Главная » Красота и здоровье » Деревня – деревянный мир Выполнила учитель изо и мхк. Конспект урока ИЗО Деревня – деревянный мир Проект по изо деревня деревянный мир

Деревня – деревянный мир Выполнила учитель изо и мхк. Конспект урока ИЗО Деревня – деревянный мир Проект по изо деревня деревянный мир

Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы "Изобразительное искусство. Каждый народ - художник" Автор - Л.А. Неменская.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деревня-деревянный мир.

Деревня- «дерево» Избы рубили из дерева отсюда и слово «деревня». И. СТОЖАРОВ. Северные сёла.

Деревня - это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения: колодцы, ворота - въезд во двор, амбары, сараи, гумно, баньки у самой воды.

САРАЙ - помещение для хранения различных вещей. АМБАР – помещение для хранения зерна и припасов

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «улица», а из улиц – деревня. Деревни строились вдоль рек.

В центре - на лучшем и видном месте ставили церковь. Сюда люди приходили со своими надеждами, несли своё горе и радости. Древние церкви немногим отличались от избы. У них только на крыше, на тонкой шейке – главка, как бы повязанная косынкой.

От образа скромной крестьянской церкви мастера постепенно перешли к шатровому зодчеству. Праздничная устремлённость преодолела будничность, и родилась церковь-царевна. Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии

Это четырёхугольный сруб - «четверик», на котором стоит «восьмерик» -восьмигранное основание шатра. Как хор устремляются в верх купола-луковки. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, доброй-женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом-гульбищем. Шатровый храм

В Древней Руси считалось, что деревня без мельницы, самая бедная.

Создайте коллективное панно «Образ русской деревни» Задание

Источники: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учеб. для 4 кл нач.школы. / Под редакцией Б.М.Неменского, М. Просвещ. 2010 http://findmapplaces.com Саранск 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей...

Данная работа послужит хорошей наглядностью в погружении учеников в изучаемый материал. От исторических истоков - до всем нам хорошо знакомой русской деревни, подводит нас слайд за слайдом. Подробно освещается эволюция деревенского жилища. Далее, в следующем методическом материале, содержится информация о строительстве деревянного дома, которая помогает конструировать его на уроках технологии (художественного труда)

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация «Русская деревня» Составитель: учитель ИЗО Максимова Жанна Анатольевна школа №411

наша Родина - Русь, Россия наши предки - славяне

Сказитель Баян

летописец

А.Хуторной Летописец

Сайда Афонина.Просветитель Преп. Иосиф Волоколамский

Центр просвещения на Руси - православные монастыри

Свято-Троицкая Сергиева лавра Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Великий летописец - Нестор Преподобный

Религия древних славян – язычество (многобожие)

Мировое дерево (дерево миров)

Верховный владыка Вселенной, олицетворение Бога Рода. Имя Сварога – происходит от старославянского корня «сва» - небо («свет, свят») и «рог» - символ мужского начала. Сварог

Перун - Бог древних славян (Ярило)

В.И.Филякин Берегиня

Макошь - Земля - олицетворяет собой женское начало природы и является супругой Сварога. Выражение Мать - Земля, современный вариант имени древней славянской богини Символ Макоши в вышивке

Дочери Макоши

Птица Гамаюн-посланница богов, В.Корольков рассказывающая людям будущее

Птицы Сирин и Алконост В.М.Васнецов 1896

люди поклонялись богам советовались с ними, приносили подношения

клялись в военской верности и отваге

повсюду стояли их идолы Чугриев В.Ю. Славянская деревня

О богах слагали мифы и сказания

В честь богов устраивались гулянья Лебедев К.В. Ночь на Ивана Купалу

Так было до тех пор, пока князь Владимир не принес на Русь христианскую православную ВЕРУ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

долой идолов

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира Фрески Владимирского собора

Виктор Васнецов. Крещение Руси Фрески Владимирского собора

Станислав Бабюк. Свержение Перуна

Поселение славян

Славяне жили племенными общинами, поселениями, деревнями, городами.

Свои поселения славяне обносили стенами Гардарика

Строили на возвышенности, чтобы рядом были -

лес и река

Такой славяне представляли реку

Борис Ольшанский

Места добрые недобрые

Недобрыми - считались места старых пожарищ

Места с искаженными деревьями

Места с искаженными деревьями

Места со странными,

страшными деревьями

Для поселения выбирали светлые "чистые", без дурной славы места

Панасенко. Родина

Что нам стоит дом построить!

Для строительства важно было взять "правильное" дерево

Верили, что деревья живые, все видят и слышат

Могучие, старые деревья не срубали

Славяне верили, что в них живут души мудрецов

Нельзя было срубать молодые, подрастающие деревья

Какие породы деревьев использовали для строительства дома?

Шишкин И. Дубовая роща

Шишкин И. Березовая роща

Шишкин И. Верхушки сосен

Шишкин И. Еловый лес

Прежде чем срубать дерево, к нему шли на поклон, просили у него прощения и объясняли необходимость сруба.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская деревня

Центром и душой каждой деревни, каждого села является церковь - храм Божий

Деревянные дома строили простые – одноэтажные и более сложные, двухэтажные

Археологические раскопки дают самую интересную и достоверную информацию о жизни поселений наших древних и не очень далеких предков

Троицкий раскоп 12 век. Новгород

Юрьево городище Новгород Музеи деревянного зодчества

Свои первые дома славяне устраивали в земле (землянки)

Землянка без стен и с печкой каменкой

Землянка со стенами, кровлей и глинобитной печкой с жаровней

Укрепляются стены и кровля землянки

Дом выбрался из-под земли, появляется волоковое оконце и крыльцо

Совершенствуется конструкция крыши, укрепляется фундамент, увеличивается окно



Деревня – деревянный мир

  • Выполнила учитель ИЗО и МХК

  • И.В.Курбакова

  • МОУ СОШ №5

  • Г.Нижний Новгород

  • 2010 г

Деревня – деревянный мир

  • Красота нашей земли создана не только природой, но и человеком. Избы рубили из дерева, отсюда и слово «ДЕРЕВНЯ»


Северные села



Виды северных изб



Красный угол в избе

  • В русской избе, обычно ориентированной по сторонам света, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны. Иконы помещались в «красный» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.


«Курная» изба

  • Отапливалась такая изба печью без трубы. Печь не имела выходного отверстия для дыма и дым выходил из передней её части, заполнял избу и выходил ("курился") через дверь. Отсюда и название - курная




Фундамент избы

  • Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола.




ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВЯННЫЙ МИР Ц е л и и з а д а ч и: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; раскрыть роль искусства в понимании гармоничной связи русского жилья с природой; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками­ пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей любовь к природе, потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства; укреплять межпредметные связи. художественный вкус, О б о р у д о в а н и е: для учителя – репродукции, методические таблицы; для учащихся – графические материалы. З р и т е л ь н ы й р я д: фотографии северной деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукция картины Н. М. Ромадина «Село Хмелевка». Л и т е р а т у р н ы й р я д: А. Твардовский «Воспоминания о детстве»; стихотворения С. Есенина, Н. Языкова, Л. Мартынова. М у з ы к а л ь н ы й р я д: запись народных инструментальных мелодий. I. Организационный момент. Х о д у р о к а Чтите науки, любите искусства, Без сожаленья беритесь за труд. Дети! Тогда благородные чувства В вас благородную почву найдут! II. Беседа по теме урока. У ч и т е л ь. Чтобы узнать тему урока, вам нужно прочитать ребус: У ч е н и к и (читают тему урока). Деревня – деревянный мир. У ч и т е л ь. Сегодня мы побываем в русской деревне, познакомимся с различными видами изб, будем любоваться красотой деревянной храмовой архитектуры. Звучит запись инструментальной русской народной мелодии. Учитель читает отрывок из воспоминаний о детстве А. Твардовского: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна». С чего начинается родина, отчизна? У ч е н и к и. С дома, улицы, деревушки или города, то есть с малой родины. У ч и т е л ь. Тонкие березки, русские избы и огороды, обнесенные простеньким плетнем, – все это такое близкое и родное. Это все малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине­пейзаже «Село Хмелевка» Н. М. Ромадин. Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. Художник пишет: «Детство мое было полно лишений и приключений. Никакие блага не могли заставить отца мирно жить и работать в одном месте… Он объездил чуть ли не все города России». С одиннадцати лет Николай Ромадин стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал – был продавцом газет, служил переплетчиком, затем пекарем. Юношей ушел добровольцем в Красную гвардию, чтобы защищать завоевания Октябрьской революции. Ромадин получил художественное образование в Москве, во Вхутемасе (высшие художественно­технические мастерские). Он написал очень много картин­пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с ее широкими далями, многоводными реками, с холмами и лесами. Учитель предлагает учащимся рассмотреть пейзаж «Село Хмелевка» Н. М. Ромадина. В о п р о с ы п о к а р т и н е: – Какие чувства рождает у вас эта картина? – Где расположено село Хмелевка? – Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему? – Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине? – Почему изменилась окраска дальнего берега реки? – Можно ли сказать, что пейзаж освещен солнцем? Почему? – Как связан между собой образ русской природы и образ русской деревни? – Какое впечатление создает у вас картина в целом? У ч и т е л ь. Художественный язык картины «Село Хмелевка» очень выразителен. На берегу Волги живописно раскинулось большое село Хмелевка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Спускающаяся к реке балка открывает синюю гладь Волги, далекие подчеркнутые дымкой берега сливаются с горизонтом. Стоит прощальная пора, когда на смену лету приходит золотая осень. Деревья еще в багрово­ желтом одеянии, но листья уже поредели и, падая, устилают побуревшую землю. Дыхание осени рождает грустные чувства о чем­то прошедшем и безвозвратно потерянном. Ближе к реке лес более густой с золотисто­ коричневыми кронами. Сизые избы, крытые где тесом, а где и соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой­то сиротливой и нежной горечи. В селе тихо, почти безлюдно, только две женщины неторопливо идут по косогору. И все же пейзаж картины говорит о жизни мужественных и трудолюбивых людей в тяжелое для Родины время – войне с фашисткой Германией. Через тревожно лирическое восприятие природы художник выражает свою горячую любовь к русскому народу. Пейзаж проникнут глубоким чувством природы. Он немногословен, ничто здесь не отвлекает внимания на частности. В картине много воздуха и света. Солнце мягко, без блеска, но четко освещает село и окружающий пейзаж. Небо ясное и чистое, без единого облачка. Раздолье Волги, ее мощь и величие созвучны думам о свободе русского народа. Художник как бы говорит картиной: не может мириться Волга с врагами­захватчиками русской земли. Вот она, красавица Волга, синеет вдали, такая спокойная и величавая, суровая и неприступная. В картине органически слилась русская природа и жизнь села Хмелевка. В годы военных испытаний избы, огороды, обнесенные простеньким плетнем, и сиротливые березки, молодой кустарник, величавая река объединены общим настроением – грусти и печали. Так художник показал единство и гармоничную связь русской природы и русского человека. III. Художественное слово о родном крае, о русской деревне. Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин Несказанное, синее, нежное … . Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз. Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась под окном. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег на плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Я люблю этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная мощь, Наша печь как­то дико и странно Завывала в дождливую ночь. Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком­то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом? Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. С. Есенин Мой друг, что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней легкий ветерок, Душистее цветы, там холмы зеленее, Там сладостней звучит поток, Там соловей поет звучнее. Н. Языков У ч и т е л ь. Какое чувство объединяет эти художественные произведения и живописное полотно Н. М. Ромадина «Село Хмелевка?» У ч е н и к и. Чувство гордости и любви к Родине, к русской природе и русскому народу. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Жура­жура­журавель! Облетал он сто земель. (Взмахи руками.) Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте.) Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края! (Круговые вращения головой.) IV. Знакомство с деревянной храмовой архитектурой. Учитель демонстрирует фотографии северной деревянной архитектуры и ансамбля Кижи. У ч и т е л ь. Красив русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых прозрачных рек. Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Славился Север своими искусными мастерами плотниками. Леса в изобилии поставляли самый доступный материал для строительства – дерево. Главным инструментом в руках мастера был топор. С его помощью оставили крестьянские избы, церкви, боярские хоромы. Русские мастера умели строить так, что творения их рук казались нераздельными с окружающей природой. Чудом называют Преображенскую церковь, что стоит на острове Кижи в Онежском озере. Смотришь на нее и кажется, что ты находишься в сказке. Будто мастер вырезал храм из одного целого куска дерева. В постройке нет ни одного гвоздя! Все легкое, невесомое, ажурное: и 22 главки, похожие на луковички, и крылечки с точеными столбиками. Вот что рассказывает легенда. Выстроил мастер церковь Преображения, да и забросил свой топор в Онежское озеро, приговаривая: «Не было и не будет больше такой!» V. Самостоятельная работа учащихся. 1. П о в т о р е н и е составных частей русской избы:  сруб – часть здания, состоящая из четырех или более стен бревенчатой конструкции;  выпуски – концы бревен, выступающие из сруба, поддерживающие свесы кровель, крыльца;  крыша – верхняя часть здания, служащая его покрытием и защитой от непогоды;  конек – верхний стык двух скатов кровли, этот стык покрывается выдолбленным бревном – охлупенем;  причелина – доска, закрывающая торцы подкровельных слег, она обычно покрывается резьбой, это неотъемлемая часть тесовых кровель;  полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин;  гребень – резная доска, стоящая на коньке кровли по всей его длине;  чело (лоб) – верхняя часть здания под кровлей;  лобовая доска – закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно бывает покрыта резьбой;  наличник – декоративное обрамление «лица» избы – дверного или оконного проема. 2. Г р у п п о в а я р а б о т а. В игровой форме, Панно, изображающее русскую деревню, выполняется группой детей на больших листах гуашью. Прежде чем начать выполнение задания, учитель обращает внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. привлекая внимание класса к демонстрационному планшету, на котором расположились заготовки изб (сделанные детьми на предыдущем занятии), совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу. Передвигая по плоскости планшета заготовки домов, дети сами делают вывод о том, при каком расположении дома выглядят разобщенными. Они возражают против четкой выстроенности построек в ряд. В качестве самого удачного расположения учащиеся выбирают такое, при котором есть ближние и дальние дома, одни загораживают другие, то есть создается естественная композиция. В результате дети легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: дома должны загораживать один другой; то, что дальше, по размеру меньше, а то, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже. Вариант конструктивной работы. Коллективное панно «Образ русской деревни» Следующей трудной задачей является колористическое решение панно. Перед началом работы учитель должен обратить внимание детей на характерный цвет деревенских изб (серебристо­серые, золотисто­коричневые, как сказочная хохлома), показать приемы работы цветом для передачи выразительности бревенчатого сруба, обратить внимание на контраст между гранями избы. Учитель кладет широкие, горизонтальные мазки, оставляя узкие пробелы между ними. Смежные стены решаются в контрасте. Учитель напоминает значение терминов: Композиция (лат. compositio – сочинение, составление, соединение, связь) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением, расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Перспектива (фр. perspective) – в изобразительных искусствах способ изображения объемных тел на плоскости. VI. Итог урока. Экспресс­выставка, оценка работ. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение. ИМЕНА МАСТЕРОВ Гении Старого зодчества – Люди неясной судьбы! Как твое имя и отчество, Проектировщик избы, Чьею рукою набросана Скромная смета ее? С бревен состругано, стесано Славное имя твое! Что же не врезал ты имени Хоть в завитушки резьбы? Господи, сохрани меня! Разве я жду похвальбы: Вот вам изба, божий рай – и все! Что вам до наших имен? Скромничаешь, притворяешься, Зодчий забытых времен, Сруба творец пятистенного, Окон его слюдяных, Ты, предваривший Баженова, Братьев его Весниных! Леонид Мартынов Уборка рабочих мест. Домашнее задание: подобрать репродукции картин с изображением образа русской женщины.




Из воспоминаний о детстве А.Твардовского: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим с особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родины он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна.» «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим с особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родины он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна.»




Стоит моя деревня на горке некрутой, Стоит моя деревня на горке некрутой, Родник с водой студеной от нас подать рукой. Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю родном… Я многое увижу - ведь жизнь ещё длинна, И ждёт меня, наверно, дорога не одна; И только где б я ни был, и чтоб не делал я, - Ты в памяти и в сердце, родная сторона! Г.Тукай Г.Тукай













Автор презентации Шарипова Альфина Касимовна - учитель ИЗО; Шарипова Альфина Касимовна - учитель ИЗО; МОУ «Бардымская СОШ 2»; МОУ «Бардымская СОШ 2»; Высшая категория; Высшая категория; Стаж педагогической работы – 23 года; Стаж педагогической работы – 23 года;





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта