, Александр Самойлович (1787 1813) полковник русской армии, отличившийся в войне 1812 года, создатель партизанского (диверсионного) отряда. Фигнер, Медея Ивановна (1860 1952) русская певица (меццо сопрано), жена … Википедия





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта