Главная » Мода » Су 34 чертежи с сечениями фюзеляжа. Авиация россии

Су 34 чертежи с сечениями фюзеляжа. Авиация россии

Су-34 является самолетом-бомбардировщиком, который был спроектирован в конструкторском бюро Сухого. Разработка данного аппарата была начата еще в 80-х годах прошлого века. Главным конструктором проекта был назначен опытный Р.Г. Мартиросов, но также следует отметить конструктора М.П. Симонова, который приложил немалые усилия для создания данного самолета.

Что касается проекта самолета Су-34, то в конструкторском бюро данную машину обозначали как Т-10В. В основу данного аппарата намеревались положить самолет Су-27УБ. По первоначальному проекту планировалось провести модернизацию большого количества систем самолета типа Су-27, что в конечном итоге привело бы к появлению новой модификации.

Краткая история появления и испытаний самолета Су-34

Проектирование новой машины под названием Су-34 было окончено в начале 1990 года. После окончания разработок началось изготовление опытного образца. Новую машину создавали путем переделки учебного самолета Су-27УБ. Его оснащали всем оборудованием и частями конструкции, которые продумали конструкторы. Данная работа проводилась на авиазаводе Сухого, рабочие заменили носовую часть, мотогондолы и воздухозаборники.

Впервые переоборудованная машина осуществила свой полет весной 1991 года. Истребитель-бомбардировщик модели Су-39 был полностью готов зимой 93 года. Еще через год данная машина была представлена публике в Париже на авиавыставке. В планах производителей четко просматривается идея продажи ее на мировых рынках, поскольку на международных выставках она имеет англоязычную аббревиатуру. Некоторые машины окрашены в морские цвета, что позволяет их использовать над акваториями и размешать их на авианосцах.

Особенности машины Су-34

При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.

Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.

Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.

Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.

Особенности конструкции бомбардировщика Су-34

Данная машина спроектирована как продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крылья аппарата сопряжены с корпусом машины по интегральной схеме. Они имеют трапециевидную форму, а передняя их кромка стреловидной формы. Хвостовая часть самолета практически такая же, как и в предыдущей версии.

Кабина имеет места для пилота и штурмана, она полностью герметичная и бронированная. Кабина отапливается и имеет кондиционер. Для лучшего взаимодействия летчиков их места расположены рядом. Место пилота установлено слева, а штурман сидит с правой стороны по борту. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу для переднего шасси по специальному откидному трапу.

Шасси самолета изготовлено по тележному типу, а колеса расположены тандемным способом, что повышает качество взлета с аэродромов, которые плохо подготовлены. Передняя опора шасси является управляемой и оснащена двумя колесами. Все стойки шасси при полете убираются в ниши. Задние стойки машины оснащены тормозными системами.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями турбореактивного типа, которые оснащены двумя форсажными камерами. Двигатели типа АЛ-31, которые установлены на самолете Су-34, развивают мощность до 14 000 кгс.

Топливная система представлена в этом самолете тремя баками в средине фюзеляжа: одним в средине центроплана, а еще два бака размещены в консолях крыльев. Топливные насосы, которыми оснащена топливная система, поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения машины в воздухе. На перегонах можно устанавливать дополнительные подвесные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полета. Что касается топливной системы и длины перелетов, то тут нужно отметить тот факт, что самолет оснащен системой дозаправки прямо в воздухе. Дозаправку можно осуществлять с аналогичных самолетов типа Су-34 или же с танкеров типа Ил-78 .

Самолет оснащен новейшей системой интегральной навигации, которая позволяет поддерживать связь со спутником. Для более легкого управления машина имеет многоканальную систему СДУ. Она способна самостоятельно производить анализ перегрузок и углов атаки, а также осуществляет управление ПГО и при всем этом эффективно гасит все колебания. Система безопасности настолько качественная, что автоматически может предотвращать столкновения с другими объектами или землей.

Для решения всех боевых задач самолет оснащен системой БРЭО последнего поколения, она практически полностью автоматическая. Все системы информации, которые расположены на борту, скомпонованы в автономном варианте.

Су-34 характеристики:

Модификация Су-34
Размах крыла, м 14.70
Длина самолета, м 22.00
Высота самолета 5.93
Взлетная масса, кг
нормальная 39000
максимальная 44360
Тип двигателя 2 ТРДФ АЛ-35 (АЛ-31Ф)
Тяга нефорсированная, кгс 2 х 14000
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1900 (М=1.6)
на уровне моря 1400
Практическая дальность, км 4500
Боевой радиус действия, км 600 -1130
Практический потолок, м 17000
Макс. эксплуатационная перегрузка 7
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (180 патронов)
Боевая нагрузка - 8000 кг (нормальная - 4000 кг) на 12 узлах подвески:
8 УР класса воздух-воздух Р-73;
6 УР класса воздух-воздухР-27РЭ или Э;
8 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ);
6 УР класса воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД
6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А;
1 многоцелевая УР Альфа;
3 УР класса воздух-поверхность Х-59М;
3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК;
6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;
3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25.

Первый контракт на поставку Су-34 был заключен с Минобороны России в 2008 году. Спустя четыре года машина была принята на вооружение.

Как заявлял ранее главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев, в перспективе Су-34 заменят фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года ВКС планируют получить не менее 200 самолетов Су-34.

Российские военные успешно применяют этот самолет в ходе операции против боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещенная в РФ организация) в Сирии.

ПОЧЕМУ "УТЕНОК"

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.

Экипаж - два человека: летчик и штурман размещаются рядом в бронированной кабине. Вход в нее выполнен через нижний люк по ступенькам.

Как рассказал корреспонденту ТАСС в преддверии Дня военной авиации командир авиазвена Су-34 капитан Алексей Белоног, налетавший почти тысячу часов и освоивший четыре типа самолетов, бесспорным фаворитом для него является именно истребитель-бомбардировщик Су-34.

И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют "Утенком" за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого

Алексей Белоног

Командир авиазвена Су-34, капитан

Этот самолет - любимец многих пилотов - наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. "Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единицы (испытывают пилоты при выполнении фигур высшего пилотажа, - прим. ТАСС)", - признался летчик.

ТРИ В ОДНОМ

Работать с одинаковой эффективностью в любое время суток и в разных погодных условиях - таковы возможности двухместного фронтового бомбардировщика Су-34. По классификации НАТО Fullback - "Защитник". Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям и поражения воздушных целей противника.

Су-34 - уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго - ограничение только в физических возможностях пилотов

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Су-34 представляет собой модификацию Су-27, разработан в опытном конструкторском бюро (ОКБ) Сухого под руководством главного конструктора Роллана Мартиросова. Серийно производится с 2006 года на авиазаводе в Новосибирске.

Первый полет Су-34 состоялся в 1990 году (опытный экземпляр Т-10В-1 пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов).

Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил.

Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж, в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом.

"Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета", - говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост.

На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Если знать, что такого устройства нет не только на истребителях, но и на дальних бомбардировщиках и даже на военно-транспортных самолетах типа Ил-76, то уникальности Су-34 можно удивиться еще раз

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Характеристики самолета

По данным из открытых источников, длина самолета - 23,3 м, высота - 6,4 м, размах крыла - 14,7 м. Практический потолок - 14 тыс. 650 м. Дальность полета - 4,5 тыс. км без дозаправки, 7 тыс. км - с дозаправкой; боевой радиус действия - до 1,1 тыс. км. Взлетный вес - 45,1 т, максимальный вес боевой нагрузки - 8 т. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч. Вооружен пушкой калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Продолжение

ЗАРУБЕЖНЫЙ ИНТЕРЕС

Относится к поколению самолётов 4++ и является фронтовым бомбардировщиком, способным наносить бомбовые удары в оперативном тылу противника в любых условиях погоды, днём и ночью с использованием преимущества малых высот, искать и уничтожать воздушные цели, а также бронетехнику и живую силу врага на поле боя.

История создания истребителя Су 34

В 1986 году назначенный руководителем проекта главный конструктор Мартиросов приступил к его разработке. На базе Су 27УБ нужно было построить такую машину, которая сочетала бы такие противоречивые качества, как дальность полёта и большую боевую нагрузку вместе с сохранением высокой скорости и маневренности.

По ходу разработок постепенно вырисовывалась общая концепция самолёта. Изменили положение пилотов в кабине – они теперь располагались рядом друг с другом, что разрешило повысить эргономические качества и создать выгодные условия для дальних перелётов. Самолёт оснастили новейшим РЛО, установили ПГО и изменили геометрию крыла, сделав новый наплыв, поставили нерегулируемые заборники воздуха. Разработчики разместили в носовой части приёмную штангу системы топливной дозаправки в полёте.

Эскизный проект машины был готов в 1989 году, а первый прототип построили в 1990 году, но в связи с распадом СССР работы по проекту прекратились. Лишь в 1994 году на Новосибирском авиапредприятии изготовили первый серийный самолёт и опробовали в воздухе. В 1995 году истребитель-бомбардировщик показали на авиационной выставке во Франции.

Возможность провести государственные испытания появилась только в 2006 году, они затянулись до 2011 года и, наконец, в 2014 году в штате ВВС России.

Особенности самолёта Су 34

Самолёт собран по традиционной аэродинамической компоновке со среднерасположенным крылом трапециевидной формы с передним горизонтальным оперением типа «утка» и двухкилевым цельноповоротным вертикальным оперением. Передняя часть корпуса машины напоминает клюв утки, из-за чего получил среди пилотов прозвище «Утёнок». Силовая установка предоставлена двумя двигателями АЛ-31Ф-М1 и дополнительной вспомогательной установкой для запуска на необорудованных аэродромах.

Конструктор позаботился о защите пилотов. Бронекапсула кабины, которая весит более полутора тонны, выполнена из 17-мм брони титановых сплавов. Вход осуществляется снизу через нишу основной стойки шасси. Защиту из брони имеют двигатели и основные агрегаты самолёта.

В кабине экипажа предусмотрены удобства для продолжительного полёта – зона отдыха, биотуалет, запас пищи и воды, микроволновая печь. Катапультные кресла оборудованы массажными устройствами. Индикация на лобовом стекле представляет информацию о полёте, которую видно даже не находясь в кресле пилота. Имеется прогулочное пространство, работает система кондиционирования и отопления, в кабине не нужны кислородные маски.

После модернизации предусмотрена установка двигателей АЛ-41Ф, которые могут в режиме «супекруз» поддерживать сверхзвуковую скорость неограниченное время. Четыре топливных бака объёмом 12500 литров защищены от взрыва и пожара за счёт заполнения пенополиуретаном, не дающим образоваться горючей газовоздушной смеси.

Радиолокационное, оптиколокационное и телевизионное прицельное оборудование разрешают поражать цели управляемыми ракетами на расстоянии до 2500 км, не заходя в зону действия ПВО противника.

Характеристики истребителя-бомбардировщика

  • Размах крыла – 14,7 м
  • Длина самолёта – 23,3 м
  • Площадь крыла – 62 м 2
  • Максимальный взлётный вес – 45 т
  • Запас топлива в баках – 12100 кг
  • Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
  • Тяга на форсаже – 2 х 12800 кгс
  • Наивысшая скорость у земли – 1400 км/ч
  • Наибольшее число М – 1,8
  • Практический потолок – 15 тыс.м
  • Дальность полёта на высоте – 4 тыс.км
  • Дальность полёта у земли – 1 тыс.км
  • Максимально допустимая перегрузка – 7
  • Экипаж – 2 чел

Что касается вооружения , в зависимости от дальности и цели полёта на 12 точках подвески можно разместить в пределах 8 тысяч килограмм:

  • Неуправляемые ракеты
  • Управляемые ракеты типа Х-25, «Москит», «Яхонт», «Альфа»
  • Управляемые ракеты Х-59М
  • Бомбы различных калибров
  • Корректируемые бомбы КАБ-500 и КАБ-1500
  • 8 ракет Р-27, 8 ракет Р-77, 6 ракет Р-73
  • Радиобуи разных типов

Боевое применение самолёта Су 34

Впервые участие в боевых действиях принял при «Пятидневной» войне против Грузии в 2008 году. Прикрывая действия ударной авиации, разбил основную грузинскую РЛС невдалеке от деревни Шавшвеби под Гори.

В марте 2012 года фронтовой бомбардировщик применялся для нанесения высокоточных ударов для уничтожения боевиков в Южной Осетии и Дагестане. Детали операции остаются неизвестными, а командование оценило действия фронтового бомбардировщика как удовлетворительные, подчеркнув, что в условиях лесистой и горной местности добиться лучшего невозможно.

На базу в провинции Латакия в сентябре 2015 года перелетели шесть из России. Об их участии в боевых действиях стало известно из арабских СМИ, когда боевикам ИГИЛ удалось сбить один из зенитной пушки при атаке на скопление боевиков. Самолёт упал, один пилот успел катапультироваться и попал в плен, судьба второго члена экипажа неизвестна.

Интересные факты и случаи из эксплуатации

Факт небоевого применения . 18 апреля 2016 года пара разбомбила ледяной затор на Северной Двине. Заходя на бомбометание по одному, они сбросили около 4 тонн бомб за два захода в районе Кобылинских перекатов, попав точно в нужное место.

В июне 1995 года перед вылетом на авиационный салон во Францию решили показать новый самолёт генеральному конструктору Симонову М.П. После четвёртого разворота основное шасси не вышло, экипаж, поняв обстановку заложил вираж с большим креном и буквально вытолкнул основные стойки, после чего машину благополучно посадили на бетонную полосу. Можно понять чувство генерального конструктора, ведь спасли не только новый опытный самолёт, но и не сорвали показ его на французском авиационном салоне.

3 августа того же года лётчик-испытатель В. Петруша и штурман В. Ощепков, загрузив пять тонн бомб и ракет поднялись на высоту 15050 м, установив тем самым новый мировой рекорд, попутно подняв 5129 кг полезной нагрузки на 2000 м и превысив ещё одно достижение.

В этом же месяце 19 числа на МАКС-99 превышены ещё три мировых достижения, лётчик-испытатель И. Соловьёв и штурман-испытатель В. Шендрик для самолёта со взлётной массой до 45 т. достигли высоты 16150 метров с полезной нагрузкой 2,3 тонны, какую реактивный самолёт такого класса не достигал ещё никогда.

Ещё один печальный факт, выполняя посадку на аэродроме Бутурлиновка, 4 июня 2015 года выкатился за пределы полосы и перевернулся, члены экипажа остались целы и невредимы.

На 23 февраля 2016 года в строю по охране воздушного пространства у российских ВКС России находятся 83 истребителя-бомбардировщика , производство которых налажено в НАПО им. В. Чкалова (город Новосибирск), в сборке задействованы 6 тысяч рабочих и инженеров.

Видео самолёта-истребителя Су 34:

Как известно американцы обожают составлять различные рейтинги, в том числе и касающиеся и техники. Естественно в этих рейтингах первые места занимают образцы и изделия американского производства.


24 октября на «Военном обозрении» появилась публикация: «Су-30СМ и F-22: достоинства и недостатки». В которой автор Дейв Маджумдар на полном серьёзе утверждает, что российские боевые самолёты Су-30СМ, являющиеся во многом прямыми аналогами F-15E Strike Eagle и F/A-18F Super Hornet, при встрече с американскими истребителями обречены на поражение.

Оставим это весьма спорное умозаключение на совести автора и попробуем сравнить американский истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle с российской машиной аналогичного назначения – Су-34.

Аналогом истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle в российских ВВС следует считать именно ударный Су-34, а не многоцелевой Су-30СМ. Определяющим фактором в этом случае является наличие на Су-34 специального прицельно-навигационного комплекса адаптированного для использования ракетно-бомбового вооружения «воздух-земля».

Способность нести бомбовую нагрузку, а так же наличие в экипаже Су-30СМ двоих лётчиков не являются главными признаками в классификации. Ведь российские Су-27СМ и Су-35 тоже могут применять свободнопадающие бомбы и НАР, но никто в здравом рассудке не запишет эти тяжелые истребители в бомбардировщики.

Хронология создания и принятия на вооружение

Самолёты F-15E и Су-34 созданы на базе тяжелых истребителей завоевания превосходства в воздухе F-15 и Су-27. Они предназначались для замены ударных самолётов с изменяемой геометрией крыла – «прорывателей ПВО»: F-111 и Су-24.

Исторически сложилось, что американский F-15E Strike Eagle появился в строевых частях намного раньше российского Су-34. Первые «Ударные Орлы» поступили на вооружение 4-го авиакрыла на авиабазе Сеймур Джонсон, Северная Каролина в декабре 1988 года. В общей сложности до 2001 года для американских ВВС было построено 236 самолётов этого типа. В середине 90-х один F-15E обходился американской казне в 43 млн.$.

«Тридцатьчетвёрка» была готова к началу серийного производства в 1994 году, но из-за недостатка финансирования и распада производственной кооперации и хозяйственных связей между предприятиями бывшего СССР перспективы этой машины в течение длительного времени оставались неопределёнными.

Про Су-34 вспомнили вначале 2000-х в связи с необходимостью замены Су-24М в авиаполках фронтовой бомбардировочной авиации. Заключительный этап государственных совместных испытаний «тридцатьчетвёрки» завершился в сентябре 2011 года. Только в начале 2014 года Су-34 был официально принят на вооружение ВВС России.

В связи с острой потребностью в этом боевом самолёте ещё до принятия на вооружение в 2008 году был подписан первый контракт на поставку 32 Су-34. Серийное производство началось на НАПО им. Чкалова в Новосибирске, где до 1993 года велось строительство фронтовых бомбардировщиков Су-24М. При этом стоимость Су-34 составляла в 2008 году около одного миллиарда рублей.

В 2012 году согласно ещё одному контракту количество самолётов, поставляемых до 2020 года, было увеличено ещё на 92 единицы. По мере увеличения количества построенных Су-34 их цена в абсолютном выражении должна снижаться.

Конструкция, оборудование и вооружение

Компоновка истребителя бомбардировщика F-15E Strike Eagle опирается на двухместный учебно-боевой F-15D. По сравнению с F-15D планер истребителя-бомбардировщика несколько усилен. Лётчики в двухместной кабине F-15E сидят друг за другом. В соответствии с ударными задачами на самолете подверглись изменению его БРЭО и вооружение.

Особенностью F-15E стало применение на этом самолёте конформных топливных баков, которые представляют собой специальные несбрасываемые ёмкости для топлива обтекаемой формы, навешиваемые на боковые поверхности фюзеляжа. Образующиеся зазоры ликвидируются специальными эластичными прокладками.


Установка конформных топливных баков на F-15E

Конформные баки по сравнению с подвесными не так увеличивают лобовое сопротивление самолёта, позволяя выполнять полёты со скоростью до 1,8 М. Запас авиационного топлива при этом увеличивается более чем на 2/3. Узлы подвески на поверхности конформных баков позволяют размещать дополнительное вооружение. Общий запас топлива во внутренних и конформных баках достигает 10217 кг. Возможна подвеска 3 ПТБ общей емкостью 5396 кг.

Запас топлива во внутренних баках на Су-34 превышает 12000 кг. Боевой радиус действия и перегоночная дальность полёта Су-34 и F-15E практически равны, но российский бомбардировщик может нести большую бомбовую нагрузку на ту же дальность. Боевой радиус действия Су-34 при полете на малой высоте несколько больше. Оба самолёта оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Тяговооруженность F-15E (отношение тяги двигателей к весу самолёта) при подвеске только УР «воздух-воздух» составляет - 0,93, что несколько выше соответствующего показателя у Су-34, у которого тяговооруженность составляет - 0,71. Это объясняется тем, что Су-34 значительно тяжелей. Так масса пустого Су-34 составляет - 22 500 кг, а F-15E - 14 300 кг. Но это не означает, что Су-34 является более лёгким противником в ближнем воздушном бою.

Американский самолёт имеет несколько большую максимальную скорость - до 2,5М. Однако указанные скоростные показатели F-15E могут быть достигнуты при отсутствии внешних подвесок, при использовании ПТБ скорость ограничивается – до 1,4М. Российский бомбардировщик разгоняется - до 1,8М. Крейсерская скорость у обеих машин при выполнении ударных заданий практически одинакова. Большая масса Су-34, в какой-то мере является платой за лучшую защищённость и больший комфорт для экипажа.

Отличием «Сухого» от «Страйк Игла» является просторная двухместная кабина, в которой лётчик и штурман сидят в катапультных креслах К-36ДМ «плечом к плечу». В кабине Су-34 имеется миникухня с микроволновой и санузел, что существенно облегчает дальние полёты продолжительностью до 10 часов. Система кондиционирования кабины позволяет лётчикам работать без кислородных масок на высоте до 10000 метров.


Кабина F-15E


Кабина Су-34

Кабина Су-34 выполнена в виде прочной титановой бронекапсулы с толщиной брони до 17 мм. Бронёй так же прикрыты некоторые жизненно важные агрегаты самолёта. Это в определённой мере повышает выживаемость самолёта, а, самое главное, даёт дополнительные шансы на спасение экипажу фронтового бомбардировщика.

Вход в защищённую бронёй кабину осуществляется через нишу передней стойки шасси. За характерную форму передней части Су-34 получил в войсках имя – «Утёнок».

Российский и американский боевые самолёты оснащены прицельно-навигационными комплексами для эффективного применения авиационного вооружения «воздух – поверхность» в любое время суток и в сложных погодных условиях. А так же средствами РЭП, встроенной и подвесной аппаратурой, позволяющей совершать скоростные маловысотные «броски» на предельно малой высоте в любое время суток.


Картинка в кабине пилота F-15E, транслируемая системой LANTIRN

В состав БРЭО фронтового бомбардировщика Су-34 входит комплекс РЭБ Л-175В "Хибины-10В", который имеет уникальные для нашей фронтовой авиации характеристики. Комплекс обеспечивает индивидуальную и групповую защиту от противовоздушных и авиационных средств поражения.


Су-34 с контейнерами комплекса РЭП Л-175В на консолях крыла и с контейнером групповой защиты под фюзеляжем

В отличие от фронтового бомбардировщика предыдущего поколения Су-24М, аппаратура постановки помех которого была разработана для противодействия станциям наведения зенитных ракет американского производства: «Найк-Геркулес», «Хок» и «Пэтриот», комплекс РЭП Су-34 работает в более широком диапазоне. Он может ставить эффективные помехи любым РЛС и ЗРК вне зависимости от страны производителя.

РЛС обоих самолётов способны обнаруживать воздушные цели на большой дистанции, по своим характеристикам они сравнимы с аналогичными станциями, установленными на «чистых» истребителях.

Американская РЛС AN/APG-70 может видеть воздушные цели на дальности 180 км, ожидается, что на части F-15E эта станция будет заменена РЛС АФАР AN/APG-82.

РЛС Ш-141 и AN/APG-70 так же могут использоваться в режиме картографирования земной поверхности и обеспечивают обнаружение наземных и надводных радиоконтрастных целей, а также применение оружия. Дальность обнаружения крупных наземных и надводных целей РЛС Ш-141 составляет 200-250 км.

Российский радиолокационный комплекс Ш-141 обеспечивает обнаружение воздушных целей на дальности 100 км. Он может сопровождать до 10 воздушных целей и вести обстрел 4 целей.

Кроме того на Су-34 на этапе проектирования была предусмотрена РЛС обзора задней полусферы для предупреждения экипажа об атаке ЗУР и истребителей противника. Эта опция на Су-34 должна была существенно повысить шансы на выживание во время выполнения боевого задания. Но пока станция обзора задней полусферы до рабочего состояния не доведена.

Для замены разведывательных Су-24М оренбургское ОАО ПО "Стрела" получило заказ от компании «Сухой» на проектирование комплексных контейнеров разведки (ККР) «Сыч» для фронтового бомбардировщика Су-34. Предполагается выпуск разведконтейнеров трех вариантов: радиотехнического, радиолокационного и оптико-электронного.

Встроенная 30 мм пушка ГШ-301 выигрывает у пушки, установленной на F-15E по могуществу действия снаряда. На 12 узлах подвески Су-34 могут быть размещены все типы авиационных средств поражения «воздух-поверхность», состоящие на вооружении российской фронтовой авиации общей массой до 8000 кг.

С учётом экспортных заказов для Су-34 адаптированы подвесные контейнеры Damocles, обеспечивающие применение управляемых авиационных бомб с лазерным наведением BGL стандартов НАТО.

Так же, как и F-15D, ударный F-15E вооружен встроенной 20 мм пушкой M61 Vulcan, но, по сравнению с «чистыми» истребителями, боекомплект к ней сокращён с целью освобождения веса и свободного пространства для дополнительного оборудования.
Истребитель-бомбардировщик F-15E способен нести на 9 узлах подвески широкий спектр боеприпасов класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Общая масса полезной нагрузки на внешней подвеске может достигать 11 000 кг.

Однако следует понимать, что большая по сравнению с «тридцатьчетвёркой» бомбовая нагрузка на «Страйк Игле» во многом является фикцией. Одиннадцать тонн – это общая полезная нагрузка с учётом ПТБ и конформных баков. В случае полной заправки на бомбы и ракеты остаётся около 5000 кг. По этому показателю F-15E несколько уступает Су-34.

В состав вооружения F-15E входят управляемые и неуправляемые бомбы массой до 2270 кг, в том числе JDAM (комплект на основе GPS, превращающий свободнопадающую бомбу в высокоточное оружие), кассетные боеприпасы, управляемые ракеты AGM-65 Maverick, тяжелые AGM-130 и AGM-158, противорадиолокационные ракеты HARM, ПКР Harpoon. F-15E является носителем тактических ядерных бомб семейства В61.

Служба и боевое применение

По состоянию на 2014 год в ВВС США и Национальной гвардии имелось 213 F-15E. Эти истребители-бомбардировщики развёрнуты в США на авиабазах Сеймур Джонсон, Эглин, Люк, Нэллис, Маунтин-Хоум, Элмердорф, в Великобритании на авиабазе ВВС США Лэйкенхис.


Спутниковый снимок Google earth: истребители-бомбардировщики F-15E на авиабазе Сеймур Джонсон, Северная Каролина

F-15E участвовали в многочисленных вооруженных конфликтах, развязанных США. Их первым боевым эпизодом стало участие в компании против Ирака в 1991 году. «Ударные Орлы» бомбили объекты иракской инфраструктуры и войска, охотились за мобильными ракетными установками «Скад».

Там американцы впервые встретились с МиГ-29, обе стороны применяли в воздушном бою управляемые ракеты, но безрезультатно. Впрочем, ВВС Ирака вели себя пассивно, гораздо большую угрозу для американских ударных машин представляли иракские средства ПВО. От их огня в 1991 году были потеряны два F-15E, экипаж одного из них погиб.

В следующий раз F-15E появились над Ираком в 1993 году, когда они обеспечивали бесполётную зону на севере этой страны. Кроме воздушного патрулирования самолёты наносили удары по иракским РЛС, ЗРК и военным объектам.

В том же 1993 году «Страйк Иглы» участвовали в операции на Балканах. Силы НАТО вмешались во внутренний конфликт в Югославии, назначив виновной во всех грехах стороной сербов. В первую очередь экипажи F-15E были задействованы в уничтожении позиций ПВО. После чего начали безнаказанно бомбить сербские сухопутные подразделения в Боснии и Хорватии.

В марте 1999 года американские истребители-бомбардировщики бомбили Югославию. Приоритетными целями для них опять стали сербские РЛС и ЗРК. F-15E совершали боевые вылеты с итальянской авиабазы Авиано и британской Лэйкенхис.

Вскоре после терактов 11 сентября 2001 года F-15E наносили удары по талибам в Афганистане, взлетая с кувейтской авиабазы Ахмед Аль Джабер. На первом этапе операции ударам корректируемыми бомбами GBU-15, GBU-24 и GBU-28 были подвергнуты тренировочные лагеря, склады вооружения и боеприпасов, а так же входы в пещеры, в которых по данным разведки могли находиться руководители Аль-Каиды и движения Талибан. В дальнейшем, после уничтожения крупных стационарных целей, F-15E действовали по заявкам союзных сухопутных войск.


F-15E над Афганистаном в ходе операции Mountain Lion, 2006 год

Во время боевых вылетов в Афганистане, американские истребители-бомбардировщики обычно не снижались ниже 2000 метров над горными хребтами, дабы избежать поражения ракетами ПЗРК.

В начале марта 2002 года несколько F-15E принимали участие в ставшей впоследствии широко известной «Операции Анаконда». Целью операции был захват или физическая ликвидация руководства Аль-Каиды в Афганистане и уничтожение баз и укрытий боевиков в долине Шахи-Кот.

С самого начала из-за ошибок в планировании и недостоверных разведданных операция пошла не так. Американцы в несколько раз недооценили силы противника в этом районе. Как выяснилось позже, здесь присутствовало до 1000 боевиков.

Во время высадки сил специального назначения были сбиты два вертолёта MH-47 Chinook, потери в живой силе составили 8 убитых и 72 раненых американских военнослужащих.

Только благодаря воздушной поддержке, в том числе и оказываемой несколькими F-15E, американцам удалось переломить ход боя и избежать полного уничтожения высаженного десанта. При этом одному истребителю-бомбардировщику F-15E пришлось вести огонь из 20 мм пушки по наступающему на позиции американских спецназовцев талибам до полного израсходования боеприпасов, чего в американских ВВС не было со времён Вьетнама.

В Афганистане не обошлось без «нежелательных инцидентов». 22 августа 2007 года F-15E сбросил 500-фунтовые (230 кг) бомбы на британских военнослужащих. При этом были убиты трое солдат. 13 сентября 2009 года экипаж F-15E привлекли к перехвату беспилотника MQ-9 Reaper, который перестал реагировать на команды с земли, после чего возникла вероятность его вторжения в воздушное пространство другой страны. 18 июля 2009 года F-15E разбился в центральной части Афганистана, погибли два члена экипажа.

В январе 2003 года часть истребителей бомбардировщиков F-15E 4-го истребительного авиаполка с авиабазы Сеймур Джонсон была развёрнута на катарской авиабазе Аль Удейд. Они действовали в южной и западной части Ирака, нанося удары по радарам, аэродромам, ретрансляторам, узлам связи и штабам, парализуя, таким образом, управление иракскими войсками.

По мере разрастания масштабов боевых действий число «Страйк Иглов», действующих в Ираке, увеличивалось. В феврале 2003 года бомбардировщики этого типа были заняты уничтожением иракских противовоздушных систем на границе с Иорданией, что дало впоследствии возможность беспрепятственно летать там самолётам коалиции. Считается, что F-15E во время компании 2003 года уничтожили около 60% целей разбомбленных тактической авиацией ВВС США. Один самолёт был сбит зенитным огнём в районе Тикрита, экипаж погиб.

В 2011 году в рамках операции «Рассвет Одиссея» F-15E применялись для обеспечения соблюдения бесполетной зоны над Ливией. При этом один самолёт при не выясненных обстоятельствах был потерян, оба лётчика успешно катапультировались и были спасены.

В сентябре 2014 года F-15E бомбили объекты ИГ в Ираке и Сирии (операция «Неотъемлемая решимость»), совершив до 37 % боевых вылетов, выполненных авиационной группировкой западных стран. Однако, по мнению наблюдателей, результативность этих атак была невысокой. Основной целью воздушных ударов было не разгромить халифат, а выдавить исламистов из Ирака в Сирию.

В общей сложности за годы эксплуатации в ходе боевых действий и в катастрофах потеряно 15 истребителей-бомбардировщиков F-15E из состава ВВС США, значительная часть потерянных самолётов разбилась в ходе тренировочных полётов на предельно-малой высоте.

Су-34 имеет не столь богатую боевую биографию, так как он совсем недавно появился в российских боевых авиационных частях. Первые Су-34 поступили в 929-й Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) имени В.П. Чкалова, расположенный недалеко от города Ахтубинск, что в Астраханской области и в 4-й липецкий Центр боевой подготовки.


Спутниковый снимок Google earth: фронтовые бомбардировщики Су-34 на аэродроме в Липецке

Первым строевым полком стал 47-й отдельный смешанный авиационный полк на авиабазе Балтимор под Воронежем. В настоящее время на этом аэродроме ведётся масштабная реконструкция ВПП и инфраструктуры. Что позволит в будущем увеличить количество базирующихся здесь фронтовых бомбардировщиков.

4 июня 2015 года при посадке на аэродром Бутурлиновка в Воронежской области после выполнения планового учебно-тренировочного полета у самолета Су-34 не раскрылся тормозной парашют. Фронтовой бомбардировщик выкатился за пределы ВПП и перевернулся.


Спутниковый снимок Google earth: фронтовые бомбардировщики Су-34 на аэродроме Бутурлиновка

Именно на аэродром Бутурлиновка были временно перебазированы Су-34 и Су-24М с авиабазы Балтимор на время реконструкции там ВПП.

В Ростовской области Су-34 получил 559-й БАП, базирующийся на аэродроме Морозовск. Здесь размещено 36 «тридцатьчетвёрок».

Первым «боевым крещением» Су-34 стал российско-грузинский вооруженный конфликт в августе 2008 года. Тогда эти, ещё официально не принятые на вооружение, фронтовые бомбардировщики прикрывали другие российские боевые самолёты бортовым комплексом постановки помех. Удары по грузинским средствам ПВО ракетами Х-58 под прикрытием станций РЭП Су-34 наносили фронтовые бомбардировщики Су-24М.


Грузинская РЛС 36Д6, уничтоженная противорадиолокационной ракетой

Анализ боевой деятельности Су-34 в Грузии показал, что этот фронтовой бомбардировщик нуждается в дальнейшем усовершенствовании прицельно-поискового оборудования. Для гарантированного обнаружения малоразмерных целей радиолокационного комплекса оказалось недостаточно. Для этого необходимы совершенные тепловизоры и телевизионные системы высокого разрешения. Не так давно в СМИ появились сообщения о разработке модернизированного варианта – Су-34М.

В сентябре этого года Су-34 в количестве 6 единиц были задействованы в операции российских ВКС в Сирийской Арабской Республике. Отмечается, что с этих новейших машин в ходе авиаударов по позициям и объектам ИГ используется управляемое авиационное вооружение.

Перспективы

В целом, сравнивая американский F-15E Strike Eagle и российский Су-34, можно отметить, что эти машины находятся на разном этапе жизненного пути. Су-34 только начинает свою долголетнюю службу, а F-15E уже готовится к её завершению. Ресурс многих F-15E уже заканчивается, и они будут списаны в течение ближайших 5 лет.

По сравнению с бомбардировщиком Су-34, который имеет солидную броневую защиту кабины и части агрегатов и лучше адаптирован для действий на малых высотах, американский F-15E имеет большую «истребительную направленность» - бронезащита на нём практически отсутствует.

Истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle в настоящее время является единственным в ВВС США боевым самолётом тактической авиации, который способен участвовать в дальних рейдах и выполнять длительные полёты на малой высоте.

Неизвестно, превзойдёт ли количество построенных Су-34 аналогичный показатель F-15E, поставленных в ВВС США, но уже сейчас ясно, «тридцатьчетвёрка» станет в будущем основой боевых машин фронтовой авиации.

В ближайшее время на Су-34 предстоит окончательно победить «детские болячки». Самолёты первой серии, а также предсерийные экземпляры значительно отличались друг от друга, что затрудняет эксплуатацию. На них отмечалась нестабильная работа РЛС и прицельно-навигационной системы.

В плане повышения надежности БРЭО и улучшения эксплуатационных характеристик Су-34 конструкторами и промышленностью ведётся серьёзная работа. В данный момент все строевые фронтовые бомбардировщики доведены до уровня 3-й заводской серии. На них установлены вспомогательные газотурбинные установки, предназначенные для запуска основных двигателей без аэродромного оборудования. Это позволяет в перспективе повысить автономность и расширить список аэродромов базирования.

Нет никаких сомнений, что на Су-34, которому в будущем предстоит стать основным российским фронтовым бомбардировщиком все «болезни роста» будут успешно преодолены и этому боевому самолёту предстоит большое будущее и долгие годы службы.

По материалам:
http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_1997_02/p6.php
http://www.richard-seaman.com
http://science.howstuffworks.com/f-151.htm

Этот бомбардировщик похож скорее на перехватчик. У него есть неофициальное прозвище «Утенок», полученное из-за специфической формы носовой части. До недавнего времени о нем мало писали, но теперь новостные каналы часто показывают материалы о том, что в сирийском небе самолеты Су-34 и Су-24М наносят высокоточные удары по линиям коммуникаций, штабам и арсеналам террористического государства ИГИЛ. Можно утверждать, что эти фронтовые бомбардировщики прославились. Об одном из них и пойдет рассказ.

История и прототип

Требования к перехватчику и фронтовому бомбардировщику разные и даже в чем-то взаимоисключающие. Впрочем, у советских авиастроителей уже есть опыт преобразования в штурмовую. Знаменитая «Пешка» - Пе-2 - перед войной задумывалась как двухмоторный высотный тяжелый истребитель. Нужды обороны «перепрофилировали» его в пикирующий бомбардировщик, и хотя переделка конструкции казалась проблематичной, получилось очень неплохо. Нечто подобное случилось и с перехватчиком Су-27. В 1986 году КБ Сухого начало работать над его ударной модификацией, получившей индекс Т-10В, с целью реализации, в конечном счете, концепции универсального «штурмовика», способного нести серьезную боевую нагрузку для работы над полем боя и обладающего достаточной маневренностью, чтобы дать отпор вражеской авиации. В процессе проектирования конструкторам стало ясно, что обычная кабина «спарки» не подходит для этой цели. К 1990 году было сделано главное: появилась новая носовая часть со знаменитым «утиным клювом». К середине девяностых самолет Су-34 обрел свое официальное имя (он успел побывать и Т-10В-5, и Су-32ФН). Но на вооружение официально он поступил только в 2014 году.

Видимые различия

Внешне Су-34 похож на своего «предка» Су-27, по крайней мере издалека. При подробном рассмотрении даже неспециалисту бросаются в глаза некоторые очевидные различия. Носовая часть расширена, пилоты сидят рядом, а не друг за другом, намного мощнее стали стойки шасси, ну и, конечно же, нос. На первый взгляд, в общем-то, и все. На техническом языке это означает, что в основу конструкции лег планер перехватчика Су-27, характеризующийся как нормальная двухкилевая аэродинамическая схема с цельноповоротными рулями высоты. Не сразу заметны непосвященному глазу удлинение (по сравнению с прототипом) корневых наплывов крыла, нерегулируемость воздухозаборников, отсутствие подфюзеляжных килей и увеличение количества узлов внешней подвески. При всем своем сходстве с перехватчиком, самолет Су-34 - тактический бомбардировщик, а следовательно, должен нести больше и дальше, чем его прототип.

Кабина

Теперь в изменениях конструкции можно разобраться подробнее. В первую очередь речь пойдет о самой очевидной детали внешнего вида. Су-34 двухместная, вход в нее осуществляется по легкому трапу, упирающемуся верхним краем в люк, расположенный за створками носовой стойки. Это значительно упрощает процесс занимания пилотом и штурманом своих мест. Экипаж во время полета обеспечен всеми необходимыми условиями комфортной обитаемости, включая прибор подогрева еды, термос и ассенизационное устройство. Если кто-то из летчиков посчитает, что засиделся, он может встать и размяться - пространства для этого хватит вполне.

Но самолет Су-34 не только удобен и эргономичен. КБ Сухого позаботилось о защите экипажа: он находится в особой титановой бронекапсуле, эффективность которой уже проверена на практике. Примерно та же технология применена в конструкции штурмовика Су-25. Остекление фонаря также надежно бронировано.

Двигатели

Два двигателя типа ТРДД АЛ-31Ф со степенью двухконтурности, равной 0,571, развивают тягу по 12,5 тонн каждый, но в форсажном режиме способны добавить еще по 300 кг.

В общем, силовая установка такая же, как у Су-27. Возможно, это не такой уж и большой показатель, особенно если учесть, сколько весит самолет Су-34. ВКС РФ, тем не менее, считают, что мощности вполне достаточно, чтобы соперничать в небе с американским F-15, созданным для решения примерно тех же боевых задач. Возможны также варианты, например двигатели АЛ-35Ф, развивающие на форсаже до 14 т тяги.

Бортовая электроника

Самолет Су-34 оснащен совершенно новым БРЭО, учитывающим требования повышенной надежности (за счет дублирования) и позволяющим выходить на цель автоматически, с использованием средств спутникового наведения. Дальность обнаружения (даже для малоразмерных объектов) достигла 250 км. Это касается поиска подводных лодок (если даже они только подняли перископы), разведки, нахождения заминированных участков акватории и т. п. Что касается задач непосредственного оперативного целеуказания над полем боя, то для этого служит индикация на лобовом стекле и нашлемное управление огнем «взглядом», что позволяет значительно сократить время принятия решения. Столь широкий диапазон был бы невозможен без применения компьютерной быстродействующей аппаратной базы.

Топливная система

Для увеличения радиуса действия самолету требуется больше топлива. Четыре бака (три внутри фюзеляжа и один в крыле), а также системы дозаправки в воздухе создают условия для нанесения удара по удаленным целям, что приближает возможности Су-34 к стратегическим образцам. Выдвижных штанг две, они предназначены для работы с воздушными танкерами типа Ил-76 и другими заправщиками, состоящими на вооружении ВКС РФ. Также увеличению дальности полета способствует возможность подвески внешних баков, сбрасываемых после взлета.

Средства спасения экипажа

Летчики занимают свои места через нижний трап, проходящий через нишу передней стойки, и по нему же выходят из самолета, если полет завершился без ЧП. Катапультирование осуществляется традиционным способом, вверх, причем скорость и высота не имеют значения. С помощью катапультных кресел К-36ДМ аварийное покидание воздушного корабля достаточно безопасно, каждый член экипажа имеет оснащенный радиомаяком, спасательным плотом, аптечкой, продуктами и другими средствами выживания после приземления. В полете нормальная жизнедеятельность обеспечивается противоперегрузочными комбинезонами, защитными шлемами и запасом кислорода.

Шасси

Увеличение взлетного веса продиктовало особые требования к новому шасси - оно стало более мощным, тележечного типа. Возможное повреждение, в случае полномасштабного военного конфликта, взлетно-посадочных полос основных аэродромов также стало условием повышенной проходимости для использования самолета Су-34 с менее подготовленных площадок.

Новые основные стойки стали объемнее по сравнению с Су-27, что потребовало дополнительного места в фюзеляже. Именно поэтому механизация воздухозаборников упрощена.

Вооружение

Для размещения разнообразных систем вооружения предусмотрены три подфюзеляжных узла внешней подвески и восемь подкрыльевых. Помимо них, бомбардировщик имеет встроенную пушку калибра 30 мм типа ГШ-301. Так как учесть все возможные варианты развития оперативной обстановки невозможно, предусмотрены и средства ведения воздушного боя. Для поражения вражеских самолетов на подвесках могут находиться до двенадцати ракет «воздух-воздух» тип Р-27 большой дальности, или же 8 средней (Р-77) или малой (Р-73). Но не для воздушных боев в основном создавались легендарные самолеты Су-34. Универсальное оружие с высокой точностью поражает наземные цели. Это крылатые Х-59М (до 3 шт.), обычные и противокорабельные ракеты, корректируемые и неуправляемые авиабомбы (фугасы от 100 до 500 кг), а также НУРСы в кассетах.

Характеристики

Габариты в целом примерно такие же, как у Су-27 (14,7 м - размах крыла, 22 м - длина и около 6 м - высота). Нормальная взлетная масса - 39 т, что больше, чем у тяжелого перехватчика, но меньше, чем у большинства тактических бомбардировщиков. Впрочем, она может превышать 44 т при максимальной загрузке. Самолет развивает скорость до 900 км/ч на высоте 11 тыс. и 1400 км/ч у поверхности. Боевой радиус составляет от 600 до 1130 км в зависимости от количества топлива и вооружений, перегоночная дальность достигает 4500 км. Потолок (практический) - 17 тысяч. Величина максимальной эксплуатационной перегрузки соответствует требованиям к маневренным перехватчикам - 7 g.

Боевой опыт

Только анализ эпизодов непосредственного участия в конкретных военных конфликтах может дать верное представление о достоинствах и недостатках, которыми обладает боевой с самолет Су-34. Технические характеристики сами по себе говорят о многом, но, так как этот бомбардировщик на экспорт не поставлялся, судить о нем можно только по отзывам российских пилотов и результатам его действия в реальной обстановке. Во время южноосетинской операции Су-34 для непосредственного нанесения огневых ударов не применялись, однако внесли свой вклад в подавление активности грузинских средств ПВО, создавая радиоэлектронные помехи, дезориентировавшие их. Для этого впервые на практике были использованы компактные средства РЭБ «Хибины», установленные на узлах внешней подвески.

С самого начала военной операции над территорией САР российская авиагруппа имела в своем составе шестерку бомбардировщиков Су-34, которые на этот раз применяются по прямому назначению, а именно для нанесения ударов с применением сверхточного оружия. В районе Ракка и Мадан-Джадида ими уничтожены командные пункты, узлы связи, арсеналы, тренировочные лагеря и другие объекты инфраструктуры армии террористического государства. Применение этих самолетов продолжается, и, по всей видимости, будет наращивать темпы. Такое предположение основано на высокой эффективности, продемонстрированной Су-34. В настоящее время их количество на ближневосточном ТВД увеличено до дюжины.

Реальное состояние и планы

На сегодняшний день количество самолетов Су-34, состоящих на вооружении ВКС, составляет не менее 83 единиц. Из них серийных образцов - 75, и еще 8 предназначены для доводки и испытаний. В частности, четыре бомбардировщика находятся в летно-испытательном центре им. Чкалова в Астраханской области (г. Ахтубинск). В действующих воинских частях (авиаполках) на всей территории страны - от Мурманска до Ростова и от Хабаровска до Воронежа - эти самолеты входят в состав смешанных подразделений. Согласно контракту, заключенному с МО в 2008 году, была запланирована поставка 32 единиц на общую сумму свыше 33 миллиардов рублей, из чего можно сделать вывод о том, сколько стоит самолет Су-34 (немногим более миллиарда каждый). В 2008 году заказ был увеличен еще на 92 бомбардировщика. Производственной базой стал Новосибирский авиазавод (НАПО). В настоящее время организован поточный выпуск машин, что значительно снижает себестоимость.

В ближайшие годы все еще добротные, но морально устаревшие Су-24 в авиаполках полностью заменит самолет Су-34. Технические характеристики нового образца соответствуют стандартам «четвертого с двумя плюсами» поколения, что обеспечит ему долгую службу в ВВС России.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта