Главная » Мода » Никитин, сергей алексеевич. Первые красавицы московии — реконструирован подлинный облик великих княгинь и цариц Сергей никитин главный специалист рф антропологической реконструкции

Никитин, сергей алексеевич. Первые красавицы московии — реконструирован подлинный облик великих княгинь и цариц Сергей никитин главный специалист рф антропологической реконструкции

Серге́й Алексе́евич Ники́тин (род. 3 мая 1950, Москва) — советский и российский эксперт- , известный методом . Создал изображения , а также московских цариц и великих княгинь (чьи захоронения раньше находились в Вознесенском монастыре в Кремле, а после того, как он был снесён большевиками, с 1929 года в Архангельском соборе); участвовал в уточнении обстоятельств смерти .

Биография

Закончил . Эксперт высшей квалификационной категории, главный специалист Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы. Разработал методики сравнительного исследования фотоизображения лица и черепа, а также графического построения портрета по черепу с использованием компьютерных программ. 37 лет работает над усовершенствованием методик реконструирования как портрета, так и самого черепа; продолжает поиск зависимостей лица и его деталей от строения черепа.

В Бюро судебно-медицинской экспертизы работает с 1973 г. после окончания института, в котором проходил подготовку по судебной медицине на кафедре судебной медицины (в научном студенческом кружке, затем в субординатуре, в 1975 году закончил клиническую ординатуру).

Реконструкция С. А. Никитина по черепу лётчика В. Я. Косорукова, героически погибшего под Москвой в ноябре 1941

В 1972—1975 гг. в лаборатории начал заниматься антропологической реконструкцией (восстановлением головы по черепу). В 1973—1982 гг. работал в танатологических отделениях и в медико-криминалистическом отделении Бюро, с 1982 г. работает в медико-криминалистическом отделении, в 1976—1981 гг. был консультантом отдела реконструкции лица по черепу ЦНИКЛ МВД СССР. В этот период разработал методику, которая легла в основу комбинированного графического метода реконструкции, успешно применяемого по сей день.

По заданию Бюро СМЭ и НИИ СМ МЗ СССР выезжал в служебные командировки для экспертной оценки эксгумированных трупов. Принимал участие в научно-практических разработках с ВНИИ авиационной и космической медицины. В 1984—2006 гг. выполнял исследования для кафедры археологии МГУ, Жуковского ГК ВЛКСМ, научного отдела истории пещер Киево-Печерского ГИКЗ, Института мировой литературы, археологического отдела Московского Кремля, клуба Дмитрия Шпаро, Московской Патриархии, института археологии РАН, ассоциации «Военные мемориалы», Государственного архива РФ, подготовил 5 специалистов в области антропологической реконструкции.

В 1994 году произвел портретную экспертизу по факту обнаружения останков царской семьи, участвовал в работе правительственной комиссии. В январе 1995 года по поручению министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ был командирован в Моздок для организации исследований останков неизвестных, погибших в начале вооруженного конфликта в Чеченской республике. Проводил экспертизы по фактам террористических актов в Москве и Беслане.

Выступал с докладом на 52-м съезде Американской академии судебных наук (США, г. Рено, февраль 2000). На международном конкурсе специалистов в области антропологической реконструкции в США (март 2000) выполнил контрольное восстановление портрета по черепу с лучшим результатом.

Портреты, реконструированные Никитиным

Выполнил 580 скульптурных и графических портретов для розыскных целей и 28 скульптурных портретов исторических личностей. Портреты, реконструированные Никитиным, экспонируются в музеях Москвы, Екатеринбурга, Киева, Тикси, Тарусы, Алексина, Мурома, Норильска, Суздаля.

Антропологическая реконструкция

Сотни и тысячи имен князей и воинов, монахов и архитекторов, купцов и политиков, Великих княгинь и цариц хранят русские летописи. Изучая по письменным источникам их дела, невольно задумываешься: какими же были эти люди, оставившие нам плоды своего труда и военных подвигов, таланта и мысли.

Русскому средневековому искусству были чужды светские сюжеты. Портреты исторических персонажей появляются только в конце XVII в. Создание в середине XX в. отечественной школы антропологической реконструкции и работы ее основателя М.М. Герасимова (см. «Биология», № 8/2003) совершили чудо. Сегодня мы можем вглядеться в лица Ярослава Мудрого, князя Андрея Боголюбского и Тимура, царя Ивана IV и его сына Федора.

К настоящему времени реконструированы исторические личности: исследователь Крайнего Севера Н.А. Бегичев, Нестор-летописец, первый русский врач Агапит, первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, архимандрит Поликарп, Илья Муромец, Софья Палеолог и Елена Глинская (соответственно, бабушка и мать Ивана Грозного), Евдокия Донская (жена Дмитрия Донского), Ирина Годунова (жена Федора Иоановича). Проведенное в 1986 г. восстановление лица по черепу летчика, погибшего в 1941 г. в боях за Москву, позволило установить его имя. Восстановлены портреты Василия и Татьяны Прончищевых, участников Великой северной экспедиции.

В декабре 1994 г. в Москве были начаты исследования останков греческой принцессы Софьи Палеолог, второй жены великого московского князя Ивана III, скончавшейся в 1503 г. Она была похоронена в массивном белокаменном саркофаге в усыпальнице Вознесенского собора в Кремле рядом с могилой Марии Борисовны, первой супруги Ивана III. На крышке саркофага острым инструментом процарапано «Софья».

Некрополь женского Вознесенского монастыря на территории Кремля, где в XV–XVII вв. хоронили русских Великих и удельных княгинь и цариц после разрушения обители в 1929 г. был спасен музейными работниками. Ныне прах высоких особ покоится в подвальной палате Архангельского собора. Время безжалостно, и далеко не все погребения дошли до нас полностью, но останки Софьи Палеолог сохранились хорошо (почти полный скелет за исключением отдельных мелких костей).

Общий вид Вознесенского собора (2) Московского кремля, XVII в. На плане в правом нижнем углу цифрой 12 обозначено место захоронения Софьи Палеолог

Современные остеологи многое могут определить, изучая древние захоронения, – не только пол, возраст и рост людей, но и болезни, перенесенные ими в течение жизни, и травмы. После сопоставления черепа, позвоночника, крестца, костей таза и нижних конечностей, с учетом примерной толщины отсутствующих мягких тканей и межкостных хрящей, удалось выяснить, что Софья была невысокого роста, около 160 см, полная, с волевыми чертами лица. По степени зарастания швов черепа и изношенности зубов биологический возраст Великой княгини был определен в 50–60 лет, что соответствует историческим данным. Вначале ее скульптурный портрет вылепили из специального мягкого пластилина, а затем изготовили гипсовую отливку и тонировали ее под каррарский мрамор.

Вглядываясь в лицо Софьи, убеждаешься: такая женщина действительно могла быть активной участницей событий, о которых свидетельствуют письменные источники. К сожалению, в современной исторической литературе нет подробного биографического очерка, посвященного ее судьбе.

Скульптурный портрет Софьи Палеолог (реконструкция по черепу С.А. Никитина)

Жизнеописание Зои (Софьи – как звали ее на Руси) Палеолог удалось воссоздать, собирая сведения по крупицам. Но и сегодня неизвестна даже точная дата ее рождения (где-то между 1443 и 1449 гг.).

Дочь Морейского деспота Фомы, чьи владения занимали юго-западную часть полуострова Пелопоннес, была племянницей последнего византийского императора Константина XI, погибшего в 1453 г. на стенах Константинополя при защите города от турок. Под ударами армии султана пала и Морея. Фома перебрался сначала на остров Корфу, затем в Рим, где вскоре умер. Здесь, при дворе главы католической церкви, воспитывались дети Фомы – Зоя и два ее брата, Андреас и Мануил.

Судьбы представителей некогда могущественной династии Палеологов сложились трагично. Принявший мусульманство Мануил умер в нищете в Константинополе. Андреас, мечтавший возвратить былые владения семьи, так и не достиг цели. Старшая сестра Зои – Елена, сербская королева, лишенная трона турецкими завоевателями, окончила свои дни в одном из греческих монастырей. На этом фоне судьба Зои Палеолог выглядит благополучной.

Папе Римскому удалось выдать ее замуж за Великого московского князя Ивана III (он овдовел в 1467 г.). Переговоры тянулись три года, т.к. русский митрополит этому браку воспротивился. Однако воля князя возобладала, и 24 июня 1472 г. большой обоз Зои Палеолог выехал из Рима.

Греческая принцесса пересекла всю Европу: из Италии на север Германии, в Любек, куда кортеж прибыл 1 сентября. Дальнейшее плавание по Балтийскому морю оказалось трудным и продолжалось 11 дней. Из Колывани (так в русских источниках тогда назывался Таллин) в октябре 1472 г. процессия направилась через Юрьев (ныне Тарту), Псков и Новгород в Москву. Столь длинный путь пришлось проделать из-за плохих отношений с Польским королевством – удобная сухопутная дорога на Русь была закрыта.

Лишь 12 ноября 1472 г. Софья въехала в Москву, где в тот же день произошли ее встреча и венчание с Иваном III. Так начался «русский» период в ее жизни.

«Софья» – надпись, процарапанная на крышке саркофага, где погребена Великая княгиня

Под влиянием Софьи Палеолог и ее греко-итальянского окружения активизируются русско-итальянские связи. Великий князь Иван III приглашает в Москву квалифицированных архитекторов, врачей, ювелиров, мастеров монетного дела и изготовителей оружия. По решению Ивана III иноземным зодчим была доверена перестройка Кремля, и сегодня мы любуемся памятниками, появлению которых в столице обязаны Аристотелю Фиорованти и Марко Руффо, Алевизу Фрязину и Антонио Солари. Поразительно, но многие сооружения конца XV – первых лет XVI в. в древнем центре Москвы сохранились такими же, какими были и при жизни Софьи Палеолог. Это храмы Кремля (Успенский и Благовещенский соборы, церковь Ризоположения), Грановитая палата – парадный зал великокняжеского двора, стены и башни самой крепости.

Западноевропейской женщине было трудно постигать законы чужой страны со своими традициями и иной шкалой духовных ценностей. Происхождение и воспитание Софьи Палеолог, несчастья, постигшие семью отца, долгое пребывание греческой принцессы при дворе Папы Римского не могли не оказать влияния на ее характер.

Сила и независимость его особенно ярко проявились в последнее десятилетие жизни Великой княгини, когда в 80-е гг. XV в. в династическом споре при дворе московского государя сложились две группировки феодальной знати. Предводителем одной стал наследник престола князь Иван Молодой, сын Ивана III от первого брака. Вторая образовалась в окружении «грекини». Лишь окончательное падение Дмитрия (внука Ивана III от первого брака) и его матери (в 1502 г. они были посажены в тюрьму, где умерли) поставило точку в этом затянувшемся споре.

Фрагмент пелены 1498 г. с изображением Великой княгини Софьи Фоминишны (предположительно)

Из Софийской летописи дошло до нас интересное свидетельство: в период переговоров о браке Ивана III и Софьи Палеолог одно из посольств доставило Великому князю портрет невесты. Появление живописного произведения на незнакомой со светским искусством Руси потрясло людей. И впервые столкнувшийся с подобным явлением летописец так и не смог отрешиться от церковной традиции и назвал портрет иконой: «...а царевну на иконе написану принесе». Судьба картины неизвестна. Скорее всего, она погибла при одном из многочисленных пожаров Кремля. Не сохранилось никаких изображений Софьи и в Риме, хотя гречанка провела при папском дворе около десяти лет. Так что мы, видимо, никогда не узнаем, какой она была в молодости.

Скульптурный портрет Ивана IV, воссозданный скульптором М.М. Герасимовым

Скульптурный портрет-реконструкция воскрешает ее облик в последние годы жизни. И сегодня есть удивительная возможность сравнить облик Софьи Палеолог и ее внука, царя Ивана IV Васильевича, скульптурный портрет которого воссоздан М.М. Герасимовым еще в середине 1960-х гг. Хорошо видно: овал лица, лоб и нос, глаза и подбородок у Ивана IV почти такие же, как у его бабушки. Изучая череп грозного царя, М.М. Герасимов выделял в нем значительные признаки средиземноморского типа и однозначно связывал это с происхождением Софьи Палеолог.

Антропологическая реконструкция в судебно-медицинской практике

Разработанные школой М.М. Герасимова методики антропологического восстановления успешно применяют и при раскрытии уголовных преступлений.

Судебная медицина – чисто прикладная отрасль медицины, появившаяся и существующая исключительно из-за потребностей оперативно-следственной практики. Проведенная реконструкция помогает решить интересующие следователя вопросы о внешнем облике неизвестного, о его возрасте, стоматологическом статусе, возможных следах давних травм.

Конечно этот портрет приблизителен. Но, как свидетельствует многолетняя следственная и экспертная практика, вполне пригоден и абсолютно необходим для ориентировочного опознания, что значительно облегчает розыск, сужая круг проверяемых лиц.

Реконструкция головы человека по черепу стала одним из обязательных видов экспертиз, исследований и технических приемов в практике Московского бюро судебно-медицинской экспертизы. Единственным препятствием в широком распространении этого вида экспертизы является крайне ограниченное количество специалистов в данной области. И все-таки число таких экспертиз растет. Например, в 1995 г. их было выполнено 15, а в 2000 г. – 67.

Восстановлению зачастую предшествует предварительное исследование представленной на экспертизу головы, как правило, сильно измененной. Это позволяет получить дополнительную информации о неизвестном человеке. Например, увидеть строение ушных раковин, обнаружить родимое пятно или рубец. Основная сложность при восстановлении внешнего облика, как и в этнологической практике, связана с состоянием черепа, поэтому работа часто начинается с его реконструкции, если она возможна.

В арсенале российской школы антропологической реконструкции существуют разные методики: пластическая, графическая, компьютерная и комбинированная. Но главное в них – поиск и доказательство закономерностей в форме, размере и положении той или иной детали лица. Для розыскных целей больше подходит графическое построение портрета.

При воссоздании портрета используются различные методики. Это и разработки М.М. Герасимова по построению век, губ, крыльев носа и методика Г.В. Лебединской, касающаяся воспроизведения профильного рисунка носа. Методика моделирования общего покрова мягких тканей с применением калиброванных толстотных гребней позволяет более точно и заметно быстрее воспроизводить покров.

На основе нашей методики сопоставления внешнего вида деталей лица и подлежащей части черепа специалистами Экспертно-криминалистического центра МВД Российской Федерации был создан комбинированный графический метод. Установлена закономерность положения верхней границы роста волос, выявлена определенная связь постановки ушной раковины со степенью выраженности «надсосцевидного гребня». В последние годы разработан метод определения положения глазных яблок. Выявлены признаки, позволяющие определять наличие и степень выраженности эпикантуса (монголоидная складка верхнего века).

Во всех случаях при выявлении предполагаемого лица проводится сравнительное исследование восстановленного портрета, прижизненной фотографии и черепа. Это позволяет получить информацию, необходимую для дальнейшего развития и объективизации методики антропологической реконструкции.

Наверное это глупо, но мне всегда было интересно, как выглядели те, кто жил до нас. Были ли они другими, не похожими на нас. Судя по этим реконструкциям, внешне человечество за последние несколько тысяч лет не изменилось.

" Однако надо отметить, что мы намеренно избегаем изображать какие-либо эмоции на реконструкциях; воспроизводим лишь то, что удается увидеть на черепе. Можно ведь так увлечься "созданием образа", что физические признаки лица просто потеряются, т.е. художники преднамеренно "искажают" - увеличивая или уменьшая - ту или иную черту лица для большей выразительности. Для нас каждый череп строго индивидуален, а методика воспроизведения черт внешности по костным структурам точна и выверена до мелочей... Мы - не художники, результат нашей работы, скульптурный или графический портрет, не является произведением искусства. Именно поэтому восстановление лица по черепу широко применяется в судебной практике... " (Из статьи Т.С. Балуевой).

ПРИМЕРНО ТАК 5.5 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД ВЫГЛЯДЕЛИ ЛЮДИ.Встретила бы на улице-не обратила внимания. Абсолютно заурядная морда.
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Коскудук, Западный Казахстан (энеолит, 2-я половина 4 тыс. до н.э.)

Автор Л.Т. Яблонский "Мужчина Ямной культуры"
Оренбургская область, могильник Болдырево I,
Ямная культура. Конец III тыс. до н.э.
БОЛЬШЕ 4 ТЫСЯЧ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД! ОН БЫ СЕГОДНЯ МОГ В ГОЛЛИВУДЕ СНИМАТЬСЯ

Килур - царь скифов. II век до н.э.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1946 году.

Скифы - степные кочевники, известные с VII в. до н.э. по IV в. н.э. и занимавшие территорию от Средней Азии до Дуная. Центром скифской державы были степи Причерноморья, где жили «царские скифы», известные богатыми погребениями в курганах с конями, оружием и множеством золотых и серебряных украшений в особом «зверином» стиле. В конце III века до н.э. под натиском сармат скифы отступили в Крым, где недалеко от Симферополя основали новую столицу - Неаполис Скифский. Скифское царство в Крыму достигло расцвета во II-I веках до н.э

. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Гумаровских курганов, Южное Приуралье, (скифский период. 7 век до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Рудаки - таджикский поэт. Х век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1957 году.

Абу-Абдулло Джафар Рудаки (860-х - 941 год) - родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджруд. По преданию был слепым от рождения. Прославился как певец, музыкант и поэт. Был приближен ко двору правителей Бухары, но к концу жизни впал в немилость и умер на родине в нищете. До нас дошла лишь малая часть его стихов.
В 1956 году М.М. Герасимову предложили найти могилу и создать скульптурный портрет Рудаки. . Анализ ранних стихов показал, что в них есть множество красочных описаний, в более поздних зрительные образы отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте. В «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых останки можно было считать принадлежащими поэту. Затем он выехал в кишлак Панджруд, где на старом кладбище могилу Рудаки. Череп был без зубов. Скелет принадлежал человеку 75-78 лет. Судя по форме шейных позвонков он держал голову откинутой назад, как ходят слепые. При изучении глазниц обнаружена атрофия их верхнего края и глазничного нерва, но глазное яблоко разрушено не было. Это говорит о том, что он был ослеплен в возрасте около 60 лет. На скелете найдены следы заживших переломов ребер.

Ярослав Владимирович Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова по черепу.

Яросла́в Влади́мирович, Яросла́в Му́дрый; (978 — 1054) великий князь Киевский.
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием.
При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».

Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Портрет великого князя Андрея Боголюбского (реконструкция М.М. Герасимова,
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва)

Андре́й Ю́рьевич Боголю́бский (ум. 29 июня 1174) — великий князь Владимирский. Сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича.
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна. Антропологическая реконструкция С. А. Никитина.

Евдоки́я Дми́триевна (1353—1407) — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Донского Ивановича

Тимур / Тамерлан (1336-1405 гг.) Реконструкция М. М. Герасимова, 1941 г.

София Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 г.

Софи́я Фоми́нична Палеоло́г, она же Зоя Палеологиня (1455 — 1503) — великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов.

Хан Махмуд (1420-х -1460-х годов).Основатель Казанского царства.
Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1994 году.

Хан Махмуд (начало 1420-х - начало 1460-х годов) происходил из династии прямых потомков Чингис-хана. Его отец, хан Золотой Орды Олуг-Мухаммед, правил недолго, был свергнут и бежал. В 1439 году Олуг-Мухаммед совершил набег на Москву, но москвичи выдержали осаду и отбились. В этом походе еще юношей участвовал и Махмуд. Летом 1445 года ордынцы под командованием сыновей Олуг-Мухаммеда Махмуда и Якуба разбили под Суздалем войско великого князя Василия II, захватили в плен его самого и освободили только после уплаты выкупа. Той же осенью Махмуд захватил столицу Волжской Булгарии город Казань и основал Казанское ханство. Опасаясь своих родственников, боровшихся за власть в Золотой Орде, Махмуд восстановил мирные отношения с Московским государством. Даты его жизни неизвестны, но по летописным сведениям он умер в начале 1460-х годов в возрасте около 40 лет.


Елена Глинская. Реконструкция по черепу, С. Никитин

Елена Васильевна Глинская (1508 — 1538) — великая княгиня Московская и всея Руси, дочь князя Литовского Василия Львовича Глинского, жена великого князя Московского и всея Руси Василия III, мать Ивана IV — великого князя Московского и всея Руси, первого Царя всея Руси. Правила на Руси в качестве регента малолетнего сына Ивана IV после смерти мужа Василия III в течение 1533—1538 годов.

Скульптурный портрет Ивана Грозного, реконструкция по Герасимову.

Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным, по прямому имени Тит и Смарагд.(1530 — 1584,) — великий князь московский и всея Руси. Первый царь всея Руси
Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров.

Царица Ирина Фёдоровна, урождённая Годунова, в иночестве Александра (1557 — 1603) сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича, номинальная правительница на русском престоле после смерти Фёдора І Иоанновича и до избрания царём Бориса Годунова с 16 января по 21 февраля 1598 года.

Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный, (1557 — 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

Реконструкция облика по черепу, академик М. М. Герасимов.

Фёдор Фёдорович Ушако́в (1745 - 1817) — русский флотоводец, адмирал), командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800).
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен

Реконструкция В.Н. Звягина, создана в 1992 году.

Витус Йонассен Беринг (1681 - 1741 гг.) - мореплаватель, капитан-командор русского флота. Выходец из Дании. Начал плавать на кораблях с 14 лет. После приглашения на русскую службу плавал на Балтийском и Азовском флотах. С 1725 года он возглавил Первую и Вторую Камчатские экспедиции. Различными отрядами экспедиции было обследовано все северное побережье России от Архангельска до Чукотки, предприняты плавания к берегам Северной Америки, к Алеутским, Курильским островам и Японии. Витус Беринг открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем, ряд Алеутских и Командорские острова. Именем Беринга названо море в северной части Тихого океана. Он умер на обратном пути, во время зимовки на острове, носящем его имя.
В 1991 году российско-датская археологическая экспедиция нашла захоронение Беринга и пяти членов его команды. Капитан-командор был похоронен в гробу, что позволило установить принадлежность останков именно ему. В 1992 году его останки были перезахоронены в отдельной могиле, на которой установлены деревянный крест и надгробная плита с памятной надписью.

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон (Caroline Wilkinson) создала реконструкцию лица немецкого композитора XVIII века Иоганна Себастьяна Баха. Бронзовый бюст Баха с марта можно видеть в доме-музее композитора на его родине в Эйзенахе, Тюрингия, сообщает Reuters.

Реконструкция Уилкинсон, профессора университета Данди, не слишком напоминает известные портреты композитора. Впрочем, на них его изображали неизменно в парике. Голова Баха, по версии Уилкинсон, массивна, черты лица композитора крупны, у него широкий и высокий лоб, большие уши, основательный подбородок и выдающаяся нижняя губа. Директор эйзенахского музея Йорг Хансен (Joerg Hansen) в интервью Reuters сказал, что новый портрет Баха соответствует тому, что о нем писали современники: композитор был энергичен и подвижен.

Останки Баха были эксгумированы в 1894 году, а в 1908 году скульпторы впервые попытались воссоздать его облик,


Было сделано 3D-сканирование черепа. Результат был направлен в университет Данди, где мышцы и кожа были смоделированы Кэролайн Уилкинсон, профессором Craniofacial и группой ученых из Университета Данди. Используя компьютерную программу стереолитографии была восстановлена внешнось Ричарда 3.

Ри́чард III (1452-1485) — король Англии с 1483 года из династии Йорков, последний представитель мужской линии Плантагенетов на английском престоле. В битве при Босворте (1485) потерпел поражение и был убит. Один из двух королей Англии, погибших в бою


Реконструкцию лица Генриха IV, сделанную на основе найденного черепа.
Генрих (Анри) IV Великий,Генрих Наваррский, Генрих Бурбон, (1553- 1610,) — король Франции с 1589 года, основатель французской королевской династии Бурбонов

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.

Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.

Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II - III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.




Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени. При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени. Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан

Закончил . Эксперт высшей квалификационной категории, главный специалист Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы. Разработал методики сравнительного исследования фотоизображения лица и черепа, а также графического построения портрета по черепу с использованием компьютерных программ. 37 лет работает над усовершенствованием методик реконструирования как портрета, так и самого черепа; продолжает поиск зависимостей лица и его деталей от строения черепа.

В Бюро судебно-медицинской экспертизы работает с 1973 г. после окончания института, в котором проходил подготовку по судебной медицине на кафедре судебной медицины (в научном студенческом кружке, затем в субординатуре, в 1975 году закончил клиническую ординатуру).

В 1972-1975 гг. в лаборатории Михаила Герасимова начал заниматься антропологической реконструкцией (восстановлением головы по черепу). В 1973-1982 гг. работал в танатологических отделениях и в медико-криминалистическом отделении Бюро, с 1982 г. работает в медико-криминалистическом отделении, в 1976-1981 гг. был консультантом отдела реконструкции лица по черепу ЦНИКЛ МВД СССР. В этот период разработал методику, которая легла в основу комбинированного графического метода реконструкции, успешно применяемого по сей день.

По заданию Бюро СМЭ и НИИ СМ МЗ СССР выезжал в служебные командировки для экспертной оценки эксгумированных трупов. Принимал участие в научно-практических разработках с ВНИИ авиационной и космической медицины. В 1984-2006 гг. выполнял исследования для кафедры археологии МГУ, Жуковского ГК ВЛКСМ, научного отдела истории пещер Киево-Печерского ГИКЗ, Института мировой литературы, археологического отдела Московского Кремля, клуба Дмитрия Шпаро, Московской Патриархии, института археологии РАН, ассоциации «Военные мемориалы», Государственного архива РФ, подготовил 5 специалистов в области антропологической реконструкции.

В 1994 году произвел портретную экспертизу по факту обнаружения останков царской семьи, участвовал в работе правительственной комиссии. В январе 1995 года по поручению министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ был командирован в Моздок для организации исследований останков неизвестных, погибших в начале вооруженного конфликта в Чеченской республике. Проводил экспертизы по фактам террористических актов в Москве и Беслане.

Выступал с докладом на 52-м съезде Американской академии судебных наук (США, г. Рено, февраль 2000). На международном конкурсе специалистов в области антропологической реконструкции в США (март 2000) выполнил контрольное восстановление портрета по черепу с лучшим результатом.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта