Главная » Дом » Взгляд в прошлое: «Волшебная лыжа Йиркапа. Этнограф Олег Уляшев – о коми лыжной "родословной"

Взгляд в прошлое: «Волшебная лыжа Йиркапа. Этнограф Олег Уляшев – о коми лыжной "родословной"

В столице Норвегии Осло есть знаменитый музей лыж Holmenkollen, где представлены древнейшие средства передвижения по снегу. Среди них хорошо сохранившиеся лыжи норвежских аборигенов - старейшему экспонату почти полторы тысячи лет. Однако это далеко не самые старые лыжи, известные науке. В той же Скандинавии в торфяных болотах найдены лыжи середины третьего тысячелетия до н.э. Ещё древнее «Дубокрайская находка», датируемая второй половиной третьего тысячелетия. Но в мире находится в Национальном музее Коми, известна «лыжа Йиркапа» научному миру уже более 50 лет. Автор научно-популярного информационного портала discover24.ru Анатолий Лёвин разбирался в истории артефакта.

Фото БНК, discover24.ru

Археологические экспонаты лыжного музея Holmenkollen. Верхний экспонат - около 600 года н.э., нижний - 1200 г н.э.

Холодные северные регионы Евразии, как и жаркие юга южного и восточного Средиземноморья, хорошо сберегают «археологическую органику». Объяснение – в кислой среде почво-грунтов, заилении и заболачивании, относительно низких температурах. Здесь, в торфяниках и озёрном иле сохраняются изделия не то, что из кости, рога, коры или дерева, но из кожи и лыка, а иногда даже поделки из травы.

Российский северо-запад относится как раз к таким «регионам-счастливчикам». В 1975 г. на мелководном участке озера Сенница, что в Псковской области, местный краевед И.А.Вощилло нашёл ряд неолитических артефактов – каменные изделия и керамику. На следующий год сюда приехали археологи-разведчики из Ленинграда, и с 1979 года в деревне Дубокрай на берегу озера надолго обосновалась археологическая экспедиция Эрмитажа.

К настоящему времени со дна озера и в торфянике на берегу поднят богатейший материал. Свайные поселения и плотность археологических находок на дне озера натолкнула археологов на мысль, что стоянки погибли от наводнений. Копнули глубже – и наткнулись на культурный слой поселения позднего неолита.

Здесь в сопровождении обломков сосудов, характерных для четвертого этапа развития свайных поселений юга Псковщины, найдена передняя часть лыжи из вяза, отломанная у отверстия для пропуска ремня крепления. Длина фрагмента – 102 см, наибольшая ширина – 9,5, ширина у места слома - 8 см. Лыжа имела выраженную грузовую (ступательную) площадку, но направляющего желобка на скользящей поверхности у неё не было. Поражает тщательность отделки поверхностей лыжи, на которых следы рабочих инструментов были старательно убраны, а сами поверхности, по-видимому, заполированы. По словам местных жителей лыжи такой формы и близких измерений, не имеющие направляющего желобка, делались кустарно вплоть до 50-х гг. нашего века, когда на смену им пришли лыжи фабричного производства. Радиоуглеродная датировка образцов показала время изготовления лыжи в интервале: 2620 – 2165 и 2545 – 2160 лет до н. э.

Но «дубокрайская лыжа» – не самая древняя. Гораздо старше её лыжа, найденная задолго до дубокрайских раскопок Эрмитажа экспедицией Вычегодского археологического отряда Коми филиала АН СССР под руководством Г.М.Бурова в районе посёлка Синдор Княжпогостского района. Ещё в первой половине 60-х годов ХХ века.

Волшебная лыжа Йиркапа

На севере Коми до сих пор в хождении очень древние легенды об охотнике-лыжнике Йиркапе. Впервые её опубликовал в 1905 году классик национальной коми литературы К.Ф.Жаков. Существуют и другие фольклорные записи сказаний о Йиркапе, в разных и весьма отличных друг от друга вариантах.

Один из вариантов легенды выглядит примерно так:

Однажды охотник Йиркап на берегу Синдорского озера (на коми - Сiмдорты) помог лесному духу (лешему) Ворса побороть водяного духа Васа. За это Ворса подсказал Йиркапу найти волшебное дерево Ас пу («Своё дерево»), в котором содержалась душа и счастье охотника. Йиркап изготовил из дерева Ас пу волшебную лыжу и с её помощью наловчился перемещаться в пространстве со скоростью мысли. При этом волшебная лыжа летит по воздуху, а вторая, из простого дерева, скользит по земле. Ни птица, ни зверь не смогли теперь конкурировать с ним, и вскоре Йиркап становится самым быстрым и удачливым охотником. Слава о волшебном охотнике-лыжнике Йиркапе растёт, и тогда враги задумали его погубить. Вероломная колдунья Еретнича превращает свою дочь в голубоногого оленя (в других вариантах легенды, более древних, – в лося), поспорив с Йиркапом, что он не сумеет поймать оленя. Но охотник-лыжник всё же догоняет голубоногого оленя – аж в Уральских горах – и убивает. Тогда колдунья «надоумила» тётку Йиркапа напоить его отравленной водой, в которой были замочены его же онучи (портянки). Осквернённая вода лишает охотника волшебной силы и лёгкости, и во время охоты на Синдорском озере он вместе с лыжами проваливается под лёд. Герой тонет, но волшебная лыжа срывается с ноги и летит на берег с такой мощью, что сбивает могучую сосну. Огромный пень, что стоит на берегу озера, по сей день носит имя Йиркапа, а остров, рядом с которым утонул легендарный охотник, называется Йиркапув – «место под Йиркапом».

Эта древняя легенда народа коми нашла отражение в художественном творчестве. Легенду о лыжнике-охотнике Йиркапе и голубом олене отобразил художник Василий Игнатов.

Картина «Йиркап и голубой олень» из альбома В.Игнатова «Легенды и сказания народа Коми» (1985 г.).

Изображённая В.Игнатовым лыжа Йиркапа не имеет одной малозаметной, но чрезвычайно важной детали - крючкообразной «загогулины». Такие «загогулины» играют роль якоря-тормоза, предупреждающего соскальзывание при подъёме в гору (аналог – альпинистский ледоруб, которым заякориваются в фирн на крутосклоне; иногда помогает даже в случае схода лавины).

В современных охотничьих лыжах это приспособление не используется, применяют камусную обивку из короткошерстной шкуры с ног лося или оленя. Камус сильно облегчает лыжникам подъём вверх по склону. Но обивка камусом «во времена Йиркапа» (в мезолите, как показано ниже), вероятно, ещё не применялась – вряд ли тогда в тиманской тайге существовали способы его надёжного крепления к лыжной поверхности. Вот и придумал Йиркап «якорь».

Камусные лыжи (скольжение «против шерсти» препятствует пробуксовке).

Но найти подходящую заготовку доски с якорем на загнутом кончике тоже сложно. Может, поэтому во всех вариантах легенды подчёркивается, что Йиркап долго искал «своё дерево», чтобы сделать волшебную лыжу. Или изобретал? И, найдя, стал чемпионом среди охотников.

Эта «лыжа Йиркапа» с августа 2010 года демонстрируется в сыктывкарском национальном музее республики Коми. Точнее, обломок, передний конец лыжи, снабжённый тормозом – скульптурной головой лося.

«Лыжа Йиркапа». Артефакту более 7 тысяч лет.

«Лыжа Йиркапа» долгое время находилась в запасниках Национального музея Коми. В 2009-2010 году по просьбе музея специалисты Эрмитажа отреставрировали экспонат, заодно подтвердив возраст артефакта: 7 тысяч лет, материал изготовления – сосна.

Раскопки древнего Синдора

В конце 1967 года в издательстве «Наука» тиражом в 2100 экз. вышла монография Г.М.Бурова «Древний Синдор». В ней обобщены материалы экспедиций, начатых в 1959 году и открывших миру древнейшие поселения людей крайнего севера. Об археологическом богатстве района говорит факт, что уже в первом же сезоне разведка вдоль притоков Вычегды и в окрестностях Синдорского озера обнаружила 17 долговременных стоянок и поселений мезолита, неолита и железного века.

К моменту сдачи монографии в печать лыжа была уже открыта, но в книгу не попала. В ней вообще не рассказывается о деревянных артефактах. Как пишет в предисловии автор, «книга является первой, исторической частью исследования, основанного на материалах района Синдорского озера. Вторая, специальная часть, будет посвящена вещам и сооружениям висских торфяников, показывающих роль дерева, коры и других растительных материалов в быту племен Вычегодского края».

Вторая часть, однако, в свет не вышла, во всяком случае, мне не удалось её разыскать. Были только небольшие статьи в научных журналах. Возможно, это связано с тем, что в начале семидесятых годов археолог на длительное время переключился на другие объекты, занявшись изучением древних надпойменных террас (как пишет о Г.Бурове в диссертации «Неолит Европейского Северо-Востока» В.Н.Карманов, «позднее он открыл в долине Вычегды большое количество памятников на «боровых террасах», число которых значительно превысило торфяниковых стоянок»).

Особый интерес среди ранних открытий Г.М.Бурова представляет поселение Вис I на берегу речки Висы (приток Вычегды) недалеко от Синдорского озера, обнаруженное в 1960 г. В ходе раскопок 1960-1966 годов в толще невысокого холма, образованного древним погребённым гипново-осоковым торфяником, на глубине 0,8 – 3,0 м, наряду с обычными для мезолита кремнёвыми изделиями найдены в законсервированном состоянии более 200 изделий из растительных материалов (дерева, бересты, коры, травы). В том числе охотничьи луки, среди которых огромный лук-самострел возрастом 72 века.

Но главный артефакт среди деревянных изделий стоянки Вис I – обломок лыжи. Точнее, её приподнимающаяся носковая часть, оснащённая снизу скошенным назад выступом в виде головы лося. Для чего выступ, сказано ранее – это тормоз-стабилизатор. Но, по заключению экспертов, скульптура лося выполняла и ритуальные магические функции. Вот она, волшебная лыжа Йиркапа!

На фотографии в музейной экспозиции, скульптура не так явна, как на прорисовке.

Вероятно, свою родословную лыжи ведут с саней на полозьях, которые, в свою очередь, произошли от волокуш. Санные полозья найдены там же, где и «лыжа Йиркапа» – в торфянике Вис I. Самый крупный обломок длиной 185 см и 12-18 см шириной. Эти сани – тоже древнейшие в мире!

Как пишет сам автор открытия в статье «Хронология деревянных сооружений и вещей, найденных в северодвинском бассейне» (1972 г), «Радиоуглеродный анализ образцов из I Висского торфяника в комплексе с другими данными (палинологическими, геологическими, археологическими) позволил датировать многочисленные вещи, найденные здесь, мезолитической эпохой, деревянные изделия которой в СССР ранее не были известны. Находки в торфянике показывают раннее распространение на севере европейской части СССР луков, лыж, саней, рыболовных сетей, берестяной посуды и пр.».

Радиоуглеродная датировка некоторых деревянных изделий, найденных в 1964-67 гг в бассейне Северной Двины (Вычегда - её приток). Возраст образцов рассчитан относительно 1950 г.

6-8 тысяч лет назад климат на Тимане был весьма благоприятен для первобытных охотников и рыбаков. Это середина так называемого атлантического оптимума в северном полушарии, пришедшего на смену тысячелетнему бореальному потеплению, которое подвело черту под ледниковым периодом. В атлантическое время климат был даже теплее, чем сейчас, в нашу эпоху парникового эффекта. Позже климат значительно посуровел, и в среднем и позднем неолите (для европейского северо-востока это IV-III тысячелетие до н.э.) население на севере, вероятно, уменьшилось.

В бассейне Вычегды, в окрестностях Синдорского озера господствовали среднетаёжные хвойные леса с примесью лиственных пород, а лоси наряду с рыбой составляли основу питания первопоселенцев края. Зимы были многоснежные, и лыжи явились крайне важным подспорьем для первобытных охотников.

Зырянам повезло больше – их легендарный охотник Йиркап первым догадался изготовить деревянные доски и приспособить их для быстрой ходьбы по снегу. По крайней мере, древнее «Йиркаповых лыж» пока археологами не обнаружено.

Мы создали Метарейтинг, чтобы вам не нужно было собирать разрозненную информацию о букмекерах по всему Интернету. Теперь чтобы узнать средневзвешенную оценку той или иной конторы и прочитать все отзывы о ней вам нужно зайти только на один сайт. Metaratings.ru даст вам самые объективные цифры, основанные на данных всех ведущих сайтов о беттинге, а также на отзывах и оценках игроков.

Основные направления сайта Metaratings

Рейтинг букмекеров на основе метаоценки — объективный и регулярно обновляемый топ лучших букмекерских контор по мнению экспертов Рунета. Рейтинг призван помочь игрокам выбрать надежный сайт для ставок на спорт в интернете, получив исчерпывающую информацию о букмекерской конторе.

Отзывы о букмекерах — самый полный дайджест отзывов о букмекерских конторах со всего Интернета. Все отзывы разделены на позитивные, негативные и нейтральные. На основе отзывов и оценок игроков мы вывели пользовательский метарейтинг букмекерских контор.

Прогнозы на спорт — мозговой центр нашего сайта. Здесь специалисты и эксперты на постоянной основе делятся лучшими прогнозами и ставками на ближайшие матчи и спортивные события. Аналитики Metaratings.ru предоставляют бесплатные прогнозы на футбол, хоккей, теннис, баскетбол, волейбол, бокс MMA и другие виды спорта.

Школа беттинга — обучающие материалы о правильной игре в букмекерских конторах. Почерпнуть для себя что-то новое могут не только начинающие игроки, но и опытные беттеры. Расшифровка и виды букмекерских ставок, принципы работы букмекерских контор, формирование и движение коэффициентов в линии, стратегии, полезные советы по онлайн-ставкам и многое другое.

Спортивная новости и аналитика — обзор предстоящих и прошедших спортивных событий, актуальные новости из букмекерской сферы. Ставки на футбол и анализ футбольных турниров — основное направление, которому уделяется наибольшее внимание. Остальные виды спорта тоже не остаются без внимания, как и любая другая важная информация о беттинге.

Сделайте ставки на спорт безопаснее для себя с Metaratings.ru!

XII республиканский лыжный фестиваль "Лямпиада" состоится завтра, 10 марта, в селе Большелуг Корткеросского района. Забеги пройдут на разных видах лыж: лямпах, лызях, гоночных лыжах, напоминает пресс-служба Миннаца РК.

Ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН, этнограф Олег Уляшев провел экскурс в историю и представил коми лыжную "родословную".

По словам ученого, лыжи имели широкое распространение в повседневной жизни жителей в Коми крае. Издревле коми охотники ходили на лямпах - широких лыжах. Ширина лямп достигала более десяти сантиметров. Однокоренным слову "лямпа" является слово "лоп" - широкая часть поверхности, лопасть (пелыс лоп - лопасть весла, зыр лоп — лопасть лопаты). Эти слова звучат и в родственных языках, что говорит о древности происхождения слова. Например, в карельском слово "лопасть" звучит как "lapa", "лопата" - "lapie", а созвучное слово "lämpä" переводится с карельского как "изогнутый".

В XII-XIII веках в коми язык из русского (вероятно, через новгородцев) было заимствовано слово "лызь" (от древнерусского лыжЬ, где смягчённый звук [ж’] звучал как [з"] в древнепермском языке).

"Изначально "лызь" и "лямпа" были вариативными (скорей всего, диалектными) названиями одного и того же предмета. Но со временем (по крайней мере, с XVII века - точно) лямпами стали устойчиво называть лыжи-голицы, а словом "лызь" или "кыса лызь" - лыжи, обитые камусом ("камыс", "кыс" - шкура с голени оленя или лося)", - пояснил различия охотничьих лыж Олег Уляшев.

Эти два вида лыж чередовались в зависимости от сферы использования, дальности пути, состояния снежного покрова, погоды. Скажем, по рыхлому снегу целесообразнее ходить на камусных лыжах, так как они меньше утопают в снегу, а по плотному снегу - на голицах, потому что камус быстро бы стирался и его нужно было бы постоянно подновлять или менять. В хозяйственных занятиях возле дома удобнее было использовать более легкие лямпы. А в дальней охоте надежнее были лызи: камус, направленный ворсом назад от носовой части лыж, облегчает подъём по склону, скольжение "против шерсти" препятствует пробуксовке.

О. Уляшев подметил, что слово "лызь", в значении "лыжи на камусах", широко вошло в фольклор. Эпитет "мой ку лызя" (в лыжах, обитых шкурой бобра), например, традиционен для эпического описания удачливого и богатого охотника-богатыря, который может себе позволить "не мелочиться". В реальности такие лыжи, конечно же, не делали, поскольку ценные бобровые шкуры - слишком дорогой товар для того, чтобы использовать их настолько утилитарно. Точно так же не существовало и лыж, обитых дешевой, слабой и непригодной для такого использования заячьей шкурой, хотя людей непостоянных, ненадёжных и двуличных до сих пор называют "кӧч ку лызя" (в лыжах, обитых заячьей шкурой).

Ученый напомнил, что в средние века коми широко славились как опытные лыжники, толмачи и стрелки. В летописях они регулярно упоминаются участниками в качестве проводников новгородских и московских ратей на Предуралье и за Урал. Стоит вспомнить походы русских дружин в XV веке под началом князей Курбских: Федора Курбского-Черного, а затем и его сына - Семёна Курбского-Ярославского. Именно коми в Усть-Вымском городке обучили дружину Семёна Курбского ходьбе на лыжах перед его двухлетним великим походом в Зауралье, а местные мастера смастерили несколько сотен лыж и охотничьих ручных нарт.

В конце XIX - начале XX века в коми язык из русского повторно было заимствовано слово "лыжи", но уже с более твердым звуком [ж]. Это слово вошло вместе с новым типом узких лыж, предназначенных для спортивных пробежек и прогулок по проторенной и утоптанной лыжне. Распространению таких лыж послужило, в частности, и то, что многие коми солдаты возвращались со службы со спортивными фабричными лыжами, полученными в качестве приза за победу в армейских соревнованиях.

"Говоря о спортсменах-лыжниках и спортивно-прогулочных лыжах, правильно использовать слово "лыжи", а не "лызь" или "лямпа", учитывая историю лыж в Коми крае и закрепление в коми языке названий "лямпа", "лызь", "лыжи" за вполне конкретными разновидностями лыж. Понятие "лыжник" в смысле "спортсмен" по-коми правильно сказать "лыжиӧн котралысь", а не "лызьöн котралысь", - пояснил О.Уляшев.

Этнограф уверен, что Коми край с полным правом можно называть родиной лыж. Обломок самой древней в мире лыжи был найден в первой половине 60-х годов ХХ века экспедицией Вычегодского археологического отряда Коми филиала Академии наук СССР под руководством Георгия Бурова в районе озера Синдор Княжпогостского района. Возраст лыжи сотрудники Эрмитажа определили в семь тысяч лет. Сама лыжа немедленно была прозвана "лыжей Йиркапа" в честь известного героя преданий, охотника на чудесных лыжах, связанного с озером Синдор. Артефакт долго находился в запасниках Национального музея Республики Коми, а затем, после реставрации в 2009- 2010 году в Эрмитаже, был выставлен в зале Национального музея Коми. Артефакт примечателен еще тем, что носковая часть снабжена важной деталью - выступом в виде головы лося. Ученые считают, что он применялся не только как тормоз или фиксатор, но и выполнял магические, ритуальные функции.

Любопытно и то, что Млечный путь коми называют не только Чöж туй (Утиный путь), но и Лямпа туй (Лыжный след).

*** В Министерстве национальной политики Республики Коми, которое является одним из организаторов проекта и поддерживает фестиваль "Лямпиада" с самого его становления, отметили, что подробный рассказ ученого показал древнюю основу и стержень, на котором строится лыжный праздник. "Само название фестиваля, образованное от древнего слова "лямпа", сумело охватить глубинную суть национального менталитета и традиций коми. Поэтому новое слово "Лямпиада" легко вошло в современную речь, а фестиваль был принят народом", - считают в ведомстве.

В Миннаце также отметили важность замечания ученого об употреблении в речи названий видов лыж в различных контекстах. "В частности, в связи с признанием бега на лямпах национальным видом спорта правильное использование словосочетаний "лыжиӧн котралысь" и "лызьӧн котралысь" стало принципиально важным", - отметила начальник отдела государственных языков Мира Чуяшкова.

*** Олег Иванович Уляшев, этнограф, фольклорист, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. Поэт, писатель, драматург.

Экспонат Коми культуры возрастом 7 тыс. лет демонстрируется в Коми национальном музее. Это деревянный кусочек лыжи, передняя часть украшена скульптурной головой лося. Он недавно возвращен в Сыктывкарский музей.

Фрагмент лыжи Йиркапа из I Висского
торфяника, по Г.М.Бурову

7 тыс. лет - это удивительно много. Для примера, пятьсот лет назад еще не существовало никаких славян, они были монголами. Фрагменты лыжи сохранились благодаря консервации в толще торфяника.

Брошюра презентация Коми национального музея, Сыктывкар, июнь 2014: Лыжа Йиркапа, возраст 7000 лет и Деревянная фигура идола, возраст 1600 лет .

Одной из самых известных коми легенд является сказание о Коми охотнике Йиркапе, это предание исходит из глубины веков. Великий охотник Йиркап обладал чудесными лыжами необыкновенной скорости, он мог догнать любого лесного зверя. Предание насыщено фантастическими элементами: дерево, истекающее кровью при ударе топором, голубой олень, колдунья, жаждущая гибели Йиркапа. Злая колдунья погубила Йиркапа, он утонул в озере, пытаясь перейти его на своих знаменитых лыжах по ломкому льду. До сих пор место, около которого утонул легендарный коми охотник, называется Йиркапув.

Один из вариантов сказаний о Йиркапе записан Ю.Г.Рочевым в районе деревни Сiмдор, см. Легенды и предания. Коми Йӧзкостса Важ Висьтъяс .

Совсем недавно, в 1960 эта легенда получила подтверждение. Экспедиция Г.М.Бурова нашла I Висский торфяник в Коми Княжпогостском районе у деревни Сiмдор, в котором на глубине 0,8-3,0 метров раскопали более 200 древних деревянных изделий и предметов. Торфяник обнаружен под толщей глинистых озерных отложений в гипново-осоковом торфе и грубодетритовом сапропеле. Раскопки продолжались шесть полевых сезонов. Одним из найденных предметов является кусочек лыжи Йиркапа со скульптурной головой лося.

Фрагмент совсем небольшой, примерно 30см х 12см, передняя часть лыжи. Разумеется, это не современные беговые лыжи, а охотничьи, они очень широкие, чтобы не проваливались в снегу. Для скорости их смазывают салом, или, чтобы не скользили назад обматывают звериной шкурой. Лыжными палками коми охотники не пользуются. Голова лося имела практическое значение - тормозить скольжение лыж назад при подъеме. Не менее важна и магическая роль - обращение к богам для защиты и удачи в охоте. Скульптурные фигурки на переднем конце лыжи могут быть направлены не только вниз, но и вверх для определенных целей.



Лыжи в Коми национальном музее, увеличить


Территория с севера до южных кочевников была заселена нашими предками, финно-угорскими племенами. Как раз примерно 7 тыс. лет назад, как считается, наш единый праязык начал разделяться на разные языки (см. Диалекты Коми языка).

Древнегреческий географ и историк Геродот, живший в V веке до н.э., описывал охотничьи племена йирков и тиссагетов, живших в северных лесах. Примечательна близость слов: "йирки" - северные лесные охотники по Геродоту, и охотник Йиркап - по Коми мифологии. Близко не только звучание, но и смысл слов.

Совсем недавно фрагмент лыжи был возращен в Коми национальный музей, и 17 августа 2010 состоялась новая презентация этого памятника культуры мирового значения. Со времени его обнаружения деревянный экспонат стал разрушаться, и его передали для реставрации в Государственный Эрмитаж (СПб) в мае 2009 года. Более года продолжалась реставрация, художник-реставратор Е.Г.Малькова. Кроме того, была заново проведена экспертиза и подтвержден возраст экспоната 7 тысяч лет, материал изготовления - сосна.

Фрагмент лыжи в музее хранится в прозрачном ящике из оргстекла, при отсутствии посетителей его закрывают от света тканью. Так что очень близко рассмотреть его мне не удалось. На лыжах должны быть для магической силы, но я их не увидел.

Также есть мнение, что этот экспонат напоминает крыло птицы. Это вполне вероятно и ожидаемо, по одной из версий легенд охотник Йиркап мог летать на этих лыжах. Кроме того, символ птицы - один их первейших для коми народа (см. Коми национальные символы).

Иллюстрации: В.Г.Игнатов , Легенды и сказания народа Коми, альбом 1985.

Йиркап и голубой олень.

Yirkap and the Blue Deer.

Йиркап и Коми девушки.

Yirkap and Komi girls.

Yirkap on the bottom of the lake.





Билборд персональной выставки
Сыктывкар, 2007.

Опубл.: К.Ф.Жаков . На севере в поисках за Памом Бурмортом. С.-Петербург, 1905, стр.63-65.

В лесу дремучем, у подошвы холма, между двумя истоками рек, в охотничьей хижине жил Йиркап. Он был охотник и имел собаку.

Эта собака что-то лает (так начал рассказывать Панюков ) на дерево и глядит на на вершину. Лает день, лает другой. Вышел Йиркап, взглянул на дерево, нет ничего там, а собака лает.

Лает она и третий день. Взял топор и ударил им Йиркап дерево, из дерева кровь пошла. И думает охотник, дай-ка я сделаю из этого себе лыжи. И сделал себе он лыжи из этого дерева.

Сделал лыжи - они сами идут. Как шапку положит на них, они стоят, шапку взял - помчались лыжи, как стрела.

Хорошо стало житься Йиркап. Никакой зверь от него не убегал, никакая птица не улетала. Что увидит он, то и поймает.

Озеро Съимты далеко от него лежало, на сотни верст; как печку затопят, выходит из дому Йиркап, к закрыванию печки он возвращается, наловив рыбы в озере.

Жила колдунья. Она и говорит Йиркап: "Есть, говорит, тридцать оленей, и тридцать первый еще. Ты, говорит, тридцать-то поймаешь, а тридцать первого не сможешь".

Смогу, говорит Йиркап. Они об заклад бились. Один говорит - могу, другая - нет, не сможешь.

Йиркап стал охотничать, тридцать-то оленей он скоро и поймал, но тридцать первого не может. Ловил он, ловил, мчался на лыжах, мчался. Олень убегает от него. Намаялся Йиркап, но, напоследок, поймал же. Он схватил оленя, тот вдруг в сороку оборотился, он цап сороку - та вылетала. Йиркап палкой ударил ее и сломал крыло. Эта сорока - была дочь колдуньи.

Живет Йиркап. Ловит рыбу в озере Съимты. По тонкому льду скользит рано осенью на лыжах.

Вот колдунья и говорит тетке Йиркап: "что-то он очень легкий, утонет, надо сделать его тяжелее".

Тетка и дала ему попить воды, процеженной сквозь онучи. Йиркап отяжелел. Направился он на лыжах через лед, одна нога у него завязла в реку, другую ногу оторвало лыжей, которая помчалась к тому берегу и ударила в дерево. Тело Йиркапа утонуло в реке.

Первая публикация статьи 25 сентября 2010 на сайте foto11.com - Новости.
Ссылки





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта