Главная » Красота » Школьный логопед речевое занятие осень. Логопедическое занятие «Осень. — Какой лист слева

Школьный логопед речевое занятие осень. Логопедическое занятие «Осень. — Какой лист слева

Конспект логопедического занятия

Тема «Осень»

(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)

Образовательные цели:

Закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

Расширять и активизировать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать координацию движений с речью;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Воспитательные цели:

Формировать навыки самостоятельности, активности;

Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

Раздаточный материал - картинки с осенними приметами;

Магнитная доска;

Рисунки с зашумленным изображением листьев по количеству детей;

Карандаши по количеству детей ;

Мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто... (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

( Дождь )

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

(Лужа )

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень.

Логопед. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?

Дети. Мы будем говорить об осени.

2. Введение в тему занятия.

Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Игра «Приметы осени»

Логопед. А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Игра «Какая погода»

Логопед. Осенью погода изменчивая. Подумайте, какая она бывает, поиграем в игру «Какая погода?» .

Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая?

Дети. Погода дождливая.

Логопед. Если светит солнце.

Дети. Погода солнечная.

Логопед. Если на улице холодно.

Дети. Погода холодная.

Логопед. Если дует ветер.

Дети. Погода ветреная.

Логопед. Когда дует ветер что происходит с листьями?

Дети. Падают с деревьев, кружатся.

Логопед. Как это называется?

Дети. Листопад.

Логопед. Сейчас мы пройдем на коврик отдохнем и поиграем.

Дети проходят на коврик и проводим физминутку

Физминутка

Листопад.
Листопад, листопад,

(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону )
Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на носочках )
Листья желтые лежат,

(выполняют наклоны с движением рук )
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

( )
Папа, мама и листенок.

( )

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш] )
Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх )

Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?».

Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.

Логопед. Мы поиграем в игру «Что ты видишь?». У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья. Посмотрите внимательно, листья спрятались друг за друга. Определите и скажите, какие вы видите листья? Каждый называет по одному листочку и обводит его.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Логопед. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Логопед. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Большой – маленький» . Я буду бросать мяч, и называть большой предмет, а вы будете называть маленький.

Дети выходят на коврик и встают в круг.

Лист – листочек, листик, гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка - веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча - тучка

Логопед. Поиграли, молодцы.

Работа по составлению рассказа с опорой на картинки - схемы.

Логопед. А сейчас посмотрите внимательно на доску, на ней изображена картинная схема рассказа. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ об осени вместе со мной, глядя (опираясь) на схему – подсказку.

Дети пробуют составить рассказ с помощью логопеда.

Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Логопед. Молодцы, вам понравилось составлять рассказ по картинкам - схемам?

Завтра вы попробуете самостоятельно составить рассказы об осени, а помогут вам наши картинки – схемы.

3. Итог занятия.

Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.

Занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»

Учитель-логопед

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

1.Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».

3.Продолжать учить согласовывать движения с речью.

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

5.Развивать речевое дыхание.

6.Развивать гимнастику.

7.Развивать пространственные представления.

8.Развивать внимание, память.

9.Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

10.Активизировать глагольный словарь по данной теме.

11.Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

12.Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением..

Оборудование:

Картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Ход занятия:

    Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

Л.:-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!

Л.:-Давайте, мы с вами вдохнем носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение (элементы дыхателной гимнастики)

А теперь давайте я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, а потом мы улыбнемся друг-другу (элементы артикуляционной гимнастики)

Загадка:- Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Л.:- Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Л.: - Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса. Дети идит по кругу вокруг листьев на полу.

Л.:-Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

Л.:-Какого цвета листья?

(ответы детей).

Л.:-Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

Л.:-Да, листья разных цветов, они разноцветные.

Л.:-Какие у нас листья?

(ответы детей-называют листья).

Л.:- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). – Давайте мы с вами их закрепим (элементы пальчиковой гимнастики) :сентябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем ребром ладони правой руки; октябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем кулаком правой руки; ноябрь-хлопаем двумя ладонями.

    Введение в тему

Л.:-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду - листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

Л.:-О каком времени года это стихотворение?

Ответы детей:-(об осени).

Л.-: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

Ответы детей:-Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.

    Игра «Подбери действие».

Л.: - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Л.: - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Л.:-Листья осенью (что делают?)

Ответы детей:-Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Л.:-Дождь осенью?

Ответы детей:-Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Л.:-Урожай осенью?

Ответы детей:-Урожай осенью убирают.

Л.:-Птицы осенью?

Ответы детей:-Птицы осенью улетают.

Л.:-Деревья осенью?

Ответы детей:-Деревья осенью роняют листья.

Л.:-Звери осенью?

Ответы детей:-Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

    Физминутка

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

    Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Л.:-Лист с березы? Ответы детей: – березовый,

Лист с рябины? Ответы детей: – рябиновый,

Лист с дуба? – дубовый.

Лист с осины? – осиновый.

(дети подбирают картинки с листьями к нужному дереву на картинке).

    Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

    Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

(Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

— Какой лист в середине?

— Какой лист слева?

— Какой лист справа?

(ответы детей).

    Пересказ рассказа по картинкам.

Л.: - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам. «Осень» Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

(Пересказ рассказа детьми)

    Релаксационная минутка.

Л.:-А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Звучит спокойная музыка.

    Итог занятия

Л.: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Л.:-Спасибо всем большое, за то, что они так хорошо справились с заданиями, все были умницами. Давайте себе за это похлопаем(дети хлопают в ладони).

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень»

учитель-логопед

Косоротова Ирина Борисовна

Цель:

Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.
  3. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.
  5. Развивать речевое дыхание
  6. Развивать пространственные представления.
  7. Развивать внимание, память.
  8. Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

Кукла «Осень», мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, игрушка-телефон.

Ход занятия:

  • Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

— Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

— Какого цвета листья?

(ответы детей).

— Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

(Да, листья разных цветов, они разноцветные).

— Какие у нас листья?

(ответы детей).

  • Введение в тему

-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду- листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

— О каком времени года это стихотворение?

(об осени).

  • Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).

Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.

Давайте подышим ароматом осеннего леса!

  • Введение в тему

(Звучит музыка осеннего леса).

— Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

(Ответы детей).

-Какие еще приметы осени вы знаете?

(Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки и сапожки).

— А какие вы знаете осенние месяцы?

(ответы детей).

— А сейчас нам Таня расскажет стихотворение про осенний месяц – октябрь.

/выходит ребенок и рассказывает стихотворение/.

— Ребята, давайте соберем букет из осенних листьев.

  • Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки),

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(загибать поочередно пальцы).

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Дождь-дождик, лист-листик

Ветка-веточка, трава-травка и т.д.

  • Игра «Подбери признак»

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

— Кому я брошу мяч,тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

-Какие листья осенью?

-Какие деревья?

-Какая трава?

-Какой дождь? и т.д.

  • Физминутка

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

  • Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Лист с березы – березовый,

Лист с рябины – рябиновый,

Лист с дуба – дубовый.

Лист с осины – осиновый.

(дети подбирают листья к нужному дереву).

  • Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

  • Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

(Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

— Какой лист в середине?

— Какой лист слева?

— Какой лист справа?

(ответы детей).

  • Релаксационная минутка.

— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Звучит спокойная музыка.

  • Итог занятия

— Занятие подошло к концу.

— Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии.

— На следующем занятии мы продолжим разговор об осени, а сейчас всем спасибо, вы свободны. Дома вы нарисуете осеннюю картину.

Надежда Аникина

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень » .

Коррекционно-образовательная задача :

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;

Активизировать глагольный словарь по данной теме ;

Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающая задача :

Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;

Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача :

Воспитывать положительное отношение к временю года «Осень » , показать детям, что у погоды нет плохой погоды, что каждое время года особенно по своему;

Контроль за собственной речью и речью других ребят.

Оборудование : презентация (картинки осень , кубики по временам года, картинки для дыхательной гимнастики, мяч, панно из листьев.

Дети должны знать :

1. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ :

Осень , листва, листопад, стая, заморозки, дождь, (осенняя ) пора, тучи, лужи, туман, животные, берлога, дупло, нора, слякоть, увядание, сентябрь, октябрь, ноябрь, зонт, дерево, сосна, ель, ива, береза, клен, рябина, дуб, осина.

2. ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ :

Опадать, осыпаются, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать, менять, летят, шуршат, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, одеваются, готовятся, увядают, моросит, расти, падать, рубить, собирать.

3. СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ :

Красный, желтый, оранжевый, бордовый, багряный, осенний , дождливый, холодный, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, хвойный, разноцветный, унылая, грустная, прощальная, дальний, хмурая, сырая, дивная, прекрасная, голые, лиственный, смешанный, высокий, низкий,

олодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, широкий, пышный, осенний .

4. СЛОВАРЬ НАРЕЧИЙ :

Пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро, пышно, высоко, низко, густо, редко.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед : Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычное занятие , мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек . Я … (осень )

Логопед : Правильно, мы отправляемся в Осень (появляется слайд осень ) .

Для начала ребя мы с вами сделаем зарядку для язычка :

Артикуляционная гимнастика

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать . Раскрывать и закрывать рот. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитирование жевания. Нам радостно и весело в осеннем лесу , улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты) . Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами. Язычок в чащобе. Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами) . Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы зубов на языке- это тропинки в лесу. Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так. Чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и зубы при этом неподвижны. Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубки. Почистить языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Логопед : Молодцы, ребята.

Игра «Осенняя копилка » .

Логопед : - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете ? (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

Логопед : - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете ?

Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.

Дует злой северный ветер.

Часто идет холодный дождь.

Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.

Листья покрывают землю разноцветным ковром.

Птицы улетают в теплые края.

Люди собирают урожай.

В лесу появились грибы и ягоды.

А вот у меня в руках есть кубики, скажите мне, пожалуйста, когда это бывает?

Логопед : Молодцы, вы уже сказали, что дует холодный ветер, давайте вместе сделаем дыхательную гимнастику.

Дует осенний легкий всторок : «У-у-у-у-у-у у» , (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер : «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и. носу, закричали мм : «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки висят , осипше. кисточки с нами говорят : «А-о-у-и» .

Развитие физиологического дыхания

Статическое упражнение.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз» , «два» , «три» выдох ртом.

У детей на столах лежат картинки «Осень » ,дуем и смотрим, что же у нас там нарисовал художник.

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Логопед : Молодцы. Ой ребята, а кто это у нас шуршит под столом (заглядываем под стол, да это же гномик, он хочет вместе с нами поиграть в игру.

Игра «В гостях у Гном-гномыча» .

Цель : учимся называть уменьшительно- ласкательно слова.

Лес, гриб, дерево, лист, цветок, дождь, туча, ветер.

Логопед : Молодцы ребята, вы и с эти заданием справились.

Давайте с вами передохнем и сделаем вместе с гномиком пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Осень » .

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал : Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Логопед : Хорошо ребята, но гномику пора бежать к своим братьям. А мы продолжаем с вами дальше.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист .

Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют , опадают и т. д.

Дождь осенью - Дождь осенью моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - Урожай осенью убирают .

Птицы осенью - Птицы осенью улетают .

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья .

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Игра «Один-много»

Цель : учимся называть слова во множественном числе.

Гриб, дерево, ягода, лист, лужа, куст, дождь, ветка, туча, сук.

Логопед : Ребята, вы наверно уже засиделись, давайте с вами встанем на ножки.

Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы» .

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы» .

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

Логопед : А сейчас,я проверю на сколько вы знаете осенние листочки . (плакат с листьями, которые мы насобирали) .

Игра «Назови лист»

Логопед : - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

Пересказ рассказа по картинкам.

«Осень »

Наступила осень . Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Релаксационная минутка.

Логопед : - А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку , закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке» , логопед читает стихотворение. Звучит музыка для релакса.

«Осенью » (А. Плещеева)

Осень наступила .

Высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит;

Ветер в поле воет;

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья

Птички улетели

В тёплые края.

Итог занятия . Логопед : - Занятие подошло к концу , скажите, о каком времени года мы говорили на занятии ? Что мы сегодня с вами повторили, что узнали? Что вам больше всего понравилось на занятие ?


Зинаида Приведенцева
Логопедическое занятие «Осень»

Цели : Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают); исчезают насекомые, улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов.

Коррекционно- образовательные задачи :

Формировать зрительный гнозис

Совершенствовать навыки согласования слов в предложении

Совершенствовать грамматический строй речи

Активизировать и расширить словарь по теме : «Осень » , «Фрукты - овощи, «Грибы»

Стимулировать речевую активность детей

Работать над расслаблением мышечного тонуса

Совершенствовать речевые навыки и умения

Коррекционно- развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие

Закреплять представление о характерных признаках осени .

Активизировать в речи детей образные выражения из стихотворения И. Михайловой «Как обидно»

Развивать способность к самоконтролю

Развивать координацию в системе «глаза - рука» , т. е. развитие синхронности движений глаза и ведущей руки, а так же укрепление межфункциональной связи

Развивать длительность и плавность речевого выдоха

Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение

Развивать координацию движений с речью;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Коррекционно - воспитательные :

Формировать навыки сотрудничества на занятии , умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру

Воспитывать умение правильно вести себя

Здоровьесберегающие технологии :

1. Дыхательная гимнастика со словами

2. Пальчиковая игра «Осенний букет »

3. Упражнение для коррекции глаз «Мы листочек увидали»

4. «Рисование нитью»

Оборудование :

Декоративныетыковки с буквами «О,С,Е,Н,Ь» ; блюдо с овощами - фруктами, 2 корзинки; изображения гриба, маленькие грибки; мяч; листы бархатной бумаги с нарисованными контурами листьев, клубки ниток на каждого; рисунки с зашумленным изображением листьев по количеству детей; карандаши по количеству детей; мяч.

Словарная работа :

Расширять предикативный (глаголы : кружиться, летать, осыпаться, падать и др.) и адвербиальный (прилагательные : поздний, золотой, багряная, яркий и др.) словари.

Активизировать словарь : листопад, золотистая, капризная, поздняя (осень , короче лазурное, хмурое, пасмурное (небо, мелкий, моросящий (дождь) и др.

Предварительная работа :

Знакомство с русскими поэтами. Чтение стихотворений А. С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье» , А. И. Плещеев «Осенью » , И. Бунин «Лес, точно терем расписной» .

Знакомство с приметами осени .

Рисование на тему : «Золотая осень » . Наблюдение за осенней природой , сбор листьев для изготовления «Осеннего букета » .

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед : Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться не лень! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей.

Показать небо

Показать ветерок (машем руками влево - вправо)

Показать дубок.

Жест вправо

Жест влево

Руки к груди, затем развести в стороны.

Дети садятся.

Логопед :

Тихо в осеннем притихшем лесу ,

Листья кружатся, смотри на лету,

Будто о жизни прошедшей грустят,

Дереву словно : «Прощай» говорят.

Воздух прозрачен, чист и душист,

Разноцветным ковром ложится лист.

Поздний осенний цветок веселит ,

Прозрачный ручей мирно журчит,

Певчие птицы к отлету готовы,

Труженик - дятел деревья долбит,

Желуди дуб роняет, шуршит,

Дерево клен цветом красным горит.

И хочется видеть всё то без конца –

Картину, достойную кисти творца.

Пышные ивы склонились к воде,

Желтые косы полощут в воде.

Логопед : Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. Класс наполнился красками. А у вас радостное настроение? (ответы детей) Вот и хорошо.

II. Основная часть.

Логопед : А теперь волшебство (звучит волшебная музыка)

Я взмахну правой рукой и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет!

Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза, а когда откроют, будут смотреть только на меня.

Открывайте!

У нас сегодня необычное занятие , мы с вами будем путешествовать!

Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.

Выполним такое задание : надо разложить декоративные тыковки по росту. На тыковках буквы, надо прочитать слово, которое получилось. Готовы!

(Ребята раскладывают тыковки по росту, читают хором : «Осень » )

Логопед :

Да, действительно осень . Осень – удивительное , очаровательное время года. Она радует нас изобилием красок, пышным убранством. Про осень можно сказать много красивых слов.

Назовите, какие осенние месяцы вы знаете ? (сентябрь, ноябрь, октябрь)

Как можно назвать осень в сентябре ? (Ранняя, золотая)

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Ребята, назовите, признаки ранней осени ? (Осенью листья желтеют , птицы улетают в теплые края. Солнце светит, но не греет. В лесу появились грибы и ягоды)

Как можно назвать осень в октябре ? (Дождливая)

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Ребята, назовите, какие признаки вы знаете в середине осени ? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Часто идёт дождь)

Как назвать осень в ноябре ? (Поздняя)

Позднюю осень называют «серебряной» . Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Какие признаки поздней осени вы знаете ? (На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. На полях, в огородах собрали урожай)

Логопед :

Ребята, осень - это не только красивое время года, но и немного грустное. Я предлагаю вам послушать стихотворение И. Михайловой «Как обидно» :

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты лист резной

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья пестрые подул, подул, подул

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно…

Вопросы к детям :

В какие цвета перекрашивала осень листья в стихотворении.

Чем красила осень ? (предложить повторить строки по тексту)

Покажите как ветер щеки надувал.

Давайте покажем, как ветер подул на деревья.

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно… (покажите как вам обидно)

Листьев нет, лишь ветки видно.

Логопед :

Листочки осенние на веточках висели , ветерок зашалил. Закружил осенний лист и упал под ноги, даётся вам задание, пройдите испытания!

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил. (Дождь)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

По городу дождик осенний гулял ,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают. (Осень )

Логопед :

Хоть Осень и не такое веселое время года как лето, но грустить - то особенно некогда. Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья и компоты. У меня их вон целый поднос (показывает) . Ой, что же это я наделала! Все перепутала! Вы помогите мне, ребята, разложите мой урожай. Овощи в одну корзину, фрукты - в другую.

Игра “Разложи фрукты и овощи” - дифференциация «фрукты - овощи»

(из подноса с овощами - фруктами выбирают : девочки - овощи, мальчики - фрукты)

Образование относительных прилагательных

Логопед :

Какой бывает сок, подумай, не зевай!

Своё словечко быстро, точно называй!

Сок из фруктов - (какой) .

Логопед :

Много блюд из овощей, салатик назови скорей!

Салат из овощей - (какой) .

Физкультминутка

Заходи в осенний лес !

Много здесь вокруг чудес!

Вот березки золотые стоят,

Под березками грибочки на нас глядят.

В корзинку прыгнуть хотят.

Дети выполняют ходьбу на месте

Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг

Поднимают руки вверх

Приседают и выполняют упражнение "Грибок"

Встают и выполняют упражнение "Корзинка"

Упражнение "Грибок" - на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой, затем поменять руки.

Упражнение "Корзинка" - пальцы переплести "замочком", ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы

(ручка корзинки)

Игра «Четвёртый лишний» (обобщение - исключение)

Логопед :

Вышли на полянку, сели все в кружок, угадай, кто лишний, милый мой дружок!

Как назовём одним словом? (грибы) Что лишнее, почему? (ответы детей)

Подбор родственных слов :

Логопед :

Очень скучно одному, здесь в лесу расти грибку. Кто грибку родню найдёт? Слова - родственники подберёт?

(Дети называют слова, которые придумали, берут из корзинки грибки и ставят возле большого гриба)

Игра с мячом «да или нет»

Логопед : - Отвечай быстро на вопросы стихотворения :

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Туманы осенью плывут ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достают ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать.

Логопед :

Давайте подышим осенним воздухом все вместе скажем :

Ах, какой чудесный воздух!

Ах, как красиво в осеннем лесу !

Ах, сколько листьев под ногами!

(Дети выполняют глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот, предложения произносятся на выдохе)

Пальчиковая игра «Осенний букет »

Логопед :

Ребята, давайте соберём осенний букет .

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба.

Мы соберём

В вазу осенний букет отнесём . Сжимать и разжимать кулачки

Загибать поочерёдно пальцы

Сжимать и разжимать кулачки

Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?» .

Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.

Логопед :

Мы поиграем в игру «Что ты видишь?» . У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья. Посмотрите внимательно, листья спрятались друг за друга. Определите и скажите, какие вы видите листья? Каждый называет по одному листочку и обводит его.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Логопед :

Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Упражнение для коррекции зрения - «Мы листочек увидали»

Мы листочек увидали и с листочком поиграли.

Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели.

Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели.

Ветер вверх поднимал и на землю опускал…

Всё! На землю улеглись.

Глазки закрываем, глазки отдыхают. Дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Отвести листик вправо, проследить движение взглядом.

Отвести листик влево, проследить движение взглядом

Поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз.

Покружиться и присесть, опустив на пол.

Закрыть глаза.

«Рисование нитью» - мелкая моторика

(Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных листьев и клубки ниток на каждого ребенка)

Логопед :

Нужно аккуратно нитью выложить предмет по контуру.

Логопед :

Что бывает, когда с деревьев падают осенние листья ? Назовите это явление природы, одним словом. (листопад)

Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад

Игра «Лесное эхо»

Логопед :

Вот подошло наше путешествие к концу.

Расставаясь с осенью , давайте поиграем с лесным эхом.

Логопед : Эхо лесное, спросить могу?

Дети : - Ау - ау - ау!

Логопед : - Куда это листья лесные пропали?

Дети : - Опали - опали - опали.

Логопед : - Птички - певички, давно ли галдели?

Дети : - Летели, летели, на юг улетели.

Релаксация.

Логопед : - Поздней осенью всё погружается в сон. Поэтому и мы с вами примем удобную позу и закроем глаза. Вы не заснёте по-настоящему, будете всё слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока «не проснётесь» . Спокойный сон закончится, когда я скажу : «Открой глаза» . Внимание : наступает «волшебный сон» .

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза) -

Сном волшебным засыпаем.

Наши ручки отдыхают,

Наши ноги отдыхают,

Отдыхают, засыпают (2 раза) .

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза) .

Дышится легко, ровно, глубоко.

(Пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

III. Итог занятия .

Логопед : - Занятие подошло к концу , скажите, о каком времени года мы говорили на занятии ? Что бывает только осенью ?

Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии ?

Чем отличается осень от лета ? (Рассказы учащихся)

Что бывает только осенью ? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

Вы сегодня очень хорошо работали на занятии , правильно отвечали на вопросы.

На этом занятие окончено . До свидания.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта