Главная » Мода » Лакей у раневской 4 буквы. Образ и характеристика Фирса (Вишневый сад). Комизм и трагизм персонажа

Лакей у раневской 4 буквы. Образ и характеристика Фирса (Вишневый сад). Комизм и трагизм персонажа

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

А.П.Чехов «Вишнёвый сад. Фирс Фирс - верный слуга, один из второстепенный героев пьесы «Вишнёвый сад» А.П.Чехова. Он очень стар, ему уже 87 лет.«…Жизнь‑то прошла, словно и не жил»,- говорит он.
Долгие годы служит он в доме Раневской и Гаева, ещё их отцу служил. В 1861 году, когда отменили крепостное право, он отказался от свободы: «Тогда я не согласился на волю, остался при господах…». Он даже жалеет то время, когда было крепостноеправо, называя его отмену «несчастьем»: «…А еще бы. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего…». В крепостном праве он видел надёжность.
Он искренне предан своим хозяевам, любит их, как родных. Как обрадовался Фирс, когда приехала Раневская: «Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть ». Он ухаживает за ней, за Гаевым, которому уже 51 год, а ведь Фирс так стар.Фирс понимает важность своего места в доме: «Без меня тут кто подаст, кто распорядится?» Как же хозяева отплатил Фирсу? Да они просто забыли в конце пьесы о нём. Фирс заболел. Хотели положить его в больницу — не положили. Все уехали, а Фирса забыли. Оставили умирать одного в запертом доме, в котором он столько лет прослужил.«…Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу…»
Роль Фирса в пьесе велика. Он словно противопоставлен своим хозяевам, ему свойственны черты, которых нет у них: трудолюбие, основательность, преданность, хозяйственность. А ещё через отношение к Фирсу ярче видны черты характера Раневской и Гаева: их эгоизм, бездушие, безразличие, бесхозяйственность и другие.
В пьесе есть и другие слуги.

Шарлотта Ивановна -гувернантка Раневской. Это одинокая женщина. Рано умерли её родители- циркачи. На воспитание к себе её взяла немецкая дама. Повзрослев, пошла работать в гувернантки. Ничего не известно о героине. Да и сама она не знает, сколько ей лет, кто её родители. Она весёлая, смешит всех тем, что говорит голосами других людей и показывает фокусы. А один из героев- Симеон-Пищик — даже так горит о ней: . «…Вы подумайте! Очаровательнейшая Шарлотта Ивановна.» Эта героиня не огрубела, как Яша, не стала высокомерной, как Дуняша. Это женщина, которую очень жаль, которая, в сущности, порядочная, добрая. «Это лучшая роль, остальные мне не нравятся »,- так писал А.Ч.Чехов.

Дуняша – горничная Раневской, похожа на свою хозяйку. Пытается казаться утончённой, деликатной, благородной, подражает во всём хозяйке. Она причисляет себя к барышням, мечтает о любви, о принце. «Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь…» Она так далека от реальности, потеряла связь с народной почвой, да и к хозяевам ей не примкнуть.

Яша - лакей. Его брала с собой в Париж Раневская. Он приехал на родину изменившимся человеком, по – другому одевающимся, умеющим красиво говорить. «Вы образованный, можете обо всем рассуждать», – говорит о нём влюблённая в него Даша.
Он пренебрежительно относится к народу, называя его «безнравственным», даже Россия для него — «необразованная». Этот лакей привык заботиться только о своём желудке, избалован хозяевами шампанским и разносолами. Он груп, груб, душевно чёрств. Так он говорит Фирсу: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох». А к матери, которая приехала из деревни повидаться, даже не вышел. Он никого не любит, кроме себя. Даше, влюблённой в него, он говорит: «Ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». А безнравственный-то именно он. На примере лакея Яши автор показал, как могут дворянские привычки передаться слугам, уродуя их души.

Таким образом, каждый из слуг имеет своё значение в пьесе, дополняя и раскрывая образы главных героев.

" была создана Чеховым в 1903 году, поставлена в 1904 году, на сцене Московского Художественного театра.

"Вишневый сад" называют пьесой о закате поместнодворянской жизни, но прежде всего, это пьеса о Родине, о мнимых и подлинных хозяинах Русской земли, о наступющем обновлении России.

Россия отжившего прошлого представлена в пьесе образами Раневского и Гаева. Этим героям вишневый сад дорог как память, как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, о своей легкой и изящной жизни. В представленной автором дворянской усадьбе мы в первую очередь видим культурное гнездо.

А теперь давайте перейдем к анализу героев пьесы Чехова.

Раневская Любовь Андреевна – помещица, душа прекрасного дома, его хозяйка. 5 лет жила за границей, в Париже. Много тратила денег, вела расточительный образ жизни, ни в чем себе не отказывала. К ней постоянно тянутся люди несмотря на все ее пороки и легкомыслие. Раневская сентиментальна, проста в общении. Ее переполняются чувства радости, когда вернулась домой, плачет при виде детской. Для нее слово ответсвенность ничего не значит, когда нужно было решать проблему с Вишневым садом, она наивно думала, что все пройдет само собой и уложится. Когда Раневская потеряла свое имение, она не переживает ни какой драмы по этому поводу. Она возвращается в Париж к своей нелепой любви, к которой, видимо, они и без того бы вернулась, несмотря на все ее громкие слова о невозможности жить далеко от Родины. Героиня не испытывает ни каких серьезных переживаний, она легко может переходить от состояния беспокойства, озабоченности к веселому и беззаботному оживлению. Так произошло и на этот раз. Она быстра успокоилась по поводу постигшей ее утраты...

Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, сын и внук крепостного крестьянина. Многим обязан Раневской, так как она много ему помогала, любит ее как родную.

В новых условиях Лопахин разбогател, но остался, по его собственному выражению, «мужик мужиком». Лопахин желает помочь Раневской, отдать землю под дачи, но для этого необходимо вырубить сад, для него Вишневый сад просто «большой». он глубоко страдает от двойственности. Вырубает вишневый сад, и может показаться, что грубый, необразованный купец уничтожил красоту, не задумываясь над тем, что он делает, только лишь ради своей прибыли. Но на самом деле Лопахин делает это не только ради наживы и для нее. Есть другая причина, намного важнее собственного обогащения - это месть за прошлое. Он вырубает сад, прекрасно осознавая, что это "имение, лучше которого нет ничего в мире". Таким образом он пытается убить память, которая против его воли постоянно напоминает ему, что он "мужик", а разорившиеся владельцы вишневого сада - "господа". Ему любыми способа, всеми своими силами хочется стереть эту грань, отделяющую его от "господ". В Лопахине просматриваются черты хищного зверя. Деньги и власть, приобретенная вместе с ними, калечат его душу. В нем живут и борются два человека: один - "с тонкой, нежной душой", другой - "хищный зверь".

Аня – дочь Раневской. Девушка 17-ти лет, именно с ней связана тема будущего России. Влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Полностью разделяет идею Пети о том, что все дворянство виновато перед Россией. Хочет покинуть родной дом и отправиться с Петей хоть на край света. В А. есть вера в счастье, в свои силы, в другую жизнь. Она говорит матери после продажи имения: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого» и искренне радуется отъезду из родительского дома. Но, возможно, ее ждет разочарование, ведь Петя больше говорит, чем делает.

Трофимов Петя – разночинец 27-ми лет.

Трофимов критикует всю российскую власть, так как считает, что именно она не дает развиваться всей России, ругает за – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он яркий представитель такой интеллигенции: только красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Трофимого фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти» (до «высшей правды»). Он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным». Он лишь призывает Аню верить ему, так как он предчувствует счастье. Раневская упрекает Петю в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение или нет. Вообще Раневская недолюбливает героя, называет его недотепой и гимназистом второго класса. В финале пьесы Петя разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.

Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. Жалкий аристократ, спустивший все свое состояние. Сентиментален и чувствителен. Очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, герой «защищается» рассеянным поведением и словечками вроде «кого?», «от шара направо в угол» и т.д. Совершенно не приспособлен к жизни в новых условиях, не способен к самостоятельной жизни. Он строит нереальные планы спасения вишневого сада (вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст им денег). Но этот герой и пальцем не пошевелил, чтобы действительно спасти свое имение, свою «родину». После продажи вишневого сада устраивается на работу в банк, на что Лопахин с сомнением замечает: «только ведь не усидит, ленив очень…»

Фирс – лакей в доме Раневской, старик 87 лет. Он представляет собой тип слуги старого времени. Фирс безгранично предан своим хозяевам и заботится о них, как о собственных детях. Так, встречая Раневскую, Фирс плачет от радости.

После отмены крепостного права он «не согласился на волю, остался при господах». Фирс постоянно вспоминает прошлое, когда барин «ездил в Париж…на лошадях…» и когда все было понятно: «мужики при господах, господа при мужиках».

Старый слуга уже не в состоянии прислуживать, он почти ничего не слышит, постоянно оговаривается. Но сидеть без дела Фирс не может. Он родился для господ и умрет, ухаживая за ними. Почти так и происходит. После продажи имения уезжающие хозяева забывают Фирс в заколоченном доме, где преданный этому дому слуга и умирает.

Яша – молодой лакей. Хам, невежественный, но очень довольный собой и преклоняющийся перед всем иностранным.

Яша – циничный и жестокий человек. Когда к нему из деревни приходит мать и целый день ждет его в людской, лакей пренебрежительно заявляет: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти». Наедине с Фирсом Яша говорит старику: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох». Яша очень хочет казаться образованным и щеголяет «умными высказываниями»: «По-моему так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». Молодой лакей очень гордится тем, что жил за границей. Иностранным лоском он покоряет сердце горничной Дуняше, но пользуется ее расположением для своей выгоды. После продажи имения Яша просит Раневскую снова взять его с собой в Париж. В России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука…»

Для бывших хозяев имения и их окружения - Раневской, Вари, Гаева, Пищика, Шарлотты, Дуняши, Фирса - с гибелью вишневого сада заканчивается привычная жизнь, а что будет дальше - весьма неопределенно. И хотя они и продолжают делать вид, что ничего не изменилось, такое поведение кажется смешным, а в свете сложившейся ситуации, - даже глупым и неразумным. Трагедия этих людей не в том, что они потеряли вишневый сад, разорились, а втом, что их чувства стали весьма измельченными...

Среди персонажей пьесы А.П.Чехова старый слуга Фирс может показаться незаметной фигурой. Гениальность авторской позиции в том, что он сумел этим образом показать многочисленные недостатки общества. Образ и характеристика Фирса в пьесе «Вишневый сад» открывают проблемы пережитков крепостного права, дают пути их разрешения.

Убеждения героя

Фирс – это старшее поколение слуг. Они прожили при крепостном праве и считают, что такое устройство общество идеально. В крепостном праве для Фирса много положительного:

  • Взаимные обязательства слуг и господ;
  • Тесная связь между хозяином и прислугой;
  • Надежность положения;
  • Стабильность жизни для крестьянина.

Понятно, что в таком устройстве есть и отрицательные стороны, но они воспринимаются лакеем как должное, обычное, неоспариваемое положение крестьянина в доме господина:

  • Оскорбления;
  • Побои;
  • Отсутствие возможности развития для себя и членов семьи;
  • Отказ от собственного мнения;
  • Полное подчинение господину в выборе условий жизни, семейных отношений.

Фирс Николаевич не принял отмены крепостного права. Он остался слугой. Возможно, уже тогда лакей не понимал, что может быть другая жизнь. Добившись чина старшего камердинера, он не согласился стать вольным. Мужчина не смог жениться: собирались хозяева женить, да забыли. Несчастье для Фирса – отмена права. Сама природа выступала, по мнению старика, против воли для крестьян: «сова кричала»…,«самовар гудел» без причины.

Фирс считает, что на нем держатся устои и традиции имения. Дети, за которыми он ухаживал, так и не стали взрослыми. Дух вишневого сада умирает вместе со старым лакеем.

Внешность прислуги

Автор дает точное описание внешности персонажа. Фирс – не просто старый, а древний старичок. В конце пьесы он сам называет себя недотепой. Что в этом слове? Обида, равнодушие или смирение. Возможно, все вместе. Строгие требования старых хозяев приучили слугу к порядку: он чист, аккуратен, точен. Внешность героя:

  • Белая жилетка и пиджак;
  • Туфли;
  • Старинная ливрея;
  • Высокая шляпа;
  • Белые перчатки.

Лакей ходит торопливо, как будто боится что-то не успеть, вовремя не поднести. Возраст сказывается во внешности: ходит, опираясь на палочку, плохо слышит, бормочет под нос. Сейчас ему уже 87 лет, стал заметно стареть три года назад - с 85 лет. Значит, старик крепкий по здоровью. Он не впадает в беспамятство, рассуждает рационально, в отличие от многих других персонажей пьесы.

Комизм и трагизм персонажа

Есть в словах Чехова по отношению к Фирсу любовь, заметна и некоторая насмешка. Образ трагичен и комичен одновременно.

Комичность проглядывает уже в имени – Фирс. Греческое происхождение имени с удивительным переводом. Фирс – жезл Диониса (тирс), бога виноделия, урожая, производительных природных сил. Увенчанный цветами старец далек от божественного статуса. Он занимает самую низшую ступень – лакей. Но в нем заложены те производственные силы природы, которыми одарен человек: преданность, трудолюбие, терпение. Классик подчеркивает этим дисгармонию устройства общества.

Фирс Николаевич помнит родителей теперешних хозяев имения. Он пережил уже не одно поколение господ, но не изменился. Готов прислуживать им, заботиться и переживать за чужие судьбы, забыв о себе.

Фирс искренне вжился в роль слуги, он любит Раневскую, ухаживает как за ребенком за ее братом Гаевым. В каждой фразе трагизм и комизм положения старика. Ему 87 лет, а он подкладывает под ножки подушечки:

Плачет от радости: «Барыня моя приехала!».

Чистит щеткой брюки Гаева: «Опять не те надели!».

Подбирает пальто:

«…на нем легкое, демисезонное…»

Хозяин может простудиться.

Плачевен итог такого отношения – о нем забывают. Старик остается один в пустом заколоченном доме. Он болен, стар и сильно устал, но тех, из-за кого он потерял здоровье, тех, о ком так заботился, нет рядом.

Тихий скромный старик-слуга остается один в пустом доме. Он будет слушать, как падают вековые деревья, вспоминать красоту их цветения. Фирс и вишневый сад можно считать однотипными персонажами. Их можно было еще сохранить, помочь, но никто не хочет даже поразмышлять над такими возможностями. Сад пошел под топор, а слуга умирает в одиночестве. Некому принести старику стакан с водой.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта