Главная » Мода » Составить сравнительную таблицу жилин и костылин. Учимся писать сочинение. Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев). Анализ названия рассказа "Кавказский пленник"

Составить сравнительную таблицу жилин и костылин. Учимся писать сочинение. Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев). Анализ названия рассказа "Кавказский пленник"

Класс: 5

Цели:

  • Обучать учащихся созданию художественного образа.
  • Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
  • Воспитывать грамотного читателя.

ХОД УРОКА

I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

(Приложение 1 . Слайд 1)

1. Повторение знаний теории литературы

– Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

– «Кавказский пленник» – это литературная сказка? (Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов)

– Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)

– Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)

– Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)

– Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)

– Назовите главных героев. (Жилин, Костылин и Дина.)

– А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

(Приложение 1 . Слайд 2)

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.
Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

(Приложение 1 . Слайд 3)

Повествование:

  • Личное – от лица героя-рассказчика;
  • Безличное – от лица повествователя.

(Приложение 1 . Слайд 4)

Персонажи:

  • главные;
  • второстепенные;
  • эпизодические.

– Вы согласны со своими ответами? (Да)

Оценки за ответ…

2. Работа над эпиграфом

– Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (О татарах).
Кавказская война – самая продолжительная война.

Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

– Прочитайте эпиграф.
– Почему война не сказка?
– Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

– Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
– В рассказе изображены два офицера.
– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (Офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

3. Тема урока

(Приложение 1 . Слайд 4)

а) Приемы составления характеристики героев

(Приложение 1 . Слайд 3)

Приемы составления характеристики литературных героев:

– внешние черты (портрет);
– поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
– характеристика героя другими действующими лицами

б) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Сравним Жилина и Костылина.
– Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
– Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

– Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

Портрет

– Найдите в тексте описание героев;
– О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
– Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

«Говорящая» фамилия

– Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (Слабый).

Поведение героев во время нападения татар

Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (Решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
– Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

В плену

1. Письмо о выкупе

– Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (Он знал, что у матери нет денег)
– Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность?
– Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
– Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
– Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Жилин:
– Рукодельничает;
– Изучает местность, так как думает о побеге;
– Общается с Диной;
– Лечит людей аула.

– Что скажете о нем? (Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:
– Бездействует и стонет.
– Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».

Побег

– Расскажите об этом.
– Как вели себя герои?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

в) Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
с использованием таблицы, составленной в ходе работы

Жилин Костылин
Общее
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Различие
I. Портрет
Удалой, выносливый, смелый. Физически слабый.
II. «Говорящая» фамилия
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый, выносливый, крепкий человек.
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
Слабый человек.
III. Поведение героев во время нападения татар
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV. В плену
1. Письмо о выкупе
Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
1. Письмо о выкупе
Трус, думает только о себе.
2. Внутреннее состояние
Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.
2. Внутреннее состояние
Душевно слаб, верит в выкуп.
3. Занятия
Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.
3. Занятия
Бездействует, стонет.
4. Мнение татар о Жилине
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
4. Мнение татар о Костылине
Костылин – «смирный».
V. Побег
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

г) Значимость темы

– Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

– различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
– сделать правильный выбор друзей;
– понимать внутренний мир человека.

4. Домашнее задание:

1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

– Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.
– О чем бы они могли вам рассказать?
– О чем бы вы их спросили?

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Цели деятельности учителя: Создать условия для составления сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, обучать учащихся созданию художественного образа, формулировать идею, проблематику произведения, развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение, воспитывать грамотного читателя

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : учащийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : учащийся принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : учащийся осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : учащийся вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока:

1. Организационный этап

    Приветствие учащихся, настрой на хороший урок.

2. Актуализация, мотивация учебной деятельности

Какое произведение мы с вами читали на уроке литературы? (Слайд 1)

1. Работа над эпиграфом

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

Прочитайте эпиграф. (Слайд2)

Почему война не сказка?

Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война) (Слайд3)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

3.Создание проблемной ситуации.

В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина) (Слайд 4)

4. Целеполагание.

А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)

5. Осмысление текста (анализ)

а). Приемы составления характеристики героев

(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)

Приемы составления характеристики литературных героев: (Слай5)

Внешние черты (портрет);

Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

Характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. (Слайд 6)

- Сравним Жилина и Костылина.

Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие.

I . Портрет

Найдите в тексте описание героев;

О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II . «Говорящая» фамилия

(Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек.)

Как еще можно сказать про него? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Как вы определите смысл фамилии: Костылин?

(Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

Какой наш герой? (слабый).

III

- Какое решение принимает Жилин?

Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

Как себя ведет Костылин?

Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

    Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Почему Костылин много раз писал письма домой?

    Костылин не одно письмо написал, потому думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Рукодельничает;

Изучает местность, так как думает о побеге;

Общается с Диной;

Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

4. Мнение татар о героях.

    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

    Костылин – «смирный».

V . Побег

Расскажите об этом.

Как вели себя герои?

    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

    Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

6. Вариативное применение открытых смыслов в разнообразных ситуациях.

1. - Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина, распределите их в 2 столбика и запишите в тетрадь. (Слайд 7)

Жилин Костылин

ходит по аулу спит

всматривается

Скучает

Считает дни

Выпытывает информацию

Рукодельничает ждет ответ на письмо

2. - Как называется выразительное средство, которое используется при описании героев? (Антитеза)

Что такое антитеза?

(Антитеза - противопоставление, противоположность)

Какие изобразительно – выразительные средства вы еще знаете?

(- метафора; - эпитет; - сравнение)

2. Сейчас мы это проверим. Игра «Отгадай-ка!». (Слай8)

«По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)

«… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)

3-4. -Самостоятельно найдите примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа и запишите. (3-4примера)

5.–Составьте синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин) (Слайд 9)

7. Контроль.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» (Слайд 10)

(Дети заполняют таблицу)

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо,

чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I . Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II . «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым

или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III . Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый,

решительный,

способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться

(ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и

дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу,

собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый;

человек дела.

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4. Мнение татар о Жилине

Жилин завоевал уважение детей и

взрослых:

«Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».

V . Побег

Жилин проявляет волю, мужество,

находчивость, стойкость,

активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет

эгоизм, слабость.

8.Домашнее задание. (Слайд11)

Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

9. Рефлексия (Слайд12)

1. Значимость темы

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы….

Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

Сделать правильный выбор друзей;

Понимать внутренний мир человека.

Офицер Костылин является в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» ярким второстепенным персонажем. Он полная противоположность главному герою Ивану Жилину как во внешности (первый — сухой, стройный и подтянутый, второй — грузный, толстый и одутловатый), так и по характеру.

Если Жилин настоящий герой и образец мужества и чести, то Костылин — довольно подлый, эгоистичный и слабовольный человек, который ради собственной выгоды не побрезгует предательством.

Характеристика героя

("Пришёл работник, и идёт за ним человек какой-то, толстый, босиком и ободранный; на ноге тоже колодка " - так с Жилиным оказывается в плену другой офицер — Костылин)

Костылин - богатый и влиятельный русский офицер дворянского происхождения, имеющий достаточно высокий ранг для того, чтобы начальство разрешило ему отпуск. Вместе с Жилиным он отправляется в путь с военным обозом и попадают в плен к татарам. Когда происходит нападение горцев, Костылин имевший при себе ружье, даже не успевает им воспользоваться, потому что потеряв голову от страха, и трусливо бросив товарища на произвол судьбы, пытается убежать. Но его ловят и пленяют, он окончательно раскисает и готов пойти на все условия похитителей, лишь бы получить свободу.

Испуганный и потерянный он сразу же покорно соглашается написать письмо с требованием выкупа за пять тысяч монет, хотя умный и толковый Жилин пытается хотя бы выторговать за это у татар хоть немного еды и чистой одежды. В плену он ведет себя как слабый и бесхребетный человек, не пытающийся ничего предпринимать, и просто ожидающий когда за него заплатят деньги. Жилин начинает вести подкоп, а Костылин даже не пытается ему помочь, пассивно наблюдая за его усилиями. Он ничего не делает, никуда не выходит, в отличие от деятельного и предприимчивого Жилина, и целыми днями или ждет письма из дома с вестями о выкупе, или просто спит.

Во время первого побега изнеженный и не привыкший к трудностям Костылин постоянно ноет и стонет, соглашается, чтобы худой и изможденный Жилин с изрезанными ногами тащил его на себе. В итоге была организована погоня и их поймали. В наказание посадили в глубокую яму в земле, пессимист Костылин окончательно потеряв всякую надежду освободиться, падает духом и покорно ждет своей участи. Когда Костылин пытается бежать второй раз, он отказывается даже вылазить из ямы и не пытается больше преодолевать какие-либо трудности. Жилин удачно совершает второй побег и оправившись после плена продолжает службу на Кавказе, а Костылина освобождают через месяц после того как приходит выкуп, больного, измученного и еле живого.

Образ героя в произведении

("Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит ")

Вся сюжетная линия рассказа Толстого «Кавказский пленник» построена на противопоставлении характеров и поведения двух центральных персонажей: Жилина и Костылина. В сложной жизненной ситуации, в которой они оказались, каждый из них ведет себя по-разному и проявлет скрытые черты своего характера: кто-то храбро и мужественно сражается за свою свободу, кто-то трусливо и пассивно ждет спасения извне. На примере этих героев автор хотел показать читателям каким должен быть настоящий человек, и каким нет.

Даже фамилии для своих героев Толстой выбрал неспроста, ведь Жилин сразу ассоциируется с силой, жилистостью, выносливостью и крепостью, а Костылин перекликается со словом костыль, т.е. со слабым человеком, которому нужна поддержка и опора. Все поступки и поведение Жилина в описываемых в рассказе событиях вызывают уважение и гордость за наш русский народ, а Костылина — осуждение и даже презрение за его трусость, слабость и предательство. Жилин по-настоящему заслужил право быть свободным, ведь он приложил к этому все свои усилия, и Толстой искреннее восхищается его качествами и проявляет к нему искреннюю симпатию. И наверное неспроста в название рассказ вынесено слово «пленник» в единственном числе, ведь конечно же Жилину, и уж никак не Костылину, посвящено данное повествование.

Для раскрытия идеи рассказа «Кавказский пленник» важна сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Эти герои противопоставлены друг другу во многих аспектах, что позволяет сказать, что Жилин - сильный и смелый человек, а Костылин - эгоистичный и слабый.

Краткие сведения

При сравнении персонажей важно отметить их происхождение: Жилин был из бедной семьи, а Костылин принадлежал к дворянскому роду и имел довольно много денежных средств для существования. Эта характеристика важна, потому что автор рассказа «Кавказский пленник» показывает, что и бедняк, и богач оказываются в плену у татар. Происхождение является следствием того, что Жилин - худенький и удалой мужик, а Костылин - грузный, ему трудно передвигаться, что и становится одной из причин неудачных побегов из плена.

Нравственные качества

Характеры Жилина и Костылина полностью противопоставлены в произведении:

Жилин

Костылин

Отношение к предательству

Не готов бежать из плена один: «Бросить товарища не годится»

Бросает Жилина в начале произведения, чтобы спастись самому

Отношение к другим людям

Поведение дружелюбное, Жилин помогает татарам: чинит предметы, мастерит куклы

Эгоист, думает только о себе. На протяжении всего произведения не показаны моменты общения Костылина с окружающими людьми

Отношение к выкупу

Сбавляет цену (500), не пишет домой, понимая, что у матери нет таких больших денег

Пишет два письма, чтобы за него дали выкуп татарам (3000)

Вера в спасение

Каждый раз придумывает новый план побега

Не верит в то, что он выберется из плена, нет ни одного поступка, направленного на освобождение

Сила духа

Никакие препятствия не мешают Жилину осуществить свой план и выбраться на свободу

Не хочет предпринимать какие-либо попытки, чтобы сбежать. Физическая и духовная слабость мешают ему мыслить позитивно

Данная таблица поможет увидеть основные различия Жилина и Костылина, героев рассказа «Кавказский пленник», изучаемого в 5 классе.

Авторское отношение

Лев Николаевич Толстой гордится Жилиным, его силой духа, храбростью и смекалкой. Автор наделяет его положительными качествами: смелость, храбрость, хорошее отношение к окружающим. Костылин же в самом начале произведения выступает как отрицательный персонаж. Бросив Жилина, Костылин все равно оказывается в плену у татар. Жилин не держит зла на Костылина, когда он решает сбежать, он помогает и ему. Из-за отсутствия силы духа Костылин плачется, что больше не может идти. Крики героя привлекают внимание татар, и персонажи вновь оказываются в плену. Жилин не теряет надежды и надеется на спасение, Костылин же не верит в то, что он выйдет на свободу. Он выжидает выкуп.

Жилин и Костылин - противоположные образы. Л. Н. Толстой использует прием антитезы, чтобы показать, каким должен быть человек. Симпатия читателя находится на стороне Жилина, смелого офицера, который, несмотря на жизненные трудности, не пошел против своих принципов. Жизнь по чести и достоинству - вот его основные качества.

Авторское отношение ярко выражено в фамилиях персонажей. Жилин - стремящийся к жизни, человек жилистый, сильный и храбрый, готовый на все ради спасения; Костылин - костыль, который не может ничего сделать без помощи других, он только тормозит Жилина во время побега.

Отношение к героям видно и из финала рассказа: Жилину удается благодаря помощи Дины выбраться на свободу, а Костылина все же выкупили и увезли домой чуть живого.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина», рассмотрит образы, которые противопоставлены друг другу в отношении к жизни, к дружбе и любви.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Учитель: Аратова Г.Б.,МКОУ Андреевской СШ

План-конспект урока русской литературы в 5 классе (ФГОС)

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Цель: Дать сравнительную характеристику героев

Задачи:

1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

3. Воспитывать грамотного читателя.

Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления

Ход урока:

    Организационный этап

    Проверка домашнего задания

Домашнее задание – составить план рассказа

    Мотивация учебной деятельности

1. Работа над эпиграфом

Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

(47 лет)

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

Прочитайте эпиграф.

Почему война не сказка?

Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

    Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

    В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

    Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

    Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)

    А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)

4. Работа по новой теме

а). Приемы составления характеристики героев

(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)

Приемы составления характеристики литературных героев:

Внешние черты (портрет);

Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

Характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

- Сравним Жилина и Костылина.

Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

I . Портрет

Найдите в тексте описание героев;

О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II . «Говорящая» фамилия

Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

Какой наш герой? (слабый).

III

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Рукодельничает;

Изучает местность, так как думает о побеге;

Общается с Диной;

Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Костылин – «смирный».

V . Побег

Расскажите об этом.

Как вели себя герои?

5. Применение знаний

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I . Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II . «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III . Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV . В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4.Мнение татар оЖилине

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».

V . Побег

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

6.Информация о домашнем задании

1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)

2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

1. Значимость темы

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

Сделать правильный выбор друзей;

Понимать внутренний мир человека.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта