Главная » Мода » Тестовый контроль знаний по общей психологии. Тестовый контроль знаний по общей психологии Человек наделенный важными социальными свойствами является

Тестовый контроль знаний по общей психологии. Тестовый контроль знаний по общей психологии Человек наделенный важными социальными свойствами является

Бытие человека

I. Эскиз темы

Однако все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека в конечном счете были неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для препарирования на исследовательском столе точной науки. Поэтому имеет прямой смысл присоединиться к мнению русского философа А.Ф.Лосева (1893-1988), который писал, что человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена. А зачем окончательное решение? - задает философ, казалось бы, парадоксальный вопрос. Чтобы перестать стремиться к ее решению? Чтобы она перестала быть проблемой? В лучшем случае возможны такие решения этой проблемы, которые окажутся постановкой новых проблем. И так далее, до бесконечности.

Но было бы неправильно думать, что могучая наука совсем ничего не сделала в области изучения того, что представляет собой человек. По меньше мере она выполнила тот минимум исследовательской работы, который оказывается полезным для тех, кому небезразличны проблемы человека: она обобщила и упорядочила некоторые понятия и представления в человековедении. Например, мы можем с уверенностью говорить, что человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической деятельности. При определенных задатках и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные ценности.

Далеко не всем дано заниматься науками о человеке и даже знакомиться с результатами изысканий тех, кто сделал человековедение своей основной профессией. Однако любознательность в этой области свойственна многим. Следовательно, каждый, кому небезразличны вопросы бытия человека, может самостоятельно обдумывать эти вопросы, искать ответы на них в меру своих сил и способностей. Порою от самых, казалось бы, «простых» людей можно услышать любопытные замечания и наблюдения о назначении человека, смысле его жизни, его возможностях. Одни будут убеждать нас в том, что в человеке больше звериного, чем божественного; другие, наоборот, весьма убедительно станут доказывать величие человека, его способность подняться на вершины духа, явить собою идеал нравственной жизни, самоотверженности, человеколюбия и даже - в отдельных редких случаях - святости.

Природное и общественное в человеке. В человеке физическое тело (организм) и психические свойства и процессы (делающие его личностью) образуют нерасторжимое единство. Несомненно, что человек - наделенное разумом общественное существо. Доказывает это то, что он может полноценно развиваться только в обществе себе подобных, является продуктом и в то же время творцом культуры, имеет представление о высших ценностях, о Боге, обладает нравственными чувствами, способен размышлять, решать сложные проблемы, создавать произведения искусства, жертвовать собой «за други своя». Но, с другой стороны, человек - существо биологическое. Он - часть живой природы, организм, живущий по биологическим законам: родится, физически развивается, радуется молодым силам и возможностям, продлевает свой род, увядает. болеет, стареет, дряхлеет и, наконец, умирает - в лучшем случае от старости.

Итак, в человеке имеются две системы: организм и личность. Человек как биологический организм со всеми его природными проявлениями изучают такие науки, как антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д. Человек как личность, как субъект общественной жизни - предмет изучения психологии, философии, социологии, этики, педагогики, правоведения и др.наук.

Вы помните из предыдущего изучения обществознания, что личность - это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т.д. Это самое простое, непретенциозное понимание того, что собой представляет личность. В этом смысле любой взрослый человек является личностью. Распространено, впрочем, мнение, что человек становится личностью с самых ранних лет своей жизни. У этой точки зрения есть много оппонентов. Они говорят, что личностью не рождаются, а становятся в процессе деятельности (особое значение имеет трудовая деятельность и деятельность общения). Став субъектом общественной жизни, овладев социальным опытом, сопоставляя себя с окружающими, человек начинает выделять и ощущать свое «Я», которое является основным проявлением сознания и самосознания личности. Когда мы говорим о личности как субъекте общественных отношений, мы имеем в виду прежде всего ее способность на самостоятельные решения, позиции, поступки. Чем сувереннее личность, тем в большей мере она соответствует положению активного участника общественной жизни.

Весьма популярна точка зрения на личность как на совокупность особо значимых, положительных качеств человека. «Это личность!» - говорят иногда о каком-либо человеке, желая подчеркнуть значительность его, большие потенциальные возможности, особый вес в обществе, наличие не столь часто встречающихся качеств и особенностей. Такие высказывания можно расценить как литературную метафору. В более мягкой, корректной форме это соотнесение понятия «личность» с положительными нравственными и другими качествами проявляется в разделении личностей на гармоничные и односторонне развитые, моральные и аморальные и т.д. Несомненно, что некоторые личности могут деградировать, терять свои общественно одобряемые черты и особенности. И, конечно, нет предела совершенствованию личности.

Можно встретить и такое мнение: «Личность - это гражданин в полном смысле этого слова». Это суждение соответствует отечественной традиции рассматривать понятие «гражданин» не только с политико-правовой точки зрения, но и с морально-политической, общественно-нравственной.

От понятия «личность» следует отличать понятие «индивид». Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, как носитель индивидуально своеобразных черт: задатков, влечений и т.д.; отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей, это индивид со своеобразной, неповторимой психикой и личностью.

Человек - существо духовное. Жизнь, определяемая духовностью, осененная ею, - духовная жизнь (подробно об этом см. в § 13). Ярчайший пример человека духовного - Николай Федорович Федоров, философ, автор проекта всеобщего воскрешения умерших («отцов») и преодоления смерти средствами современной науки. Он служил библиотекарем в дореволюционном Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека). Свое жалованье он раздавал бедным и тратил на книги, обходясь в быту минимумом удобств. Спал на сундуке, прикрывшись ветхим пальто, питался хлебом и чаем. Как библиотекарь он был незаменим: не только быстро находил имеющиеся в музее заказанные книги, не только компетентно подсказывал читателям, какие книги им в русле их интересов полезно прочитать, но и, если какого-то издания не было, покупал книгу на свои деньги. Все свободное время тратил на написание главного своего труда - книги жизни «Философия общего дела». Он считается одним из основоположников русского космизма. Его значимость как мыслителя признавали Л.Н.Толстой, философ Вл.Соловьев. Его духовным учеником был К.Э.Циолковский, заинтересовавшийся космическими полетами для того, чтобы в свое время расселить в космическом пространстве землян, которых после оживления станет слишком много на нашей планете.

Духовное в человеке - это настоящее чудо, это самая большая ценность в мире. Неплохо, если все мы крепко усвоим это. Человек способен жить жизнью духа, следовательно, он достоин того, чтобы к нему относились с уважением только потому, что он ЧЕЛОВЕК.

1. Можно ли решить проблему человека?

2. Что такое человек?

3. Как сочетаются природное и общественное в человеке?

4. Какие науки изучают человека?

5. Что такое личность и индивид?

6. Кого можно назвать примером человека духовного?

II. Проблемы и аспекты

1. Как человек становился добрым?

Выделившись из живой природы в результате развития сознания, интеллекта, разума, человек еще долго пребывал в цепких лапах крайней нужды во всем необходимом. Ему приходилось бороться за кров, пищу, самку, достойное место среди сородичей. Делал он это, полагаясь на свою физическую силу, выносливость, ловкость, смелость. Однако постепенно в жизнь примитивных первобытных людей все в большем объеме входил труд, целенаправленные, осмысленные усилия по созданию каких-то необходимых благ, усовершенствований, облегчавших жизнь. Труд требовал знаний. Знания становились все в большей степени, как и труд, условием существования. Причем для всех было очевидно, что знающие люди приносили пользу не только себе, но и всем сородичам. Однако знающие люди далеко не всегда отличались могучей силой и ловкостью. Многие из них легко проигрывали в жестокой внутривидовой борьбе. Тогда в сознании членов первобытного стада стала проникать и укрепляться там простая истина: нужно беречь каждого сородича, потому что он может принести пользу всем, он может придумать, как всем уберечься от гибели, страданий. Эта истина вылилась в самый древний моральный принцип «не убий». Ему должны были следовать все. Те же, кто игнорировал этот моральный запрет, постепенно вырождались и исчезали с лица Земли.

2. Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности?

Одна из высших ценностей человека - его свобода. Веками стремились люди к свободе как к царствию небесному, боролись за нее, отдавали в борьбе жизни. И когда мы говорим о духовности человека, невольно возникает вопрос: «Свободен ли духовный человек?» Это очень непростой вопрос. Свобода не беспредельна. В социальном плане человек как член общества всегда соизмеряет свои действия и поступки с теми правилами и нормами, которые реально существуют в обществе. Для нормального социализированного человека свобода - это ответственность. Иными словами, готовность отвечать за свои решения, дела, образ жизни перед собой и другими людьми (для верующих - перед Богом). С самых ранних лет человек убеждается, что, кроме его потребностей, для удовлетворения которых нужна максимальная свобода, существует множество условий, обстоятельств, с которыми приходится считаться. Той абсолютной свободы, которая выражается в отсутствии каких-либо ограничений, во вседозволенности, просто не существует. Свобода каждого человека имеет границы. Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа». Ибо помимо моих желаний есть желания других людей.

Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей - старая философская проблема (категория), выражающая взаимоотношения между деятельностью человека и объективными законами природы и общества. Чтобы совместить «свободы» всех людей, сделать из взаимоприемлемыми, необходимо ввести какие-то общие для всех правила, ограничения. Эти ограничения и выступают как необходимости, корректирующие (поправляющие) поведение людей. Человек общественный ощущает свою зависимость от других людей, от общества, государства. Как гражданин, он готов выполнять обязанности, нести ответственность.

В академическом Словаре современного русского языка слово «ответственность» объясняется как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство (обязанность, долг) отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Итак, ответственность - это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что нельзя, он должен отвечать, нести ответственность. Хочет или не хочет, но должен. Таков порядок в обществе.

Пример духовной жизни, являющейся образцом альтруизма, - подвижничество «святого доктора» Федора Петровича Гааза. Святым его прозвали заключенные, улучшению быта которых он, работая тюремным врачом, посвятил всю свою жизнь. В молодости он был богат, но со временем раздал все свое достояние нуждающимся и конец жизни провел в созданном им же самим приюте для бедных. Когда Федор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор: «Спешите делать добро».

В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и есть низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу (В.Непомнящий, писатель).

Свобода есть право делать все, что дозволено законами (Ш.Монтескье, философ).

Лишь глупцы называют своеволие свободой (Тацит, историк).

Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости (Вольтер, философ).

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой (Ф.М.Достоевский).

XX век стал для России томлением по свободе. Свобода мерещилась как врата, которые, открывшись, пропустят всех в рай. Последнее десятилетие разрушило и эту иллюзию. Мы получили «свободу, эх-эх, без креста». Одна за другой рухнули иллюзии XIX века. Иллюзия о всеразрешающем чуде свободы. Иллюзия о науке, которая спасет мир. Иллюзия о народе как столпе истории (И.Золотусский, критик, литературовед).

IV. Тесты и задания

А) 1. Какие две стороны составляют сущность человека?

а) классовая;

б) биологическая (природная);

в) социальная;

г) экономическая;

д) потусторонняя.

2. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, иметь духовные интересы и т.д.), является...

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью.

3. Психология, философия, социология, этика, педагогика, правоведение и др. науки изучают человека как___________________________.

4. Отдельный, обособленный представитель человеческой общности - это приумножение и скорее утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг другу, для плотоугодия и чванства... Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? (Ф.М.Достоевский).

Соответствует ли эта оценка Достоевским «свободы» нынешней ситуации в этой области? Как бы вы ответили на вопрос писателя?

2. Моральная необходимость мало мешает свободе, ибо кто выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободен; наоборот, самая совершенная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничто не мешало действовать наилучшим образом (Г.Лейбниц, философ, математик, физик).

Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие мысль философа.

3. Писатель В.Вересаев очень точно выразил достаточно популярное мнение: «Человек - не «образ божий», а потомок дикого, хищного зверя. И дивиться нужно не тому, что в человечестве так много этого дикого и хищного, а тому - сколько в нем все-таки самопожертвования, героизма, человеколюбия».

Согласны вы с этими словами? Если да, приведите примеры (герои литературы, деятели истории, персонажи из современной жизни), иллюстрирующие эту мысль.

V. Темы рефератов, сообщений

1. Науки, изучающие человека.

2. Личность как субъект общественной жизни.

Анатомия - наука о строении организмов.

Антропология - наука о биологической природе человека.

Биохимия - наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества.

Объект - предмет, явление, процесс или их стороны, существующие в реальной действительности; то, на что направлена какая-либо активность; то, что противостоит субъекту.

Педагогика - наука о воспитании и обучении.

Правоведение - наука о праве, законах, их природе, содержании и действии.

Претенциозное - претендующий на оригинальность, вычурный.

Психология - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Социология - наука об обществе, отношениях в нем.

Субъект - в самом общем виде источник активности, направленной на объект; познавательное «Я».

Суверенность - обладание суверенитетом (полной независимостью во внутренней и внешней политике).

Физиология - наука о функциях, отправлениях организма.

Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.

Этика - наука о морали.

«Я» - самость, целостность, подлинность индивида; то, что отличает его от других людей.

Homo sapiens (лат.) - человек разумный.

Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук

Буду крайне благодарна, если скинете ответы.

Вариант №1

1.К общественным отношениям относятся связи между:
А.Климатическими условиями и сельским хозяйством
Б. Человеком и техникой
В. Природой и обществом
Г. Людьми внутри социальных групп.

2.Понятием «индивид» определяется:
А.Неразделимость в человеке психических и физиологических свойств
Б. Конкретный носитель определяющих свойств человека
В.Психическая составляющая природы личности
Г. Совокупность социально значимых черт человека

3.Взаимодействие человека с миром определяется понятием
А.Осязание Б.Рефлекс В. Творчество Г.Деятельность

4.Элементом духовной сферы общества являются

А.Представительные органы власти
Б. Общественные науки
В. Нормативные акты
Г. Малые предприятия

5.Верно ли суждение
А.Прогресс – это движение общества вперед
Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам и структурам».
Варианты ответов:

6.Существенным отличием человека от животного является
А. Мышление Б.Инстинкты В.Рефлексы Г.Потребности.

7.Коммуникация –это
А Обмен информацией двух и более субъектов
Б. Вид технического сооружения
В. Передача информации от субъекта к объекту
Г. Общественное объединение

8. Рациональное познание осуществляется с помощью
А. наблюдения Б. прямого контакта В. мышления Г. на уровне инстинкта


А. свободное ценообразование на товары и услуги

В. Централизованное распределение ресурсов

10. Высшим исполнительным органом власти РФ является

А. Федеральное Собрание
Б. Правительство
В. Администрация Президента
Г. Конституционный Суд

В1. Вставьте пропущенное слово
Мораль, право, обычаи, традиции, ритуалы представляют собой социальные____________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «познание». Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме.
Ощущение, чувства, умозаключение, разум, представление, нация, восприятие.

В3. Завершите фразу:
«Совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого - это__________________________________»

Дайте характеристику сферам общественной жизни и приведите примеры из жизни.

Вариант №2

1. К общественным отношениям относятся связи между:

А природой и обществом
Б. группами людей
В. человеком и техникой
Г. географическими условиями и разделением труда

2. Понятием «индивид» определяется:
А. отдельный представитель человеческого рода
Б. выдающийся политический деятель
В. Отдельный представитель животного мира
Г. только выдающийся деятель культуры

3. Закончите определение: «общество – это..»
А. направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
Б. способы взаимодействия и формы объединения людей
В. часть природы
Г. материальный мир в целом

4. Вид деятельности, характерный только для человека
А.удовлетворение физиологических потребностей В. взаимодействие в группе
Б. изменение условий своего существования Г. забота о потомстве

5. Верно ли суждение?
А. Общество и природа составляют части единого материального мира
Б. Общество и природа оказывают влияние друг на друга
Варианты ответов:
1.верно только А. 2.верно только Б 3.Верно А и Б 4.Оба неверны.

6. Представления человека об окружающем мире называется
А. знаниями Б. мировоззрением В. мечтами Г. фантазиями

7.Общение – это
А. обмен информацией двух и более субъектов
Б. форма литературного произведения
В. объединение первобытных племен
Г. стадия чувственного познания

8.К формам чувственного познания не относятся:
А. ощущение Б. представление В. умозаключение Г. восприятие
9. Один из признаков рыночной экономики
А. конкуренция товаропроизводителей
Б. господство государственной формы собственности
В. централизованное распределение ресурсов
Г. Директивное планирование хозяйственной деятельности

10. Высшим законодательным органом власти РФ является

А. администрация Президента
Б. Государственная Дума
В. Совет Федерации
Г. Федеральное собрание

В 1. Вставьте пропущенное слово
Совокупность общеобязательных правил поведения, разработанных и утвержденных государством, - это_______________________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «деятельность».Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме: Субъект, цель, средства, партия, объект, результат, действие.
______________________________________________________________________

В3. Завершите фразу:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это______________________________»

Запишите все определения термина «общество» и приведите примеры.

11. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной

группы, общества – это

1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

16 .Термин «общество» не включает в себя понятие:

1) Форму объединения людей

2) Части материального мира

3) Природной среды обитания

4) Способов взаимодействия людей

17 .Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

1) Общества и природы

2) Общества и культуры

3) Экономики и религии

4) Цивилизации и формация

18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

участие в игре,сон.

19. Завершите предложения:

1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

институт - … .

2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной … .

3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

– это … .

4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные … .

5)Происхождение человека называется … .

6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это … .

20. Духовное и телесное в человеке:

1)Предшествуют друг другу

2)Связаны друг с другом

3)Противостоят друг другу

4)Независимы друг от друга

21. Отличительным свойством человека является

1)Удовлетворение потребностей

2)Приспособление к окружающей среде

3)Осмысление мира и самого себя

4)Использование орудий труда

22 .Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

1) Гражданственностью

2) Совестью

3) Патриотизмом

4) Ответственностью

23 .Верны ли следующие суждения о социальном начале в человеке?

А. Социальное начало в человеке предшествует биологическому.

Б. Социальное начало в человеке противоположно биологическому

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

24.Верны ли следующие суждения о духовности?

А. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Б. Духовность – это нравственно сориентированные воля и разум человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1.Авиценна, Моцарт,Бетховен, Шопен –это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательство инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите какие положени текса носят: 1)Фактический характер 2) оценочный характер

Запишите под номером положения букву, обозначающую её характер.

26 .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

«Общество, государство и культура являются средствами организации человеческого_______________(А), благодаря которому достигается координация между действиями отдельных людей/ Координация__________________(Б) людей одновременно создает общество и создается им. Люди объединяются для того, чтобы достигать стоящие перед ними __________(В) Некоторыми исследователями высказывалось даже мнение, что способность создавать объединения – это особая форма _____________(Г) человека к опасной ____________(Д).Если животные при этом меняют в процессе эволюции форму своего тела или ________(Е), то человек объединяет свои усилия с усилиями других людей». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово, словосочетание может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.»

1) Окружающая среда

2) Культура

4) Деятельность

5) Взаимодействие

6) Поведение

7) Орудие труда

8) Приспособление

9) Поколение

27 . Вам предложено подготовить развернутый ответ по проблеме «Общественный прогресс». Составьте сложный план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1)описание фактов 3)накопления экспериментальных данных
2)проведение наблюдений 4)выдвижение гипотезы

О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?
1)глобализации 3)компьютеризации
2) гуманизации 4)профилизации

В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
1)экономической и социальной 3) социальной и духовной
2)политической и экономической 4)экономической и духовной

Отличительным признаком понятия "Личность" является(ются)
1)членораздельная речь
2)наличие физических потребностей
3)способность брать ответственность на себя
4)сознание и мышление

Каждый человек как представитель человеческого рода
1)индивидуальность
2)индивид
3)личность
4)гражданин

Понятия "форма правления","государственный суверенитет","избирательная система" относится к характеристике сферы общества
1)экономической
2)социальной
3)политической
4)духовной

В Рунете развернулись бурные дебаты по поводу учебника обществознания для восьмых классов, выпущенного издательством «Дрофа», пишет Regions.ru .

Внимание блогеров привлек следующий пассаж: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью. Личность — это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством».

Возмущенные блогеры увидели в этих словах дегуманизацию инвалидов и сравнили ее с отношением к психически больным в Третьем рейхе.

Обсуждения выплеснулись и за пределы блогосферы. Президент организации «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве Российской Федерации Елена Клочко и другие общественники готовят письмо в Министерство образования и науки с просьбой изъять учебник из школ и провести проверку, как он мог быть закуплен на бюджетные деньги. Текст письма ляжет также в основу петиции, которую разместят в интернете для сбора подписей. В Минобрнауке заявили, что ведомство «уже проводит проверку учебника» и «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента».

В Минобрнауки России заявили, что ведомство «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента учебника по обществознанию для 8-х классов (авторы A.Ф.Никитин, Т.И.Никитина) и уже проводит проверку учебника».

Издательство «Дрофа» приостановила продажу учебника. «Учебник … прошел все необходимые экспертизы и, получив положительные заключения, был включен в Федеральный перечень учебников... Автор учебника - Анатолий Федорович Никитин - ушел из жизни, однако наше издательство не снимает с себя ответственности за выпускаемую продукцию, будь то учебная, художественная или прикладная литература. На данный момент продажи данного учебника приостановлены. Учебник будет направлен на дополнительную экспертизу. Издательство готово отозвать учебник и предоставить школам другой учебник по обществознанию, если он не получит одобрение экспертов», - заявили в издательстве.

«Как бы вы прокомментировали эту историю? Что для вас значит "личность"?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней , епископ Орский и Гайский , пояснил: «Для меня личность - любой человек, рожденный Богом на Земле». «Есть люди - герои, на них равняются другие, о них говорят, им стараются подражать. А есть другие, с физическими или психическими особенностями, - отметил он. - Не исключено, что такие люди страдают и за нас. К ним мы должны относиться как к самим себе: мы себя кормим, одеваем, обуваем».

«Так же необходимо относиться и к остальным людям, - призвал владыка. - В каждом человеке нужно видеть личность. Нельзя делить детей на полноценных и нет. Кто знает, как дальше повернется жизнь тех людей, кто так поступает? Быть может, они сами станут отцами или матерями детей с каким-либо заболеванием. Они же не скажут окружающим: "Мой ребенок неполноценный, он никому не нужен, давайте поставим его к стенке"?»

«Отличающихся от нас людей нужно принимать такими, какие они есть, и уметь при этом радоваться тому, что имеем сами. Человек, сказавший, что люди, с детства страдающие серьезным психическим заболеванием, не личности, не должен был так поступать, - убежден епископ. - Это некрасиво. Нужно уметь любить других, видеть чужую боль. Это очень важно».

Протоиерей Сергий Рыбаков , доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии , считает, что «эта полная дезориентация связана с воспринятой парадигмой эволюционизма, которая человека исчисляет от обезьяны и рассматривает только его социальную деятельность в общественном ракурсе». «То есть если человек дееспособен, то он личность, - пояснил он. - Это, кстати, очень близко к парадигме кальвинизма. Сколько угодно критериев можно придумать для определения личности - дееспособный, имеющий собственность в наличии, совершеннолетний, психически здоровый… А для православных абсолютный критерий личности - это любой человек, потому что он сотворен по образу и подобию Божию. И личность неописуема, потому что тело и душа творятся Богом. Еще пророк Давид говорит: "Во чреве ты меня исткал". То есть Бог творит человека уже во чреве матери. Личность формируется в человеке в момент зачатия, и он остается личностью всегда, даже если не имеет возможности каким-то образом социально проявлять себя».

«Так что это все пережиток атеистической и десакрализованной теории человека, - полагает пастырь. - Антропология, выстроенная на таких ужасных основаниях, обязательно будет приводить к выводам подобного рода. Если мы не пересмотрим антропологию в пользу христианской точки зрения, то так и будем изобретать определения - кто личность, а кто нет. Так мы можем дойти до "недочеловеков". Это очень опасный путь, и надо менять эту концепцию в учебниках».

Священник Андрей Постернак , директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук , не очень понимает, почему все придрались к этой фразе. «Речь идет о тех или иных социальных функциях, а не о дискриминации инвалидов, - считает он. - Авторы учебника не имели в виду того, что им хотят приписать. В науке бывают термины, которые могут не совпадать со смыслом тех же слов с точки зрения религиозной или общечеловеческой. Например, в учебниках обществознания для подготовки к ЕГЭ несовершеннолетний человек не считается личностью. И почему это вопросов не вызывает, не пишут обращений, петиций? Да и в этом учебнике только сейчас заметили пример про психически больного человека, хотя учебник используется не первый год».

«Тут скорее надо поднимать вопрос глобально, - предлагает отец Андрей. - Потому что сейчас в учебниках набор терминов и стереотипов, перешедших из советской системы образования с советскими идеологическими подходами. Поэтому надо посмотреть, как в школах преподносятся и другие понятия. Та же религия, толерантность - эти понятия спорные, никогда не будет их однозначного определения. Значит, надо подобрать определения, которые удовлетворят большую часть населения нашей страны. И тогда не будет возникать подобных ситуаций».

Иерей Андрей Михалев , настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи , отметил, что «у кого-то из нас высокий интеллект, у кого-то - ниже. Кто-то болен, а кто-то, слава Богу, здоров. Однако каждый из нас - создание Божье. Бог вложил в человека душу, и поэтому его по праву можно называть личностью».

«Над теми, кто в свое время классифицировал людей по одному из признаков - расовой принадлежности - состоялся суд (знаменитый Нюрнбергский процесс). Однако в нашем обществе гуманно относятся даже к людям, потерявшим человеческий облик - например, к педофилам, серийным убийцам. Смертная казнь у нас отменена, и их попросту изолируют от общества, признавая между тем в них личность. А если мы будем учить наших детей относиться к их товарищам с психическими или физическими заболеваниями как к тем, кто хуже их, получим вторую Украину. Дети с раннего возраста будут мерить окружающих этой мерой, а мы вернемся к фашистской идеологии. Страшно, если взрослые не отдают себе в этом отчета, и считают, что такое можно писать в учебниках», - заключил отец Андрей.

Священник Филипп Ильяшенко , клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент , сказал: «К сожалению, сами люди, лишенные права автором учебника называться личностью, вероятно, мало интересуют тех, кто поднял шумиху. Куда больше им важна возможность "засветиться", принять личное участие во всем этом. Теперь и этим учебником заинтересуются многие. Его начнут искать, изучать написанное».

«Тем не менее, - продолжил пастырь, - вопрос "что значит личность?", важен с духовной точки зрения. Мы знаем: жизнь человека возникает по воле высшей силы - Божьей. Если у людей, ее получивших, есть какие-то ограниченные возможности, для чего-то это нужно. Недавно наши студенты ездили в дом-интернат для слепоглухих, и из практики общения с такими детьми скажу: лишить их права называться личностью невозможно. То, что они не видят и не слышат, никому не дает на это оснований».

«Из священнического опыта также можно сказать: в храме всегда есть несколько человек с психическими заболеваниями. Можно ли не считать личностями их? Нет, нельзя, - убежден отец Филипп. - Думаю, главный показатель, который определяет личность - наличие живой души».

Священник Пётр Коломейцев , декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета , отметил: «Для меня каждый человек - образ и подобие Божье. А как дефектолог, который работает с детьми много лет, в том числе с синдромом Дауна и с аутистами, замечу: каждый ребенок особенный. У него нет дефектов - их ему придумало общество, не найдя путей с ним общения,контакта».

«На самом деле это мы выстраиваем способ коммуникации, создаем среду, в которой находится человек. И ограничения в социальном общении лишает человека права на обретение человечности. Я общался с множеством разных детей, и мне трудно представить, что кто-то может делить их на личностей и нет. Для меня это хуже, чем деление людей фашистами на полноценных и неполноценных», - заключил отец Пётр.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Педагогический колледж № 18 «Митино»

Тестовый контроль знаний по общей психологии

Учебно-методическое пособие для студентов

специальность 050144 Дошкольное образование

Москва, 2012 год

Учебно-методическое пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности 050144 Дошкольное образование

Составитель: преподаватель психологии Валюх М.Н.

Пояснительная записка

Данное учебно-методическое пособие адресовано студентам педагогического колледжа и имеет цель - оказать помощь в подготовке к зачету по общей психологии, или использоваться для текущего контроля знаний. Оно построено по принципу программированной проверки знаний студентов по всем разделам курса общей психологии: особенности психологии как науки, основы психологии личности, человека как субъекта познания и деятельности.

Анализ ответов студентов на зачетах и экзаменах позволяет отметить некоторые наиболее типичные ошибки. Большинство из них связано с усвоением понятийного аппарата, с неумением выявить сущность вопроса и использовать ранее приобретенные знания по смежным дисциплинам. Все это вызывает необходимость поиска различных путей, направленных на оказание помощи студенту и совершенствовании форм контроля.

С этой целью в данном пособии по всем разделам курса общей психологии разработаны специальные задания, состоящие из вопросов, охватывающих круг знаний и практических умений, которыми должен овладеть студент. Особенностью этих заданий является то, что все они даны в виде теста, имеют ключ правильного решения.

Система тестового самоконтроля знаний по психологии поможет студенту не только систематизировать материал, но и выделить сущность вопроса, отдифференцировать его от других. В случае ошибки студент сам может найти правильное решение. Таким образом, данное пособие может осуществить не только контролирующую, но и обучающую функцию.

Методическое пособие состоит из тестовых заданий по 3 разделам курса общей психологии, ключа правильных ответов, списка литературы и справочных материалов для самостоятельной подготовки студентов.

РАЗДЕЛ 1

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Психология как самостоятельная наука оформилась:

А) в 40-х гг. XIX в.;

Б) в 80-х гг. XIX в.;

В) в 90-х гг. XIX в.;

Г) в начале ХХ в.

2. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с:

А) выходом трактата Аристотеля «О душе»;

Б) развитием метода интроспекции;

В) созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

Г) развитием метода наблюдения.

3. Психология как наука о душе была определена:

А) более 3-х тыс. лет назад;

Б) более 2-х тыс. лет назад;

В) в XVI в.;

Г) в XVII в.

4. Психология как наука о сознании стала развиваться:

А) в XV в.;

Б) в XVI в.;

В) в XVII в.;

Г) в XVIII в.

5. Психология как наука о поведении возникла:

А) в XVII в.;

Б) в XVIII в.;

В) в XIX в.;

Г) в ХХ в.

6. Психическое отражение:

А) является точной копией окружающей действительности;

Б) носит избирательный характер;

В) представляет фотографию воздействующей окружающей среды;

Г) не зависит от условий окружающей среды.

7. По К.Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к организму реальность, называется:

А) экзопсихикой;

б) эндопсихикой;

В) интеропсихикой;

Г) экстраверсией.

8. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:

а) медицинская;

б) общая;

в) социальная;

г) возрастная.

9. Как называется принцип, требующий рассматривать (изучать, исследовать) психические явления в постоянном движении, изменении:

А) принцип детерминизма;

Б) принцип развития;

В) принцип объективности;

Г) принцип всесторонности.

10. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:

А) беседой;

Б) анализом продуктов деятельности;

В) экспериментом;

Г) контент-анализом.

11. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

А) эмоцией;

Б) рефлексией;

В) сознанием;

Г) волей.

12. Для условных рефлексов характерны:

А) врожденность;

Б) постоянство реакции на влияние определенных раздражителей;

В) изменчивость, развиваемость, угасание;

Г) однотипность исполнения.

13. Краткое стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, - это:

А) наблюдение;

Б) эксперимент;

В) тестирование;

Г) самонаблюдение.

РАЗДЕЛ 2

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как:

А) непосредственное;

Б) опосредованное;

В) сознательное;

Г) рациональное.

2. Чувствами называются:

А) непосредственные переживания чего-либо;

Б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

В) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

Г) индифферентные отношения к действительности.

3. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

А) моральными;

Б) эстетическими;

В) интеллектуальными;

Г) практическими.

4. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

А) рефлексией;

Б) индентификацией;

В) эмпатией;

Г) симпатией.

5. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:

А) стресс;

Б) аффект;

В) фрустрация;

Г) страсть.

6. Для волевого регулирования присущи действия:

А) неосознанные;

Б) сознательные;

В) интуитивные;

Г) непроизвольные.

7. Критериями воли не являются:

А) волевое действие;

Б) волевые качества личности;

В) выбор мотивов и целей;

Г) показатель интеллектуального развития.

8. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:

А) настойчивостью;

Б) оптимизмом;

В) трудолюбием;

Г) сознательностью.

9. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени – это:

А) чувства;

Б) воля;

В) психические состояния;

Г) внимание.

10. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:

А) бодрость;

Б) воодушевление;

В) апатия;

Г) убежденность.

11. Личность – это человек как:

А) индивид;

Б) индивидуальность;

В) субъект деятельности;

Г) а, б, в.

12. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

А) гордостью нации;

Б) избирателем;

В) личностью;

Г) интеллектуалом.

13. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

А) поведением;

Б) самовыражением;

В) презентацией.

14. Суть процесса социализации человека заключается в:

А) развитии его врожденных свойств;

Б) овладении многочисленными отношениями между людьми;

В) усвоении жаргона определенного слоя общества;

Г) овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности.

15. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

А) мотивационно-целевой;

Б) коммуникативный;

В) волевой;

Г) перцептивный.

16. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении - это:

А) темперамент;

Б) характер;

В) способности;

Г) направленность личности.

17. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,

Социальная адаптированность свойственны людям типа:

А) интровертированного;

Б) экстравертированного;

В) амбивертированного.

18. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт:

А) холерик;

Б) меланхолик;

В) сангвиник;

Г) флегматик.

19. Рассматривая психологическую структуру человека, З.Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

А) «Оно»;

Б) «Я»;

В) «Сверх-Я».

20. Какой тип темперамента имеет преимущества в некоторых видах монотонной работы:

А) холерик;

Б) сангвиник;

В) меланхолик;

Г) флегматик.

21. Высший регулятор поведения, - это:

А) убеждения;

Б) мировоззрение;

В) установки;

Г) мотивация.

22. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности.

23. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

А) личностным смыслом;

Б) мировоззрением;

В) убеждением;

Г) направленностью личности.

24. Исключите лишнее слово:

А) темперамент;

Б) способности;

В) устойчивость;

Г) характер.

25. Специфическая познавательная активность на предметы и явления окружающего мира называется:

А) влечением;

Б) желанием;

В) интересом;

Г) склонностью.

26. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности - это:

А) умения;

Б) навыки;

В) знания;

Г) способности.

27. Отдельный взятый человек - это:

А) индивид;

Б) ребенок;

В) человек;

Г) личность.

28. Биологической основой развития способностей являются:

А) гены;

Б) задатки;

В) происхождение;

Г) род.

29. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, - это:

А) характер;

Б) темперамент;

В) чувства;

Г) воля.

30. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:

А) сангвиник;

Б) флегматик;

В) холерик;

Г) меланхолик.

31. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

А) сангвиник;

Б) флегматик;

В) холерик;

Г) меланхолик.

32. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

А) сангвиник;

Б) флегматик;

В) холерик;

Г) меланхолик.

33. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

Б) динамической;

В) процессуальной.

34. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

А) отношение личности к вещам;

Б) отношение к другим людям;

В) систему отношений человека к самому себе;

Г) особенности выполнения им какой-либо деятельности.

35. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

А) статические;

В) динамические;

Г) приобретенные.

36. По И.П.Павлову, классификация типов темперамента необходимо строить с учетом:

А) соотношения жидкостей в организме человека;

Б) особенностей функционирования нервной системы;

В) строения тела;

Г) преобладания правого или левого полушария головного мозга.

37. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать:

А) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков;

Б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью;

В) наличие склонности к данному виду деятельности;

Г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда.

38. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной:

А) способности человека врожденны, генетически заданы;

Б) все способности в равной мере можно развить у любого человека,

Были бы созданы необходимые социальные условия;

в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой.

РАЗДЕЛ 3.

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) отношения;

Б) отражения;

В) установки;

Г) восприятия.

2. Получение первичных образов обеспечивают:

А) сенсорно-перцептивные процессы;

Б) процесс мышления;

В) процесс представления;

Г) процесс воображения.

3. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

А) ощущение;

Б) восприятие;

В) внимание;

Г) память.

4. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней сред и переработки их а ощущение, называется:

А) рецептором;

Б) проводником отдела;

В) анализатором;

Г) рефлексом.

5. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение- это порог ощущений:

А) нижний абсолютный;

Б) дифференциальный;

В) временный;

Г) верхний абсолютный.

6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям

Известно как:

А) аккомадация;

Б) адаптация;

В) синестезия;

Г) сенсибилизация.

7. К основным свойствам ощущений не относится:

А) качество;

Б) интенсивность;

В) длительность;

Г) объем.

8. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом – это:

А) ощущение;

Б) восприятие;

В) представление;

Г) воображение.

9. Восприятие часто принято называть:

А) осязанием;

Б) апперцепцией;

В) перцепцией;

Г) наблюдательностью.

10. Вид восприятия, возникающий на основе тактильного и двигательного ощущений – это:

А) апперцепция;

Б) иллюзия;

В) наблюдательность;

Г) осязание.

11. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека, особенностей его личности называется:

А) инсайтом;

Б) перцепцией;

В) апперцепцией;

Г) сенсибильностью.

12. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов,

Называется:

А) восприятием;

Б) мышлением;

В) воображением;

Г) вниманием.

13. Воспроизведенный субъективный образ предмета, основанный на прошлом опыте и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

А) ощущением;

Б) восприятием;

В) представлением;

Г) воображением.

14. «Склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

А) гиперболизацией;

Б) схематизацией;

В) типизацией;

Г) агглютинацией.

15. Отражение в сознании человека наиболее сложных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется:

А) восприятием;

Б) воображением;

В) мышлением;

Г) представлением.

16. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

А) наглядно-образным;

Б) наглядно-действенным;

В) словесно-логическим;

Г) абстрактным.

17. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:

А) мышление;

Б) инсайт;

В) интеллект;

Г) одаренность.

18. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

А) анализ;

Б) синтез;

В) обобщение;

Г) классификация.

19. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

А) индукцией;

Б) дедукцией;

В) понятием;

Г) суждением.

20. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

А) объем;

Б) степень;

В) направленность;

Г) концентрация.

21. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает:

А) восприятие;

Б) рефлексия;

В) внимание;

Г) память.

22. Произвольное внимание не обусловлено:

А) контрастностью внешних воздействий;

Б) наличием интересов, мотивов;

В) осознанием долга и ответственности

23. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

А) объем;

Б) концентрация;

В) распределение;

Г) переключение.

24. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется:

А) восприятием;

Б) воображением;

В) мышлением;

Г) памятью.

25. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

А) механической;

Б) логической;

В) эмоциональной;

Г) аудиальной.

26. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

А) наглядно-образная;

Б) феноменальная;

В) эмоциональная;

Г) словесно-логическая.

27. Основанием для разделения памяти на произвольную и непроизвольную является:

А) предмет отражения;

Б) ведущий анализатор;

В) активность субъекта;

Г) вид деятельности.

28. Информация лучше запоминается, если она:

А) воспринимается на слух;

Б) воспринимается зрительно;

В) включается в практическую деятельность;

Г) проговаривается про себя.

29. Речь – это (выберите наиболее полную и точную формулировку):

А) язык;

Б) обмен мнениями;

В) процесс использования языка в целях общения;

Г) дискуссия.

30. К функциям речи не относятся:

А) функция обозначения;

Б) функция обобщения;

В) функция распределения;

Г) функция воздействия.

31. Свойством речи не является:

Б) выразительность;

В) простота;

Г) действенность.

Ответы:

1 раздел

2 раздел

раздел

Литература

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания – Спб, 2001

Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии – М., 2000

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология- М., 2002

Ильин Е. П. Психология воли - Спб., 2000

Маклаков А. Г. Общая психология – Спб., 2002

Марцинковская Т. Д. История психологии- М., 2001

Немов Р. С. Психология: в 3 кн.- М., 1995

Общая психология /под ред. Б. С. Братуся – М., 2005

Першина Л. А. Общая психология- М., 2004

Петровский А. В. Введение в психологию- М., 1995

Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология – М., 1995

Рогов Е. И.Общая психология: курс лекций – М., 1995

Рогов Е. И. Эмоции и воля- М., 1999

Рогов Е.И. Психология познания-М., 2001

Столяренко Л. Д. Основы психологии- Ростов -на Дону, 2005

Тихомиров О. К. Психология мышления – М.. 2005

Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии- М., 2003


Выберите правильный вариант ответа

(поставьте знак " +" возле выбранного варианта):

1. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале ХХ в.

2. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с:

а) выходом трактата Аристотеля "О душе";

б) развитием метода интроспекции;

в) созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

г) развитием метода наблюдения.

3. Психология как наука о душе была определена:

а) более 3-х тыс. лет назад;

б) более 2-х тыс. лет назад;

4. Психология как наука о сознании стала развиваться:

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

5. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

6. Бихевиоризм:

а) опирался на схему "S-R";

б) превратил психологию в психологию без психики;

в) ввел понятие научения;

г) заложил идеи программированного обучения;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

7. Психоанализ:

а) опирался на практику лечения неврозов;

б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления;

в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций;

г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

8. Гуманистическая психология:

а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;

б) сделала целью воспитания личностный рост;

в) отводит главную роль индивидуальному опыту;

г) опирается на учение богословов;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

9. Психология деятельности:

а) сделала предметом исследования поведенческий акт;

б) ввела понятие установки;

в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности;

г) занимается проблемами адаптации и социализации;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Личность и ее структура

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов

( поставьте знак "+" возле выбранного варианта).

1. Человека как индивида характеризуют:

б) цвет глаз и волос;

в) тип высшей нервной деятельности;

г) принадлежность к расе;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами:

а) задатки;

б) лидерство;

в) нравственность;

г) гуманность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Личностные свойства, обусловленные социально, это:

а) инстинкты;

б) ценностные отношения;

в) музыкальный слух;

г) острота зрения; д) рефлексы;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

4. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:

а) способности;

б) направленность;

в) темперамент;

г) характер;

д.) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

5. Личность это:

а) совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других;

б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению;

в) индивидуально выраженное всеобщее;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

а) в его мотивах есть иерархия;

б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением;

в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки;

г) он является творческим субъектом;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

7. Процесс социализации состоит в следующем:

а) привитие ребенку нравственных норм;

б) усвоение ребенком общекультурного опыта;

в) воспроизводстве ребенком социальных правил и норм;

г) познании действительности;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

8. Личность - это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

9. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью;

г) интеллектуалом.

10. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

а) показухой;

б) поведением;

в) самовыражением;

г) презентацией.

11. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

12. Источниками социализации выступают:

а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

13. В становлении личности участвуют механизмы:

а) сдвига мотива на цель;

б) идентификации;

в) освоения социальных ролей;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

14. Высший регулятор поведения, - это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установки;

г) мотивация.

15. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

16. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

б) ценностные ориентации;

в) музыкальный слух.

17. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные - как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;

г) верно: а, б, в.

18. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) личностным смыслом;

б) мировоззрением;

в) убеждением;

г) направленностью личности.

19. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

20. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:

а) интроспекцией;

б) локусом контроля;

в) инверсией;

г) паттерном.

21. Индивидуальность определяют как:

а) вершина развития личности;

б) уникальность конкретного человека;

в) это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека;

г) все ответы верны.

22. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

б) ценностные ориентации;

в) музыкальный слух.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта