Главная » Мода » Икт на уроках технологии в школе. Материал для учителей технологии "использование икт на уроках технологии" Современные икт на уроках технологии

Икт на уроках технологии в школе. Материал для учителей технологии "использование икт на уроках технологии" Современные икт на уроках технологии

Сегодня в процесс обучения приходят новые информационные компьютерные технологии. Они основаны на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации. Учитель все яснее начинает осознавать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов.
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд – фильмов, так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе.
В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point (слайд – презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.
Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения. Систематичность применения ИКТ способствует формированию у школьников умений и навыков работы с компьютером.
Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Необходимо отметить, что использовать презентацию возможно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и оснащения компьютерного класса.
Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.
Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото - и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы - устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения.
Слайд - фильм, или презентация, как метод - современен и перспективен, он позволяет учителю вносить изменения, уточнения, позволяет корректировать его в любое время, обеспечить лучшее осмысление и осознание той информации, которую учитель хочет донести до школьников.
Все слайд - презентации являются, прежде всего, носителями информации по предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активностии сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд - презентаций обучения, а так же применение технических средств обучения - не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся.
Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.
Существуют некоторые условия успешного (эффективного) представления наглядных пособий изготовленных с помощью ИКТ на уроке:

  • Хорошее обозрение в кабинете, которое обеспечивается хорошей видимостью демонстрируемого наглядного пособия путем применения ответствующих красок экраном - указателем и т. д.
  • Наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала.
  • Наглядное пособие демонстрируется тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала.
  • Четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам.
  • Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово.

Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации.

  • В процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно, большее количество анализаторов: зрение, слух др.;
  • Ограниченность презентации одной только наглядностью не даст положительного результата;
  • Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации;
  • Систематичность применения наглядных пособий в виде презентации способствует формированию у студентов умений работать с ними;
  • Мелкие объекты использовать в качестве раздаточных материалов;
  • Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя таким образом и сам учебный процесс.

Основная часть

Раздел: Конструирование плечевой одежды

Тема: Построение чертежа основы втачного рукава

Цели:

  • Сформировать знания о разных покроях рукавов и разновидностях втачного рукава.
  • Изучить названия срезов и конструктивных линий рукава, измерительные признаки и прибавки, необходимые для его построения.
  • Развивать у учащихся начертательные умения и навыки, самостоятельное мышление при построении чертежа.
  • Содействовать воспитанию точности и аккуратности при построении чертежа.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор; экран;

раздаточный материал для учеников : сантиметровые ленты, масштабные линейки, карандаши, ластики, бумага для выполнения чертежей в натуральную величину;

для учителя: бумажная выкройка втачного одношовного рукава в натуральную величину.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин.)

Примечания

Организационный
момент

Проверка готовности
учащихся (наличие инструментов)

Сообщение темы и целей урока

Изложение нового
материала

Вводная беседа

Комментирование слайдов

Смотрят на экран, слушают, участвуют в беседе

Презентация1 Слайд 3-11,
текстовый документ

Практическая работа

Вводный инструктаж

инструктирует и показывает; организует индивидуальную самостоятельную работу

осмысливание и выполнение задания

Презентация1
Слайд 12-14
Презентация2 Слайд 1-7

Текущий инструктаж

корректировка неправильных действий учащихся, ссылка на слайды

самостоятельная индивидуальная
(или фронтальная)
работа со слайдами

Презентация2
Слайд 7-29

Заключительный инструктаж

анализ выполненных работ

показ выполненных работ

Итог урока

беседа по вопросам учителя

отвечают на вопросы

Домашнее задание

сообщение домашнего задания

запись в дневник

Уборка рабочих мест

План - конспект урока:

1. Организационный момент

Учитель приветствует всех присутствующих, контролирует готовность учащихся к уроку.
Для того чтобы сконцентрировать внимание учащихся и настроить на рабочий лад, целесообразно на экране открыть Презентацию 1 (слайд 1) . Затем вместе с ними определить, чем будем заниматься на уроке, что необходимо запомнить и сделать (слайд 2).

2. Изложение нового материала

2.1. Вводная беседа (сообщение познавательных сведений, где наглядностью являются слайды)

1) Покрой рукавов

Покрой - это исторически сложившийся характер членения одежды на детали определенной конфигурации и размера.
В зависимости от характера членения одежды по основанию рук различают изделия без рукавов и с рукавами, которые могут иметь следующий покрой (слайд 3) .

  • Втачной рукав.
  • Реглан.
  • Цельнокроеный.
  • Комбинированный.

Рукава важная часть изделия.
Покрой рукава, прежде всего, определяется назначением изделия, а так же выбранным для пошива изделия материалом. От раскроя и пошива рукавов во многом зависит внешний вид изделия и удобство его в носке.

а) Виды втачных рукавов (слайды 4-5):
Покрой изделия с втачным рукавом считается классическим, так как является постоянным представителем моды (слайд 6) .
Характерной особенностью этого покроя является линия проймы, которая по своей форме соответствует очертаниям сечения руки по конечной плечевой точке. Окат рукава соединяется с прямой по замкнутому контуру. Втачные рукава очень разнообразны (слайды 7 - 10) .

б) Покрой реглан (слайды 11 – 12) .
Особенностью этого покроя является незамкнутая линия проймы, идущая от линии горловины, и рукав, цельнокроеный с плечевой частью изделия. На месте плечевого шва располагается средний (верхний) шов рукава или вытачка. Покрой рукава реглан тоже бывает различным: обычный реглан, реглан-погон, полуреглан и др.
Мода обычно связывает реглан с изделиями свободного прямого силуэта.

Примеание: для любознательных в Приложении 3 имеется дополнительная информация о происхождении рукава реглан для самостоятельного прочтения.

в) Цельнокроеный рукав (слайд 13)
С рукавами этого покроя мы подробно знакомились в 7 классе. Плечевые изделия с цельнокроеными рукавами тоже обычно имеют свободный прямой или полуприлегающий силуэт, мягкую округлую форму плеча для большей свободы движения. Существуют различные варианты цельнокроеных рукавов: мягкой формы, с ластовицей, с отрезными бочками, но все их характеризует выкраивание рукавов вместе с передом и спинкой.

г) Комбинированный покрой
Комбинированный покрой характеризуется сочетанием в одном изделии нескольких вариантов рукавов. Например: рукав цельнокроеный с кокеткой.

д) Рукава с манжетами
Нижние срезы длинных прямых рукавов часто обрабатывают манжетами: прямыми замкнутыми или с обработанным краем - их застегивают на пуговицы и петли.
Манжеты могут быть цельнокроеными или состоять из двух частей: верхней и нижней.
При построении рукава с манжетой длину рукава (Д р) уменьшают на половину ширины манжеты.

2) Названия линий и срезов рукава (слайд 13)
Учитель показывает учащимся выкройку основы втачного рукава, объясняет, что окат - это верхний контур рукава. Рекомендует обратить их внимание на форму нижнего среза выкройки, предложить определить переднюю и заднюю половинки рукава.

3. Практическая работа.

3.1. Вводный инструктаж

1) Снятие мерок для построения рукава.
Объяснение с практическим закреплением (фронтальная работа в парах).
Демонстрируется (слайд 11) изображение руки с нанесенными на ней ориентирными точками и линиями измерений.
Учителю необходимо вызвать одну из учениц к доске и показать, как правильно снимать мерки. Ученицы вспоминают правила снятия мерок:

Измерения производят по правой свободно опущенной руке;
- измеряемый должен стоять прямо без напряжения, не сгибая ноги в коленях.

Обхват плеча - Оп
Измеряют самое широкое место руки в области подмышечных впадин.

Обхват запястья - Озап .
Измеряют в самом узком месте руки у сочленения предплечья с кистью.

Длина рукава - Др .
Измеряют от плечевой точки до нужной длины рукава, учитывая сгиб руки в области локтя.

2) Исходные данные для построения чертежа рукава (Презентация 2)
Учитель объясняет, что построение зависит от фасона рукава, направления моды, особенностей телосложения и пр. (слайд 2) Прибавка на свободу движения для обычного рукава составляет 5 - 6 см; для рукавов на худые руки - до 7 см.
Кроме того, для построения (слайд 3 - 6) необходимо дополнительно найти высоту оката.

3. 2. Текущий инструктаж

Учащиеся, используя алгоритм (слайды 7 – 29) , самостоятельно в рабочих тетрадях выполняют чертеж основы втачного рукава на типовую фигуру в масштабе 1:4. При наличии времени строят выкройку рукава по своим меркам в натуральную величину (те, у кого изделие с рукавами) или по своим меркам в масштабе 1:4.

3. 3. Заключительный инструктаж
Учитель анализирует работы и выставляет оценки.

4. Итог урока

4.1 Вопросы:

  1. Какие мерки снимают для построения чертежа основы рукава?
  2. Почему все мерки для построения чертежа рукава записывают полностью?
  3. Какая линия контура рукава называется окатом?
  4. По какой формуле рассчитывают высоту оката ?

5. Домашнее задание:

  1. Построить чертеж основы рукава по своим меркам
  2. Повторить покрои рукавов, названия срезов и конструктивных линий рукава

6. Уборка рабочих мест

Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. Поэтому не нужно перегружать урок его использованием. Кроме того, важно во время урока чередовать работу на компьютере с другой деятельностью и проводить физкультминутки в целях здоровьесберегающих технологий.
Так как на уроке много места отводится для работы с компьютером, то на этапе подведения итога урока не рекомендую использовать интерактивные или обычные тесты и кроссворды на компьютере. Целесообразнее их дать на следующем уроке, на этапе повторения и закрепления пройденного материала.
Обратите внимание, что учителю для подготовки урока ничего не нужно, кроме выкройки рукава в натуральную величину.
Можно также осуществлять самостоятельную практическую работу в специальных программах типа AutoCAD или КОМПАС. Для этого необходимо заранее обучать учащихся работать в этих программах.

Использование ИКТ учителями-предметниками на уроках.

Современное образование, время в котором мы живем, работаем, и наши дети получают образование, требует от всех нас огромного запаса знаний в области современных технологий. Они не просто сопутствуют нам, а все больше проникают в нашу жизнь, быт, общение. И, к сожалению, большая часть учителей чувствует себя «не очень хорошо подготовленными» к использованию компьютера в преподавании своего предмета. Сегодня школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это, несомненно, требует от учителя внедрения в практику своей работы новых педагогических технологий.

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету.

Задача информатизации: вовлечь в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы.

Модернизация образования ориентирует на постоянное развитие учащихся и при этом предполагает приоритет компетентностного подхода в обучении, когда на первое место выходит не только информированность ученика, а формирование у него умения способности разрешать возникающие проблемы.

Информатизация российского образования напрямую связана с трансформацией содержания, методов и организационных форм учебной работы, эффективной социализацией школьников в условиях информационного общества. Рост качества образовательных услуг и конкурентноспособность образовательных учреждений все в большей степени зависят от их инновационной активности в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Использование ИКТ в образовании считается одним из важнейших направлений развития информационного общества. Интеграция ИКТ в учебный процесс позволяет, с одной стороны, получить учащимися навыки, необходимые для жизни и работы в современном обществе, и, с другой стороны, создает предпосылки для коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии образования – это совокупность организационных форм, педагогических технологий и технологий управления образовательным процессом, которые основаны на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивают достижение принятого образовательного стандарта всеми обучаемыми.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечет за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

    контроль знаний;

    лабораторный практикум;

    наглядность на уроке;

    самообразование (сетевое взаимодействие).

Использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, …) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Это необходимо, так как:

    благодаря интерактивной природе, у учащихся увеличивается мотивация к изучению предмета;

    возможности преподавания расширяются, т.к. ИКТ является одной из составных коммуникативно-ориентированной методики. Вводя аудио-видео технологии в процесс обучения, учитель расширяет и углубляет возможности преподнесения, закрепления и практики различных аспектов преподаваемой дисциплины;

    ИКТ также позволяют использовать способности и стремления учащихся к самостоятельной работе с помощью Интернета, когда всегда можно освежить, углубить и расширить информацию по тому или иному вопросу.

Таким образом, информатизация школы возможна лишь при одновременном развитии, как технического обеспечения, так и создания единого информационного пространства всеми участниками учебного процесса.

Умелое использование информационных технологий приобретает в наши дни общегосударственное значение, и одна из значимых задач школы – вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они смогли бы научиться применять современные информационные технологии в различных сферах своей учебной и повседневной жизни.

Ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами (Paint, Word, Power Point, Excel), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики. Здесь они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения.

Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

Такие программные продукты, как Paint, Word, Power Point, позволяют учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки, т.к. основные возможности приложений легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.

Использование информационных технологий позволяет увеличить плотность урока в 1,5 – 2 раза; активизирует познавательный интерес; ускоряет процессы демонстрации, проверки, оценивания.

Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения с использованием средств новых информационных технологий (научно-исследовательская, проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся и др.), урок пока еще, бесспорно, остается основной формой обучения. При этом, естественно, требования к уроку поднимаются на качественно новый уровень. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.

Преимущество ИКТ в том, что они:

    способствуют совершенствованию практических умений и навыков;

    позволяют индивидуализировать процесс обучения;

    повышают интерес к урокам;

    активизируют познавательную деятельность учащегося;

    развивают творческий потенциал учащихся;

    делают урок современным.

На уроках возможны следующие варианты применения ИКТ:

    создание слайдов с текстовым изображением, предназначенных для уроков объяснения, закрепления и обобщения материала (данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать как в компьютерном классе, так и в классе при наличии одного компьютера, который находится на столе у учителя);

    использование компьютерных тестов, предназначенных для контроля за уровнем знаний школьников на этапе закрепления и повторения пройденного;

    организация мультимедийных презентаций по темам и разделам изучаемого предмета;

    организация проектной деятельности учащихся;

    применения ИКТ во внеклассной работе (КВН, игры и др.);

    организация мультимедийной поддержки сообщений, докладов, индивидуальных и творческих заданий.

Таким образом, применение ИКТ позволяет повысить мотивацию учащихся, оптимизировать учебный процесс, развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, творчески и критически мыслить, умения видеть и формулировать проблемы и предполагать пути их решения.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Использование ИКТ на гуманитарных предметах позволяет сделать урок наглядным, помогает конкретизировать и анализировать предмет речи, развивает творческие возможности учащихся, способствует повышению качества образования школьников.

Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением явлений и процессов, рассматриваемых на уроках, способствуют развитию познавательного интереса учащихся и мотивации к предмету в целом, что в конечном счете повышает качество образования.

Познавательная деятельность, т.е. активизация учебной деятельности на уроках (физики) осуществляется с использованием компьютера как вычислительного средства, инструмента для поиска, обработки, передачи информации, т.е. как важнейшего орудия для осуществления информационных процессов.

Использование ИКТ на уроках требует от учителя определенного мастерства и много времени (на осмысление и поиски путей решения).

В каждой школе есть комплект электронных учебных продуктов, использование которых в электронном виде на уроке имеет ряд:

    учащиеся видят динамику процессов, происходящих в изучаемом объекте;

    компьютерные технологии позволяют продемонстрировать процессы, которые учитель не может показать, а только описать;

    компьютерные технологии позволяют изменить моделируемые параметры;

    использование компьютерных технологий позволяет изменять течение времени и изучать процессы в замедленном или ускоренном режиме;

    все демонстрации на электронных учебниках сопровождаются звуковыми комментариями. Для учеников это разнообразие в смене учителей является положительным психологическим моментом, уход от однообразия.

Но нужно учитывать то, что на уроке, например биологии, информационные компьютерные технологии не могут заменить натуральные объекты, изучение живых организмов в естественной среде обитания. Однако с помощью компьютера можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, помочь в проведении контроля знаний учащихся, организации самостоятельной работы, объяснении и закреплении нового материала.

Применение компьютера на уроках естественного цикла может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Компьютерная поддержка процесса обучения должна органически вписываться в его традиционные формы (работа с учебником и живое слово учителя).

В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Содержательная основа массовой компьютеризации в образовании, безусловно, связанна с тем, что современный компьютер является эффективным средством оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.

Применение метода проектов с использованием информационных технологий в рамках естественнонаучных дисциплин является высокоэффективным средством обучения, отвечающим всем требованиям современности:

    при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» ученики могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;

    участие в коллективной творческой деятельности;

    организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;

    деятельностный уровень освоения реальности;

    самообразование;

    целостная картина окружающего мира в динамике.

Но кроме проектного используется и исследовательский метод обучения, т.к. считается, что этим двум методам вместе следует отнести возрастающую роль, они являются близкими, но не однозначными понятиями. В исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет.

Таким образом, повышается активность учащихся, это положительно сказывается на уровне знаний, расширяет круг детей, которые активно участвуют в районных, городских и областных мероприятиях.

Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10-15%, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25%, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65%.

В современном мире информационные технологии позволяют, с одной стороны, оперативно предоставлять необходимые учебно-методические материалы обучающимися, с другой – организовать различные формы и методы в процессе обучения.

Таким образом, при использовании нами элементов информационных технологий одновременно решается несколько задач:

    повышение познавательного интереса учащихся к предмету, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций – опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

    развитие творческого потенциала учащихся;

    визуализация учебного материала:

    • расширение возможностей предъявления учебной информации;

      реализация традиционного дидактического принципа наглядности на качественно новом уровне;

      индивидуализация процесса обучения;

    эффективность организации групповой работы на уроке:

    активизация самостоятельной работы;

5. разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы:

    обеспечение необходимой обратной связи;

6. совершенствование практических умений и навыков учащихся:

    предоставление возможности ученику довести решение любой задачи до конца;

    формирование у учащихся рефлексии своей деятельности;

    снижение до минимума возможного психологического дискомфорта ученика, творческой и исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и повышения качества образования.

7. интегрирование со смежными дисциплинами.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель любой школьной дисциплины умеет:

1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки, и т.п.), чтобы работать с ними на уроке;

2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

4. организовать работу с электронным учебником на уроке;

5. применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

6. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

7. организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

8. работать на уроке с материалами web-сайтов;

9. создавать web-страницы по интересующему вопросу учебного материала;

10. разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе играют важную роль, для того чтобы повысить познавательную мотивацию учащихся информационно-коммуникационные технологии обязательно должны использоваться.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя.

Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком. Попытаемся рассмотреть, как ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.

В любом учебном процессе можно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение. Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика роль источника и носителя информации. Главные требования к передаче информации – доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоение информации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или с самообразованием. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Использование ИКТ на уроках технологии дает возможность:

    визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.;

    осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;

    индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения материала с индивидуальной скоростью усвоения;

    осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;

    развивать межпредметные связи.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология». Целью работы является рассмотрение возможностей повышения эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении всех тем и разделов. Не зря же сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это позволяет нам не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; это способствует развитию мышления учащихся, активизирует их познавательную деятельность, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.

Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.

Урок введения в тему. Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять обучающиеся. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.

Урок изучения нового материала. Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

    содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;

    представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;

    удобен в использовании и хранении;

    позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;

    позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;

    дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

Урок-практикум . На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса.
Урок контроля знаний . Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях.
Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР.
Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах
Урок – игра. На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе.
Урок – проект. Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д.
Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами они выступают на школьной научно-практической конференции, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции.
Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Результат деятельности может быть использован в жизни класса, школы и т.д.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

    Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

    Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении.

    Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д., заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени. Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Литература

1. ИКТ в образовании – http://www.ict.edu.ru

2. Образование в российской информационной сети - http://education.rin.ru

3. Новые педагогические технологии – http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html

Использования ИКТ на уроках технологии.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроках

2. Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ

Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ MicrosoftOffice.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют MicrosoftPowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи

Для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа: «Определение свойств разных видов и сортов чая»), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. [Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. // Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.] Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. В 7 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д., побывать на показе мод известных Домов Моды. Визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа. Занимательность присутствует и теме «Кружево», «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам Музея этнографии или Русского музея в Санкт-Петербурге, проходящей в режиме on- line или выполненной преподавателем или ученицей как творческий проект презентацией.

Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления.

Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр - все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников. Например, сообщение о том, что чай как напиток был известен еще 3000 лет до нашей эры, а в России появился в 17 веке; кофе прописывали лекари как лекарство от «хандры и плохого настроения», шоколад получил свое имя от всемогущего ацтекского бога Чокоатль и его пили, в плитках шоколад появился в продаже 1659 году, «Чёрный как ночь, горячий, как огонь, чистый, как ангел, сладкий, как поцелуй любви» - эти слова являются яркой характеристикой свойств кофе, шелковое волокно производят куколки невзрачной на вид бабочки под названием Тутовый шелкопряд, сырьем для многих современных тканей служит газ, уголь и древесина и т.д.

В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают занимательные аналогии, например, при рассмотрении разнообразия видов чая проводятся аналогии между формой листочков чайного дерева и веками человека, что делает легенду о возникновении чайного дерева еще более занимательной. При изучении силуэтов одежды учащиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей по ассоциациям пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде.

Одним из приемов активизации деятельности является сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений, свойств. Например, при определении свойств горячих напитков и связи этих свойств с веществами, содержащимися в чае, кофе и какао и их влияние на организм человека.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия. Например, зачетная игра по «Кулинарии» в 6 классе «Съехались на конкурс повара» (приложение 3, приложение 4).

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

3. Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ

Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

Для более глубокого восприятия учебного материала;

В проектной деятельности;

В презентационной деятельности;

При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;

При работе в локальной и глобальной сети.

На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты.

Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-8 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в MicrosoftPublisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта

4. Обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей с применением ИКТ

Использование учебника по технологии под редакцией О.А.Кожиной предполагает изучение темы «Информационные технологии», что на более низком уровне дублирует курс «Информатики и информационных технологий». В старших классах учащиеся могут заниматься проектной деятельностью на основе компьютерных технологий, что позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предмета. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, и одновременно идет процесс его освоения, изучения его богатых, часто скрытых возможностей.

Наиболее интересные презентационные проекты преподаватели включают в свои уроки.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных учащимися, способствует:

Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

беспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

5. Развитие коммуникативных способностей

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Например: найти сведения о возникновении бутерброда «сэндвич», о видах бутербродов и истории возникновения данных названий, найти информацию о первых швейных машинах и их изобретателях, в 6 классе – найти информацию о различных крупах, традициях возделывания, использования, обрядах, связанных с ними или блюдами, приготовленными из них и т.д.; истории возникновения и распространения рубахи – трапециевидного, цельнокроеного изделия, рубахи – национальной одежды многих народов мира и т.д. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем;

Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации. При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи, формулировать мысли ясно, кратко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию. Компьютер осуществляет общение учащихся в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в роли стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Пакет MicrosoftOffice, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор Word, графический растровый редактор Paint и Калькулятор, то в 7-8-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, AdobePhotoShop, FrontPage, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, чертежа, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа, вызвать интерес слушателей, читать внятно, быстро, осмысленно. Найденную и обработанную информацию на уроке обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. Этому могут способствовать нестандартные уроки. Общение учащихся на подобных уроках формирует умение слушать внимательно, не перебивая, понимать смысл жестов, поз, правильно воспринимать мимику, интонацию, передать информацию жестами, позой, поддержать контакт глазами, выбрать нужную позицию общения, выбрать интересную тему общения, задать правильную тональность общения.

Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной деятельности учащихся. Остановимся на тех особенностях метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений. Во-первых, возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения ИКТ. Во-вторых, комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.

6. Заключение

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа

Применение ИКТ на уроках технологии

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образователь­ной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формиро­вание и совершенствование практических умений, навыков учащихся в эко­номном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, ухо­де за жилищем, в способах художественной обработки материалов, модели­рования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, краси­вая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее опти­мально решать поставленные на уроке задачи. Беседа активизиру­ет учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащих­ся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностиче­ским средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных эксперимен­тов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого уча­щийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала оста­ется в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот матери­ал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех уча­щихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первона­чальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий ин­терес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учи­тель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, спо­собствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, Заниматель­ность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажны.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенно­стям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников эле­ментом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового мате­риала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, ска­заний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятель­ность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ра­нее изученную тему или блок тем на уроке.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоин­формацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намно­го сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изу­чаемой науке.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использо­вание презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстра­ций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышле­ние учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстра­ции особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредствен­ному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещен­ная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти че­рез все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций вы­свобождает большое количество времени, которое можно употребить для до­полнительного объяснения материала. 6. Заключение

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образо­ванию», - сказал один из специалистов в области информатизации образова­ния.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сде­лать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализиро­вать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стиму­лированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объек­тивного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся ме­тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта