Главная » Мода » Микула селянинович и его золотая сошка. Кем был герой былин Микула Селянинович

Микула селянинович и его золотая сошка. Кем был герой былин Микула Селянинович

Доклад 7 класс.

Микула Селянинович - персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьян­скую силу, силу русского народа. Микула Селянинович встре­чается в двух былинах: о Вольге и Святогоре. В былине о Свя- тогоре он является носителем чудесной сумочки, в которой заключается тяга земная; в былине о Вольге он - чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружи­на Вольги. У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и по­следняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с зада­нием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной ру­кой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», кото­рая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

Интересно проследить возникновение образа Микулы Селя­ниновича в народном сознании. Народ представлял себе полет гуч паханием на небе - молния рассекает небо так, как плуг землю, то есть труд землепашца Микулы сравнивается с работой определенной божественной силы. Само имя Микула заимство­вано у святого Николая, но под ним скрывается древнее божест­во грома и молнии. Микула Селянинович (каким он предстает в былинах) сильно напоминает собою германского бога Тора, ко­торый тоже является покровителем земледельцев. Страшная сила Микулы, сопоставление со Святогором и другие черты, которы­ми он наделен, показывают, что тип его, как и тип Святогора, сложился под влиянием образа какого-нибудь титанического существа, бывшего, вероятно, олицетворением земли или бога - покровителя земледелия. На это указывает особенно сумочка с тягой земли, с которой изображается Микула и которая, очевид­но, есть не что иное, как образ земли. Но сам он уже представля­ет не землю как стихию, а идею оседлой земледельческой жизни, в которой он и предтавляет свою силу и значение.

Толкование образа Микулы в науке очень различно. Из­вестный русский ученый Буслаев, занимавшийся изучением русского фольклора, считал, что Микула - представитель оседлой, земледельческой жизни, и в основе его образа лежит представление о титаническом существе: божестве земли или земледелия. Другой ученый-фольклорист Орест Миллер видит в Микуле грозовое божество и сопоставляет его со скандинав­ским богом Тором, который является покровителем земледе­лия. Кобыла Микулы по Оресту Миллеру - туча. Еще один русский ученый Владимиров сомневается в существовании в образе Микулы каких-нибудь заимствованных черт и считает его поэтической идеализацией паханья, полагая, что в основе былины о Микуле Селяниновиче лежит земледельческий миф о том, что труд пахаря является трудом человека-кормильца, наиболее близкого к земле, к природным корням.

В самой известной из дошедших до нас былин «Вольга и Микула Селянинович» Микула в своем роскошном наряде представляется не мужиком-пахарем, а скорее каким-нибудь царевичем или боярином, взявшимся для виду за соху и разыг­рывающим из себя земледельца. Узнав от Вольги, что он едет за данью, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужи­кам и-ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбой­никами. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов. Больших результатов в науке достиг­ло изучение бытовой стороны былины, обнаружившее ее се­верно-русское (вероятно, новгородское) происхождение. К бы­товым чертам относятся: 1) картина северной пахоты в губерниях Новгородской, Псковской, Олонецкой и других, где пашни иногда сплошь усеяны валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешики сохи, то крупными, которые приходится огибать при паханье (сравните описание пахоты Микулы Селяниновича); 2) употребление сохи, а не плуга;

3) сеянье ржи, а не пшеницы; 4) езда Микулы Селяниновича за солью, объясняемая новгородскими бытовыми условиями;

5) столкновение его с ореховцами иногда из-за соли: Орехо- вец- древнее название нынешнего Шлиссельбурга на Неве, где новгородцам приходилось покупать привозную соль;

6) упоминание реки Волхов в одном варианте былины; 7) нако­нец, личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Изучение словарного состава былины показывает, что читаемый нами вариант фольк­лорного произведения появился не так давно, примерно в XV веке. Об этом ученые узнали, исходя из анализа такого эпи­зода: Микула покупает соль на серебряные гроши, а именно в XV веке у новгородцев на место старой денежной системы по­шли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские.

Вопросы по докладу:

1) Кем предстает в былинах Микула Селянинович?

2) Какие былинные сюжеты о Микуле Селяниновиче дош­ли до нас? Перескажи один из сюжетов.

3) С какими образами связывался в народном сознании образ Микулы?

4) Почему ученые-фольклористы считают, что былина «Вольга и Микула Селянинович» появилась на севере России, скорее всего в Новгороде?

5) Когда появился дошедший до нас вариант былины «Вольга и Микула Селянинович»? Свою точку зрения поясни.

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Микула Селянинович - особый былинный герой. Это легендарный пахарь, земледелец. Прозвище Селянинович образовано от существительного село. Оно указывает на то, что Микула - сельский житель. Он оратай - так в старину называли пахарей. Микула Селянинович олицетворяет крестьянскую силу - силу русского народа. О нём сложено много сказаний.
В одной из былин он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Когда тот не справился с заданием, Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой и объясняет, что в ней находится «вся тягость земная» и поднять её под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
Во всех былинных сказаниях это умный, неимоверно сильный, но не использующий свою силу во зло человек. Именно на нём, а не на воинах, держится Русь-матушка.
Народная любовь к богатырю-пахарю проглядывает даже в описании внешности Микулы:
А у оратая кудри качаются,



Так же поэтично и подробно описывается нарядная одежда, в которой вышел богатырь в поле: сафьяновые сапожки, шляпа пуховая, бархатный кафтанчик. Для Микулы Селяниновича любимая работа - праздник.
Все былины складывались простым трудовым народом. И, конечно, через былинные песни сказителям очень хотелось показать не только ратные подвиги богатырей, но и красоту, величие человека, который занимается повседневным крестьянским трудом.
Сравнительная характеристика Вольги и Микулы Селяниновича.
В былине о князе Вольге Всеславьевиче и пахаре Ми- куле Селяниновиче сравниваются и сопоставляются эти два богатыря. В ком же из них больше достоинств?
Князь Вольга получил от своего дяди, великого князя Владимира, три города и отправился туда со своей храброй дружиной, чтобы получить дань. Выехали они в чисто поле и услыхали песню оратая за работой на пашне:
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почирикивают.
Больше двух дней добирался Вольга до Микулы после того, как услышал его голос и скрип сохи - вот каким могучим богатырём был этот оратай!
Но это преувеличение использовано в былине не только для того, чтобы показать богатырскую силу пахаря. Гипербола подчёркивает, каких колоссальных усилий требует от человека его главный труд - обработка земли. И, конечно же, этим средством выражается гордость за могучих в работе землепашцев.
Целое войско Вольги пытается вытащить из земли соху, с которой легко управляется Микула Селянинович. Когда Вольга и Микула соревнуются в силе, землепашец побеждает всю княжескую дружину. Уважением к Микуле проникается князь Вольга. Он удивлённо спрашивает: «Кто же ты?» Микула отвечает, что он обычный крестьянин, пахарь, который кормит хлебом всю матушку Русь.
Былинный князь Вольга тоже не прост: он и силён, и умён, и славен. К тому же обладает волшебной мудростью, колдовской силой - может обращаться в птиц, рыб, зверей. А обернувшись птицей или зверем, Вольга не теряет свою необыкновенную богатырскую силу.
О Вольге былины рассказывают три интересные истории: о чудесном рождении этого богатыря, о его походе в Индейское царство (в Турец-землю) и о его встрече с пахарем Микулой Селяниновичем, превзошедшим его в «хитростях-мудростях».
Если сравнивать этих двух былинных богатырей, то мы видим, что Вольга во всём проигрывает. Даже конь Вольги уступает в быстроте кобыле Микулы. Сила всей княжеской «дружинушки хороброй» ничтожна в сравнении с силой Микулы Селяниновича. В былине князь Вольга признаёт превосходство Микулы и приглашает его в товарищи.
Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича.
С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря.
Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Скачен жемчуг - значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель - много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл!
Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна - из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом - они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая - он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений.
В былине дано описание работы оратая в поле.
Как орёт в поле оратай - посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А болъшие-то каменья в борозду валит.
Мы находим подробное описание каждой детали:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик то у сошки красна золота.
Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла - из булата; при сохе есть серебряный присошечек - лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается!
И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы - очень сильное, умное, выносливое и преданное животное.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые.
Соловая кобыла - это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай - любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.

Легендарная личность русского пахаря-богатыря Микулы Селяниновича известна из былин новгородского цикла. Образ главного героя наполнен духовной силой, мужеством, любовью к родной земле.

Исторический образ героя

Микула Селянинович был пахарем, наделенным недюжинной силой и, согласно былинам, он был единственным, кто мог поднять «тягу земную». В нем воплощен собирательный образ русского крестьянства, где главную роль играют трудолюбие, уважение к родине, стойкость и непоколебимость перед врагами. Главной жизненной ценностью для народного богатыря является его орудие труда – соха, и любимое занятие — пахота. Перед мощью пахаря меркнут колдовские силы и могущество князей, сила всей дружины. Трудовая доблесть Микулы Селяниновича прославляет простых русских людей, которым чужда лень и слабость, которые трудятся с размахом от рассвета до зари.

Главной жизненной ценностью для народного богатыря является его орудие труда – соха, и любимое занятие — пахота. Перед мощью пахаря меркнут колдовские силы и могущество князей, сила всей дружины.

Характеристика основных качеств

Основными качествами крестьянина Микулы Селяниновича являются невероятная физическая сила, ловкость, любовь к труду, душевная чистота, забота о земле русской, неутомимость. В отличие от известных образов богатырей-защитников, Микула направляет свою необъятную силу в мирное русло, в благодатную почву.

Он с гордостью выполняет свою работу и радостно напевает во время пашни. Для славного богатыря большая честь каждый день обрабатывать землю-матушку, поэтому он приходит на поле в нарядном одеянии и всегда опрятен. Микула бережлив. Забыв однажды в борозде соху, возвращается за ней, по-хозяйски переживая, чтобы прохожий ее не забрал.

Герой былин имеет выразительную внешность: густые кудри, черные брови, ясные соколиные глаза. Для пахаря характерно трепетное отношение к своей кобыле, он ее вырастил с жеребеночка и заботится о ней, ухаживает ежедневно. Отличается крестьянин гостеприимством: он с радостью по окончании пахотного сезона соберет дома гостей, напоит мужичков пивом собственного приготовления. В описании способностей труженика можно отметить гиперболизацию качеств, указанные преувеличения лишний раз подчеркивают любовь народа к Микуле.

Персонаж русских былин

Новгородские былины, воспевающие образ русского пахаря, известны многим с детства. Это «Вольга и Микула Селянинович» и «Святогор и Микула Селянинович».

По сюжету первой былины князь Вольга с дружиной отправляется по русским городам, переданным в его владение князем Владимиром. Встретившись в поле с пахарем Микулой, восхищается его силой и мощью, предлагает отправиться вместе с ними, чтобы противостоять разбою. Крестьянин соглашается. В окончании былины противопоставляется сила князя и его дружины, которые не смогли вытянуть соху из борозды, а богатырская мощь простого Микулы, выдернувшего соху играючи. Существует альтернативная версия концовки, где Микула, отправившись в путь, становится наместником в одном из городов, спасая жизнь Вольге.

В другой былине необыкновенная сила русского труженика сравнивается со способностями великана Святогора. Эпический персонаж древнерусской мифологии Святогор во много раз превосходит Микулу по размерам и мощи, но не способен догнать пахаря в поле за работой и не справляется с его земной ношей.

Личность былинного героя Микулы Селяниновича занимает достойное место среди произведений русского фольклора и вызывает гордость у современников за непоколебимый дух и трудолюбие русского крестьянства.

Микула Селянинович - один из самых любимых русских богатырей. И это неспроста: Микула олицетворяет весь русский крестьянский род.

Это богатырь-пахарь, которого вместе с семьёй очень любит Мать - Сыра Земля. С ней он тесно связан, ведь он её обрабатывает, а она его кормит.

Поэтому биться с Микулой и его родичами нельзя, они находятся под надёжной защитой сил природы.

Крестьянин-воин

По одной из центральных былин о нём, Микула встречается со Святогором - древнейшим богатырём, имеющим в своём облике неземные черты архаического характера. Святогор - фантастический богатырь, сила которого немеряна.

Чтобы в этом убедиться, Микула предлагает ему поднять с земли сумку. Однако Святогор не может этого сделать - как только он пытается поднять суму, он уходит ногами в землю. А сам Микула поднимает сумку одной рукой и говорит, что в ней заключена вся «тягость земная». Это может означать, что русский крестьянин способен одолеть даже природные стихии.

Похожий мотив прослеживается в былине о встрече Вольги и Микулы. Вольга - князь, владеющий тремя городами и многими деревнями. Когда герои встречаются, Микула жалуется Вольге на сборщиков податей, обирающих крестьян до нитки. Вольга наказывает сборщиков, а Микулу забирает к себе в дружину. Войско едет биться, и тут Микула вспоминает, что забыл вытащить из земли свою соху.


Микула Селянович и Вольга фото

Вольга несколько раз посылал своих могучих воинов туда, но они не могли вырвать соху. Тогда за сохой съездил сам Микула и легко выдернул её одной рукой. Микула Селянинович при всей своей связи со славянской мифологией - персонаж достаточно поздний. Его образ сформировался тогда, когда русское крестьянство уже сложилось как сословие и противопоставляло себя остальным социальным классам на Руси.

Противопоставление Вольги и Микулы - это противопоставление знатного князя, родственника Владимира, и простого мужика, причём первый оказывается посрамлён, а второй возвеличен.

Микула и святой Николай

Некоторые исследователи считают, что образ Микулы возник на основе самого популярного в русской культуре святого - Николая Чудотворца. Писатель П. И. Мельников-Печерский приводит в пример народные гулянья на «Николу Вешнего», то есть на весенний церковный праздник в честь святого Николая; на этом празднике народ почитает «оратая» Микулу Селяниновича, в честь которого даже варят брагу.

Скорее всего, древний прообраз Микулы имел какое-то иное имя, которое впоследствии сменилось на христианское. Некоторые учёные даже предполагают, что в имени Микулы сблизились имена Николая и Михаила. Подобное переименование древних божеств и героев - не редкость в русской и других культурах.

«Громовник» Перун почитался после крещения под именем Ильи Пророка; Сельскохозяйственных бог Велес «превратился» в святого Власия; У сербов древний богатырь Святогор «переродился» в Кралевича Марко - правителя, защитника христиан от османских завоевателей. Марко - реальный исторический деятель, однако в народном сознании его образ слился с мифологическими героями.

анним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать дани-подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.

Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь в поле, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведет. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.

Едут молодцы другой день до вечера, так же все пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.

Третий день идет к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладет как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шелком по плечам рассыпаются.

А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Подивился на него Вольга, поклонился пахарю:

Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!

Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?

Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-подати.

Эх, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут все разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди торговые, стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шелковою плеткою. Ну, который стоял, тот сидит, который сидел, тот лежит.

Удивился Вольга, поклонился пахарю:

Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.

Что ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать - других мужиков не обижать.

Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на нее верхом и в путь отправился.

Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:

Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с нее вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.

Послал Вольга трех дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.

Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.

Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.

Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли ее выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст. Полетела соха до облака, упала соха за ракитовый куст, в сырую землю по рукоятки ушла.

Вот подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли бревна дубовые на мосту через речку Ореховец. Чуть взошла дружина на мост, подломились бревна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.

Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку пере прыгнули. Соскочили на тот бережок, да и начали злодеев чествовать.

Пахарь плетью бьет, приговаривает:

Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города хлебом кормят, медом поят, а вы соли им жалеете!

Вольга палицей жалует за дружинников, за богатырских коней.

Стали люди гурчевецкие каяться:

Вы простите нас за злодейство, за хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.

Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.

Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:

Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству?

Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как меня люди чествуют.

Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном...

Еще заря горит, а у пахаря поле колосом шумит.

Темная ночь идет - пахарь хлеб жнет. Утром вы молотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завел. К вечеру созвал народ на почестен пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта