Главная » Мода » Анна Ахматова, "Реквием": анализ произведения. Особенности жанра и композиции Сюжет композиция образная система реквиема а ахматовой

Анна Ахматова, "Реквием": анализ произведения. Особенности жанра и композиции Сюжет композиция образная система реквиема а ахматовой

Личное и историческое в поэзии А.А. Ахматовой.
Поэма "Реквием".
(2 часа )


План урока

1. Миф о камерной поэтессе.
2. История поэмы "Реквием".
3. Пространство и время в поэзии А.Ахматовой.
4. Лирическая героиня.
5. Особенности композиции и жанра поэмы "Реквием".


1. Миф о камерной поэтессе.

Как считала Ахматова, даже самые благожелательные критики не увидели своеобразия ее поэтического лица. Критики создали об Ахматовой миф как камерной поэтессе, писавшей любовную женскую лирику, и только. Этот миф сопутствовал Ахматовой практически всю ее творческую жизнь.


Из рецензии Вас.Гиппиуса: "Голос, запевший в стихах А.Ахматовой, выдает свою женскую душу. Здесь все женское: зоркость глаза, любовная память о милых вещах, грация - тонкая и чуть капризная. Эта грация, эта не столько манерность, сколько видимость манерности, кажется нужной, чтобы закрыть раны, потому что подлинный лирик всегда ранен, а А.Ахматова - подлинный лирик".

Из рецензии С.Рафаэловича на книгу "Белая стая": "Лирик по природе своего дарования, центр тяжести и жизни, и творчества с первых же шагов нашедшая в любви, Ахматова - если судить по трем ее книгам - не только никогда не была счастлива, но пережила настоящую трагедию, которая вещает о себе чуть ли не с каждой страницы "Белой стаи". Не внешние обстоятельства, не случайные жизненные, не неудачные любовные опыты или несбывшаяся встреча с тем, кто роком предназначен, создали эту трагедию. Все это может вызвать только драму. Трагедия - неизбежность, неизбывность, роковая вина невинной души. Всякий способен пережить драму. Трагедия бывает уделом только крупной личности. И не спасут от нее ни "таинственный песенный дар", ни слава, ни красота, ни любовь - безответная или взаимная - все равно. Нельзя спастись от трагедии, можно только очиститься ею".

В.Брюсов, говоря о стихах Ахматовой, писал об "инструменте, имеющем одну струну".




Читальный зал >>

Тем временем уже в сборнике Ахматовой "Вечер" тема несчастной любви и разбитой жизни неожиданно соединяется с темой творчества. Здесь появляется очень нетрадиционный образ Музы. Это муза-сестра, отнимающая "золотое кольцо", а с ним и женское счастье - "Божий подарок", и взамен надевающая "оковы" творчества ("Музе").

Читальный зал. Стихотворение "Музе" >>



Основную задачу творчества Ахматова очень рано начинает понимать как свидетельство о своем времени. Тема памяти – одна из центральных тем ее поэзии; лирическая героиня Ахматовой почти постоянно живет воспоминанием.

Можно говорить и об изменении творческого почерка Ахматовой. В позднем автобиографическом наброске Ахматова напишет: "...в 1936-м я снова начинаю писать, но почерк у меня изменяется, но голос уже звучит по-другому. А жизнь приводит под уздцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня... Возврата к первой манере не может быть... 1940 - апогей".


"В те годы, - писала Л.К.Чуковская, - Анна Ахматова жила, завороженная застенком (место пыток при допросах - Е.И.) , требующая от себя и других неотступной памяти о нем, презирающая тех, кто вел себя так, будто его нету". (Л.К.Чуковская, "Записки об Анне Ахматовой", т.1). Много писала А.Ахматова и о Великой Отечественной войне.


Форум

Прочитайте отрывок из рецензии Виктора Шкловского на книгу стихотворений Ахматовой "Anno Domini MCMXXI" (с латинского «Anno Domini» переводится как «Лето Господне»):

"Книга обозначена датой написания, взятой как название. Быть может, поэт хотел подчеркнуть этим какую-то лирическую летописность своих стихов.

Мне кажется, что я выдаю чью-то тайну.
Нельзя разлучать этих стихов.

В искусстве рассказывает человек про себя, и страшно не потому, что страшен человек, а страшно открытие человека..."

2. История поэмы "Реквием"

В 1935 году Ахматова начинает работать над поэмой "Реквием". В тексте этого произведения вы увидите точную датировку: (1935 -1940); однако писалась поэма до конца жизни Ахматовой. Под эпиграфом стоит дата - 1961, под кратким предисловием - 1 апреля 1957 г.; существуют свидетельства, что один из вариантов "Эпилога" появился в 1964 году.

Судьба этой поэмы была трагична. Долгие годы ее опасно было даже записывать - текст «хранился» в памяти ближайших друзей автора. Л.К.Чуковская вспоминала: "Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из Реквиема... шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот; внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав мне глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: "хотите чаю?" или "вы очень загорели", потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. "Нынче такая ранняя осень", - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей. Это был обряд: руки, спичка, пепельница, - обряд прекрасный и горестный" (Л.К.Чуковская, "Записки об Анне Ахматовой", т.1). Лишь в конце 1962 года Ахматова решилась записать "Реквием".

В 1963 году поэма - без ведома Ахматовой - была напечатана в Мюнхене, и только в 1987 году - в СССР.

Прочитайте поэму "Реквием".

3. Пространство и время в поэзии А.А. Ахматовой.

В стихах Ахматовой всегда много значил образ Петербурга-Петрограда-Ленинграда.

Не случайно В.Жирмунский писал: " Петербургский пейзаж... был ее поэтическим открытием". В стихотворении 1915 года "Эпические мотивы" мы читаем:

Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала,
Я тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной невской дельте...
Был переулок снежным и недлинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины...

«Рощи родины священной» – вполне конкретное место: это Царское Село, откуда Ахматова и Гумилев переехали в Петербург. Картинка, нарисованная в процитированных строчках, очень конкретна и узнаваема – описывается их первый петербургский дом, так называемая "Тучка" (Тучков переулок, 17). Это Васильевский остров, рядом и пристань, и корабли, и храм.

В этом же доме находилась мастерская художника Н.И.Альтмана, описывалась в стихотворении она так:

Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грузном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистел перед мольбертом...

Город в стихах Ахматовой оказывается свидетелем происходящих в нем событий; на городском пейзаже мы почти всегда видим отпечаток времени. Вот, например, как рассказывает Ахматова о дореволюционном времени в «Поэме без героя»:

За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка,
Матерится мастеровой,
Паровик идет до Скорбящей,
Дальше только сумрак смердящий,
У тюрьмы гигант часовой.

Комментарий:

Здесь описывается рабочий район Петербурга за Невской заставой. Отсюда до часовни «Божьей матери всех скорбящих радости» (у Ахматовой «до Скорбящей»), расположенной на старом Шлиссельбургском тракте (у нынешнего Фарфорового завода им. М. В. Ломоносова) шел паровик. А пустырь за Невской заставой был превращен в мусорную свалку – вот и возникает у Ахматовой строчка «Дальше только сумрак смердящий…».

Пространство и время поэмы «Реквием» также имеют множество конкретных примет: это Ленинград, Нева, знаменитая тюрьма Кресты, в которой содержались политические заключенные; понятно по каким причинам появляется в поэме сибирская река – Енисей (сюда ссылались арестованные). В поэме упоминаются тюремные затворы, списки заключенных, передачи им, черные маруси (так называли в народе машины для перевозки арестантов), кровавые сапоги, верх шапки голубой зловещей фигуры, сопровождаемой бледным от страха управдомом (имеется в виду сотрудник НКВД)...

4. Лирическая героиня.

Уже ранняя Ахматова часто говорит не только от своего имени, но и от имени "мы". Поначалу это «мы» противопоставляется враждебному, равнодушному к поэту миру. Постепенно это «мы» начинает охватывать все бóльшие массы людей - появляются стихи, отражающие общенародные бедствия, имеющие патриотическое и гражданское звучание ("И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов" ("Вечер"), "Думали, нищие мы, нету у нас ничего..." ("Белая стая"), "Мы сохранили для себя / Его дворцы, огонь и воду" ("Anno Domini"), "Принеси же мне горсточку чистой, / Нашей невской студеной воды" ("Северные элегии"), "Так вот когда мы вздумали родиться" ("Северные элегии"). Можно встретить у Ахматовой и постоянное употребление слов "брат", "сестра", друг, подруга.

Создание поэмы началось со стихотворения «Уводили тебя на рассвете...». Оно связано с арестом второго мужа Ахматовой Н.Н.Пунина (Пунин был арестован одновременно с сыном Ахматовой - Л. Н. Гумилевым).

Однако лирическая героиня этого стихотворения – персонаж из совершенно другого времени; она сравнивается со "стрелецкими женками". Одновременно в поэтическое пространство стихотворения вводятся реалии быта русской средневековой женщины. Глагол "выть" отсылает читателя к обряду причитания над покойником и к похоронным плачам, которые исполнялись во время этого обряда. Можно сказать, что стихотворение "Уводили тебя на рассвете..." стилизовано под фольклорный жанр причитания. Аналогичный образ женщины-плакальщицы можно встретить в русских исторических песнях, в том числе посвященных восстанию стрельцов.

Таким образом, уже в первой части «Реквиема» личное и историческое оказываются неразрывно связаны – события, происходящие непосредственно с лирической героиней, включаются в широкий исторический контекст; случившееся с ней представляется как типическая судьба.

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.

5. Особенности композиции и жанра поэмы "Реквием".


Вы уже поняли, что отдельные части "Реквиема" представляют стихотворения Ахматовой, созданные ею в разные годы. Фактически перед нами поэтический цикл, состоящий из десяти стихотворений, обрамленных прологом и эпилогом.

Первое и последнее стихотворения соотносимы по сюжету: это варианты вечной христианской темы Pieta (Мать Скорбящая).

Первое стихотворение - это монолог, произносимый от имени женщины из народа и вечной героини русской истории; она скорбит о сыне, уводимом на казнь:

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.

Сюжетный центр поэмы – пятое и шестое стихотворения – они посвящены сыну, который находится в тюремном заключении.

Десятое - "Распятие"; эта часть состоит из двух стихотворений, написанных с интервалом в три года (1940 -1943). Одно из них фиксирует сцену до смерти Христа, второе - после. Четверостишия контрастны, и вместе с тем продолжают друг друга. (Они противоположны и ритмически: I - пятистопный ямб, II - пятистопный хорей).

Все стихотворения объединены общей темой. Главный конфликт поэмы - конфликт между смертью и памятью. Тема памяти возникает в первом же стихотворении и продолжает звучать практически во всех последующих. В марте 1940, монтируя стихи в поэму и добавляя пролог и эпилог, Ахматова придала теме памяти еще большую глубину и содержательность; стало очевидно: речь в поэме идет не о личной, индивидуальной Памяти, а о памяти общей – памяти всего народа.

В "Посвящении" Ахматова пишет: "Перед этим горем гнутся горы..." Это горе народное, местоимение "мы" соединяет всех страдающих женщин России; в нем сливаются "я" и "они":

Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

Мы можем заметить, что каждое из стихотворений, входящих в «Реквием», имеет свои жанровые черты: напоминает то историческую песню, то причитание. В результате в поэме - при общности темы, сюжета, характера образа лирической героини - возникает многообразие интонаций и голосов. Они сливаются в некий общий хор. А название поэмы – «Реквием» - вполне соответствует этим особенностям произведения. Вы можете спросить, почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратить внимание и на то, что в своих «Записных книжках» Ахматова писала название поэмы по-латыни – «Reqiem». Так принято называть католическую мессу (службу), богослужение по умершему. Очевидно, Ахматова возводила жанр своей поэмы к жанру реквиема. Также вполне возможно, что эта поэма связывалась в сознании автора с жанром траурного музыкального произведения.

Такой характер жанра реквиема вполне отвечал художественным задачам Ахматовой, которая в своей поэме поднимается над личной болью. Боль ее лирической героини сливается с всеобщим страданием.

Вместе с тем, в каноническом реквиеме за частью «Распятие» следует часть «Воскресение»: мертвые должны воскреснуть для иной жизни. Иначе у Ахматовой: здесь воскресения не происходит. Поэма оказывается литературным эквивалентом народного ритуала - поминального обряда («Пусть так же они поминают меня / В канун моего поминального дня»).

Это усиливает трагическое звучание произведения. И все же, несмотря на отсутствие в «Реквиеме» Ахматовой части «Воскресение», можно говорить о том, что в эпилоге поэмы возникает ощущение просветления, катарсиса.

Это действительно память, потому что жива остаётся только она - память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращённый в памятник, обречён переживать снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих и усопших. «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слезы, струится подтаявший снег». Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» - это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который основан на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа. Поэма «Реквием» - не только скорбный плач, но и суровое предупреждение человечеству.

Домашнее задание. Прочитать стихотворения Марины Ивановны Цветаевой: "Кто создан из камня...", "Идёшь на меня похожий...", "Стихи к Пушкину", "Генералам Двенадцатого года", "Я расскажу тебе - про великий обман...", "Уж сколько их упало в эту бездну...".

/ / / Своеобразие жанра и композиции поэмы Ахматовой «Реквием»

Поема Ахматовой отличается от всех ее предыдущих произведений. Следует сказать, что поэтесса жила во время репрессий, арестов, смертей и голода, и это не могло не отразится на ее творчестве. Для многих поэтов пребывание на Родине приравнивалось к духовной смерти, многие покинули нашу страну и подверглись серьезным гонениям. Но для Ахматовой Родина была ее вдохновением, именно поэтому она не могла покинуть ее.

Поэма «Реквием» имеет лиро-эпический жанр, поэтому в произведении сочетаются эпические и лирические элементы. Как известно, реквием – это траурное песнопение, которое используется католической церковью, им сопровождается погребение. Реквием передает чувства и переживания автора, а также в точности воссоздает хронологические события страшных лет. В лирический сюжет широко включены повествовательные элементы. Жанровое своеобразие поэмы заключается в том, что, несмотря на сильные страдания и переживания, которые являются в тексте лирическим, Ахматова передает точные эпические данные о той поре, понимая характер сталинских репрессий и указывая на основные причины того, что происходит.

«Реквием» состоит из таких основных частей: «Предисловие», «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Распятие» и «Эпилог». «Эпиграф» и «Вместо Предисловия» – композиционные единицы, которые имеют особое смысловое и музыкальное звучание. Эпиграф вводит в лирическое повествование о народной трагедии лирическую тему. Благодаря этим элементам мы понимаем, о чем пойдет речь в данном тексте.

Посвящение по сути продолжает тему, которая уже была заявлена, описываемые события достигают грандиозного размаха. Здесь автор характеризует пространство и время: это тюремные очереди и время “ежовщины”. В канву сюжета вплетаются музыкальные лейтмотивы. Поэма имеет свой звуковой мир: здесь и отдаленные удары, и плач детей, и громыхание черных марусь. Все это свидетельствует об особом музыкальном строении композиции текста.

В «Распятии» все сменяется трагической тишиной. Эта глава являет собой смысловой и эмоциональный центр произведения. В этой части произведения очень много библейских образов и мотивов. В сюжете о современном мы видим аллюзии к библейским образам Иисуса Христа и Марии-Магдалины.

Эпилог переносит нас в настоящее время, мы снова возвращаемся к тюремной очереди под “красною ослепшею стеной”. Вторая часть эпилога звучит как торжественный хорал, который сопровождается ударами погребального колокола. Благодаря этому мы понимаем, как дорога и важна жизнь каждого человека.

«Реквием» – поэма, которая написана для мертвых и живых. Лирическая тема завершается эпически. Анна Ахматова говорит о теме исторической памяти, о том, что если бы ей хотели воздвигнуть памятник, то она желала бы, чтобы его поставили там, где она простояла 300 часов в тюремной очереди. Это смогло бы увековечить память о всех страдалицах-матерях, которые вместе с ней прошли через все круги ада и прочувствовали гнет сталинской машины.

“Реквием” – вершина гражданской поэзии в литературе XX в., дело всей жизни А. Ахматовой. Это памятник всем жертвам сталинских репрессий. Тридцатые годы оказались для поэтессы порой наиболее тяжелых испытаний. Эти годы она проводит в постоянном ожидании ареста, чудовищные репрессии не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась разведенной женой “контрреволюционера” Н. Гумилева, матерью арестованного “заговорщика”. Поэтесса ощущает себя частью народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы

Сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме “Реквием” речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, но и о судьбе всей страны. Семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинграда, страшные годы “ежовщины”, безвинные страдания множества людей в годы массовых репрессий породили произведение огромной силы. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл. Сама композиция поэмы говорит о евангельском подтексте: “Посвящение”, “Вступление”, “Приговор”, “К смерти”, “Распятие”, “Эпилог”.
В начальном четверостишье Ахматова отвечает Жданову, который в своем разгромном докладе о журналах “Звезда” и “Ленинград” писал, что поэзия Ахматовой – поэзия обреченных, совершенно далеких от народа:
Нет, и под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
В “Посвящении” говориться о трагедии всех матерей, как стоящих с ней сейчас в очереди, так и матерей всех времен. Скорбен горестный плач матери о несправедливо осужденном:
Приговор. И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отдалена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо, навзничь опрокинут,
Но идет. Шатается. Одна.
Во “Вступлении” форма стихосложения и размер стиха постоянно меняются. И мы слышим разные голоса. То перед нами просто страдающая женщина, то поэтесса, то Мария. Вот голос, пришедший из горестных русских песен:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Вот – “поэтесса”, оглядывающаяся на погибший серебряный век:
Показать бы тебе, насмешнице,
Что случится с жизнью твоей,
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей.
Ахматова приводит несколько исторических картин, создавая тем самым собирательный образ:
Смертный пот на челе. Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Свои страдания поэт видит как бы со стороны, сознавая для себя невозможность пережить такие испытания:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют
И пусть унесут фонари. Ночь.
Ясная логика и классический строй ее стиха прерываются, размер нарушается. “Черные сукна”, “унесут фонари.” – иносказания, означающие остановившуюся, окаменевшую речь. Поэт не в силах говорить, но, чувствуя себя обязанным озвучить страдания “стомиллионного народа”, поэт говорит, и слова его вновь обретают классические размеры и благородную ясность в “Приговоре” и “К Смерти”.
“Распятие” в поэме похоже на псалом. Жертвенные тюремные очереди приравнивают каждую мать-мученицу к Богородице:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
“Распятие” – это вселенский приговор бесчеловечной системе, походя ломающей судьбы детей и обрекающей матерей на безмерные страдания.
“Реквием” завершается преодолением немоты и безумия – торжественным и величественным стихотворением. Оно перекликается со знаменитыми “Памятниками” – Державина и Пушкина. Под пером Ахматовой эта тема приобретает необычный, глубоко трагический облик и смысл. Поэтесса возводит памятник всем жертвам репрессий в страшные, кровавые сталинские годы. Ахматова говорит о памятнике себе не как поэту, а как матери, одной из многих:
.здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Завершение “Реквиема” звучит как призыв к вечной памяти, к невозможности забыть:
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Сюжетно-композиционные особенности “Реквиема” позволяют автору, встраивая свои автобиографические переживания в контекст целой эпохи, выступить свидетелем и жертвой страшных лет в жизни страны.


(No Ratings Yet)

  1. Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших...
  2. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать...
  3. Гений Пушкина, обаяние личности, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на развитие литературы XIX века, вошедший в историю как “золотой век” русской поэзии. Но...
  4. Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты В России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось...
  5. В то время л гостила на земле, Мне дали имя при крещенье – Анна. А. Ахматова Пересказать биографию Поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не...
  6. Музыка и звук – то, что окружает каждого человека с детства. И волшебство звука не только в том, что он воплощает в себе жизненную ситуацию, как бы впитывает ее в...
  7. Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе. Внутренний...
  8. Заметно меняется в 20-30-е годы по сравнению с ранними книгами тональность того романа любви, который до революции временами охватывал почти все содержание лирики Ахматовой и о котором многие писали как...
  9. Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении “Музе” она точно...
  10. Поэма “Реквием” (вместе с “Поэмой без героя”) стала итогом творческого пути Анны Ахматовой. В ней поэтесса выразила свою гражданскую и жизненную позицию. Ранние стихотворения Ахматовой определяют подход поэта к темам...
  11. Тема реквиема живет не только в литературе. Она живет и в музыке. Свой реквием Моцарт начал писать в 1791 году. Но он не успел его закончить. Это сделали его ученики....
  12. Анна Ахматова прожила долгую жизнь, наполненную историческими катаклизмами: войнами, революциями, полным изменением жизненного уклада. Когда в первые годы революции многие интеллигенты оставили страну, Ахматова осталась со своей Россией, я пусть...
  13. Стихотворение Ахматовой “Клевета” было написано в 1922 году. Оно вошло в цикл стихов “Anno Domini”. В то время в России было много таких людей, “безвинно виноватых” только потому, что они...
  14. Мир человеческой души наиболее полно раскрывается в лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность творчества Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам назвать ее...
  15. Анна Ахматова. Совсем недавно я впервые прочитал ее стихи, вчитался в них. С первых строк завораживающая музыка ее лирики увлекла меня за собой. Я прикоснулся к тому духовному миру, который...
  16. С именем А. Ахматовой в русской поэзии зазвучал новый прекрасный неповторимый голос. Войдя в литературу с поэзией Женской души, она сразу встала в ряд первых русских поэтов. Пройдет немного времени...
  17. Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов о чувствах самой поэтессы, о ее кумирах, о предметах ее восхищения. И одним из неоскудевающим источником творческой радости и вдохновения...
  18. Любовь То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя. Но верно и тайно...

Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын, жутким ударом, "каменным словом" прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями, затем почти двадцать лет ожидания сына. Погиб в лагере ближайший друг Осип Мандельштам. В 1946 году выходит постановление Жданова, которое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери журналов, только с 1965 года начали печатать ее стихи.

В предисловии к "Реквиему", который Анна Андреевна сочиняла с 1935 по 1940 годы, и который был опубликован в 80-е годы, она вспоминает: "В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде". Стихи, включенные в "Реквием", автобиографичны. "Реквием" оплакивает скорбящих: мать, потерявшую сына, жену, потерявшую мужа. Ахматова пережила обе драмы, однако, за ее личной судьбой трагедия всего народа.

Нет, и не под чужим небосводом,

И не под защитой чужих крыл,

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. "Мы все время слышим разные голоса, - говорит о "Реквиеме" Бродский, - то просто бабий, то вдруг поэтессы, то перед нами Мария". Вот "бабий" голос, пришедший из горестных русских песен:

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Вот - "поэтесса":

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей…

Вот дева Мария, ведь жертвенные тюремные очереди приравнивают каждую мученицу-мать к Марии:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

В поэме Ахматова практически не использует гиперболы, видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска "смертельная", шаги солдат "тяжелые", Русь "безвинная", "черные маруси" (арестантские машины). Часто используется эпитет "каменный": "каменное слово", "окаменелое страдание". Многие эпитеты близки к народным: "горячая слеза", "великая река". Народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый голод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

ахматова поэт реквием лирика

Читая последнюю строку, видишь перед собой стену, красную от крови и ослепшую от слез, пролитых жертвами и их близкими.

Много в поэме Ахматовой метафор, позволяющих удивительно кратко и выразительно донести до нас мысли и чувства: "И короткую песню разлуки паровозные пели гудки", "Звезды смерти стояли над нами/ И безвинная корчилась Русь", "И своей слезою горячей новогодний лед прожигать".

В поэме много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений. Все вместе они создают глубокие чувства и переживания.


Поэма «Реквием» была написана Анной Ахматовой не за один год. Она имеет очень занимательную структуру. В чем же заключается особенность композиционного построения поэмы? Так, поэма «Реквием» состоит из разных стихотворений, отдельных частей, которые поэтесса написала в разное время, а потом собрала из них поэму.

Произведение «Реквием» состоит из отдельных стихотворений, которые были написаны Ахматовой в разные годы, но составляющих единую поэму.

Она имеет автобиографическую составляющую.

В «Реквиеме» есть пролог и эпилог. Первое четверостишье и последнее рассматривают тему материнской скорби и печали.

Первое стихотворение (завязка) – рассказ героини о ее трагедии, о том, что ее сына арестовали.

Кульминация поэмы – пятое и шестое стихотворения, которые описывают переживания матери о судьбе ее сына.

Седьмое стихотворение «Приговор» рассматривает тему одиночества и безысходности.

Восьмое рассматривает тему смерти, судьбы. Каждое стихотворение пронизано материнской любовью, которая способна творить чудеса. Мужеству Анны Ахматовой как матери и, конечно же, таким же как она миллионам женщин можно только позавидовать. Они как "жены декабристов" отстаивали очереди для того, чтобы встретиться с ребёнком. Они жертвовали своей жизнью ради жизни сыновей. Весь народ в те времена был погружен во вселенскую муку и отчаянье, но собрал волю в кулак и терпел. Матери всегда чувствуют остро боль своих детей. Поэма передает ярко переживания поэтессы за судьбу ее любимого сына. В этом и заключается автобиографическая направленность поэмы.

Несмотря на то, что стихотворения, из которых состоит поэма написаны в разное время они едины, их объединяет единая тема - тема всесильной материнской любви.

Обновлено: 2017-12-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта